Этапы урока | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, универсальные) | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые УУД | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1.Организацион ный момент. | Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Осознанно входят в пространство учебной деятельности. | -Прозвенел звонок. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам совершить интересные открытия на этом уроке. 1. Прочитайте высказывание на экране. Как понимаете смысл высказывания? Слайд 1 презентации: «Русский язык нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед» (Изучить и научиться можно только включаясь в работу.) 2. Выберите для себя установку на урок. Запишите первую букву (первые буквы) своей установки (установок). Например, если я хочу быть на уроке сегодня внимательным и активным, то запишу: в, а Слайд 2 презентации: •Я буду внимателен •Я буду старателен •Я буду трудолюбив •Я буду доброжелателен •Я буду активен •Я буду успешен
| Личностные УУД: формирование интереса (мотивация обучения). | Наблюдение. |
2.Актуализация знаний. | Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы. | Работают над соответствием терминов и их толкованием, проверяют собственные знания, оценивая их. | - Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали части слова. Предлагаю вам учебную игру «Лото. Знакомые части слова». Тот, у кого красная карточка читает начало фразы. Например: «Корень – это…» Тот, у кого синяя карточка с продолжением этой фразы встаёт и зачитывает ответ: «…главная часть слова и общая часть однокоренных слов»
Корень — это... | ….главная часть слова и общая часть однокоренных слов | В корне заключён... | ...общий смысл всех однокоренных слов | Слова, имеющие общий корень и общий смысл.... | ….называются однокоренными или родственными | Чтобы правильно выделить корень в слове... | ...надо подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть | Суффикс — это... | …. часть слова, которая стоит после корня | Суффикс служит.. | … для образования новых слов |
| Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. |
Наблюдение.
|
3.Создание проблемной ситуации | Инициирует выдвижение гипотез | Выдвигают гипотезы | -Предлагаю вашему вниманию следующие слова: Слайд 3 Разгон, разгрузка, разговор, разгром -Что можете сказать об этих словах в рамках нашей темы «Части слова»?
Предположения детей: а) Это однокоренные слова с общим корнем –разг- б) –разг- другая, незнакомая часть слова | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. | Наблюдение. |
3.Постановка учебной задачи. | Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися темы урока и постановку учебных задач. | В процессе диалога с учителем формулируют тему урока, составляют план деятельности на урок. | -Попробуйте в паре найти решение, доказательство. (1-2 мин работают в паре) Слушаем доказательства. В ходе поиска решения пришли к выводу, что слова не однокоренные, т. к. по смыслу не связаны. Общая часть в словах не –разг-, а –раз- -Что будем изучать на уроке? (Будем изучать ещё одну часть слова) -Как она называется? (Дети высказывают предположения) - Оцените свою работу в «Листе продвижения по уроку». |
|
Самооценка |
4.Изучение нового материала. Совместное открытие знаний. | Предлагает учебный материал. Организует изучение нового материала через деятельность учащихся в группах. Учит работать с информацией. При необходимости оказывает группам помощь. | Высказывают предположение о своей деятельности. Проговаривают правила взаимодействия в группе. Выполняют движение по заданию, сверяясь с планом. Осуществляют выбор и переработку необходимой информации.
| -Откройте учебник, с.94. Рассмотрите рисунок. Прочитайте название изучаемой части слова.(Приставка) Почему её так назвали? (Мы видим на рисунке как Катюша приставила к корню башенку) -Сформулируйте тему урока (Приставка как часть слова) -Цель урока? (Узнать что такое приставка, дать ей определение) - Спланируйте свою деятельность. Что необходимо узнать на уроке? (т.к. изучены корень и суффикс, то дети без труда предлагают план): Что такое приставка? Где находится? Для чего служит? Как найти её в слове? Как выделить? Какие бывают приставки? Есть ли правила написания приставок?
- Для чего мы составили этот план? (Отвечая на эти вопросы, мы сможем дать определение приставки. -На какие вопросы можем ответить сразу? (Что такое приставка; где находится приставка.) -В ходе работы продолжим фиксировать ответы
Что такое приставка? | часть слова | Где находится? | перед корнем | Для чего служит? | Для образования новых слов (отмечаем после выполнения упр.132) | Как найти приставку в слове? | Надо найти в слове корень и посмотреть, если перед ним ещё часть слова. Если есть – это приставка. (отмечаем после работы с пословицей) | Каким значком её выделить? | (находим эту подсказку после прочтения правила в учебнике) | Какие бывают приставки? | раз-; по-; про-; до-; у-; с-; от-; пере- (фиксируем после выполнения упр.132) | Существуют ли правила написания приставок? | На этот вопрос будем искать ответ на следующем уроке |
| Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Наблюдение, при необходимости – коррекция (оценка – поддержка). |
5.Проверка выполнения задания в парах. | Организует проверку выполнения задания, корректировку результатов работы. | Осуществляют пошаговый контроль своей деятельности. | -Обратимся к упражнению 132. Понаблюдайте за словом БЕЖАЛ. Что происходит с ним, когда к нему добавляют разные приставки. Обсудите это в паре. Подумайте, на какой вопрос нашего плана мы ответим, выполнив это упражнение. Проверяем. (Слово БЕЖАЛ меняет своё значение с разными приставками. Добежал до…чего-то; убежал – значит, скрылся из виду; перебежал через дорогу – значит пересёк её и т.д. Мы получили новые слова. Вывод: приставка служит для образования новых слов.)
