Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов.
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему

Иванова Татьяна Сергеевна

Учебное пособие рекомендуется учащимся и учителям для занятий русским языком в младших классах.Памятки включают в себя основные правила по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_po_russkomu_yazyku.doc306 КБ

Предварительный просмотр:

Главные члены предложения (грамматическая основа)

Подлежащее – этот главный член предложения, который называет то, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее подчёркивается одной чертой.

Чаще всего подлежащее выражается именем существительным, но может быть выражено и другими словами, а также сочетаниями слов.

Подлежащее связано со сказуемым и требует от него определённой формы.

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и называет то, что совершает предмет, его состояние, каков он. Сказуемое отвечает на вопросы что делать? что будет делать? Сказуемое подчёркивается двумя линиями.

Сказуемое в предложении может быть выражено не только глаголом, но и именем существительным,  именем прилагательным, краткой формой имени прилагательного. В предложении  сказуемое связано с подлежащим.

Второстепенные члены предложения

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие, когда совершается действие, где совершается действие, по какой причине совершается действие,

с какой целью совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?

Обстоятельство в предложении выражено именем существительным, словосочетанием, различными частями речи.

Обстоятельство связано со сказуемым и обозначает образ действия,  место действия,  временя действия, причину действия, цель действия.

Обстоятельство подчёркивается так: - . - . - . - .

Фонетический анализ слова

1. Произнеси слово, выдели слоги, определи место ударения, запиши слово с помощью транскрипции.

2. Произнеси слово, укажи в нём последовательно все звуки, охарактеризуй их:

а) гласный звук: ударный или безударный, какой буквой обозначен;

б) согласный звук: звонкий или глухой (назови пару), твёрдый или мягкий (назови пару), какой буквой обозначен.

3. Произнеси слово, запиши количество звуков. Запиши слово, укажи количество букв.

Образец:

страус, стра – ус [страус].

[с] – согласный, твёрдый парный ([с′]), глухой парный ([з]), буква «эс»;

[т] – согласный, твёрдый парный ([т′]), глухой парный ([д]), буква «тэ»;

[р] – согласный, твёрдый парный ([р′]), звонкий непарный, буква «эр»;

[а] – гласный, ударный, буква «а»;

[у] – гласный, безударный, буква «у»;

[с] – согласный, твёрдый парный ([с′]), глухой парный ([з]), буква «эс»;

страус – 6 звуков, 6 букв.

ёжик, ёжик, [й′ожык].

[й′] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный, буква «ё»;

[о] – гласный, ударный, буква «ё»;

[ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный ([ш]), буква «жэ»;

[ы] – гласный, безударный, буква «и»;

[к] – согласный, твёрдый парный ([к′]), глухой парный ([г]), буква «ка»;

ёжик – 5 звуков, 4 буквы.

Орфограммы корня

1. Безударная гласная в корне слова

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением:

Река – реки, новинка – новый.

2. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова

Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные в, л, м, н, р, й:

Зуб – зубы, зубной; просьба – просить.

3. Непроизносимые согласные

Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных при стечении согласных в корне слова, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо. Если в стечении согласных при изменении слова согласные не произносится, то он и не пишется.

Честный – честь, чудесные – чудесен.

Имя существительное

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Под предметами понимают и людей, и животных, и рыб, и птиц, и растения, и явления природы, и города.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

   Имена существительные, которые обозначают людей, животных, птиц, насекомых и отвечают на вопрос кто?, называются одушевлёнными (девочка, бабочка, воробей)

   Имена существительные, которые обозначают неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что?, называются неодушевлёнными (вьюга, пень, роза)

!Одушевлённые: В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.

    Неодушевлённые: В.п. мн.ч = И.п. мн ч.

Собственные и нарицательные имена существительные

Собственные имена существительные называют такие предметы, которые  единичны,  неповторимы: это  названия  стран (Россия),  городов  (Москва, Смоленск),  морей  (Чёрное),  океанов  (Тихий),  улиц (Тверская, Зелёная), имена, фамилии,  отчества  (Александр Сергеевич Пушкин), клички животных (Шарик, Зорька, Мурка)

Нарицательные имена существительные называют неединичные предметы: стол, брат, карандаш.

! Собственные имена существительные не изменяются по числам.

Род имён существительных

Имена существительные, которые можно заменить словом он, мой -мужского рода: брат, тигр, стол.

Имена существительные, которые можно заменить словом она, моя - женского рода: девочка, книга, роза.

Имена существительные, которые можно заменить словом оно, моё - среднего рода: солнце, дерево, поле.

Падеж имён существительных

Имена существительные изменяются по падежам. Изменение имён существительных по падежам называется склонением.

