Проект по русскому языку
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Грузова Татьяна Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_yaz_4_kl_proekt_goorite_pravilno.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема:Проект «Говорите правильно»

Планируемые результаты: 

Личностные результаты:

  • формирование учебно-познавательного интереса к изучению употребления имен существительных во множественном числе
  • формировать способность к самооценке
  • формирование первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
  • развитие мотивации  к творческой проектной деятельности
  • развитие способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью
  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями 

Метапредметные результаты:

    Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • выполнять действия по намеченному плану,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы  товарищами

   Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями  различных типов
  • использовать знаково-символические средства (в том числе схемы, таблицы) представления информации, преобразовывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;
  • выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями

  Коммуникативные УУД:

  • слушать и слышать собеседника, вести диалог
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

  Предметные результаты:

  • овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических)
  • пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим  словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);
  • определять принадлежность слова к определённой части речи
  • формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей
  • формировать умение выполнять проектную работу

Цель: формирование и развитие учебно-познавательного интереса к совместной деятельности для изучения употребления имен существительных множественного числа в именительном и родительном падежах через решение практических задач и задач поискового характера в процессе выполнения проекта

Ход урока:  

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПР

Организационный момент

Проверить готовность к уроку.  

 - Садитесь.

Встают около парт.

Садятся

Актуализация знаний.

3 мин

Актуализация знаний, необходимых при изучении нового материала

- Какую тему изучаем на уроках русского языка?

-Как изменяются имена существительные?

- В каком числе могут быть употреблены существительные?

- Сколько падежей в русском языке?

- Назовите два первых падежа со словами-помощниками и вопросами

 По мере ответов учащихся на доске появляется схема:

                                         

                                              СУЩ.

                               ЧИСЛАМ      ПАДЕЖАМ

     

                     ЕД.Ч             МН.Ч    ИМ. П                   Р.П

                                                          есть                       нет  

                                                     Кто? Что?      Кого? Чего?

       

- Имя существительное

- По числам и падежам

- Ед.ч и мн.ч

- 6 падежей

- Именительный падеж-

есть Кто? Что?

  Родительный падеж —

нет Кого? Чего?

П-использовать знаково-символические средства (схему) для представления информации

Пр — знать как изменяются  имена существительные, вопросы падежей  

Постановка учебной задачи

4 мин

Создание проблемной ситуации

- Умеете ли вы ставить имена существительные в форму множественного числа именительного падежа? (обвожу на доске)

- Выполните задание карточки 1 (приложение5)

- Проверим выполнение задания.

- Поднимите руки те, кто нашел ошибки при выполнении задания.

- А теперь попрошу вас помочь правильно употребить существительное в форме родительного падежа множественного числа (карточка 2) (обвожу на схеме) (приложение 6)

- Проверим выполнение задания.

- Поднимите руки те, кто справился без ошибок.

- Да

- Выполняют задание1

- 1 ученик выполняет задание на интерактивной доске (диск по русскому языку 4 кл).

 Остальные - взаимопроверка.

- Выполняют задание 2,   1 ученик работает за шторкой у доски

 

Проверка и самопроверка.

Р:-принимать и сохранять в памяти учебную задачу

 - осуществлять контроль по результату деятельности (самопроверка, взаимопроверка)

- адекватно оценивать свою деятельность и воспринимать оценку своей деятельности товарищами

Целеполагание

1 мин

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

- Мы увидели, что иногда бывает очень сложно правильно употребить слово в нужной форме. Употребление многих слов нельзя проверить, их нужно знать и помнить.

-Как можно узнать о правильном произношении слова?

 Я предлагаю сегодня выполнить проект «Говори правильно»

-Как вы думаете, а что может стать результатом нашего проекта. Учитель подводит к мысли, что результатом должен стать альбом-помощник «Говори правильно», в котором будут собраны трудные для произношения варианты слов

-Спросить у взрослых, посмотреть в учебнике, найти в словаре

- Дети высказывают предположения.

Л:-формирование учебно-познавательного интереса к изучению употребления имен существенных в форме мн.ч. Им. п. и Р.п.

Р:-принимать и сохранять учебную задачу

 Работа над проектом. Обсуждение плана работы

5 мин

Поиск путей решения учебной задачи (анализ предложенного плана действий)

-Возьмите задания из конверта

  • -Обсудим план работы, во время которого вы определитесь какую роль вы будете выполнять в группе

1.Посмотрите на задание. (приложение 1)

-Что вам нужно уметь, чтобы его выполнить

-Как вы сможете узнать, правильно ли выполнили задание?

-Значит, что надо уметь делать?

-Какие словари могут нам помочь?

2.-Что нужно уметь, чтобы справиться с этим заданием? (приложение 2)

3.-Посмотрите 3 пункт плана. Это задание выполняет один член группы, переходя в другие группы по сигналу учителя. Подумайте, кто сможет справиться с этой частью.

4.Посмотрите на таблицу, которую предстоит заполнить.

(приложение 3)

5.Представление своей работы

Дети разделены на 4 группы

У каждой группы план работы (приложение 4)

- Ставить существительные во мн. ч. Им. п. или  Р.п.