-На какой ещё вопрос можем ответить после выполнения упр.132? (Какие бывают приставки? Мы встретили приставки по-; про-; до-; у-; с-; от-; пере-. Фиксируем в нашей таблице приставки.
-Как мы можем убедиться в правильности выполнения заданий? (Сверить свои выводы с материалом учебника, с правилом.) -с.95.Прочитайте правило. Верны ли ваши доказательства? (Да. Мы нашли подтверждение в учебнике. А ещё, из правила узнали, каким значком обозначается приставка в слове) Фиксируем это в таблице. - Оцените свою работу в паре на «Листе продвижения по уроку». | Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. | Наблюдение, анализ, словесная оценка (оценка – поддержка).
Самооценка. |
6.Применение нового знания. | Организует усвоение и применение учащимися нового знания. Через систему заданий расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас, развивает творческое мышление, познавательный интерес. Организует работу в группах. | Выполняют систему заданий, предложенную учителем. Расширяют кругозор, развивают творческие способности. Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге. Учатся оформлять чувства и мнения во внешней речи. | -А теперь поработайте в группах. Используя данные приставки попробуйте образовать новые слова от слов, данных в упражнении 134. Запишите получившие слова в тетрадь, выделите в них приставки. 1 группа работает со словом СТРОИТЬ 2 группа – КОПАТЬ 3 группа – РИСОВАТЬ
Проверяем. Выясняем, что у 1 группа образовала новые слова построить, достроить, устроить, перестроить, отстроить. Но слова с приставкой с- не получилось. Нельзя сказать сстроить, но можно сказать состроить. Значит, в этом слове надо употребить приставку со-
Вторая группа образовала слова покопать, прокопать, докопать, откопать, перекопать. А вот с приставкой у- нового слова не получилось. Неверным будет и употребление приставки с-. Можно сказать вскопать. (В ходе обсуждения приходим к выводу, что новое слово можно образовать с помощью двух приставок: в-, с-)
Аналогично проверяем работу 3 группы. Делаем вывод: не с каждой приставкой можно образовать новое слово от определённого корня.
- Оцените свою работу в группе на «Листе продвижения по уроку».
-Думаю, что вы готовы теперь сами найти в словах приставки. На слайде презентации пословица: Ум да разум надоумят сразу. -Запишите пословицу, подумайте, в каких словах есть приставки. Выделите их. ( В однокоренных словах разум, надоумят есть приставки раз-, надо-) Как нашли приставки? ( Теперь мы знаем, что приставка стоит перед корнем. Значит, надо найти корень в слове, а перед ним будет приставка)
-Вернёмся к нашему плану (таблице). Что узнали о приставке на уроке? (1-2 человека дают определение приставки по плану) -На все ли поставленные вопросы нам удалось найти ответ? (Нет. Мы не узнали какие правила написания приставок существуют) -Значит, этим мы займёмся на следующем уроке.
- Оцените свою самостоятельную работу на «Листе продвижения по уроку».
| Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Личностные УУД. |
Самооценка.
Самооценка |
7.Первичная проверка полученного знания. | Осуществляет контроль усвоения знаний и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста). | Выполняют тест с самопроверкой | Предлагаю небольшой тест. У вас в тетради таблица с двумя строчками. В верхней строке № утверждения, предложения, которое вы услышите. Во второй строке пустые клетки. Прослушав утверждение, вы отмечаете верное (истиное) утверждение знаком +, ложное (-)
- Приставка — это главная часть слова.(-)
- Приставки служат для образования новых слов (+)
- В приставке заключён общий смысл всех однокоренных слов (-)
- Приставка стоит перед корнем? (+)
- Приставки -ок, ик, оньк, еньк придают слову уменьшительно-ласкательное значение (-)
- Приставки пишутся со словами раздельно? (-)
Проверка
-Перефразируйте ложные утверждения так, чтобы они стали истинными.
| Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Оценивание правильности ответов. |
8.Рефлексия, самооценка деятельности учащимися. | Организует рефлексию и самооценку работы на уроке. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят поставленную цель и полученный результат. | - А теперь вернёмся к установкам. (Я буду старателен. Я буду внимателен на уроке и др.) Кому удалось реализовать свои установки, обведите эти буквы. Вы молодцы, если в течение урока сумели удержать эту установку (установки).
- Настало время подвести итоги нашего урока. - Поработайте с листом самооценки, оцените каждый сам свою работу на уроке в целом и поставьте себе итоговую отметку, закрасив последний значок.
| Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда). |
9.Домашнее задание. | Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания. | Принимают домашнее задание. | Домашнее задание: - Правило, с 95
Письменное задание на выбор: Упр. 136 или образовать от слова читать как можно больше слов с разными приставками. Записать слова. Выделить приставки.
| Регулятивные УУД. Личностные УУД. |
|