Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс для детей с РАС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arp_rech_pr_2_kl_ras.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета №1 от « 28» августа 2018г. | Утверждаю Директор школы__________ (Т.Ф.Калужина) Приказ № 88 от «31» августа 2018г. |
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для детей с РАС
2 класс
Составители: Жулыбина Т.Д.
Коледина О.В.
Тюменцево, 2018г.
1. Пояснительная записка.
1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая
программа.
Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью, с примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутиcтического спектра (вариант 8.3) на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2009г.).
- Общие цели и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.
Задачи раздела «Речевая практика»:
- Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
- Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
- Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.
1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с индивидуальным учебным планом школы для обучающихся с РАС для 2 класса адаптируем программу на 17 часов в год (0,5 час в неделю).
1.4.УМК.
Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2013г.)
Русский язык. 2класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – М.: Просвещение.
2. Планируемые результаты образования.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»
- Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
- Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» в конце 2 класса
Учащиеся должны уметь:
- Выполнять задания словесной инструкции,
- Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
- Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
- Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
- Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
- Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
- Называть свою улицу,
- Участвовать в ролевых играх,
- Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших классах (IV класс):
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио - и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Основные направления коррекционной работы:
- В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями, на возможность производить с ними действия.
- Формирование эмоционально-волевой готовности к школе: развитие работоспособности, умения ждать, соблюдение правил внутреннего распорядка, соблюдение фронтальной инструкции, умения держать инструкцию.
- При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигательной активности ребёнка, включать его в социальные формы деятельности.
- Соблюдение единых требований в процессе обучения.
- Привлечение внимания к адекватным эмоциональным реакциям.
- Отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.
- Обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта в процессе обучения.
- Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
- Формирование и развитие коммуникативных умений.
- Создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающий коммуникативный и социальный опыт ребёнка.
- Учёт индивидуального темпа освоения учебных дисциплин, дозирование учебной нагрузки.
- Создание на уроках дополнительного отдыха при колебаниях работоспособности.
- Использование алгоритмов при выполнении заданий.
- Закрепление учебного материала, используя большое количество тренировочных упражнений.
- Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и чётко сформулированные задания.
- Развитие познавательной активности.
- Уточнение и расширение словарного запаса.
- Развитие общей и речевой моторики.
- Развитие устной речи.
- Овладение правильным произношением и различением звуков.
- Формирование ритмико-слоговой структуры слова.
- Дальнейшее развитие грамматического строя речи.
- Дальнейшее развитие связной речи.
3.Содержание учебного предмета, курса.
Аудирование
Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).
Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.
Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.
Слова, близкие по звучанию
Дикция и выразительность речи
Отработка у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания
В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.
Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.
Заголовок к речевой ситуации.
Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.
Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.
Составление из символов связного высказывания из 3 – 5 предложений.
Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте.
Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.
Культура общения
Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.
4.Тематическое поурочное планирование
№ | тема | Кол-во часов |
Школьная жизнь | ||
1 | Добро пожаловать! Правила для школьника. | 0,5 |
2 | Кто нас лечит и кормит | 0,5 |
3 | Дежурим с другом (подругой). | 0,5 |
4 | «Ура! Перемена!» | 0,5 |
5 | Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал. | 0,5 |
6 | Я расскажу вам, где отдыхал. | 0,5 |
Игры и игрушки | ||
7 | «Моя любимая игрушка». | 0,5 |
8 | «Магазин игрушек». | 0,5 |
9 | «Уложим куклу спать» | 0,5 |
Играем в сказку | ||
10 | Знакомство со сказкой «Три медведя». Инсценировка. | 0,5 |
11 | Знакомство со сказкой «Три поросёнка». Инсценировка. | 0,5 |
12 | Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» | 0,5 |
Готовим новогодний праздник | ||
13 | Готовимся к празднику. | 0,5 |
14 | Новогодние поздравления. | 0,5 |
15 | Новогодние чудеса | 0,5 |
Зимняя прогулка | ||
16 | Зимние забавы. | 0,5 |
17 | Зимняя одежда | 0,5 |
18 | Мы лепим снеговика | 0,5 |
Я дома | ||
19 | В воскресенье все дома. | 0,5 |
20 | Расскажи о себе. | 0,5 |
21 | Я звоню себе домой. | 0,5 |
22 | Я звоню в экстренные службы | 0,5 |
Мои товарищи в школе | ||
23 | Играем во дворе. | 0,5 |
24 | Не надо больше ссориться. | 0,5 |
25 | Наш товарищ заболел | 0,5 |
Мойдодыр | ||
26 | Режим дня школьника. | 0,5 |
27 | Я умываюсь | 0,5 |
28 | Я чищу зубы | 0,5 |
29 | Я собираюсь на прогулку | 0,5 |
Я за порогом дома | ||
30 | Где я живу | 0,5 |
31 | За покупками в магазин. | 0,5 |
32 | Мы в гостях на день рождении. Поздравляем маму | 0,5 |
Мир природы | ||
33 | «К нам весна шагает…». Весенняя прогулка. | 0,5 |
34 | Здравствуй лето! | 0,5 |
17 часов |
5.Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.
1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида
Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для умственно отсталых обучающихся с НОДА.Рабочая программа ориентирована на учебник: «Устная речь» ...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 – 4 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 – 4 класса по адаптированной образовательной программе для дет...
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс
Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике для обучающихся с ОВЗ
Пояснительная записка.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рече...
Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...