урок русского языка 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Ляпина Нина Егоровна

Урок закрепления по теме "Имя существительное. " на основе краеведческого материала "Я родился на Амуре".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx123.53 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3

Тема: «Имя существительное. Закрепление».

Программа «Школа России»,  «Русский язык», Канакина В. П., Горецкий В. Г.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока:  закрепить знания об имени существительном как о части речи  и его грамматических признаках.

Задачи:  

  • совершенствовать  умения определять грамматические признаки имён существительных; 
  • формировать навыки разбора имени существительного как части речи;
  • развивать навыки работы с текстом через смысловое чтение;
  • воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • распознавать имена существительные среди других частей речи;
  • определять род, число, падеж имён существительных;
  • изменять имена существительные по числам и падежам;
  • разбирать имя существительное как часть речи;
  • грамотно писать имена существительные;

Метапредметные:

Регулятивные:

-Формирование умения формулировать тему и задачи урока.

- Формирование умения контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные:

-Формирование умения отбирать нужную информацию.

-Формирование умения анализировать, обобщать и структурировать  информацию и делать выводы.

Коммуникативные:

- Формирование конструктивных способов взаимодействия  в группе;

- Адекватно оценивать собственные знания.

Личностные:

-Мотивировать себя на изучение русского языка;

- Осознавать ответственность за результаты учебной деятельности;

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

мотивация

-Прочтите пословицу: «Терпенье и труд всё перетрут» (слайд 1)

-Как вы понимаете её смысл?

-Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.

Учащиеся читают пословицу, объясняют её смысл

(из любой сложной ситуации можно выбраться, если немного потрудиться, задействовать в этом труд и терпенье).

Актуализация знаний.

-О какой части речи мы подробно говорим на последних уроках?  (об имени существительном)

-Найдите имена существительные в пословице и определите их род.

-Разгадайте кроссворд и выделите ключевое слово(слайд 2, 3)

- Назовите лексическое значение  слова «Амур»?

- Имеет ли какое- либо отношение эта река к нашей малой Родине?

 -Какой частью речи являются слова «Амур, река»?

- о существительном

-терпенье- с.р, труд- м.р.

Учащиеся разгадывают кроссворд (работа в группах).

1)        Какая часть слова изменяется у имени существительного  при изменении его по числам (окончание)

2)        Какой род имеют имена существительные, которые можно заменить местоимением он? (мужской)

3)        Как называются имена существительные, обозначающие людей и животных? (одушевлённые)

4)        Что обозначает имя существительное? (предмет)

о

к

о

н

ч

а

н

и

е

м

у

ж

с

к

о

й

о

д

у

ш

е

в

л

ё

н

н

ы

е

п

р

е

д

м

е

т

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

- название реки

-столица Амурской области - Благовещенск стоит на реке Амур (слайд 4)

-имена существительные

Целеполагание.

-Определите тему урока.

Цели урока:

-Закрепление знаний об имени существительном как части речи на основе краеведческого материала о реке Амур.

- распознавать имена существительные в устной и письменной речи;

-разбирать имя существительное как часть речи;

-расширить кругозор об объектах малой родины;

(слайд 5)

Закрепление.

Прочтите  первый абзац текста  (на индивидуальных листочках).

-Ответьте на вопросы:

- Какой это текст? (художественный или научно- познавательный?)

-В какое море впадает река Амур?

- Как переводится название реки «Амур» с тунгусо-маньчжурских языков?

-Государственной границей между какими странами является эта река?

-Сколько притоков есть у реки Амур?

Название какого притока вам хорошо знакомо? Почему?

- Найдите в тексте слова, обозначающие имена существительные, подчеркните их, укажите число.

- Выпишите из текста названия рек.

-Какая орфограмма встретилась при написании этих слов?

-Найдите среди записанных слов «лишнее».

- Красоту великой реки воспевали в стихах. Прочтите отрывок из стихотворения Александра Дроздова «Амур- река».

-Какой автору показалась река Амур?

-Как понимаете выражения: «безбрежная», «тайгой неповторимою», ветки тальника?»

-Определите падеж у имён существительных.

-Прочтите второй абзац текста:

- Посмотрите на представленную диаграмму  (слайд 9)

-Что на ней изображено?

-Как вы это узнали?

-Численность населения какого города изображена под цифрой 1,2,3,4.

-Как вы узнали?

-Проверьте правильность своего ответа (открыть надписи).

-Прочтите третий абзац текста.

- Выпишите названия рыб, определите род.

-Проверим работы через документ- камеру.

