Урок русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки" УМК "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Купчак Наталья Геннадьевна

Урок русского языка во 2 классе. Урок  открытия нового знания по теме "Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки". УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_nad_rolyu_pristavki.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Купчак Наталья Геннадьевна,

учитель начальных классов,

КГБОУ «Железногорская школа-интернат № 1»,

ЗАТО Железногорск

Красноярского края.

Урок русского языка во 2 классе.

Тема урока

Наблюдение над ролью приставки в слове. Определение приставки.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Авторы УМК

Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, О.В.Чиндилова

Цель урока

Уметь выделять приставку в слове и определять её роль в словообразовании.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Предметные:

Знать определение приставки;

Уметь выделять приставку из состава слова;

Уметь образовывать слова с помощью приставок;

Обращать внимание на особенности употребления слов.

Личностные:

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; удерживать цель деятельности до получения намеченного результата; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию);  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; учиться работать в паре, группе.

Ресурсы

-основные

УМК «Школа 2100»: учебник «Русский язык» для 2 класса в 2-х частях (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина), методические рекомендации для учителя, тетрадь.

-дополнительные

Учебная игра «Лото»,  презентация, лист индивидуального продвижения по уроку.

- мультимедийные

Компьтер, мультимедиапроектор.

Организация образовательного пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Образовательные технологии

Технология деятельностного метода.

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Этапы урока

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, универсальные)

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые УУД

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.Организацион

ный момент.

Создаёт условия для организованного начала урока, для самоопределения к учебной деятельности. Задаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Осознанно входят в пространство учебной деятельности.

-Прозвенел звонок. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Пусть хорошее настроение поможет вам совершить интересные открытия на этом уроке.

1.  Прочитайте высказывание на экране. Как понимаете смысл высказывания?

Слайд 1 презентации:

 «Русский язык нельзя изучить, наблюдая, как это делает сосед»

(Изучить и научиться можно только включаясь в работу.)

2.   Выберите для себя установку на урок. Запишите первую букву (первые буквы)  своей установки (установок). Например, если я хочу быть на уроке сегодня внимательным и активным, то запишу: в, а

Слайд 2 презентации:

•Я буду внимателен

•Я буду старателен

•Я буду трудолюбив

•Я буду доброжелателен

•Я буду активен

•Я буду успешен

Личностные УУД:

формирование интереса (мотивация обучения).

Наблюдение.

2.Актуализация знаний.

Организует повторение изученного материала, необходимого для изучения новой темы.

Работают над соответствием терминов и их толкованием, проверяют собственные знания, оценивая их.

- Мы с вами на протяжении нескольких уроков изучали части слова. Предлагаю вам учебную игру «Лото. Знакомые части слова». Тот, у кого красная карточка читает начало фразы. Например: «Корень – это…» Тот, у кого синяя карточка с продолжением этой фразы встаёт и зачитывает ответ: «…главная часть слова и общая часть однокоренных слов»

Корень — это...

….главная часть слова и общая часть однокоренных слов

В корне заключён...

...общий смысл всех однокоренных слов

Слова, имеющие общий корень и общий смысл....

….называются однокоренными или родственными

Чтобы правильно выделить корень в слове...

...надо подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

Суффикс — это...

…. часть слова, которая стоит после корня

Суффикс служит..

… для образования новых слов

Познавательные УУД. Коммуникативные УУД.

Наблюдение.

 3.Создание проблемной ситуации

Инициирует выдвижение гипотез

Выдвигают гипотезы

-Предлагаю вашему вниманию следующие слова:

Слайд 3

Разгон, разгрузка, разговор, разгром

 -Что можете сказать об этих словах в рамках нашей темы «Части слова»?

Предположения детей:

а) Это однокоренные слова с общим корнем –разг-

б) –разг- другая, незнакомая часть слова

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Наблюдение.

3.Постановка учебной задачи.

Через подводящий диалог инициирует формулирование учащимися темы урока и постановку учебных задач.

В процессе диалога с учителем формулируют тему урока, составляют план деятельности на урок.

-Попробуйте в паре найти решение, доказательство.

(1-2 мин работают в паре)

Слушаем доказательства. В ходе поиска решения пришли к выводу, что слова не однокоренные, т. к. по смыслу не связаны. Общая часть в словах не –разг-, а  –раз-

-Что будем изучать на уроке?

(Будем изучать ещё одну часть слова)

-Как она называется? (Дети высказывают предположения)

- Оцените свою работу в «Листе продвижения по уроку».

Самооценка

4.Изучение нового материала.

Совместное открытие знаний.

Предлагает учебный материал. Организует изучение нового материала через деятельность учащихся в группах. Учит работать с информацией.