Падеж

Вспомогательное слово

Падежный

вопрос

Предлоги

Именительный

есть

кто? что?

Родительный

нет

кого? чего?

без, у, из, до,

от, с, около, возле, для

Дательный

рад

кому? чему?

к, по

Винительный

вижу

кого? что?

на, за, под, в, во, через, про

Творительный

любуюсь

кем? чем?

над, за, под, с, со, перед,  между

Предложный

говорю

о ком?

о чём?

в, о, об, на, при

Падежные окончания имён существительных

Падеж

1 склонение

3 склонение

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

Именительный

-а, -я

-ы, -и

нулевое

Родительный

-ы, -и

нулевое

-ей

Дательный

-ам, -ям

-ам, -ям

Винительный

-у, -ю

одуш. –

по Р.п., неодуш. – по И.п.

нулевое

одуш. - по Р.п., неодуш. – по И.п.

Творительный

-ой, -ей

-ами,

-ями

-ами, -ями

Предложный

-ах, -ях

-ах, -ях

!   Безударные окончания имён существительных можно проверить под ударным окончанием слов: весна, земля (1 склонение); слон, колесо (2 склонение); рожь (3 склонение).

Правописание суффиксов имён существительных

-ик-

-ек-

   Если при склонении имени существительного гласная в суффиксе сохраняется: ключик – ключика, гвоздик - гвоздика

   Если при склонении имени существительного гласная в суффиксе выпадает: орешек – орешка, дружочек - дружочка

-иц-

-ец-

1. В именах существительных женского рода: книжица, красавица, владелица.

2. В именах существительных среднего рода, если ударение падает на слог, предшествую-щий  суффиксу: платьице, креслице., здоровьице.

1. В именах существительных мужского рода: морозец, красавец, владелец.

2. В именах существительных среднего рода, если ударение падает на слог после суффикса:

письмецо, пальтецо.

-ичк-

-ечк

В именах существительных женского рода с основой на

-иц: лестница – лестничка, умница – умничка.

В остальных случаях (включая имена существительные на -мя):

утро – утречко, семя - семечко

-чик-

-щик-

После д, т, з, с, ж:  вкладчик, лётчик, резчик, подписчик, перебежчик.

В остальных случаях: фонарщик, дрессировщик, каменщик

о, е после шипящих и ц

В суффиксах имён существительных под ударением пишется о:

зайчонок, бумажонка, облицовка.

В суффиксах имён существительных без ударения пишется е: реченька, ложечка, барашек.

Имя прилагательное

   Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?

   Имена прилагательные  изменяются по родам, числам и падежам.

     Имя прилагательное зависит от имени существительного. Имя прилагательное, как и имя существительное,  имеет форму. Форма может меняться  ( синий – м. р., синяя – ж. р., синее  - ср. р., синие – мн. ч., (к) синему (шарику) – Д.п.

     Начальная форма имени прилагательного – единственное число, мужской род, Именительный падеж.

                 Изменение имён прилагательных по родам

! По родам имена прилагательные изменяются только в един. числе.

! Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, к которому оно относится.

! Во множественном числе род  им. прилагательных не определяется.

Род

Окончания

Примеры

мужской

-ой, -ый, -ий

свитер (какой?)

большой, вязаный, синий

женский

-ая, -яя

кофта (какая?)

вязаная, синяя

средний

-ое, -ее

платье (какое?)

 вязаное, синее

Изменение имён прилагательных по числам

    Имена прилагательные в единственном числе образуют признак одного предмета: дружный класс, интересная игра, доброе сердце.

    Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие : тёплые дни, дальние страны.

    Число имени прилагательного определяют по числу имени существительного, к которому оно относится.

Разряды имён прилагательных

   Имена прилагательные по значению делятся на качественные, относительные и притяжательные.

Качественные имена прилагательные обозначают такой признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большой или меньшей степени. 

Качественные имена прилагательные обозначают различные качества предмета:

форму: прямой, угловатый, кривой, круглый;

размер: узкий, низкий, огромный, крупный;

цвет: красный, лимонный, багровый;

свойство: прочный, вязкий, крупный;

вкус: горький, солёный, кислый, вкусный;

вес: тяжёлый, увесистый, невесомый;

запах: ароматный, пахучий, приторный;

температуру: тёплый, прохладный, жаркий;

звук: громкий, оглушительный, тихий;

общую оценку: важный, вредный, полезный.

Характерные грамматические и словообразовательные особенности:

наличие степеней сравнения: большой – больше, самый большой;

наличие полной и краткой формы: строгий – строг,старый – стара;

способность сочетаться с наречиями степени: очень строгий;

образуют наречия с суффиксами  -о, -е, -и: умный – умно, блестящий – блестяще, зверский – зверски;

можно подобрать антонимы: короткий – длинный;

можно подобрать синонимы: смутный – неясный  – расплывчатый;

можно образовать прилагательные с приставкой не- : недорогой;

можно образовать прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: серый  – серенький – сероватый;

имеют сравнительную (реже, храбрее, храбрей, тоньше; более тонкий) и превосходную (строжайший, храбрейший, самый тонкий) степени сравнения.

