ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ ЗВОНКИХ
И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ В КОНЦЕ СЛОВА
Урок 134 (104).
Тема: Оглушение звонких согласных в конце слова.
Цель:
– развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме.
Символы:
Н
П
М
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
4
– Прочитайте название раздела.
– Назовите ключевые слова. (Согласные, конец слова, проверяемые.)
– Рассмотрите кадр киноплёнки, расположенный после названия раздела.
– Как вы думаете, что означает звонок в руках Пети Зайцева? Что он вам напомнил? (Звонкие согласные звуки в «Букваре» обозначали звонком.)
– Приведите примеры звонких согласных звуков. ([л], [м], [н], [р], [г], [д], [г'], [д'] и т.д.)
– Какие группы звонких согласных вы знаете? (Парные и непарные.)
– Назовите звонкие парные. Сколько таких парных звуков? (6 твёрдых и 6 мягких.)
– Назовите звонкие непарные звуки. Сколько их? (4 твёрдых и 5 мягких + [й'].)
– Продолжим рассматривать картинку.
– Что сделала Катя? (Она заткнула уши. Ничего не слышит. Глухая.)
– Как обозначали мы глухие согласные звуки? (Человечкам рисовали чёрные шляпки.)
– Приведите примеры глухих согласных звуков. ([п'], [п] и т.д.)
– Назовите глухие парные звуки, глухие непарные.
– Где будем наблюдать эти согласные звуки? (В конце слова.)
– Попробуем показать это на схеме:
? (на конце изображены звонок или шляпка).
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифициро-вать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1 3 3
Постановка задачи (определяем основной вопрос урока).
– Попробуйте сформулировать задачу урока на основе схемы и ключевых слов.
– Какие согласные звуки произносятся в конце слова, как их можно проверить?
Проблемная ситуация (наблюдение по учебнику).
В результате анализа предложения (Перед нами лежал лу[к].) по заданиям и вопросам дети формулируют главную проблему: как различить слова, чтобы стал понятен смысл? / Какую букву нужно написать в конце слова?
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
–Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познаватель-ную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Открытие нового знания.
4 6 1
1. Работа по учебнику.
Упр. 236 – наблюдение над соотношением звуков и букв в конце слов.
– Прочитайте каждое слово отдельно: хлеб, лес и т.д.
– Сравните в них произношение звуков и соответствующие буквы.
В каких случаях вы обнаружили несоответствие? Запишите его в направлении от звуков к буквам, указав рядом слово, в котором есть это несоответствие:
[п] → б (хлеб)
[с] → з (глаз)
[т] → д (год)
[ш] → ж (уж)
– С какими звуками произошли изменения? (Со звонкими согласными.)
– Уточните, все ли звонкие звуки подверглись изменениям? Изменились ли в произношении звуки н, м, л, р? (Нет, изменения произошли только с парными звонкими звуками.)
– Где находятся эти звуки в слове? (В конце слов.)
– Какой вывод можете сделать? (Звонкие парные согласные в конце слова заменяются глухими.)
2. Чтение вывода в рамке после упр. 236 и сравнение со своими наблюдениями.
– Как вы поняли, что значит звуки оглушаются, происходит оглушение?
– Какие ещё звуки кроме [б], [з], [д], [ж] могут оглушаться? ([в], [г])
– Попробуйте подобрать свой пример. (Зуб, клюв, дуб.) Что для этого нужно помнить? (В конце пишется буква звонкого парного согласного.)
Запомните!
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
– Какое уточнение в это стихотворение нужно внести, чтобы оно полностью соответствовало правилу? (Парного по звонкости соседа.)
3. Продолжаем наблюдение.
– Мы с вами говорили о несоответствии написания и произношения в словах хлеб, глаз, год, уж. Вспомните, как называется такое место в слове? (Орфограмма.)
– А почему такое происходит? Почему мы слышим одно, а пишем другое? Есть ли здесь какое-то правило? Ответить на этот вопрос вам поможет упр. 237.
– Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Морж».
– Что мы наблюдаем в этом слове? (В конце слова произносим [ш], а пишется букваж.)
– Почему нужно писать другую букву для обозначения согласного звука, вы сможете ответить, найдя слово-подсказку в этом же стихотворении.
– Прочитайте это слово. (Моржу.) Как оно называется? (Проверочное.)
– Докажите, что это слово проверочное. (Звук слышится отчётливо, ясно, это слово с таким же корнем.)
– Какая буква пишется в этом слове после ж? (Буква гласного.)
– Попробуйте сформулировать правило написания буквы согласного в конце слова.
Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
ΙV. Развитие умений – применение знания.
1 2 4 3
1. Работа в Рабочей тетради.
Задание № 2, тема 16.
– Произнесите слово и назовите ещё раз звук, который слышится в конце слова.
2. Работа в «Дидактическом материале».
Упр. 240 – наблюдение за одинаковым написанием букв согласных в парах слов.
– Запишите слова парами на доске и в тетрадях.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
– Что такое оглушение?
– Оглушение происходит в устной или письменной речи? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
VΙ. Домашнее задание.
– Выпишите из упр. 237 слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Подберите проверочные слова. Обозначьте орфограмму.
Деятельность учеников:
Наблюдать за написанием и про-
– наблюдать за произношением слов со звонким согласным звуком на конце слова;
– подбирать проверочные слова, контролировать правильность. (Докажи, что это слово является проверочным.)
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Правописание парных звонких-глухих согласных на конце слова.
Данный урок поможет учащимся!- закрепить умения в правописании парных звонких-глухих согласных; умения подбирать проверочные слова, находить границы предложений ; закрепить знания алфавита.- Развивать...
Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов
Конспект урока по русскому языку. Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....
Закрепление правописания звонких и глухих согласных на конце слова
Урок является обобщающим. Подобраны самые разнообразные формы и виды работ, методы и приемы, направленные на закрепление данной орфограммы. В целях повышения эффективности уро...
Урок "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова".
На уроке закрепляется правописание звонких и глухих согласных на конце слова....
Презентация к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова"
Презентация подготовлена к уроку письма и развития речи "Правописание звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся 4 класса...
Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».
Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные; добиваться от детей осознания необходимости проверки ка...
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова
Второй урок по теме: " Звонкие и глухие согласные на конце слова"...