Рабочая программа по речевой практике 4 класс (8вид)
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по речевой практике 4класс (8 вид)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_rechevoy_praktike.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа п.Обор
муниципального района им. Лазо
682903, Хабаровский край, район имени Лазо, пос. Обор, ул. Новошкольная, дом 4,
Электронный адрес obor71@mail.ru,рабочий телефон 8(42154)47-4-19
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _____/Ситникова Л.В./
Протокол № ____ от ________2020г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______ /Перевалова О.А. / от________2020г | «Утверждено» Директор МБОУ СОШ п.Обор им. Е.А.Дикопольцева _______/_ Бредгауэр И.С.__/ Приказ № от______2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ
( на основании ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учитель Ситникова Лариса Викторовна
Год составления 2020-2021 учебный год
Класс ___3______
Общее количество часов по плану -68часов
Количество часов в неделю – 2
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.
_________г. Ситникова Л.В.____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по речевой практике составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы - под ред. В. В. Воронковой - Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. - М."Владос", 2012 г.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе» 2. Л а л а е в а Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение 3. Л ь в о в М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение 4. «Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение Количество часов за год 68 ( 2 часа в неделю.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку. Введение в программу курса «Устная (разговорная) речь» - (0-4 классы) связана с тем, что речевая практика умственно отсталых дошкольников чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что к началу школьного обучения уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов. Цель программы обучения: -коррекция недостатков общего и речевого развития учащихся коррекционной школы. Задачи программы обучения: -способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся; -корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей; -формировать выразительную сторону речи; -учить строить устные связные связанные высказывания; -ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов; -помочь детям осмыслить и обобщить имеющийся у них речевой опыт; -улучшить такие качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность; -воспитывать культуру речевого общения.
Содержание учебного предмета
Общение и его значение в жизни Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио, с кино- и телеэкрана? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник – устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение? Влияние речи на поступки людей. Свойства слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить. Конкретизация каждого слова соответствующими примерами. Условные знаки в общении людей: не курить, переход, метро, мужской и женский туалет, нельзя фотографировать и т.д.
Аудирование Повторение предложений (из 5-6 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание коротких сказок или рассказов в магнитофонной записи и с их последующим пересказом.
Дикция и выразительность речи Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях. Многообразие тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесенных фраз с пиктограммами. Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без нее, с опорой на пиктограммы и без них.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Примерная тематика речевых ситуаций: «Игра по правилам», «Мой старший друг. Почему с ним интересно?»; «Двенадцать месяцев», «Бременские музыканты» (сцены из сказок); «Сочиняем стихотворение. Мы поэты», «Придумываем сказку. Мы сказочники»; «Мой помощник телефон» (справочные телефонные службы), «Вместе в беде и радости»; «Поздравление ветеранам», «Я гость», «Я выбираю книгу»; «В гостях у леса». Определение темы ситуации, обсуждение того, что можно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Об одном и том же по-разному: Красивую речь приятно и слушать. Надо так говорить, чтобы всем было приятно слушать; Мне интересно быть с моим старшим братом. Он всегда рассказывает о том, чего я не знаю. Я больше всего люблю оставаться с моим старшим братом. Он знает иного разных историй и интересно их рассказывает. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос-ответ, вопрос – сообщение): Здравствуйте, когда вечером отходит поезд на Москву?-… Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания (начало-основное содержание-конец): Жил-был гриб-боровик. Был он большой и очень красивый. Чтобы его не нашли, он спрятался под еловой лапой.
Культура общения Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение: Извините, пожалуйста. Я прошу прощения. Не сердитесь, пожалуйста. Вежливый отказ от предложения, приглашения: Спасибо, но эта книга у меня уже есть. Извини, но я не смогу в этот день прийти к тебе в гости. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учащийся должен уметь: 1-ый уровень: − понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию; − понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы
по содержанию; − выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; − участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций.