Местоимение

     Местоимение - часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, но не называет явление, предмет.

     Если местоимение отвечает на вопрос кто? или что? – это местоимение – существительное. Если местоимение отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? – это местоимения – прилагательные.

Местоимения, указывающие на предмет - я, ты, мы, вы, он, оно, она, они, себя, кто, что, кто –то, что – то, кто – нибудь, что – нибудь, кто – либо, что – либо, кое – кто, кое – что, некто, нечто, никто, ничто, некого, нечего.

Местоимения, которые указывают на признак – мой, твой, наш, ваш, свой, тот, этот,  такой, этакий, таков, всякий, каждый, любой, весь,  целый, иной, другой, сам, самый, какой, который, чей, каков, какой –то, какой -  нибудь, какой – либо, чей – то, чей – нибудь, чей – либо, кое – какой, некоторый, некий,  никакой, никоторый, ничей.

Местоимения, указывающие на количество – сколько, столько,  несколько, сколько – нибудь, нисколько.

Начальная форма местоимений – И.п., единственное число.

В предложении местоимения употребляются в роли подлежащего, определения, дополнения, реже обстоятельства.

Личные местоимения

Личные местоимения бывают 1-го, 2-го, 3-го лица.

лицо

ед. число

мн. число

1

я

мы

2

ты

вы

3

он, она, оно, они

они

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам: мужской род – он, женский род – она, средний род – оно.

   Определение – это второстепенный член предложения, который

   обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой?

   Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? Чьи?

                           

   Определение в предложение может быть выражено именем  

   прилагательным и именем существительным. Поясняет

   подлежащее и другие второстепенные члены предложения.

   Определение подчёркивается так: ~~~~~~~.

   Дополнение – это второстепенный член предложения, который  

   отвечает на вопросы: Кого? Чего? Кому? Чему? Что? Кем?

   О ком? О чём?

   Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает, на

   какой предмет или явление направлено действие.

   Дополнение в предложение может быть выражено  именем

   существительным, местоимением.

   Дополнение подчёркивается: - - - - - - -.

   Предложение с второстепенными членами предложения

   называется распространённым. Предложение без  

   второстепенных членов предложения называется

   нераспространённым.

   Второстепенные члены предложения могут быть связаны с

   главными – подлежащим и сказуемым и друг с другом.

   Когда мы ищем второстепенные члены предложения, мы  

   ищем словосочетания. В словосочетании одно слово главное,

   а   другое зависимое. От главного слова к зависимому можно  

   поставить  вопрос.

  Подлежащее со сказуемым не являются словосочетанием,  

  потому что это уже предложение.

Разбор слова по составу

   Настольный

  1. Выдели окончание и основу. Для этого измени форму слова:

настольный – (нет) настольного – (любуюсь) настольным – (думаю о) настольном. Окончание  -ый, основа настольн- .

  1. Выдели корень. Для этого подбери к слову однокоренные

слова. Стол, столик, столовая. Общая часть родственных слов - стол- . Это корень слова.

  1. Выдели суффикс (если он в слове есть) и докажи, что такой

же суффикс есть и в других словах. Часть слова между корнем и окончанием -н- это суффикс. Такой же суффикс есть и в словах школьный, классный, летний.

4.  Выдели приставку (если она в слове есть) и докажи, что такая же приставка есть и в других словах. Часть слова между корнем на- это и есть приставка. Такая же приставка есть и в словах наручный, настенный, напольный.

Синтаксический анализ предложения

  1. Определи цель высказывания предложения.

   (повествовательное, вопросительное, побудительное)

  1. Определи интонацию предложения. (восклицательное,

невосклицательное)

  1. Найди грамматическую основу предложения.
  2. Найди второстепенные члены предложения и определи,

распространённым или нераспространённым является предложение.

5. Укажи, есть ли в предложении однородные члены.

Образец: Вы любите фантазировать, придумывать разные истории, сочинять?

Предложение вопросительное; невосклицательное;

грамматическая основа – вы любите;

распространённое; есть однородные члены.

   ! Род неизменяемых имён существительных надо запомнить.

Пальто, радио, пианино, эскимо, желе, меню – среднего рода.

Пони, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе – мужского рода.

   ! Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе его надо поставить в начальную форму (И.п., ед. ч.)

Число имён существительных

   Имена существительные изменяются по числам.

   В единственном числе имя существительное называет один предмет – книга, улица, школа.

