Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов.
учебно-методическое пособие по русскому языку (2, 3, 4 класс) на тему
Учебное пособие рекомендуется учащимся и учителям для занятий русским языком в младших классах.Памятки включают в себя основные правила по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki_po_russkomu_yazyku.doc | 306 КБ |
Предварительный просмотр:
2
Глагол Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? (считать, думать), что сделать? (посчитать, придумать), что делает? (считает, думает), что будет делать? (будет считать, будет думать), что сделает? (посчитает, придумает), что делал? (считал, думал), что сделел? (посчитал, придумал). В предложении глагол обычно является сказуемым. Вид глагола Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении, ещё не совершённое, и отвечает на вопрос что делать? (рисовать, петь). Глаголы совершенного вида обозначают действие, которое уже совершено, и отвечает на вопрос что сделать? (нарисовать, спеть). Изменение глаголов по числам Глаголы изменяются по числам. Глаголы в единственном числе обозначают действии одного предмета: мяч прыгает, ребёнок играет. Глаголы во множественном числе обозначают действие двух или нескольких предметов: дети играют, мячи прыгают. Глаголы всегда стоят в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны. Начальная (неопределённая) форма глагола Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы что делать? и что сделать? и имеют суффиксы –ть, -ти, -чь: спрашивать, расти, стричь. Начальная форма не указывает на время и число глагола. В словарях глаголы даны в начальной форме. Спряжение глаголов Спряжение – это изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Лицо и число глагола определяется по местоимению и окончанию глагола или только по его окончанию: вы пойдёте – 2-е лицо, ед. число; ребята узнают – 3-е лицо, мн. число; я читаю – 1-е лицо, ед. число. Существует два спряжения. У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые. Изменение глаголов по временам
Правописание глаголов в прошедшем времени Глаголы прошедшего времени имеют суффикс –л: стоял, осветило. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам, принимая соответствующие окончания: решил, решила, решило. Глаголы прошедшего времени всегда стоят в том же роде, что и имена существительные, с которыми они связаны. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом –л пишется та же гласная, что и перед суффиксом –ть в начальной (неопределённой) форме: затеять – затеял, строить – строил, видеть – видел. Начальная форма глагола и форма прошедшего времени имеют одинако вую основу. Суффиксы –ть, -ти, -чь, -л, а также личные окончания глаголов в основу не включаются. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.
Разноспрягаемые глаголы Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению: хотеть (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.) бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.) забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.). чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.) Не с глаголами Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал. Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить. Наречие Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, признак предмета. Наречие может быть связано с глаголом, прилагательным, наречием, существительным. Наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с другими словами, не имеет окончания. В предложении наречие обычно является обстоятельством: Выучи правило (как?) назубок.; определением: Утром я съедаю яйцо ( какое?) всмятку.; сказуемым: На улице (каково?) прохладно. Разряды наречий по значению
Гласные О и Е на конце наречий после шипящих
Имя числительное Имя числительное – это часть речи, которая называет количество предметов – два стола, пять дней, шестнадцать этажей или порядок предметов при счёте – второй стол, пятый день, шестнадцатый этаж. Имена числительные, которые называют количество предметов, отвечают на вопрос сколько? Это количественные числительные. Имена числительные, которые называют порядок предметов при счёте, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Это порядковые числительные.
Если числительное состоит из корня или из корня и суффикса, то оно простое: три, тринадцать, тридцать, сорок. Если числительное состоит из двух корней, оно сложное: пятьдесят, пятьсот. Если числительное состоит из нескольких слов, оно составное: двадцать один, сорок два, сто семьдесят восемь. Склонение простых количественных числительных
| Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.
Разноспрягаемые глаголы Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению: хотеть (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.) бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.) забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.). чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.) Не с глаголами Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал. Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить. Наклонение глагола Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят, происходили или будут происходить на самом деле: строю, строил, буду строить. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определённых условиях: сделал бы, принёс бы. Форма условного наклонения образуется при помощи слова в форме прошедшего времени и частицы бы (б). Частица бы может быть отделена от глагола другими словами, находиться рядом с глаголом, впереди или за глаголом. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по числам и в единственном числе – по родам; не изменяются – по временам. Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу: иди в школу, встаньте пораньше. Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, изменяются по числам. Единственное число образуется при помощи нулевого окончания, множественное число при помощи окончания –те: иди – идите. Форма повелительного наклонения может образовываться при помощи частиц пусть, пускай и формы 3-го лица единственного и множественного числа: пусть смотрит, пускай идёт. Иногда к глаголам прибавляется частица –ка, которая несколько смягчает приказание: присядь-ка.
Морфологический разбор глагола 1. Выпиши слово и укажи часть речи. 2. Образуй начальную форму глагола. 3. Укажи постоянные признаки: вид и спряжение. 4. Укажи непостоянные признаки: наклонение, время, лицо, число, род. 5. Определи, каким членом предложения является глагол. Пример: В конце февраля сильнее пригревает солнышко.
Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения
По начальной форме, не поставив предварительно глагол в личную форму, его спряжение определять нельзя. К начальной форме необходимо обращаться только тогда, когда личное окончание глагола безударное.
Разноспрягаемые глаголы Разноспрягаемыми глаголами называются такие глаголы, которые спрягаются то по 1, то по 2 спряжению: хотеть (хочешь, хочет по 1 спр.; хотим, хотите, хотят по 2 спр.) бежать (бежишь, бежит, бежим, бежите – по 2 спр., бегут по 1 спр.) забрезжить (забрезжишь, забрезжит, забрезжим, забрезжите по 2 спр, забрезжут по 1 спр.). чтить (чтишь, чтит, чтим, чтите по 2 спр., чтут по 1 спр.) Не с глаголами Частица не придаёт глаголам отрицательный смысл и пишется с ними раздельно: не_ помню, не_ видит, не _ доделал. Исключение составляют случаи, когда глаголы не употребляются без не: негодовать, недоумевать, нездоровится, невзлюбить, ненавидеть, неволить. Гласные А и О на конце наречий
Н и НН в наречиях на -О и -Е
Ь на конце наречий На конце наречий после шипящих пишется Ь: прочь, вскачь, наотмашь. Исключения: уж, замуж, невтерпёж. Как образуются наречия От качественных имён прилагательных образуются наречия при помощи суффикса –О: смелый – смело, важный – важно, далёкий – далеко. Наречия могут образовываться от формы творительного падежа имени существительного: утром, днём, вечером, ночью, зимой, весной, летом, осенью. ! Однако сложно определить разграничения имени существительного и наречия. Существует единственный способ: если в предложении есть имя прилагательное, которое относится к данному слову, то перед нами имя существительное, так как имя прилагательное не может зависеть от наречия. Если в предложении нет зависимых от указанного слова имён прилагательных, то это наречие. Пример: Вчера вечером он вернулся поздно.- наречие; Прошлым вечером он вернулся домой поздно. – имя существительное, так как есть зависимое имя прилагательное. Морфологический разбор наречия
Пример: Волны вздымались высоко. Высоко – наречие, в предложении является обстоятельством.
Склонение сложных количественных числительных
Склонение составных количественных числительных
Склонение порядковых числительных
|
Словосочетание Словосочетанием называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью (от одного слова к другому можно задать вопрос). Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаём вопрос к зависимому слову) обозначается знаком «Х». Словосочетание отличается от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы. Словосочетание входит в состав предложения. Не является словосочетанием:
Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в тех формах, что и главное (согласуется с ним),например: стройная берёза – зависимое слово стройная стоит в тех же формах (ед. число, ж. род, И. падеж), что и главное слово берёза. При согласовании изменение формы главного слова вызывает изменение и формы зависимого слова, например: глубокое море (И.п.), глубокому морю (Д.п.), глубоким морем (Д.п.). Как найти словосочетание с согласованием:
Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово требует от зависимого определённой формы, то есть ставится при главном слове в определённом падеже, например, посеять пшеницу (В. п.), рожь (В. п.), овёс (В. п.); освоение космоса (Р. п., целины (Р. п.) При управлении изменение формы главного слова не влияет на форму зависимого слова, например: читаю книгу (В. п.), читаешь книгу (В. п.), читает книгу (В. п.), читаем книгу (В. п.), читаете книгу (В. п.). | Как найти словосочетание с управлением:
Примыкание - это связь слов, при которой главное и зависимое слова связаны только по смыслу. Зависимым словом в словосочетании с таким типом связи является неизменяемое слово (наречие, неопределённая форма глагола), например: настойчиво учиться, жить дружно, очень волноваться, упорно тренироваться, старается написать. Как найти словосочетание с примыканием:
Словосочетания в предложении Например: Днём и ночью таскает ёж в нору листочки и мох, готовит себе тёплое зимовье. Не являются словосочетанием: ёж таскает и готовит – грамматическая основа, таскает и готовит – однородные сказуемые, листочки и мох – однородные определения. Словосочетания: таскает (когда?) днём, таскает (когда?) ночью, таскает (куда?) в нору, таскает (что?) листочки, таскает (что?) мох, готовит (кому?) себе, готовит (что?) зимовье, зимовье (какое?) тёплое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
Карточки с индивидуальными заданиями по русскому языку для учащихся начальных классов.
Наверное, в каждом классе есть учащиеся, которые часто теряются, выходя отвечать к доске. Независимо от причин такого детского поведения, наша задача помочь ребёнку, создать ему комфортные или приближ...
КВН по русскому языку для учащихся начальных классов
Участвуют 2 команды по 8 человек. Каждая команда имеет свой символ, название....
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...
Памятка по русскому языку для учащихся 3 класса
Памятка по русскому языку для выполнения домашнего задания и работы над ошибками...
Памятки по русскому языку для обучающихся начальных классов
Данный материал поможет в организации работы обучающихся по русскому языку....
Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка....