Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика"
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему

Коледина  Ольга Владимировна

Адаптированная рабочая программа по предмету "Речевая практика" 2 класс для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arp_rech_pr_2_kl_ras.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя

общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

(МБОУ Тюменцевская СОШ)

Принята на заседании                                                                                      педагогического совета      

№1 от « 28» августа 2018г.

Утверждаю

Директор школы__________ (Т.Ф.Калужина)

Приказ № 88 от «31» августа 2018г.

 

                                                                                                                                 

Адаптированная рабочая программа по                                                                                                                                            речевой практике для детей с РАС                                                                                                                                              

2 класс

                                                                                     

                                                                              Составители:   Жулыбина Т.Д.

                                                                                                                                          Коледина О.В.

Тюменцево, 2018г.

1. Пояснительная записка.

                1.1.Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая  

   программа.

  1.        Рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с умственной отсталостью,  с примерной адаптированной  основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами  аутиcтического спектра (вариант 8.3) на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2009г.).

  1. Общие цели и задачи  учебного предмета

Цель учебного предмета «Речевая практика» - развитие  речевой коммуникации школьников с нарушениями интеллекта для осуществления общения с окружающими людьми.

Основной формой организации деятельности детей на уроках речевой практики является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение.  

                           Задачи раздела «Речевая практика»:

  • Ускорить процесс овладения разговорной речью на основе коррекции всех составляющих речевой акт компонентов;
  • Помочь детям ускорить и обобщить имеющийся у них речевой опыт:
  • Улучшить качественные характеристики устной речи, как звукопроизношение, темп, ритм, дикция, интонация, выразительность;
  • Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
  • Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
  • Учить строить устные связные высказывания;
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Характерное для детей с умственной отсталостью недоразвитие и нарушение  речи обуславливают специфику обучения их русскому языку в школе. Она выражена в том, что программа образования носит в основном элементарно – практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, объединяющим и организующим все разделы программы, является речевая практика.

           1.3.Описание места учебного предмета в учебном плане.

 В соответствии с  индивидуальным учебным планом  школы для обучающихся с РАС для 2 класса адаптируем программу на 17 часов в год  (0,5 час в неделю).

            1.4.УМК.

  1. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  под редакцией В.В.Воронковой (М., «Просвещение», 2013г.)

Русский язык. 2класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, / Э. В. Якубовская, Н. В. Павлова – М.: Просвещение.

             2.  Планируемые результаты образования.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»

  • Осознание  себя  как  ученика, заинтересованного  посещением  школы,  обучением, занятиями,  как  члена  семьи, одноклассника, друга;
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • Положительное  отношение  к  окружающей действительности,  готовность  к  организации  взаимодействия  с  ней  и эстетическому  ее  восприятию;
  • Целостный,  социально  ориентированный взгляд  на  мир  в  единстве  его  природной  и  социальной  частей;
  • Понимание  личной  ответственности  за  свои  поступки  на основе  представлений  об  этических  нормах  и  правилах  поведения  в современном обществе;
  • Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

Предметные результаты освоения учебного предмета «Речевая практика»  в конце 2 класса

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять задания словесной инструкции,
  2. Различать громкую и щепотную речь, менять темп речи, использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях.
  3. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
  4. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
  5. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
  6. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
  7. Называть свою улицу,
  8. Участвовать в ролевых играх,
  9. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

Минимальный  и  достаточный  уровни  усвоения  предметных результатов по учебному предмету «Речевая практика» на конец обучения в младших  классах (IV класс):  

Минимальный уровень:

  • формулировка  просьб  и  желаний  с  использованием  этикетных  слов  и выражений;
  • участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
  • восприятие  на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
  • выразительное  произнесение  чистоговорок,  коротких  стихотворений  с опорой на образец чтения учителя;
  • участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
  • ответы  на  вопросы  учителя  по  содержанию  прослушанных  и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

  • понимание  содержания  небольших  по  объему  сказок,  рассказов  и стихотворений; ответы на вопросы;
  • понимание  содержания  детских  радио -  и  телепередач,  ответы  на вопросы учителя;
  • выбор  правильных  средств  интонации  с  опорой  на  образец  речи учителя и анализ речевой ситуации;
  • активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
  • высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия,  прощания,  извинения  и  т. п.),  используя  соответствующие этикетные слова и выражения;
  • участие  в  коллективном  составлении  рассказа  или  сказки  по  темам речевых ситуаций;
  • составление  рассказов  с  опорой  на  картинный  или  картинно-символический план.

                  Основные направления коррекционной работы:

