№ УЭ |
Учебный материал с указанием задания | Управление обучением |
УЭ 0 | Организационный момент
|
|
0.1 | Цель: проверить готовность учащихся к началу занятия и создать положительный настрой на работу.
- Проверьте, все ли готово к уроку русского языка. Психологический настрой (Дети берутся за руки и под тихую музыку повторяют слова) Я – твое благо, Я – твоя улыбка, Я – твоя радость В жизни земной.
|
Самоорганизация Самопроверка
На доске: благо улыбка радость в жизни |
УЭ 1 | Актуализация опорных знаний Цель: через актуализацию опорных знаний совместно вывести тему и целеполагание урока. |
|
1.1 | На доске: благо улыбка радость в жизни - Какая часть речи у нас в гостях? (Имя существительное) - Что мы знаем о нем?
- Что мы изучаем? (Три склонения имен существительных) Мы смекалистые дети, Все хотим узнать на свете, Мы искали и нашли – Три склонения прошли.
- Что же мы знаем и умеем по данной теме? ЗНАЕМ: УМЕЕМ: ● три склонения имени ● распознавать типы существительного; склонений; ● памятку определения ● пользоваться памяткой; склонения имен ● ? существительных.
|
Учебный диалог Самоосмысление и самовыражение
На доске блок «Имя существительное» Учащиеся составляют рассказ об имени существительном по блоку (развитие монологической речи)
Учебный диалог Самоосмысление Самовыражение
|
1.2 | Словарно – орфографическая работа а) Модуль №1
Цель: закрепить умение определять склонения имен существительных.
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением | 1.
2. | Образуйте от данного слова три однокоренных существительных 1 – го , 2 – го, 3 – го склонения.
Старый –
Сделайте вывод.
| Работайте в малых группах
Применяйте алгоритм. Проверяйте по «ключу» |
«КЛЮЧ» Старушка, старик, старость. - Какие орфограммы встретились? - Какие знания и умения помогли Вам образовать имена существительные разных склонений? (Знания о типах склонений и памятка определения склонений) Вывод: важно соблюдать два признака определения склонения имени существительного (род и окончание). б) шампунь мозоль тюль - Предложите задание. ( Подобрать подходящие имена прилагательные и записать словосочетания) ж.р., 3 скл. мозоль (какая?) больная м.р., 2 скл. тюль (какой?) прозрачный м.р, 2 скл. шампунь (какой) цветочный - Трудно было подобрать имена прилагательные? - В чем затруднялись? (В определении рода имен существительных) - Какой вывод можем сделать? (Надо хорошо знать род имени существительного, пользоваться словарем. По роду и окончанию определить склонение)
|
Работа по модульной карточке в малых группах
Работа над культурой речи
Работа над орфограммами
Работа над орфограммами
Работа в тетради Индивидуальная работа у доски (2 учащихся)
Рефлексия |
1.3 | Подготовка к выводу темы и целеполагания - В одной тетрадке ученика я увидела запись: м.р. «Нет товарища – 1 скл. м.р. нет героя – 1 скл. м. р. нет друга – 1 скл.» - Когда я сказала ему, что он не прав, ученик мне ответил: «Существительное товарища – м. р., окончание –а, значит, оно первого склонения» - А вы согласны с учеником? (Нет) - Докажите. (Мы умеем определять склонение имени существительного в Им. п. ед. ч., а имена существительные в Р. п.) - Как быть? (Следовательно, нужно поставить имя существительное в начальную форму) в ед. ч. род Н. ф. скл. в Им. п. -
- Работа по блоку «Типы склонений имен существительных» 1 – е скл. 2 – е скл. 3 скл.
ж.р. м.р. ср. р. ж. р. м. р. - Давайте проверим наши рассуждения по учебнику. - Прочитайте памятку в учебнике на стр. 191. - Поможем исправить ошибки? м.р. нет товарища – 2 скл. м.р. нет героя – 2 скл. м. р. нет друга – 2 скл. - Назовите тему урока. (Склонение имен существительных, употребленных в косвенных падежах) - Что мы должны знать и уметь по данной теме? ЗНАТЬ: ● три склонения имени существительного; ● памятку определения склонения им. сущ. в косвенных падежах. УМЕТЬ: ● распознавать типы склонений существительных в косвенных падежах; ● пользоваться памяткой.
|
Устно читают Работа над культурой речи «Говори правильно» Учебный диалог Самоосмысление и самовыражение
Выделение проблемы
Возвращаемся к ?. УМЕТЬ: Определять склонение им. сущ. в косвенных падежах
Устная работа у доски
Индивидуальная работа у доски (3 учащихся) Работа в тетрадях
Беседа Самоосмысление, самовыражение, Самоутверждение
Совместный вывод темы и целеполагания |
УЭ 2 | Работа над новой темой Цель: отработать знания и умения по теме через выполнение заданий различного характера. |
|
2.1 | Работа со словосочетаниями – Что вы предлагаете? (применить наши знания) Работа по модульной карточке №2.
Модульная карточка №2
ЦЕЛЬ: отработка умения определять склонения имен существительных в косвенных падежах.
№ УЭ | Учебный материал с указанием задания | Управление обучением | 1.
2.
3.
4.
5.
| Прочитайте словосочетание. 1 – в. въехать в деревню посинеть от мороза помогать товарищу пролетел над площадью смотрел на дорогу 2 – в. написал о Москве прокатился на тракторе принесли из магазина плескались в проруби скакал на лошади
Запиши его.
Определи падеж имени существительного.
Определи склонение имени существительного.
Сделай вывод. | Работай самостоятельно
Применяй памятку
Проверь по «ключу».