-По словарю

-Работать со словарем

- Орфографический (мн.ч и р.п.) и орфоэпический (мн.ч)

- Уметь красиво и аккуратно писать печатными буквами.

- Он должен хорошо писать под диктовку и правильно ставить ударение, так как его произнесли.

-У каждой группы в таблице впечатаны слова, с которыми они работают  Нужно отметить + количество правильных и неправильных употреблений слов

слово

правильно

неправильно

- представить готовую карточку-помощник и выводы по таблице

Л:-развитие мотивации к творческой проектной деятельности

-формировать способность к самооценке (выбор вида работы, с которым смогу справиться)

Р:- принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи

-планировать учебные действия

Физминутка

2 мин

Здоровьсбережение

Отдохнуть, положительный настрой на дальнейшую работу

Прежде, чем мы начнем работать, предлагаю немного отдохнуть

Учитель называет слова. Если это существительное

в единственном числе — ребенок приседает,

во множественном числе — дети берутся за руки и поднимаются на носочки.

Если это не существительное-хлопают в ладоши.

  Стол, ученики, красивый, парты, яблоки, сапог, бегают, газеты, торты, школа, сорока, воробьи, прыгают, валенки, спектакли, учитель, молодцы.

Выполняют

Пр:-уметь определять ед. и мн. число имен существительных,определять принадлежность слова к определенной части речи

Работа над проектом.

15 мин

 В сотрудничестве с одноклассниками решение учебной задачи (изучение новой темы)

  Учитель при необходимости корректирует работу учащихся, помогает советами.

Работа в группах самостоятельно:

1.распределяют обязанности

2.выполняют каждый свою часть работы

3.осуществляют взаимопомощь и взаимоконтроль

Л:-формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

-развитие способности к самооценке на основе наблюдения над собственной речью

Р:- принимать и сохранять учебную задачу

-контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей -выполнять действия по намеченному плану,осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату -адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия

П:-пользоваться словарями  различных типов

-использовать знаково-символические средства  (таблицы) для представления информации

К:-слушать и слышать собеседника, вести диалог

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения

Пр:-овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, грамматических)

-пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарём при определении правильного произношения слова

-формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей

-формировать умение выполнять проектную работу

Работа над проектом. Итог

10 мин

-презентация своей части проекта каждой группой

Л:-выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями

Пр:-формировать умение ставить имена существительные в форму множественного числа именительного и родительного падежей

Р:- осуществлять итоговый  контроль

Подведение итогов урока

4 мин

-Чему учились, выполняя проект

-Какой полезный продукт получили в результате работы?

-Возьмите листы самооценки и поработайте с ними (приложения 7,8)

- Употреблять имена существительный в форме множественного числа именительного и родительного падежа

-Работать со словарем

-Работать в группе

-Создали альбом-помощник «Говори правильно»

-Оценивают свою работу и работу товарищей по группе

Л:-формировать способность к самооценке

Р:- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

-адекватно оценивать правильность выполнения действия

-адекватно воспринимать оценку своей работы товарищами

К:- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Домашнее задание

1 мин

-Как вы думаете, наш альбом-помощник завершен, все трудные слова в него вошли?

-Что бы вы предложили?

- Предлагаю дома изготовить подобные карточки и добавить их в наш альбом. Помните, выбирать надо только сложные слова, в которых можно допустить ошибку

-Продолжить составление альбома

Л:-формирование учебно-познавательного интереса к изучению употребления имен существительных во множественном числе

Р:-принимать и сохранять учебную задачу

Приложение1

  Задание 1 (1 группа)

   Запишите слово в именительном падеже множественном числе. Поставьте в словах ударение. Выделите окончание.

     

      Торт-_______________________,  герб-_____________,

   директор-_____________, договор-__________________.

       

  Задание 1 (2 группа)

  Запишите слово в именительном падеже множественном числе.Поставьте в словах ударение. Выделите окончание.

   Шофёр-_________________, адрес-_________________,

  доктор-____________________, паспорт-_____________.

    Задание 1 (3 группа)

   Запишите слово в родительном падеже множественном числе.Поставьте в словах ударение. Выделите окончание

       Килограммы- ___________________________,

      яблоки -________________________________,

      апельсины- _____________________________,

   

      туфли- _________________________________.

   Задание 1 (4 группа)

   Запишите слово в родительном падеже множественном числе.Поставьте в словах ударение. Выделите окончание

       Сапоги- _______________________________,

       варежки-_______________________________,

       

       макароны- ______________________________,

       мандарины-_____________________________.

Приложение2 (отдельный файл)

 Приложение 3

 

   Группа 1

   

слово

правильно

неправильно

торт

герб

директор

договор

   

   Группа 2

слово

правильно

неправильно

шофёр

адрес

доктор

паспорт

    Группа 3

слово

правильно

неправильно

килограммы

яблоки

апельсины

туфли

   Группа 4

слово

правильно

неправильно

сапоги

варежки

макароны

мандарины

Приложение 4

                                                   План работы

1.Выполните задание 1 на карточке

2.Сделайте карточку-памятку для каждого слова

    Запишите слово, поставьте ударение, выделите окончание.