   Во множественном числе имя существительное называет два или много предметов – книги,  улицы.

   Употребляются только в форме единственного числа:  молоко, соль, ловкость, трусость, мёд.

   Употребляются только в форме множественного числа:  часы, грабли, каникулы, ножницы, сливки, брюки.

Морфологический разбор имени существительного

План разбора

  1. Часть речи
  2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)
  3. Неизменяемые признаки:

             1) собственное или нарицательное; 2)одушевлённое или    

             неодушевлённое; 3) род; 4) склонение

  1. Изменяемые признаки:
  1. падеж; 2) число.
  1. Член предложения.

   Образец:

   В лесу появилось много грибов.

(В) лесу – им. сущ.; лес;  нариц., неодуш., м. р., 2 скл.; в П.п., в ед.ч.;

(в чём? в лесу) – дополнение (где? в лесу) обстоятельство места

Падежные окончания имён существительных 2 склонения

Падеж

окончание  -о, -е

нулевое окончание

оканчивающиеся на  и

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

ед. ч.

мн. ч.

И.п.

-о, -е

-а, -я

нулевое

-а, -я,

-ы, -и

нулевое

Р.п.

-а, -я

-ей, нулевое

-ов, -ев, -ей

-ей, -ев

Д.п.

-у, -ю

-ам, -ям

-ам

-ям

В.п.

-о, -е

-а, -я

одуш. – по Р.п., неодуш. – по И.п.

одуш. – по Р.п., неодуш. – по И.п.

Т.п.

-ом,

-ем

-ами,

-ями

-ом, -ем

-ами

-ем

-ями

П.п.

-ах, -ях

-ах

-ях

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемыми именами существительными называют такие имена существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания имён существительных разных склонений.

К разносклоняемым относятся 10 имён существительных среднего рода на – мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя,  одно существительное мужского рода: путь.

! При склонении у существительных на –мя появляется суффикс –-ен (-ён): время – времени, знамя – знамён.

Падежные окончания разносклоняемых имён существительных

Падеж

ед. ч.

мн. ч.

И. п.

-я, нулевое

имя, путь

-а, -и

имена, пути

Р. п.

имени, пути

нулевое,-ей

имён, путей

Д. п.

имени, пути

-ам, -ям

именам, путям

В. п.

-я, нулевое

имя, путь

-а, -и

имена, пути

Т. п.

-ем, -ём

именем, путём

-ами, -ями

именами, путями

П. п.

об имени,

 о пути

-ах, -ях

об именах,

о путях

Три склонения имён существительных

Склонение

Род

Окончание

Примеры

1-е

мужской

-а, -я

папа, дядя

женский

 трава, стая

2-е

мужской

нулевое

слон, сарай

средний

-о,-е

поле, окно

3-е

женский

нулевое (на концье ь)

ночь, сирень, дрожь

Падежные окончания имён существительных на –ия, -ий, - ие

Падеж

Род

Ед. ч

Мн. ч.

И. п.

мужской

нулевое

гербарий

гербарии

женский

лекция

лекции

средний

задание

задания

Р. п.

мужской

гербария

-ев

гербариев

женский

лекции

нулевое

лекций

средний

задания

нулевое

заданий

Д. п.

мужской

гербарию

-ям

гербариям

женский

лекции

-ям

лекциям

средний

заданию

-ям

заданиям

В. п.

мужской

нулевое

гербарий

гербарии

женский

лекцию

лекции

средний

задание

задания

Т.п.

мужской

-ем

гербарием

-ями

гербариями

женский

-ей

лекцией

-ями

лекциями

средний

-ем

заданием

-ями

заданиями

П. п.

мужской

гербарии

-ях

Гербариях

женский

лекции

-ях

лекциях

средний

задании

-ях

заданиях

Склонение имён прилагательных

Падеж

Единственное число

Множест-

венное

число

Мужской

род

Средний род

Женский род

Именительный

какой?

-ой,-ый,-ий

какое?

-ое, -ее

какая?

-ая, -яя

какие?

-ые, -ие

Родительный

какого?

-ого, -его

какой?

-ой, -ей

каких?

-ых, -их

Дательный

какому?

-ому, -ему

какой?

-ой, -ей

каким?

-ым, -им

Винительный

какого? какой? какое?

с одуш. сущ. – по Р.п.,

с неодуш. – по И.п.

какую?

-ую, -юю

какие?

каких?

с одуш.  – по Р.п.,

с неодуш. – по И.п.

Творительный

каким?

-ым, -им

какой?

-ой, -ей

какими?

-ыми,-ими

Предложный

каком?

 -ом, -ем

какой?

-ой, -ей

каких?

-ых, -их

! Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора

I         Часть речи

II        Начальная форма (И.п., ед. ч., м. р.)

  III        Изменяемые признаки:

             1) падеж; 2) число; 3) род (только в ед. числе).

  1. Член предложения.

   Образец разбора:

   Ручей течёт по глубокому оврагу.

   по глубокому (оврагу) – им. прил.; глубокий; в Д.п., в ед. ч., в м. р.;

   определение.

Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в предмете в большой или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют степеней сравнения и краткой формы, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов.

Относительные имена прилагательные обозначают:

материал: деревянная (ложка), глиняный (горшок);

количество: пятилетняя (дочь), двухэтажный (дом);

место нахождения: речной (порт), степной (ветер);

время: прошлогодний (журнал), январские (морозы);

назначение: стиральная (машина), пассажирский (поезд);

вес, длину, меру: метровая (палка), квартальный (план); область деятельности: литературный (журнал),оперный (спектакль).

Характерные грамматические и словообразовательные особенности:

можно подобрать синонимичные словосочетания: мясной бульон – бульон из мяса, пятилетний сын – сын пяти лет;

образуются от существительных при помощи суффиксов

 -н- (железный), -ат- (полосатый),  -ян(н)- (деревянный) ,

-ан- (кожаный), -ск- (детская) , -ин- (журавлиный), -ов- (меховой),

-ев- (полевые),  -онн-, -енн-(письменный), -ист-(скалистый),

 -ическ- (исторический).

могут переходить в разряд качественных: сиреневая ветка (относительное ), сиреневое платье (качественное)

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопрос чей? чья? чьё? чьи?

Характерные грамматические и словообразовательные особенности:

образуются  при помощи суффиксов -ин-, -ын- (мамин, курицын),

-ов-, -ев- (отцов, дедов), -ий- (медвежий);

могут переходить в разряд относительных и качественных: медвежий след (притяжательное), медвежья шуба (относительное), медвежья походка (качественное).

Правописание личных местоимений с предлогами

   Личные местоимения с предлогами пишутся раздельно: со  мной,

у  тебя, за  ним.

   После предлогов у местоимений 3 – го лица пишется буква н:

к ней за ним, о нём.

Склонение личных местоимений

И. п

я

ты

он, оно

она

мы

вы

Р. п.

меня

тебя

его

её

нас

вас

Д. п.

мне

тебе

ему

ей

нам

вам

В. п.

меня

тебя

его

её

нас

вас

Т. п.

мною

(-ой)

тобой

(-ой)

им

ею (-ей)

нами

вами

П. п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нас

в вас

Склонение местоимений - прилагательных

      Местоимение - прилагательное ведёт себя так же, как и имя прилагательное: оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и является определением. Местоимение ставится в тех же формах, что и существительное.

И. п.

интересный рассказ

этот рассказ

Р. п.

интересного рассказа

этого рассказа

Д. п.

интересному рассказу

этому рассказу

В. п.

интересный рассказ

этот рассказ

Т. п.

интересным рассказом

этим рассказом

П. п.

об интересном рассказе

об этом рассказе

                                                                                                                                                                                                                                                                2

Глагол

     Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? (считать, думать), что сделать?

(посчитать, придумать), что делает? (считает, думает), что будет делать? (будет считать, будет думать), что сделает? (посчитает, придумает), что делал? (считал, думал), что сделел? (посчитал, придумал).

     В предложении глагол обычно является сказуемым.

Вид глагола

     Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

     Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении, ещё не совершённое, и отвечает на вопрос что делать? (рисовать, петь).

     Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершено, и отвечает на вопрос что сделать? (нарисовать, спеть).

Изменение глаголов по числам

     Глаголы изменяются по числам. Глаголы в единственном числе обозначают действии одного предмета: мяч прыгает, ребёнок играет. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают.

    Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны.

Начальная (неопределённая) форма глагола

      Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать?  и что сделать? и имеют  суффиксы –ть, -ти, -чь: спрашивать, расти, стричь.

     Начальная форма не указывает на время и число глагола.

     В словарях глаголы даны в начальной форме.

Спряжение глаголов

     Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

     Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: вы пойдёте – 2-е лицо, ед. число; ребята узнают – 3-е лицо, мн. число; я читаю – 1-е лицо, ед. число.

     Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

Изменение глаголов по временам

Время

Значение

Вопросы

Примеры

Настоящее

Действие происходит в момент речи

что делаю?

что делаешь?

что делает?

что делаем?

что делаете?

что делают?

пою

поёшь

поёт

поём

поёте

поют

Прошедшее

Действие происходило до момента времени

что делал?

что сделал?

что делали?

что сделали?

пел

спел

пели

спели

Будущее

Действие будет происходить после момента речи

что сделаю?

что сделаем?

что сделаешь?

что сделаете?

что сделает?

что сделают?

что буду делать?

что будем делать?

что будешь делать?

что будете делать?

что будет делать?

что будут делать?

спою

споём

споёшь

споёте

споёт

споют

буду петь

будем петь

будешь петь

будете петь

будет петь

будут петь

 

Правописание глаголов в прошедшем времени

     Глаголы прошедшего времени имеют суффикс –л: стоял, осветило.      Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил, решила, решило.

     Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны.

    В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в начальной (неопределённой) форме:

затеять – затеял, строить – строил, видеть – видел.

    Начальная форма глагола и форма прошедшего времени имеют одинако

вую основу. Суффиксы –ть, -ти, -чь, -л, а также личные окончания глаголов в основу не включаются.

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1-е

- у, -ю

-ем, -ём

- у, -ю

-им

2-е

-ешь, -ёшь

-ете, -ёте

-ишь

-ите

3-е

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

       По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

1 спряжение

2 спряжение

     Все глаголы на  -еть, -ать, -ять, 

-ыть, -оть, -уть, -ть: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.

Исключения:

брить, стелить.

  Все глаголы на –ить: лечить, ловить.

Исключения:

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Видеть, слышать и смотреть,

Ненавидеть и зависеть,

Да ещё терпеть, вертеть.

Разноспрягаемые глаголы

     Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению:

   хотеть  (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.)

   бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.)

   забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.).

   чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.)

Не с глаголами

     Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал.

     Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить.

Наречие

     Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. Наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, наречием, существительным.

     Наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами, не имеет окончания.

     В предложении наречие обычно является обстоятельством: Выучи правило (как?) назубок.;  определением: Утром я съедаю яйцо ( какое?) всмятку.; сказуемым: На улице (каково?) прохладно.

Разряды наречий по значению

Значение

Вопросы

Примеры

образ действия

как? каким образом?

быстро, медленно, прочно, хорошо, никак, по- хорошему, вслух, наизусть, пешком, вдруг, внимательно, набело, по-русски.

время

когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

сегодня, завтра, утром, скоро, теперь, давным – давно, зимой, долго, накануне, сейчас, вчера, рано, днём, теперь, тогда.

место

где? куда?

откуда?

вверху, внизу, справа, слева, везде, тут, отовсюду, издалека, вдаль, наверх, назад.

причина

почему? отчего?

сгоряча, сослепу, со зла, спроста, поневоле, нечаянно.

цель

зачем?

для чего?

с какой целью?

нарочно, назло, специально, незачем, затем

мера, степень

сколько?

во сколько? в какой степени? насколько?

в какой мере?

очень, далеко, вовсе, отнюдь, совсем, вдоволь, весьма, слишком, досыта, едва, вполне, почти, дважды, намного, надвое, вдвоём, совершенно, чрезвычайно

Гласные О и Е на конце наречий после шипящих

О

Е

Под ударением: горячо, свежо, хорошо.

Исключение: ещё

Без ударения: жгуче, певуче, неулюже.

Имя числительное

   Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов – два стола, пять дней,  шестнадцать этажей или порядок предметов при счёте – второй стол, пятый день, шестнадцатый этаж.

   Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные.

   Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Это порядковые числительные.

 

   Если числительное состоит из корня или из корня и суффикса, то оно простое: три, тринадцать, тридцать, сорок.

   Если числительное состоит из двух корней, оно сложное: пятьдесят, пятьсот.

   Если числительное состоит из нескольких слов, оно составное: двадцать один, сорок два, сто семьдесят восемь.

Склонение простых количественных числительных

Падеж

ОДИН

м.род  и  ср.род

ж. род

мн. число

Именительный

один, одно

одна

одни

Родительный

одного

одной

одних

Дательный

одному

одной

одним

Винительный

с одуш. сущ. – по Р.п.,

с неодуш. сущ. – по И.п.

одну

с одуш. сущ. – по Р.п.,

с неодуш. сущ. – по И.п.

Творительный

одним

одной

одними

Предложный

об одном

об одной

об одних

Падеж

ДВА (м.р., ж.р.)

ТРИ

ЧЕТЫРЕ

Именительный

два, две

три

четыре

Родительный

двух

трёх

четырёх

Дательный

двум

трём

четырём

Винительный

с одуш. сущ. – по Р.п.,  с неодуш. сущ. – по И.п.

Творительный

двумя

тремя

четырьмя

Предложный

о двух

о трёх

о четырёх

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1-е

- у, -ю

-ем, -ём

- у, -ю

-им

2-е

-ешь, -ёшь

-ете, -ёте

-ишь

-ите

3-е

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

       По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

1 спряжение

2 спряжение

     Все глаголы на  -еть, -ать, -ять, 

-ыть, -оть, -уть, -ть: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.

Исключения:

брить, стелить.

  Все глаголы на –ить: лечить, ловить.

Исключения:

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Видеть, слышать и смотреть,

Ненавидеть и зависеть,

Да ещё терпеть, вертеть.

Разноспрягаемые глаголы

     Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению:

   хотеть  (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.)

   бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.)

   забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.).

   чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.)

Не с глаголами

     Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал.

     Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить.

Наклонение глагола

     Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить.

     Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам.

     Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы.

    Форма условного наклонения образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы (б). Частица бы может быть отделена от глагола другими словами, находиться рядом с глаголом, впереди или за глаголом.

     Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по числам и в единственном числе – по родам;  не изменяются – по временам.

     Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, встаньте пораньше.

     Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, изменяются по числам. Единственное число образуется при помощи нулевого окончания, множественное число при помощи окончания –те: иди – идите.

     Форма повелительного наклонения может образовываться при помощи частиц пусть, пускай и формы 3-го лица единственного и множественного числа: пусть смотрит, пускай идёт. Иногда к глаголам прибавляется частица –ка, которая несколько смягчает приказание: присядь-ка.

 

Морфологический разбор глагола

1. Выпиши слово и укажи часть речи.

2. Образуй начальную форму глагола.

3. Укажи постоянные признаки: вид и спряжение.

4. Укажи непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род.

5. Определи, каким членом предложения является глагол.

 Пример:  В конце февраля сильнее пригревает солнышко.

  1. Пригревает – глагол
  2. Начальная форма – пригревать
  3. Постоянные признаки: несовершенный вид, 1-е спряжение.
  4.  Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
  5. В предложении является сказуемым – (солнышко) пригревает

Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения

Лицо

1 спряжение

2 спряжение

ед. число

мн. число

ед. число

мн. число

1-е

- у, -ю

-ем, -ём

- у, -ю

-им

2-е

-ешь, -ёшь

-ете, -ёте

-ишь

-ите

3-е

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

       По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.

1 спряжение

2 спряжение

     Все глаголы на  -еть, -ать, -ять, 

-ыть, -оть, -уть, -ть: краснеть, сажать, лаять, рыть, колоть, тронуть, лезть.

Исключения:

брить, стелить.

  Все глаголы на –ить: лечить, ловить.

Исключения:

Гнать, держать, дышать, обидеть,

Видеть, слышать и смотреть,

Ненавидеть и зависеть,

Да ещё терпеть, вертеть.

Разноспрягаемые глаголы

     Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению:

   хотеть  (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.)

   бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.)

   забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.).

   чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.)

Не с глаголами

     Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал.

     Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить.

Гласные А и О на конце наречий

А

О

В неречиях с приставками  -ИЗ, - ИС, -ДО, -С: изредка, досыта, справа.

В наречиях с приставками -В, -НА, -ЗА: влево, накрепко, заново.

Н и НН в наречиях на -О и -Е

Н

НН

В наречиях образованных от имён прилагательных с Н:

интересный – интересно, чудесный – чудесно, радостный – радостно.

В наречиях образованных от имён прилагательных с НН:

медленный – медленно, искренний – искренне, странный – странно.

Ь на конце наречий

     На конце наречий после шипящих пишется Ь: прочь, вскачь, наотмашь.

     Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Как образуются наречия

     От качественных имён прилагательных образуются наречия при помощи суффикса –О: смелый – смело, важный – важно, далёкий – далеко.

     Наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного: утром, днём, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью.

     ! Однако  сложно определить разграничения имени существительного и наречия. Существует единственный способ: если в предложении есть имя прилагательное, которое относится к данному слову, то  перед нами имя существительное, так как имя прилагательное не может зависеть от наречия. Если в предложении нет зависимых от указанного слова имён прилагательных, то это наречие. Пример: Вчера вечером он вернулся поздно.- наречие; Прошлым вечером он вернулся домой поздно. – имя существительное, так как есть зависимое имя прилагательное.

Морфологический разбор наречия

  1. Укажи часть речи
  2.  Укажи,  каким членом предложения является

Пример:

Волны вздымались высоко.

Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством.

Падеж

Пять - двадцать

Тридцать

Сорок

Сто

Именительный

одиннадцать

тридцать

сорок

сто

Родительный

одиннадцати

тридцати

сорока

ста

Дательный

одиннадцати

тридцати

сорока

ста

Винительный

одиннадцать

тридцать

сорок

сто

Творительный

одиннадцатью

тридцатью

сорока

ста

Предложный

об одиннадцати

о тридцати

сорока

о ста

Склонение сложных количественных числительных

Падеж

Пятьдесят – восемьдесят

Двести

Пятьсот - девятьсот

Именительный

пятьдесят

двести

пятьсот

Родительный

пятидесяти

двухсот

пятисот

Дательный

пятидесяти

двумстам

пятистам

Винительный

пятьдесят

двести

пятьсот

Творительный

пятьюдесятью

двумястами

пятьюстами

Предложный

о пятидесяти

о двухстах

о пятистах

Склонение составных количественных числительных

Падеж

Шестьдесят семь

Две тысячи семьсот девять

Именительный

шестьдесят семь

две тысячи семьсот девять

Родительный

шестидесяти семи

двух тысяч семисот девяти

Дательный

шестидесяти семи

двум тысячам семистам девяти

Винительный

шестьдесят семь

две тысячи семьсот девять

Творительный

шестьюдесятью семью

двумя тысячами семьюстами девятью

Предложный

о шестидесяти семи

о двух тысячах семистах девяти

Склонение порядковых числительных

Первый

Тридцать пятый

ед.число

мн. число

ед.число

мн. число

И.п.

первый

первые

тридцать пятый

тридцать пятые

Р.п.

первого

первых

тридцать пятого

тридцать пятых

Д.п.

первому

первым

тридцать пятому

тридцать пятым

В.п.

с одуш. сущ. – по Р.п., с неодуш. сущ. – по И.п.

Т.п.

первым

первыми

тридцать пятым

тридцать пятыми

П.п.

о первом

о первых

 о тридцать пятом

 о тридцать пятых


Словосочетание

Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос). Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаём вопрос к зависимому слову) обозначается знаком «Х».

Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения.

Не является словосочетанием:

  • грамматическая основа предложения (дождь идёт, кот спит)
  • фразеологизмы (ловить ворон; в ус не дует; язык без костей)
  • однородные члены (марки и открытки; груши, а не яблоки)

   Согласование – это подчинительная связь, при которой  зависимое слово ставится в тех формах, что и главное (согласуется с ним),например:

стройная берёза – зависимое слово стройная стоит в тех же формах

(ед. число, ж. род, И. падеж), что и главное слово берёза.

   При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение и формы зависимого слова, например: глубокое море (И.п.), глубокому морю (Д.п.), глубоким морем (Д.п.).

   Как найти словосочетание с согласованием:

  1. Найди существительное с зависимым словом.
  2. Задай от существительного к зависимому слову вопрос.
  3. Если подходят вопросы какой? какая? какое? какие? чей? – это словосочетание с типом «согласование».
  4. Проверь себя. Измени форму главного слова: при изменении формы главного слова должна измениться форма зависимого слова.

   Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой формы, то есть ставится при главном слове в определённом падеже, например, посеять пшеницу (В. п.), рожь (В. п.), овёс (В. п.); освоение космоса (Р. п., целины (Р. п.)

   При управлении изменение формы главного слова не влияет на форму зависимого слова, например: читаю книгу (В. п.), читаешь книгу (В. п.), читает книгу (В. п.), читаем книгу (В. п.), читаете книгу (В. п.).

Как найти словосочетание с управлением:

  1. Найди глагол или имя существительное с зависимым словом.
  2. Задай от существительного к зависимому слову вопрос.
  3. Если это вопросы косвенных падежей, то перед нами словосочетание с типом связи «управление».
  4. Проверь себя. Измени форму главного слова, форма зависимого слова должна оставаться неизменной.

    Примыкание - это  связь слов, при которой главное и зависимое слова связаны только по смыслу. Зависимым словом в словосочетании с таким типом связи является неизменяемое слово (наречие, неопределённая форма глагола), например: настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться, упорно тренироваться, старается написать.

   Как найти словосочетание с примыканием:

  1. Найди в словосочетании зависимое слово.
  2. Определи его как часть речи.
  3. Если зависимое слово является наречием или глаголом неопределённой формы, то это словосочетание с типом связи «примыкание»

Словосочетания в предложении

Например: Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мох, готовит себе тёплое зимовье.

Не являются словосочетанием:

ёж таскает и готовит – грамматическая основа, таскает и готовит – однородные сказуемые,  листочки и мох – однородные определения.

Словосочетания: 

таскает (когда?) днём,

таскает (когда?) ночью,

таскает (куда?) в нору,

 таскает (что?) листочки,

таскает (что?) мох,

готовит (кому?) себе,

 готовит (что?) зимовье,

 зимовье (какое?) тёплое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.

Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...

КВН по русскому языку для учащихся начальных классов

Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название....

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...

Памятка по русскому языку для учащихся 3 класса

Памятка по русскому языку для выполнения домашнего задания и  работы над ошибками...

Памятки по русскому языку для обучающихся начальных классов

Данный материал поможет в организации работы обучающихся по русскому языку....

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....