Работай в ППС Работай в ПСС |
- Какие знания и умения нам помогли определить правильно склонение имен существительных? - Кому было трудно? - В чем заключалась трудность? (Имена существительные стояли не в именительном падеже, то есть в косвенных падежах) - Кому было легко?
| Работа в ППС, ПСС («Эскалатор»)
Самоосмысление Самовыражение Самоутверждение через работу в ППС, ПСС |
2.2 | Работа над пословицами
1 скл. И. п. Д. п. 1 скл. Д. п. 3 скл. Птица радуется весне, а младенец радуется матери.
- Предложите задание, исходя из темы урока. 1. Определить падеж. 2. Определить склонение. - В чем сложность выполнения задания? (Имена существительные даны в предложении) - Рассуждаем устно, опираясь на алгоритм. Х ? падеж
Род -
Скл. - Что заметили? (Имена существительные в Д. п., ж. р., но окончания разные) - Почему? (Имена существительные разного склонения) - Какой вывод можем сделать? (Окончания имен существительных зависит от склонения)
|
Работа у доски. Фронтальная дискуссия
Мера помощи (алгоритм)
Проблема. Блок на доске
| 1 скл | 2 скл | 3 скл | Р.п. | и |
| и | Д.п. | е |
| и | П.п. | е | е | и |
|
2.3 | Срез на обучаемость - Предлагаю проверить знания по теме через выполнение самостоятельной работы.
Цель: проверить свои знания по теме урока.
Задание: укажи падеж имен существительных и определи склонение.
1 – в. И.п. 1 скл. В.п. 2 скл. Р.п. 2 скл Работа веселит сердце человека.
2 – в. Р.п. 2 скл. И.п. 1 скл. В.п. 2 скл. От безделья собака на ветер лает.
- Какие умения мы отрабатывали? - Чем пользовались при определении склонения имен существительных? - Какого склонения не встретились имена существительные? Приведите примеры. (3 скл.) - Кто затруднялся при выполнении? - А кому было легко? - Чем пользовались при выполнении задания? | Самостоятельная работа по карточке
Самоутверждение
Обратить внимание на противоположность значения пословиц.
Проверка: сверка с «образцом» учителя. Каждый ученик проверяет индивидуально.
Подводятся итог, выясняются ошибки, коррекция Использование цветовых сигналов |
2.4 | Игра «Слова рассыпались» На доске: Ночь, ключ, чащ, речь, врач, крыш, рожь, пляж, свеч, тишь, малыш, луж. - Что общего? (Имена существительные с шипящим звуком на конце) - Чем отличаются? (Разные склонения) - Предложите задание. (Разбить слова на группы, исходя из темы урока) ночь ключ чащ (Р.п., мн.ч.) речь врач крыш рожь пляж свеч тишь малыш луж - Чем похожи имена существительные каждой группы? (3 скл., 2 скл ., 1 скл.) - Что заметили? (В 3 скл. пишется мягкий знак после буквы шипящего звука) Вывод: Ь после шипящего – это орфограмма.
Он в слове «мать» и в слове «дочь», И в тихом лунном слове «ночь». Чтоб никого не огорчить, Он все старается смягчить. - Получилось ли? (Нет) - Что обозначает мягкий знак после буквы шипящего звука? (3 скл.) Вывод: если имя существительное во мн. числе, то, чтобы определить склонение, необходимо поставить его в начальную форму. |
Самоосмысление, самовыражение
Фронтальная дискуссия
Учащиеся самостоятельно делают вывод
|
УЭ 3 | Закрепление изученного материала. |
|
УЭ 3.0. | Цель: закрепить знания и умения по данной теме в измененной ситуации |
|
УЭ 3.1 | - Предлагаю поработать в группах. - Объединитесь в группы. - Выберите консультанта. Цель: проверить умение определять склонение имен существительных в косвенных падежах.
Задание: обозначь в скобках падеж имен существительных, склонение и выдели окончание.
У каждого дела Запах особый: В булочной пахнет Тестом (Т.п. 2 скл ) и сдобой (Т.п. 1скл.). Мимо столярной идешь мастерской - Стружкою (Т.п. 1 скл.) пахнет И свежей доской (Т.п. 1 скл.). Пахнет маляр (И.п. 2 скл.) Скипидаром (Т.п. 2 скл.) и краской (Т.п. 1 скл.). Пахнет стекольщик (И.п. 2 скл.) Оконной замазкой (Т.п. 1 скл.). Рыбой (Т.п. 1 скл.) и морем (Т.п. 2 скл.) Пахнет рыбак (И.п. 2 скл.). Только бездельник (И.п. 2 скл) Не пахнет никак.
Вывод: в творительном падеже окончания – ом, - ем, - ой, - ою. - Почему существительные в творительном падеже имеют разные окончания? Вывод: окончание существительных зависит от склонения. | Работа в малых группах
Самовыражение Самоутверждение Самореализация
Проверка контрольной пары
Подчеркнуть значимость склонения |
УЭ 4 | Итог урока Цель: подвести итог урока - Назовите умение, которое мы отрабатывали на уроке. (Определение склонения имени существительного в косвенных падежах) - Кому было трудно? - Кому было комфортно на уроке? (Сигнал зеленый) |
Самовыражение Самовывод итога урока Рефлексия Использование цветовых сигналов |
УЭ 5 | Информация о домашнем задании Цель: предложить учащимся самовыбор домашнего задания. Проверить уровень выполнения домашнего задания |
Упражнения учебника стр. 92 – №174, №176 по выбору |
|
Спасибо за урок!
|
|