Учащийся должен уметь: 2-ой уровень: -выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова; -сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; -слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на поросы учителя по их содержанию.
Основные требования к умениям учащихся: -выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встречи и расставании с детьми и взрослыми; - сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес, объяснять как можно доехать или дойти до нужного объекта; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения, по образцу учителя; - участвовать в беседе.
Календарно – тематическое планирование по речевой практике
№ | Кол-во часоа | Тема | Планируемые результаты учебного предмета | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Делимся новостями. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию | Учащийся должен уметь: 1-ый уровень: − понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию; − понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию; − выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; − участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций. Учащийся должен уметь: 2-ой уровень: -выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова; -сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал; -слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на поросы учителя по их содержанию. Основные требования к умениям учащихся: -выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встречи и расставании с детьми и взрослыми; - сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес, объяснять как можно доехать или дойти до нужного объекта; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения, по образцу учителя; - участвовать в беседе Учащийся должен уметь: 1-ый уровень: − понимать содержание небольших по объему сказок и рассказов, прослушанных в магнитофонной записи; отвечать на вопросы по содержанию; − понимать содержание детских радио- и телепередач, отвечать на вопросы по содержанию; − выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; − участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций; − принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций. Учащийся должен уметь: 2-ой уровень: -выражать свои просьбы, желания, используя «вежливые» слова; -сообщать свое имя и фамилию, домашний адрес; объяснять, как можно доехать или дойти до школы; -участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; -слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный матери Основные требования к умениям учащихся: -выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей; - выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встречи и расставании с детьми и взрослыми; - сообщать своё имя и фамилию, домашний адрес, объяснять как можно доехать или дойти до нужного объекта; - участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения, по образцу учителя; - участвовать в беседе | |||
1 | Делимся новостями. Составление рассказа с опорой на иллюстрацию | ||||
1 | Работа с приложением по теме: «Делимся новостями. Выполнение рисунка «Как я провёл лето» | ||||
1 | Работа с приложением по теме: «Делимся новостями. Выполнение рисунка «Как я провёл лето» | ||||
1 | Я выбираю книгу. Расширение представлений о видах книг, их назначение | ||||
1 | Я выбираю книгу. Расширение представлений о видах книг, их назначение | ||||
1 | Что мы узнаём из книги? Построение плана, работа с карточками из Приложения | ||||
1 | Что мы узнаём из книги? Построение плана, работа с карточками из Приложения | ||||
1 | Пересказ по плану любимой книги. Книга – собеседник, какой, устный или письменный? | ||||
1 | Пересказ по плану любимой книги. Книга – собеседник, какой, устный или письменный? | ||||
1 | «Петушок-золотой гребешок» работа над смыслом сказки и её интонацией | ||||
1 | «Петушок-золотой гребешок» работа над смыслом сказки и её интонацией | ||||
1 | Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, обсуждение её смысла | ||||
1 | Актуализация содержания сказки по вопросам учителя, обсуждение её смысла | ||||
1 | Сочиняем сказку. Продолжить учить составлять связные высказывания | ||||
1 | Сочиняем сказку. Продолжить учить составлять связные высказывания | ||||
1 | Составление предложений к каждой части сказки с опорой на план, запись на листе бумаги | ||||
1 | Составление предложений к каждой части сказки с опорой на план, запись на листе бумаги | ||||
1 | Целостное рассказывание сказки | ||||
1 | Целостное рассказывание сказки | ||||