3.Опросите ребят других групп по вашему заданию, используя карточки. Запишите слова и обозначьте в них ударение так, как они их произнесли.

4.Сделайте вывод: как большинство ребят употребляют имена существительные. Для этого заполните таблицу

5.Представьте свою работу классу

   План работы

1.Выполните задание 1 на карточке

2.Сделайте карточку-памятку для каждого слова

    Запишите слово, поставьте ударение, выделите окончание.

3.Опросите ребят других групп по вашему заданию, используя карточки. Запишите слова и обозначьте в них ударение так, как они их произнесли.

4.Сделайте вывод: как большинство ребят употребляют имена существительные. Для этого заполните таблицу

5.Представьте свою работу классу

   План работы

1.Выполните задание 1 на карточке

2.Сделайте карточку-памятку для каждого слова

    Запишите слово, поставьте ударение, выделите окончание.

3.Опросите ребят других групп по вашему заданию, используя карточки. Запишите слова и обозначьте в них ударение так, как они их произнесли.

4.Сделайте вывод: как большинство ребят употребляют имена существительные. Для этого заполните таблицу

5.Представьте свою работу классу

   План работы

1.Выполните задание 1 на карточке

2.Сделайте карточку-памятку для каждого слова

    Запишите слово, поставьте ударение, выделите окончание.

3.Опросите ребят других групп по вашему заданию, используя карточки. Запишите слова и обозначьте в них ударение так, как они их произнесли.

4.Сделайте вывод: как большинство ребят употребляют имена существительные. Для этого заполните таблицу

5.Представьте свою работу классу

Приложение 5

     Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

    Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

   Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

  Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

   Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

     Карточка 1

    Вставьте окончания существительных во множественном

    числе именительном падеже.

     Машинист__,  инженер__,  агроном__,  повар__,

   

    учител__,  директор__,  библиотекар__,

    путешественник__,  доктор__,   пассажир__.

Приложение 6

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

   Карточка 2

      Подчеркните правильный вариант произношения слова

             У Маши нет (носок, носков)

           Салат из (помидор, помидоров)

           В зале нет свободных (мест, местов)

Приложение 7

Лист самооценки_____________________________________________

1. Работать над проектом

            понравилось              не понравилось

2.Наиболее трудным показалось

            ставить существительное в И.П. мн.ч

             ставить ударение в словах

             ставить существительное в Р.п. мн.ч

             работать со словарем

             все было легко

3.Оцените свою работу в группе

   

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях я объяснял свое мнение

Я хорошо справился со своей частью работы

Лист самооценки_____________________________________________

1. Работать над проектом

            понравилось              не понравилось

2.Наиболее трудным показалось

            ставить существительное в И.П. мн.ч

             ставить ударение в словах

             ставить существительное в Р.п. мн.ч

             работать со словарем

             все было легко

3.Оцените свою работу в группе

   

Утверждение

Полностью согласен

Частично согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях я объяснял свое мнение

Я хорошо справился со своей частью работы

  Приложение 8

 

  Лист взаимооценки

     Оцените работу каждого члена вашей группы

   

Фамилия имя

Активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях  объяснял свое мнение

Хорошо справился со своей частью работы

1

2

3

4

 Лист взаимооценки

     Оцените работу каждого члена вашей группы

   

Фамилия имя

Активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях  объяснял свое мнение

Хорошо справился со своей частью работы

1

2

3

4

 Лист взаимооценки

     Оцените работу каждого члена вашей группы

   

Фамилия имя

Активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях  объяснял свое мнение

Хорошо справился со своей частью работы

1

2

3

4

 Лист взаимооценки

     Оцените работу каждого члена вашей группы

   

Фамилия имя

Активно участвовал в выполнении  заданий

При разногласиях  объяснял свое мнение

Хорошо справился со своей частью работы

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект (моно проект по русскому языку) «Картотека словарных слов»

По окончанию работы над проектом мы создадим классную методическую картотеку словарных слов, которую будем использовать на уроках русского языка....

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

ОС «Школа 2100»Проект урока русского языка во 2 классе «Закрепление знаний об изученных орфограммах» (авт. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина «Русский язык» 2 класс.)

На данноу уроке учащиеся имеют возможность повторить и систематизировать знания об изученных орфограммах; разработать и создать тренировочное пособие по теме «Орфограммы в корне»; развивать внимание, ...

Проект урока русского языка русский язык 2 класс

Урок русского языка 2 класс по теме "Слог"...

Проект по русскому языку "Тайна имени". УМК "Школа России" В.П. Канакина и В.Г.Горецкий «Русский язык», - М.: Просвещение, 2011г

Данная работа является конечным продуктом проекта по русскому языку "Тайна имени". 3 класс. УМК "Школа России" В. П. Канакина и В. Г. Горецкий "Русский язык", -- М.: Прос...

Проект по русскому языку. "Экология нашего языка"

Проект по русскому языку " Экология нашего языка". 4 класс. Слова-паразиты и как от них избавиться....