При необходимости оказывает группам помощь.

Высказывают предположение о своей деятельности. Проговаривают правила взаимодействия в группе.

Выполняют движение по заданию, сверяясь с планом.

Осуществляют выбор и переработку необходимой информации.

-Откройте учебник, с.94. Рассмотрите рисунок. Прочитайте название изучаемой части слова.(Приставка) Почему её так назвали? (Мы видим на рисунке как Катюша приставила к корню башенку)

-Сформулируйте тему урока (Приставка как часть слова)

-Цель урока? (Узнать что такое приставка, дать ей определение)

- Спланируйте свою деятельность. Что необходимо узнать на уроке?

(т.к. изучены корень и  суффикс, то дети без труда предлагают план):

Что такое приставка? Где находится? Для чего служит? Как найти её в слове? Как выделить? Какие бывают приставки? Есть ли правила написания приставок?

- Для чего мы составили этот план? (Отвечая на эти вопросы, мы сможем дать определение приставки.

-На какие вопросы можем ответить сразу? (Что такое приставка; где находится приставка.)

-В ходе работы продолжим фиксировать ответы

Что такое приставка?

часть слова

Где находится?

перед корнем

Для чего служит?

Для образования новых слов (отмечаем после выполнения упр.132)

Как найти приставку  в слове?

Надо найти в слове корень и посмотреть, если перед ним ещё часть слова. Если есть – это приставка.

(отмечаем после работы с пословицей)

Каким значком её выделить?

(находим эту подсказку после прочтения правила в учебнике)

Какие бывают приставки?

раз-; по-; про-; до-; у-; с-; от-; пере-

(фиксируем после выполнения упр.132)

Существуют ли правила написания приставок?

На этот вопрос будем искать ответ на следующем уроке

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Наблюдение, при необходимости – коррекция (оценка – поддержка).

5.Проверка выполнения задания в парах.

Организует проверку выполнения задания, корректировку результатов работы.

Осуществляют пошаговый контроль своей деятельности.

-Обратимся к упражнению 132. Понаблюдайте за словом БЕЖАЛ. Что происходит с ним, когда к нему добавляют разные приставки. Обсудите это в паре. Подумайте, на какой вопрос нашего плана мы ответим, выполнив это упражнение.

Проверяем. (Слово БЕЖАЛ меняет своё значение с разными приставками. Добежал до…чего-то; убежал – значит, скрылся из виду; перебежал через дорогу – значит пересёк её и т.д. Мы получили новые слова. Вывод: приставка служит для образования новых слов.)

-На какой ещё вопрос можем ответить после выполнения упр.132? (Какие бывают приставки? Мы встретили приставки по-; про-; до-; у-; с-; от-; пере-. Фиксируем в нашей таблице приставки.

-Как мы можем убедиться в правильности выполнения заданий? (Сверить свои выводы с материалом учебника, с правилом.)

-с.95.Прочитайте правило. Верны ли ваши доказательства? (Да. Мы нашли подтверждение в учебнике. А ещё,  из правила узнали,  каким значком обозначается приставка в слове)

Фиксируем это в таблице.

- Оцените свою работу в паре на «Листе продвижения по уроку».

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.

Наблюдение, анализ, словесная оценка

(оценка – поддержка).

Самооценка.

6.Применение нового знания.

Организует усвоение и применение учащимися  нового знания.

Через систему заданий  расширяет кругозор знаний учащихся, их словарный запас,

развивает творческое мышление, познавательный интерес.

Организует работу в группах.

Выполняют систему заданий, предложенную учителем.

Расширяют кругозор, развивают творческие способности.

Осуществляют инициативное сотрудничество, участвуют в учебном диалоге. Учатся оформлять чувства и мнения  во внешней речи.

-А теперь поработайте в группах. Используя данные приставки попробуйте образовать новые слова от слов, данных в упражнении 134.

Запишите получившие слова в тетрадь, выделите в них приставки.

1 группа работает со словом СТРОИТЬ

2 группа – КОПАТЬ

3 группа – РИСОВАТЬ

Проверяем.

Выясняем, что у 1 группа образовала новые слова построить, достроить, устроить, перестроить, отстроить. Но слова с приставкой с- не получилось. Нельзя сказать сстроить, но можно сказать состроить. Значит, в этом слове надо употребить приставку со-

Вторая группа образовала слова покопать, прокопать, докопать, откопать, перекопать. А вот с приставкой у- нового слова не получилось. Неверным будет и употребление приставки с-. Можно сказать вскопать. (В ходе обсуждения приходим к выводу, что новое слово можно образовать с помощью двух приставок: в-, с-)

Аналогично проверяем работу 3 группы. Делаем вывод: не с каждой приставкой можно образовать новое слово от определённого корня.

