Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс)
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_rechevoy_praktike_dlya_4_klassa.docx | 31.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для 4 класса
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по речевой практике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 35 учебных часа в год. Для реализации данного планирования был выбран учебник для 4 класса «Речевая практика» для общеобразовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, автор С.В.Комарова, Москва «Просвещение», 2018г.
Основная цель курса «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации обучающихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
- Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- Формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- Коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- Формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- Развитие навыков устной коммуникации;
- Формирование положительных нравственных качеств и свойств личности;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся;
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
- Формировать выразительную сторону речи;
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок и экскурсии. В процессе обучения школьников целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- словесный метод ( рассказ, объяснение ,беседа, работа с учебником);
- наглядный метод (метод иллюстраций, метод демонстраций);
- практический метод (упражнения, практическая работа);
- репродуктивный метод (работа по алгоритму);
- коллективный,индивидуальный;
- творческий метод.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
Предметные результаты обучения
Достаточный уровень:
- понимать содержание сказок и рассказов, прочитанных артистами в аудиозаписи, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного; понимать содержание детских радио- и телевизионных передач, уметь отвечать на вопросы по содержанию услышанного;
- уметь выбирать правильные средства интонации, ориентируясь на образец учителя и анализ речевой ситуации; участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций;
- правильно выражать свои просьбы, уметь здороваться, прощаться, просить прощения и извиняться, используя соответствующие выражения;
- принимать участие в коллективном составлении рассказа, сказки по темам речевых ситуаций;
- уметь воспроизводить составленные рассказы с опорой на картинно-символический план.
Минимальный уровень:
- выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей;
- выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми;
- знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя);
- участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- слушать сказку или рассказ, уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал;
- выразительно произносить чистоговорки, короткие стихотворения по образцу учителя;
- участвовать в беседе;
- слушать сказку или рассказ, пересказывать содержание, опираясь на картинно-символический план.
Личностные результаты, ожидаемые после 4-го года обучения по программе «Речевая практика»:
- расширение представлений о праздниках — личных и государственных, связанных с историей страны;
- закрепление представлений о различных социальных ролях - собственных и окружающих людей;
- соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через расширение представлений о нормах этикета и правилах культурного поведения;
- закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия (в рамках предметных результатов начального обучения);
- закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни (в рамках предметных результатов начального обучения).
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599)
Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание учебного предмета «Речевая практика»
Аудирование и понимание речи
Повторение предложений (6—8 слов), разных по структуре, вслед за учителем. Прослушивание аудиозаписей чтения артистами коротких сказок или рассказов с последующим пересказом прослушанного.
Дикция и выразительность речи
Практическое использование силы голоса, тона и темпа речи в различных речевых ситуациях.
Практическое осмысление многообразия тона речи, выражающего человеческие чувства. Тренировочные упражнения в передаче восторга, ужаса, радости, горя, удивления, испуга и др. Соотнесение произнесённых фраз с пиктограммами.
Мимика и жесты. Упражнения в передаче чувств, эмоций с помощью мимики и жестов в сочетании с речью и без неё, с опорой на пиктограммы и без них.
Общение и его значение в жизни
Передача мыслей, чувств, знаний на расстоянии. Для чего люди создали радио, кино, телевидение? Кто говорит с нами по радио или с телеэкрана? Что мы понимаем из такого устного общения с нами? Важно ли для нас это общение? Почему книгу называют собеседником? Какой это собеседник — устный или письменный? Что мы узнаем из книги? Важно ли для нас это общение?
Влияние речи на поступки людей. «Свойства» слов: радовать, огорчать, утешать, сердить, мирить и т. д.; подбор соответствующих слов. Общепринятые знаки в общении людей: «Не курить», «Переход», «Метро», «Мужской и женский туалет», «Нельзя фотографировать» и т. д.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. Лексические темы: «Игры с друзьями», «Играем в сказку», «Мы писатели», «Я дома», «Я за порогом дома», «Я в мире природы». Определение темы ситуации, обсуждение того, что именно сказать по этой теме. Обсуждение и подготовка атрибутов речевой ситуации. Подбор слов и составление предложений по теме речевой ситуации. Совершенствование умения участвовать в диалогах различного типа (вопрос – ответ, вопрос - сообщение). Составление связного высказывания на основе серии сюжетных картинок, с использованием отработанной лексики по теме и с учетом фиксированной структуры высказывания. Культура общения. Устное и письменное приглашение, поздравление. Упражнения в составлении устного и письменного приглашения, поздравления. Извинение. Вежливый отказ от предложения, приглашения. Использование этикетных форм общения в различных речевых ситуациях.