  1. В процессе обучения опора на практические действия с реальными предметами или их заместителями, на возможность производить с ними действия.
  2. Формирование эмоционально-волевой готовности к школе: развитие работоспособности, умения ждать, соблюдение правил внутреннего распорядка, соблюдение фронтальной инструкции, умения держать инструкцию.
  3. При утомляемости, проявляющейся в чрезмерной двигательной активности ребёнка, включать его в социальные формы деятельности.
  4. Соблюдение единых требований в процессе обучения.
  5. Привлечение внимания к адекватным эмоциональным реакциям.
  6. Отработка форм адекватного учебного поведения, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем.
  7. Обеспечение сенсорного и эмоционального комфорта в процессе обучения.
  8. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
  9. Формирование и развитие коммуникативных умений.
  10. Создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающий коммуникативный и социальный опыт ребёнка.
  11. Учёт индивидуального темпа освоения учебных дисциплин, дозирование учебной нагрузки.
  12. Создание на уроках дополнительного отдыха при колебаниях работоспособности.
  13. Использование алгоритмов при выполнении заданий.
  14. Закрепление учебного материала, используя большое количество тренировочных упражнений.
  15. Не использовать многоступенчатые инструкции, предлагать короткие и чётко сформулированные задания.
  16. Развитие познавательной активности.
  17. Уточнение и расширение словарного запаса.
  18. Развитие общей и речевой моторики.
  19. Развитие устной речи.
  20. Овладение правильным произношением и различением звуков.
  21. Формирование ритмико-слоговой структуры слова.
  22. Дальнейшее развитие грамматического строя речи.
  23. Дальнейшее развитие связной речи.

             3.Содержание учебного предмета, курса.

Аудирование

Развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

Слушание и запоминание ряда речевых комплексов и слов (2 слога, 2 – 3 слова).

Слоги и слова с рядом свистящих и шипящих звуков, дифференциация свистящих и шипящих звуков.

Слоги и односложные слова со стечением двух – трех согласных.

Слова, близкие по звучанию

Дикция и выразительность речи

Отработка у школьников четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи. Голос, сила голоса. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса. Мимика и жесты. Лицо, выражение лица. Практическое использование мимики в речевых ситуациях.

Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания

В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

Тематика речевых ситуаций: игры детей, моя семья, доктор Айболит, Мойдодыр, юный художник, разговор по секрету, я в зеркале, разговор с игрушкой, в гостях у бабушки, на школьной перемене, любимое занятие и др.

Рассказ и не рассказ, тема рассказа, ее обсуждение.

Заголовок к речевой ситуации.

Активизация, обогащение, уточнение словаря по теме.

Составление предложений с опорой на заданную синтаксическую конструкцию. Фиксация символами каждого предложения.

Составление из символов связного высказывания  из 3 – 5 предложений.

Использование личных местоимении вместо существительного для связи предложений в тексте.

Использование известных, новых слов в ролевой игре по теме.

Культура общения

Проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. Выражение благодарности. Вежливые слова. Тон речи. Речевое внимание к собеседнику. Поведение собеседников в ходе беседы. Тренировочные упражнения на готовом речевом материале.

                          4.Тематическое поурочное планирование  

тема

Кол-во часов

Школьная жизнь

1

Добро пожаловать! Правила для школьника.

0,5

2

Кто нас лечит и кормит

0,5

3

Дежурим с другом (подругой).

0,5

4

«Ура! Перемена!»

0,5

5

Истории о лете. Я расскажу вам, где отдыхал.

0,5

6

Я расскажу вам, где отдыхал.

0,5

Игры и игрушки

7

«Моя любимая игрушка».

0,5

8

«Магазин игрушек».

0,5

9

«Уложим куклу спать»

0,5

Играем в сказку

10

Знакомство со сказкой  «Три медведя». Инсценировка.

0,5

11

Знакомство со сказкой  «Три поросёнка». Инсценировка.

0,5

12

Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

0,5

Готовим новогодний праздник

13

Готовимся к празднику.

0,5

14

Новогодние поздравления.

0,5

15

Новогодние чудеса

0,5

Зимняя прогулка

16

 Зимние забавы.

0,5

17

Зимняя одежда

0,5

18

Мы лепим снеговика

0,5

Я дома

19

В воскресенье все дома.

0,5

20

Расскажи о себе.

0,5

21

Я звоню себе домой.

0,5

22

Я звоню в экстренные службы

0,5

Мои товарищи в школе  

23

Играем во дворе.

0,5

24

Не надо больше ссориться.

0,5

25

Наш товарищ заболел

0,5

Мойдодыр

26

Режим дня школьника.

0,5

27

Я умываюсь

0,5

28

Я чищу зубы

0,5

29

Я собираюсь на прогулку

0,5

Я за порогом дома 

30

Где я живу

0,5

31

За покупками в магазин.

0,5

32

Мы в гостях на день рождении. Поздравляем маму

0,5

Мир природы

33

«К нам весна шагает…». Весенняя прогулка.

0,5

34

Здравствуй лето!

0,5

17 часов

                    5.Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Дата

Характер изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по речевой практике для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью.2 класс.

1.Пояснительная записка.2.Планируемые результаты.3.Содержание .4.Тематическое планирование.5.Календарно-тематическое планирование....

Адаптированная рабочая программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида

Адаптированная рабочая  программа по предмету"Речевая практика", 2 класс, 8 вида...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для 2 – 4 класса (ФГОС)

Настоящая   рабочая программа   по предмету «Речевая практика» для  2 – 4 класса по    адаптированной образовательной программе   для дет...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речевая практика" для обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 класс

Пояснительная запискаАдаптированная рабочая программа по учебному предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с:Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра...

Адаптированная рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)

Адаптированная  рабочая программа "Речевая практика" 3 класс для учащихся с ОВЗ (вариант 8.3)...

Адаптированная рабочая программа по Речевой практике для обучающихся с ОВЗ

Пояснительная записка.Федеральная адаптированная основная общеобразовательная рабочая  программа обучающихся с умственной отсталостью  (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Рече...

Адаптированная рабочая программа по Речевой практике 4 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями...