Памятка по русскому языку для учащихся 3 класса
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Памятка по русскому языку для выполнения домашнего задания и работы над ошибками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
Памятка по выполнению домашнего задания
- Просмотри классную работу и убедись, что все задания выполнены до конца. Перечитай классную работу, проверь, все ли слова ты дописал и все ли точки поставил.
- Выполни работу над ошибками, если она необходима. Слова, в которых допущена ошибка, пишутся целыми строчками с указанием номера орфограммы. Орфограммы выделяй зеленой ручкой. Пользуйся «ПАМЯТКОЙ» для работы над ошибками.
- Между работами пропускай 2 строчки для замечаний учителя.
- Запиши в тетради число, домашняя работа, выделяя орфограммы зеленой ручкой.
- Прочти задание к упражнению, определи последовательность выполнения упражнения. Только после подготовки, начинай работу над упражнением. Пропущенные орфограммы выделяй зеленой ручкой, не забывай выполнить все задания к упражнению.
Памятка для выполнения
работы над ошибками
Название и номер орфограммы | Алгоритм действий |
№1. Начало и конец предложения, знаки в конце предложения | Выпиши предложение. Выдели заглавную букву и знак в конце предложения. Выпал первый снег. |
№2. Пропуск, замена, искажение букв | Выпиши слово и напиши его 3 раза, подчеркни букву. Марка, марка, марка. |
№3. Большая буква в именах собственных | Выпиши слово и напиши ещё 3 слова на это правило, подчеркни заглавную букву. Антон, Москва, Ира, Барсик. |
№4. Перенос слов | Выпиши слово и раздели его для переноса возможными способами. Кур-точка, курточ-ка. |
№5. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё 3 слова на это правило. Машина, чудо, дача, щука. |
№6. Сочетания чк-чн, нщ-щн, рщ-нч | Выпиши слово, выдели сочетание, напиши ещё 3 слова на это правило. Речка, ночка, сочный, дочки. |
№7. Безударная гласная в корне. | Выпиши слово, подбери и запиши проверочное слово, выдели гласную в корне, поставь ударение. Моря — море. |
№8. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | Выпиши слово, подбери проверочное, подчеркни согласную. Рыбка — рыба. |
№9. Словарные слова | Выпиши слово, подчеркни букву, которую надо запомнить, напиши это слово ещё 2 раза. Автобус, автобус, автобус. |
№10. Мягкий знак в середине и в конце слова. | Выпиши слово подчеркни ь, напиши ещё 3 слова на это правило. Люлька, ноль, соль. |
№11.Разделительный ь и ъ знаки. | Выпиши слово, подчеркни разделительный ь или выдели приставку перед ъ. Запиши ещё 3 слова на это правило. Ручьи, подъезд, съел, лью. |
№12. Удвоенные согласные | Выпиши слово, подчеркни удвоенные согласные, напиши ещё 3 слова на это правило. Суббота, класс, Эмма, аллея. |
№13. Правописание предлогов | Выпиши слово вместе с предлогом, запиши это слово с предлогом ещё раз, вставь между ними слово. На реке, на тихой реке. |
Правила русского языка
№ п/п | Правило |
Заглавная буква в слове. С заглавной буквы пиши имена собственные:
Пушкин, Россия, кот Тишка. | |
Перенос слов. Слова переноси по слогам. Одну букву не отделяй от слова и не оставляй на строке. Двойные согласные разделяй. Букву Й, Ъ, Ь, нельзя отделять от стоящей перед ней буквой. Ал — лея, скамей — ка подъ — езд, люль — ка. | |
Словарные слова. Слова с непроверяемыми гласными и согласными буквами запоминай! Багаж, урожай, заяц и т.д. | |
Гласные после Ж, Ш, Ч, Щ. ЖИ — ШИ пиши с И. ЧА — ЩА пиши с А. ЧУ — ЩУ пиши с У. Жить, удача, щука. | |
Удвоенные согласные. Удвоенные согласные в слове эапоминай! Жужжит, суббота, класс. | |
ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ, ЩН пиши без мягкого знака. Овечка, кончик, гонщик, уборщик. | |
Правописание предлогов. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом всегда можно вставить другое слово или вопрос. Я живу в _доме. Я живу в красивом доме. У_ меня есть кошка. У (кого?) меня есть кошка. Запомни! У глаголов нет предлогов. Нарисовал, побежал, вышел. | |
Мягкий знак Ь — показатель мягкости. Мягкий знак Ь, обозначающий мягкость согласных, пишется в конце слова и в середине слова между двумя согласными, он показывает мягкость предшествующего звука. Пень, пеньки. | |
Разделительный твёрдый знак Ъ. Разделительный твёрдый знак Ъ пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами Е, Ё, Ю,Я. Съезд, подъём, объяснить, предъюбилейный. | |