Учебно - методическое обеспечение.
Учебник Комарова С.В. Устная речь: учебник для 3 класса / Комарова С.В. - М. :Просвещение, 2018. Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001. Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.:Владос
Дидактические материалы
Раздаточные дидактические материалы по темам;
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам;
Мультфильмы;
Аудиосказки;
Стихи, загадки, чистоговорки по темам;
Настольные игры;
Пазлы.
Календарно-тематическое планирование по речевой практике
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся | Мониторинг |
Предметные | Личностные | ||||||
| 1 четверть |
| 9 |
|
|
|
|
1-2 | Делимся новостями |
| 2 | Ориентироваться в пространстве класса | Освоить роль ученика | Составление рассказа по серии картинок. Знакомство с фиксированной структурой текста. |
|
3-4 | Я выбираю книгу |
| 2 | Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя | Ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья» | Составление рассказов «Моя любимая книга» с опорой на план |
|
5-6 | Сказка "Петушок - Золотой гребешок" |
| 2 | понимание содержания небольших по объему сказок | Воспитывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям | Закрепление содержания сказки (пересказ с опорой на иллюстрации, по вопросам учителя, игра «Рассказ по кругу» и др.). Инсценирование сказки. |
|
7-9 | Сочиняем сказку |
| 3 | участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо); | Обсуждение замысла сказки. Составление предложений к каждой части придумываемой сказки с опорой на вопросный план |
|
| 2 четверть |
| 7 |
|
|
|
|
1-3 | Я- пассажир |
| 3 | участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; | участвовать в диалогах по темам речевых ситуаций | Ролевая игра «В автобусе» |
|
4-6 | У телевизора |
| 3 | понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; | выполнять задания по словесной инструкции учителя, детей | Коллективное обсуждение «Моя любимая программа» |
|
7 | Повторение изученного |
| 1 | Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; | знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя); | Составление персональных телевизионных программ обучающимися |
|
| 3 четверть |
| 10 |
|
|
|
|
1-3 | Знаки - помощники |
| 3 | Знать основные условные знаки | участвовать в беседе | Экскурсия «Знаки-помощники в нашем городе |
|
4-6 | В гостях у леса |
| 3 | Уметь обсуждать, советоваться, внимательно относиться к ответам товарищей | участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями | Составление «Правил вежливого поведения в лесу». |
|
7-9 | Задушевный разговор |
| 3 | Уметь анализировать, участвовать в диалогах | закрепление навыков коммуникации и умений использовать принятые нормы социального взаимодействия | Игра «Свои чувства не скажу, а без слов вам покажу». Знакомство с рассказами В. Осеевой «Волшебное слово», «Что легче?», «На катке» в аудиозаписи |
|
10 | Повторение изученного |
| 1 | составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план. | закрепление социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни | Творческая работа «Что может нанести вред лесу?» |
|
| 4 четверть |
| 8 |
|
|
|
|
1-3 | Приглашение |
| 3 | Уметь составлять устный и письменный текст с опорой на его структуру | выражать свои просьбы, используя вежливые слова, адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и расставании с детьми и взрослыми | Моделирование диалогов, содержащих приглашение и вежливый отказ |
|
4-6 | Поздравляю! |
| 3 | Уметь адресно подбирать пожелания | знать свои имя и фамилию, адрес дома, объяснять, как можно доехать или дойти до школы (по вопросам учителя) | Знакомство с правилами оформления письменного поздравления на открытке. Тренировочные упражнения в подписывании поздравительных открыток |
|
7 | Здравствуй, лето! |
| 1 | активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций | уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал | Знакомство с темой (беседа с привлечением личного опыта ответы на вопросы на основе иллюстраций |
|
8 | Летние каникулы. |
| 1 | знание основных правил культуры речевого общения | Участвовать в беседе | Обсуждение планов обучающихся на каникулы: свободные высказывания, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями
Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...
Рабочая программа по речевой практике составлена для учащегося 1 дополнительного класса общеобразовательного учреждения “Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья “Злагода”
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), авторской про...
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе
Рабочая программа предмета «Речевая практика» во 2 классе реализующегоадаптированную основную общеобразовательную программу образованияобучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
Рабочая программа по речевой практике, 1 (доп) класс вариант 8.3
Данная рабочая программа предназначенна для предмета "Речевая практика" в 1-ом дополнительном классе вариант 8.3...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике для обучающихся с ОВЗ
Пояснительная записка.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рече...