-В каком водоёме водятся эти виды рыб?

- Проведите грамматический разбор слова «в реке».

- Обсудим критерии оценки вашей самостоятельной работы: (слайд 11)

У вас есть возможность получить за выполненную работу  8 баллов.

Критерии-

1. Вопрос к существительному:1/0

2. Начальная форма: 1/0

3. Одушевлённое (неодушевлённое) 1/0

4. Собственное (нарицательное)-1/0

5.Род: 1/0

6. Падеж: 1/0

7.Число 1/0

8. Роль в предложении: 1/0

Оценка:

«5»- 8 баллов

«4»- 6-7 баллов

«3»- 5-4 балла

«2»- менее 4 баллов

Учащиеся читают текст:

Амур- одна из крупнейших рек России и мира. Длина ее в пределах Амурской области – 1246 км. Впадает река в Амурский лиман Охотского моря. Известна русским с 17 века.  «Амур»  в переводе с  тунгусо-маньчжурских языков  означает «Большая река». По Амуру идет государственная граница России и Китая. Основные притоки Амура: Зея, Бурея, Амгунь , Сунгари, Уссури (слайд 6)

-научно- познавательный

- в Охотское море

- «Большая река»

- России и Китая

-5 притоков

- Зея, т.к. наш город расположен на этой реке и его название созвучно с названием реки.

-подчёркивают, указывают число.

Выписывают: Амур, Зея, Бурея, Амгунь, Сунгари, Уссури.

-Заглавная буква в географических названиях

- Амур- существительное мужского рода

Учащиеся читают отрывок стихотворения (слайд 7):

Широкая, безбрежная,

Порою очень нежная,

Тайгой неповторимою

Одеты берега.

А ветер гонит облака,

Качает ветки тальника,

Гуляй, Амур, шуми, Амур,

Великая река.

- широкой, безбрежной, нежной, великой

-такая широкая, что не видно берегов;

- хвойный лес, единственный (своеобразный) по своим качествам;

- тальник- это кустарниковая ива;

-учащиеся определяют падеж имён существительных

Учащиеся читают второй абзац текста:

Наиболее крупными российскими населенными пунктами, расположенными на берегах Амура, являются  город Благовещенск (численность населения  примерно 224  тысячи. человек), Амурск (численность населения  примерно 40 тыс. чел.), Хабаровск (численность населения  примерно 616 тыс. чел.), Комсомольск-на-Амуре (численность населения  примерно 250 тыс. чел.), Николаевск -на-Амуре (численность населения  примерно 19 тыс. чел.). (слайд 8)

Численность населения ( в тысячах человек)

-численность населения

-прочли название диаграммы

1- Николаевск- на Амуре

2- Амурск

3-Хабаровск

4-Благовещенск

5-Комсомольск- на Амуре

-Учащиеся читают текст:

Амур славится своими рыбными богатствами.  В реке выявлено 139 видов и подвидов рыб. Крупнейшая рыба – калуга, которая может достигать 5 метров в длину. Есть и подвиды рыб, которые встречаются только в бассейне реки Амур: амурский осетр, кета, горбуша, таймень, ленок, белый и черный амур, щука, змееголов, налим, судак, окунь, амурский сом, косатка,  желтощек, черный амурский лещ. (слайд 10)

-Учащиеся работают по вариантам: 1 в- существительные женского рода: калуга, кета, горбуша, щука, косатка.

 2-в- существительные мужского рода: осётр, таймень, ленок, амур, змееголов, налим, судак, окунь, сом, желтощек, лещ.

- в реке.

Учащиеся самостоятельно проводят грамматический разбор слова.

Учащиеся проводят самопроверку работы по эталону:

В реке- сущ, (в чём? где?). Н.ф.-река, неодуш., нариц., ж.р., П.п., ед. ч, втор. член.

Оценивают свою работу.

Рефлексия

-Какие задачи ставили на урок? (слайд 12)

-Оцените уровень достижений  этих целей вами с помощью руки и карандаша:

-как вы умеете распознавать имена существительные в устной и письменной речи;

-как умеете разбирать имя существительное как часть речи;

- а чтобы узнать насколько вы были внимательны на уроке, предлагаю составить синквейн с ключевым словом Амур.

- Спасибо за урок.

Показывают  уровни достижения целей:

C:\Users\USer\Desktop\Скриншот 29-01-2018 212915.png

Составляют синквейн:

Амур

Широкий, нежный

Течёт, впадает, несёт

Гордость великой Амурской земли.

Река.

- Зачитывают полученные работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока русского языка класс

Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...