Урок русского языка во 2-ом классе по теме "ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Тип урока: Знакомство с новой орфограммой.
Цель:
– развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова и аргументировать свой выбор, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой;
- формирование навыков самоконтроля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_yaz.docx | 24.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Тип урока: Знакомство с новой орфограммой.
Цель:
– развитие умений находить орфограмму-букву согласного в конце слова, графически обозначать её и писать слова с данной орфограммой; приводить примеры;
применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;
- формирование навыков самоконтроля.
Применяемые технологии: Технология проблемного обучения.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Я желаю вам быть внимательными, активными, аккуратными. Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретенных знаний. Чистописание. В нашем русском языке “Ходят парами” бэ-пэ вэ и эф, гэ- ка, дэ и тэ, жэ – ша, зэ-эс. Эти пары у людей вызывают интерес. Часто “хитрые подружки” Подменить хотят друг дружку. Как узнать писать какую – Эту букву иль другую? С толку сбить хотят ребят. Но у нас не детский сад? Мы решим проблему эту? А расскажем всему свету? Предстоит сегодня вам Все расставить по местам. А вот и «хитрые друзья» - парные согласные. Расставьте их парами. Чем похожи все буквы? (согласные). На какие 2 группы их можно разделить? (Звонкие и глухие). Найдите лишние буквы. (М и Ц не являются парными). |
Формулирование проблемы, планирование деятельности. | Проблемная ситуация. На доске записаны два слова: Арбуз Ананас – Что общего у этих слов? (Это «съедобные» слова, названия фруктов, оба словарные слова, без ударения пишется буква а.) – Какие звуки слышатся в конце слов? (Одинаковые – звук [с].) – А какие буквы пишутся? (Разные: з и с.) – Сформулируйте учебную проблему. – Почему одинаковые звуки передаются разными буквами? – А теперь я сотру эти буквы. Как быть, если мы не знаем, какую букву писать? На этот вопрос и будем искать ответ. – Составим план урока. План (примерный). Учитель составляет план вместе с детьми. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) |
ΙΙI. Открытие нового знания. | 1. Наблюдение в учебнике (упр. 238). – Прочитайте слова первого столбика. Какой звук слышится на конце? А какая буква пишется? В каких словах расходятся написание и произношение? Что здесь наблюдаем? (Оглушение.) – Прочитайте слова во 2-м и 3-м столбиках. Как они называются по отношению к словам в 1-м столбике? (Проверочные.) – Почему теперь слышится звонкий согласный звук? (После него стоит гласный.) – Какие буквы помогли проверить? (Буквы гласных а, ы.) Мы их будем подчёркивать двумя чёрточками, благодаря этим помощницам мы не ошибёмся в написании. – Какая орфограмма есть в словах 1-го столбика? (Буква согласного в конце слова.) – Как её подчеркнём? (Одной чертой.) – А теперь посмотрите на записанные нами слова арбуз и ананас и сделайте вывод: почему одинаковые звуки передаются разными буквами? (В конце слова арбуз происходит оглушение согласного, но пишется буква звонкого согласного, так как есть проверочное слово – арбузы, для слова ананас проверочным будет ананасы, пишем букву глухого согласного с.) – Какую букву писать в конце слова? Напишите и сформулируйте правило. (Чтобы правильно написать букву, надо изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.) – Сравните с правилом в рамке после упр. 238. 2. Работа над правилом. – Прочитайте правило. Сравните с нашим выводом. – О каких буквах согласных идёт речь в правиле? Сомневаемся ли мы в выборе букв согласных л, м, например, в словах стол, дом? (О буквах, обозначающих парные по глухости-звонкости согласные звуки.) – Как проверить букву согласного в конце слова? – Приведите свои примеры. 3. Способы проверки. – В учебнике есть подсказка, как легче подобрать проверочное слово. Прочитайте дальше информацию в серой рамке. – Сколько способов здесь названо? (3.) – Какой из них вам хорошо знаком? (Подбор однокоренных слов.) – Какие ещё способы есть? Назовите слова-подсказки в них. (Много, нет.) – Какие буквы должны быть после согласных во всех трёх случаях? (Буквы гласных.) – Прочитайте вопросы после текста в рамке и ответьте на них. |
ΙV. Развитие умений – применение знания. | 1. Работа по учебнику. Упр. 239 – развивается умение находить проверочные слова к словам с орфограммой-буквой согласного в конце слова и правильно писать слова с данной орфограммой. – Обратите внимание, где проверочное слово, а где проверяемое. Образец рассуждения: в слове походы я чётко слышу звук [д], он находится перед гласным, значит, и в слове поход буду писать букву д. Орфограмму в слове поход подчеркну одной чертой, а в проверочном слове походы букву-помощницу подчеркну двумя чертами. 2. Слуховой диктант с сигнальными карточками. – Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова-отгадки. На солнце греется пузатый Крепыш в рубашке полосатой. (Арбуз) Полотно, а не дорожка, Конь, не конь – сороконожка. По дорожке той ползёт, Весь обоз она везёт. (Поезд) Да не бойся, ладно уж, не ужалит этот... (Уж) (В тетрадях: з, д, ж.) Проверка с помощью сигнальных карточек. 3. Работа в Рабочей тетради. Задание № 3, тема 16. – Какой из способов проверки использован в этом слове? (Второй – много предметов.) Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы сейчас делали? – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.) |
V. Итог урока. | – Я скажу стихами, а вы расскажите правило. Звук согласный проверяй, Рядом гласный подставляй! – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
VΙ. Домашнее задание. | 1. Задание № 4, тема 16 в Рабочей тетради. 2. Упр. 241 («Дидактический материал»). Выучить правило перед упр. 239. |
Деятельность учеников:
Наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Парные звонкие и глухие согласные звуки на конце и в корне слова"
Урок проводится в виде представления в цирке. На уроке используются картинки с изображением цирковых артистов. От лица артистов даются задания учащимся. Ребята с удовольствием разгадали кроссворд. При...
Технологическая карта к уроку русского языка в 1 классе по теме"Парные звонкие и глухие согласные в конце слова"
Технологическая карта урока важна в работе учителя. Составление технологических карт - длительный процесс, но увлекательный....
презентация урока русского языка во 2 классе на тему: "Парные звонкие и глухие согласные на конце слова"
Дети наглядно знакомятся с правилами написания парных согласных на конце слова....
Открытый урок по русскому языку. Правописание букв звонких и глухих согласных в конце слова.
Развитие умения писать слова с проверяемыми буквами согласных в конце слова, развитие умений находить в тексте слова с орфограммой-буквой согласного в конце слова, подбирать проверочные слова и г...
Конспект урока письма и развития речи в 3 классе на тему: "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"
Письмо и развитие речи 3 классТема урока: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова Цель: создание условий для грамотного каллиграфического письмаЗадачи:...
Конспект урока русского языка в 3 классе Тема: "«Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова»
Данный материал поможет учителям начальных классов в подготовке к уроку. Урок нацелен на формирование представления учащихся о словах с парными звонкими и глухими согласными на конце слова, которые ну...