- Оцените свою работу в группе на «Листе продвижения по уроку».

-Думаю, что вы готовы теперь сами найти в словах приставки.

На слайде презентации пословица:

Ум да разум надоумят сразу.

-Запишите пословицу, подумайте, в каких словах есть приставки. Выделите их.

( В однокоренных словах разум, надоумят есть приставки раз-, надо-)

Как нашли приставки? ( Теперь мы знаем, что приставка стоит перед корнем. Значит, надо найти корень в слове, а перед ним будет приставка)

-Вернёмся к нашему плану (таблице). Что узнали о приставке на уроке? (1-2 человека дают определение приставки по плану)

-На все ли поставленные вопросы нам удалось найти ответ? (Нет. Мы не узнали какие правила написания приставок существуют)

-Значит, этим мы займёмся на следующем уроке.

- Оцените свою самостоятельную работу  на «Листе продвижения по уроку».

Коммуникативные УУД.

Познавательные УУД.

Личностные УУД.

Самооценка.

Самооценка

7.Первичная проверка  полученного знания.

Осуществляет контроль усвоения знаний и фиксацией нового учебного материала, изученного на уроке (экспресс-диагностика в виде теста).

Выполняют тест с самопроверкой

Предлагаю небольшой тест. У вас в тетради таблица с двумя строчками. В верхней строке № утверждения, предложения, которое вы услышите. Во второй строке пустые клетки. Прослушав утверждение, вы отмечаете верное (истиное) утверждение знаком +, ложное (-)

  1. Приставка — это главная часть слова.(-)
  2. Приставки служат для образования новых слов (+)
  3. В приставке заключён общий смысл всех однокоренных слов (-)
  4. Приставка стоит перед корнем? (+)
  5. Приставки -ок, ик, оньк, еньк придают слову уменьшительно-ласкательное значение (-)
  6. Приставки пишутся со словами раздельно? (-)

Проверка

1

2

3

4

5

6

-

+

-

+

-

-

-Перефразируйте ложные утверждения так, чтобы они стали истинными.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Оценивание правильности ответов.

8.Рефлексия, самооценка деятельности учащимися.

Организует рефлексию и самооценку работы на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на протяжении урока, соотносят поставленную цель и полученный результат.

- А теперь вернёмся  к установкам. (Я буду старателен. Я буду внимателен на уроке и др.) Кому удалось реализовать свои установки, обведите эти буквы. Вы молодцы, если в течение урока сумели удержать эту установку (установки).

- Настало время подвести итоги нашего урока.

 - Поработайте с листом самооценки, оцените каждый сам свою работу на уроке в целом и поставьте себе итоговую отметку, закрасив последний значок.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.

Самооценка (адекватное оценивание результатов своего труда).

9.Домашнее задание.

Создаёт условия для осознанного принятия домашнего задания.

Принимают домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Правило, с 95

Письменное задание на выбор:

Упр. 136

 или образовать от слова читать как можно больше слов с разными приставками. Записать слова. Выделить приставки.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.


Приложение №1

Ф.И. учащегося _____________________________________

ЛИСТ  ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПРОДВИЖЕНИЯ  ПО  УРОКУ:

(по ходу урока фиксируй то, как ты справляешься с заданиями)

Решение проблемной ситуации

Работа в паре

Мой вклад в результат работы группы

(образование новых слов с приставками)

Работа с пословицей (нахождение приставок в словах)

Тест

МОЙ ИТОГ

Условные обозначения:красный цвет – с заданием не справился,

жёлтый – справился частично, зелёный – справился!

Приложение №2

Грамматическое лото

Корень — это...

….главная часть слова и общая часть однокоренных слов

В корне заключён...

...общий смысл всех однокоренных слов

Слова, имеющие общий корень и общий смысл....

….называются однокоренными или родственными

Чтобы правильно выделить корень в слове...

...надо подобрать однокоренные слова и найти в них общую часть

Суффикс — это...

…. часть слова, которая стоит после корня

Суффикс служит..

… для образования новых слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3кл. Тема: "Правописание проверяемых согласных букв в корне слова" (УМК "Школа 2100" Р.Н.Бунеев.)

Урок был представлен, как итоговая работа на дистанционных курсах по ЭОР....

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 2 класс Раздельное написание предлогов. Роль предлогов в речи

Урок разработан по системе " Школа России " с планируемыми результатами и УУД...

Урок русского языка 2 класс Тема. Развитие умения различать приставки и предлоги.

Урок русского языка по программе Школа 2100 Тип урока. Открытие новых знаний...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....