Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе реализующего
адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1)
Класс 2
Учитель Ладыгина С.П.
Количество часов по учебному плану
Всего 68 часов, в неделю 2 часа
Планирование составлено на основе:
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
- С.В. Комарова «Речевая практика» Методические рекомендации 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2016.
- С.В. Комарова «Речевая практика. 2 класс». Учебник для общеобразовательных организаций реализующих адаптированные основные программы – М.: Просвещение, 2018.
- С.В. Комарова «Речевая практика. 2 класс». Рабочая тетрадь.
Программа учебного курса «Речевая практика» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО
ИТОГАМ ОБУЧЕНИЯ
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения во 2 классе
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
— выполнять различные задания по словесной инструкции учителя,
понимать речь, записанную на аудионосителе;
— использовать громкую и шёпотную речь, менять темп и тон речи
по указанию учителя и в зависимости от ситуации;
— участвовать в ролевых играх, внимательно слушать собеседника,
задавать вопросы и спрашивать ответы у товарищей;
— правильно выражать свои просьбы, употребляя вежливые слова;
— уметь здороваться и прощаться, используя соответствующие
выражения;
— знать адрес дома, имена и отчества учителей и воспитателей,
директора и завуча школы, ближайших родственников;
— слушать сказку, рассказ, пересказывать содержание, опираясь на
картинно-символический план.
Минимальный уровень:
— выполнять задания по словесной инструкции, данной учителем;
— называть предметы и действия, соотносить их с картинками;
— правильно выражать свои просьбы, используя вежливые слова; 191
— адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и
прощании;
— знать свои имя и фамилию, адрес дома;
— участвовать в ролевых играх (пассивно или с ограниченными
речевыми средствами);
— слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой
на иллюстративный материал.
Личностные результаты, ожидаемые после 2-го года обучения по
программе «Речевая практика»:
— зарождение представлений о праздниках — личных и
государственных, связанных с историей страны;
— практическое осмысление и принятие различных социальных
ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);
— принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей через знакомство с нормами этикета и правилами культурного
поведения;
— овладение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го
года обучения)
Содержание учебного предмета «Речевая практика» во 2 классе
(2 часа в неделю)
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых
комплексов и слов (3 слога, 2—3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет—пакет,
удочка—уточка, гладит—глядит и др. (С опорой на наглядные средства.)
Выполнение действий по инструкции с противопоставляемыми
предлогами: в—на, у—за, над—под, с—на, к—от и др. Например: «Положи
книгу на парту», «Положи книгу в парту», «Встань у парты», «Зайди за
парту», «Подержи руку над партой, а теперь — под партой» и т. д.
Выполнение движений или заданий по словесной двухчленной
инструкции учителя с последующим речевым отчётом о действии («Что ты
делал?»).
Прослушивание заданий в аудиозаписи. Выполнение каждого задания.
Например: «Наташа, подойди к доске и напиши своё имя», «Миша, выйди к
доске и допиши её фамилию», «Лена, иди к доске и на следующей строчке
запиши свои имя и фамилию» и т. д.
Упражнения в различении и соотнесении с ситуационными картинками
предложений, содержащих слова-родственники или слова, обозначающие
функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку —
Коля сделал маленькую скамейку; Дети слепили во дворе снеговичка — Дети
вылепили во дворе снегурочку.
Дикция и выразительность речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые
приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя,
отчётливое и выразительное их произнесение. 200
Дыхательные упражнения: посчитаем Егорок на горке. Сначала двух
Егорок на одном выдохе, потом трёх и т. д. (Как на горке, на пригорке стоят
тридцать три Егорки. Раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка…)
Пение слогов и слов на знакомые мотивы детских песен.
Громкая, тихая и шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального
темпа речи.
Помощники устной речи: мимика и жесты в тренировочных
упражнениях в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока.
Выражения лица: весёлое, грустное, удивлённое, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего
тона голоса: приветливого, вежливого, грубого, испуганного, сердитого.
Базовые формулы речевого общения (представлены с нарастанием к
материалу, изучавшемуся в 1 классе)
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени
и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое
обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения.
Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к
сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения.
Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.).
Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым
человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай
познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на
приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). 201
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия
и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы
«Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с
помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания.
Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться,
посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной
ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют»,
«Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай»,
«Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость
дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными
взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как
дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при
прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и
отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим.
Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю
тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства:
улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я
хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на
поздравления и подарки.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в
телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки,
обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к 202
телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно
попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью
приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на
уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку.
Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы
«Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно
мне…», «Можно я…».
Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо»,
«Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, …
(имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы.
Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и
др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление,
пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением
и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я
нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при
извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и
мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Примерные темы речевых ситуаций
«Я дома»: «Алло! Алло!», «С Днём рождения!».
«Я и мои товарищи»: «Истории о лете», «Три поросёнка», «Новогодняя
сказка», «Красная Шапочка», «Я поздравляю тебя!», «Вспоминаем любимые
сказки», «Скоро лето». 203
«Я за порогом дома»: «Добро пожаловать!», «Расскажи мне о школе»,
«Новогодний карнавал», «Дежурство», «Пошли в столовую!», «Я записался в
кружок», «Поклонимся памяти героев»
Тематическое планирование во 2 классе (68 часов)
№ п.п | Наименование раздела, темы. | Количество часов |
1 | Добро пожаловать | 1 |
2 | Добро пожаловать. | 1 |
3 | Добро пожаловать.. | 1 |
4 | Добро пожаловать… | 1 |
5 | Истории о лете | 1 |
6 | Истории о лете. | 1 |
7 | Истории о лете.. | 1 |
8 | Истории о лете… | 1 |
9 | «Три поросенка» | 1 |
10 | «Три поросенка». | 1 |
11 | «Три поросенка».. | 1 |
12 | Расскажи мне о школе | 1 |
13 | Расскажи мне о школе; | 1 |
14 | Расскажи мне о школе. | 1 |
15 | Расскажи мне о школе.. | 1 |
16 | Вспоминаем любимые сказки | 1 |
17 | Вспоминаем любимые сказки. | 1 |
18 | Вспоминаем любимые сказки.. | 1 |
19 | Ало! Ало! | 1 |
20 | Ало! Ало!. | 1 |
21 | Ало! Ало!.. | 1 |
22 | Ало! Ало!... | 1 |
23 | С Днем рождения! | 1 |
24 | С Днем рождения!. | 1 |
25 | С Днем рождения!.. | 1 |
26 | С Днем рождения!... | 1 |
27 | Новогодняя сказка | 1 |
28 | Новогодняя сказка. | 1 |
29 | Новогодняя сказка.. | 1 |
30 | Новогодний карнавал | 1 |
31 | Новогодний карнавал. | 1 |
32 | Новогодний карнавал.. | 1 |
33 | Дежурство | 1 |
34 | Дежурство | 1 |
35 | Дежурство.. | 1 |
36 | Дежурство… | 1 |
37 | У меня есть щенок! | 1 |
38 | У меня есть щенок!. | 1 |
39 | У меня есть щенок!.. | 1 |
40 | У меня есть щенок!... | 1 |
41 | Пошли в столовую! | 1 |
42 | Пошли в столовую!. | 1 |
43 | Пошли в столовую!.. | 1 |
44 | Пошли в столовую!... | 1 |
45 | «Красная шапочка» | 1 |
46 | «Красная шапочка». | 1 |
47 | «Красная шапочка».. | 1 |
48 | «Красная шапочка»… | 1 |
49 | Я поздравляю тебя! | 1 |
50 | Я поздравляю тебя!. | 1 |
51 | Я поздравляю тебя!.. | 1 |
52 | Я поздравляю тебя!... | 1 |
53 | Я записался в кружок! | 1 |
54 | Я записался в кружок!. | 1 |
55 | Я записался в кружок!.. | 1 |
56 | Я записался в кружок!... | 1 |
57 | Вспоминаем любимые сказки. | 1 |
58 | Вспоминаем любимые сказки | 1 |
59 | Вспоминаем любимые сказки.. | 1 |
60 | Вспоминаем любимые сказки… | 1 |
61 | Скоро лето | 1 |
62 | Скоро лето. | 1 |
63 | Скоро лето.. | 1 |
64 | Скоро лето… | 1 |
65 | Поклонимся памяти Героев | 1 |
66 | Поклонимся памяти Героев. | 1 |
67 | Поклонимся памяти Героев.. | 1 |
68 | Поклонимся памяти Героев… | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по речевой практике...
Рабочая программа по речевой практике 4 класс (8вид)
Рабочая программа по речевой практике 4класс (8 вид)...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...