1 | Назначение радио, телевизора в современной жизни. Пополнение речевого запаса речевыми выражениями | ||||
1 | Назначение радио, телевизора в современной жизни. Пополнение речевого запаса речевыми выражениями | ||||
1 | Практические упражнения в нахождении в программе определённой передачи. Составление собственной программы передач | ||||
1 | Практические упражнения в нахождении в программе определённой передачи. Составление собственной программы передач | ||||
1 | Обсуждение составленных телепередач. Работа с иллюстрациями по данной теме | ||||
1 | Обсуждение составленных телепередач. Работа с иллюстрациями по данной теме | ||||
1 | «Знатоки-помощники». Моделирование диалога | ||||
1 | «Знатоки-помощники». Моделирование диалога | ||||
1 | Учить выделять общие части в словах, называющих знаки. Работа с иллюстрациями к уроку «Знаки –помощники» | ||||
1 | Учить выделять общие части в словах, называющих знаки. Работа с иллюстрациями к уроку «Знаки –помощники» | ||||
1 | «Знаки –помощники», урок – экскурсия по школе по закреплению дорожных, пожарных, информационных знаков и табличек. Улица. Безопасность движения на улице | ||||
1 | «Знаки –помощники», урок – экскурсия по школе по закреплению дорожных, пожарных, информационных знаков и табличек. Улица. Безопасность движения на улице | ||||
1 | «В гостях у леса». Парная работа по составлению предложений по картинкам | ||||
1 | «В гостях у леса». Парная работа по составлению предложений по картинкам | ||||
1 | Составление письма леснику. Выводы о бережном отношении к лесу | ||||
1 | Составление письма леснику. Выводы о бережном отношении к лесу | ||||
1 | «Задушевный разговор». Чтение стихотворения. Последовательное выполнение заданий по картинкам. Чувства. | ||||
1 | «Задушевный разговор». Чтение стихотворения. Последовательное выполнение заданий по картинкам. Чувства. | ||||
1 | Слушание рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Что легче», «На катке» по выбору учащихся | ||||
1 | Слушание рассказов В.Осеевой «Волшебное слово», «Что легче», «На катке» по выбору учащихся | ||||
1 | Приглашение. Работа с учебником. Устное приглашение. | ||||
1 | Приглашение. Работа с учебником. Устное приглашение. | ||||
1 | Составление текстов приглашений, работа в творческих группах | ||||
1 | Составление текстов приглашений, работа в творческих группах | ||||
1 | Стихотворение «Приглашение улитки». Выучить наизусть. Нарисовать открытку - приглашение | ||||
1 | Стихотворение «Приглашение улитки». Выучить наизусть. Нарисовать открытку - приглашение | ||||
1 | Знакомство со структурой устного и письменного поздравления | ||||
1 | Знакомство со структурой устного и письменного поздравления | ||||
1 | Работа с учебником. Чтение стихотворения | ||||
1 | Работа с учебником. Чтение стихотворения | ||||
1 | Подготовка поздравительных открыток друг другу | ||||
1 | Подготовка поздравительных открыток друг другу | ||||
1 | Конкурс на лучшую открытку. Обсуждение анализ | ||||
1 | Конкурс на лучшую открытку. Обсуждение анализ | ||||
1 | Культура общения. Извинения. Совершенствование умения правильно выстраивать предложения на заданную тему | ||||
1 | Культура общения. Извинения. Совершенствование умения правильно выстраивать предложения на заданную тему | ||||
1 | Вежливый отказ от предложения или приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях | ||||
1 | Вежливый отказ от предложения или приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях | ||||
1 | День рождения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||||
1 | День рождения. Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||||
1 | Составление связного высказывания на основе различных сюжетных картинок | ||||
1 | Составление связного высказывания на основе различных сюжетных картинок | ||||
1 | Отработка лексических навыков при составлении сказок | ||||
1 | Отработка лексических навыков при составлении сказок | ||||
1 | Тренировочные упражнения в отработке и организации высказывания различных речевых ситуаций. | ||||
1 | Тренировочные упражнения в отработке и организации высказывания различных речевых ситуаций. | ||||
1 | Проведение Викторины. | ||||
1 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Рабочая программа по речевой практике, 1 (доп) класс вариант 8.3
Данная рабочая программа предназначенна для предмета "Речевая практика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...
рабочая программа по речевой практике 3 класс для детей с легкой умственной отсталостью
рабочая программа по речевой практике...