Разделительный мягкий знак Ь. Разделительный мягкий знак Ь пишется внутри слова (в середине или в конце слова, но только не после приставки) перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И. Муравьи, соловьи, бурьян, вьюга. | |
Предложение. Предложение — это слово, или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.( . ! ? ) Мы с ребятами идем в школу. Берегите родную природу! Кто сломал ветку берёзы? | |
Главные члены предложения. Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее — обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы Кто? Что? Сказуемое — показывает то, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает? сущ. гл. Зайчик прячется от злого волка. Кто? Зайчик. Это подлежащее подчеркиваем одной чертой, выражено существительным. Зайчик Что делает? Прячется. Это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголам. Связь слов в предложении: Запомни! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание. Это нераспространённое предложение. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому. Прячется (от кого?) от волка. От волка (какого?) злого.
| |
Состав слова. Слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением, называются однокоренными. Корень - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Берёза, берёзовый, березняк. Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении. Книга, в книге, книги.
Окно, окна, под окном, из окна. Мокрый, мокрая, мокрые. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Думать — выдумать, подумать. Приставки всегда пишутся одинаково: до- о-/об- на- пред- вы- по- от- над- пере- в- про- под- за- при- у- с-
Поджарить (жарить, пережарить) Суффикс — это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Мышь — мышка, рыба — рыбный.
Травка (трава, травинка, травушка) | |
Безударная гласная в корне слова. Безударные гласные в корне слова проверяй ударением.
Запомните! Если безударная гласная не проверяется ударением, то её надо запомнить или посмотреть в словаре. | |
14. | Правописание слов с парными согласными. Парные согласные Б — П, В - Ф, Г — К, З — С, Д — Т, Ж — Ш. Парные согласные в корне слова надо проверять в том случае, если они стоят в конце слова или перед глухой согласной, то есть согласный стоит в слабой позиции. Зуб, дубки.
Лес — леса, лесной. |
15. | Правописание слов с непроизносимыми согласными. В некоторых словах, где встречаются сразу три или четыре согласных буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся. Звёздный, здравствуйте, солнце, местный.
Звездный — эвезда, местный — место, солнце — солнечный. |
16. | Имя существительное. Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Существительные бывают одушевленными и неодушевленными. Одушевленные отвечают на вопрос КТО? и обозначают живые существа. (Люди и животные) КТО? Дмитрий, щенок. Неодушевленные отвечают на вопрос ЧТО? И обозначают неживые предметы. |
17. | Имя прилагательное. Имя прилагательное -это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Душистый, мягкий, холодная, низкое, радостные. |
18. | Глагол. Глагол — это часть речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО СДЕЛАЮТ? Рисует, стоит, польёт, пойдут. |
19. | Имя числительное. Имя числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или порядок их при счете. К ним можно поставить вопросы: Сколько? Семь, пять, девять. Который? Первый, десятый, второй. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки по русскому языку для 2 класса
Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
Памятки по русскому языку. 1-4 класс
Разрезной дидактический материал с опорными схемами, таблицами по основным темам начальной школы, которые можно использовать на этапах изучения нового матери...
Памятка по русскому языку 1-4 класс
Памятка по русскому языку 1-4 класс...
Таблицы и памятки по русскому языку для 4 класса
Таблицы и памятки можно использовать как учителям, так и ученикам на уроках русского языка в 4 классе по системе "Школа России". Данный материал поможет учителю при объяснении и закреплении ново...
Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов.
Учебное пособие рекомендуется учащимся и учителям для занятий русским языком в младших классах.Памятки включают в себя основные правила по русскому языку....
Памятка по русскому языку для учащихся 3-4 класса
Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, учащиеся 3-4 класса могут воспользоваться данной памяткой....