Памятки по русскому языку для обучающихся начальных классов
картотека по русскому языку по теме

Дмитриева Светлана Николаевна

Данный материал поможет в организации работы обучающихся по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatki.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                             ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ


1. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги. Например: пе-нал.
2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Например: вагон, вагон, вагон.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы. Например: Саратов - название города.
4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Например: ужин, чижик, лыжи.
5. Перенос слов.
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса. Например: у/че/ник, уче-ник.
6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: деньки, коньки, зверьки.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово. Например: снег - снега.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море.
9. Разделительный мягкий знак. 
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.
10. Двойные согласные. 
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный. Например: аллея, аллея, аллея.
11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Например: в лесу - в_сосновом лесу.
12. Приставки.
Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Например: побежал, поехал, посмотрел.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму. Например: грустный - грусть.
14. Разделительный твёрдый знак. 
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.
15. Мягкий знак после шипящих. 
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., обруч - м. р.
16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не. Например: не ел, не хотел, не гулял.

17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание. Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж. Например:задач - мн. ч., Р. п.
19. Окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание. Например: к лесу (какому?) сосновому.
20. Глаголы 2 лица единственного числа. 
Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь. Например: играешь-2 л., ед. ч.
21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
22. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.

Памятка для морфологического разбора слов

Порядок разбора имени существительного

  1. Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
  2. Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
  3. Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).
  4. Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевленное; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.

Образец письменного разбора

Дело мастера боится.

Дело – сущ. (что?). Н.ф. – дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.

Мастера – сущ. (кого?). Н.ф. – мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. Чл.

Порядок разбора местоимения

  1. Часть речи. На что указывает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Лицо, число, падеж.
  4. Роль в предложении.

Образец письменного разбора

Я – личное мест. Н. ф. – я. 1 –го л., в ед. ч., в Им. п. Подлеж.

Порядок разбора имени прилагательного

  1. Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
  2. Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?
  3. Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  4. Определите признаки имени прилагательного: род (в единственном числе), число, падеж; роль в предложении.

Образец письменного разбора

Хвойные деревья стояли в серебристом инее.

Хвойные – прил. (какие?). Н. ф. – хвойный. Во мн. ч., в И. п. Втор. чл.

Серебристом – прил. (каком?). Н. ф. – серебристый. В м. р., в ед. ч., в П.п. Втор. чл.

Порядок разбора глагола

  1. Назовите глагол в той форме, в которой он употреблен в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?
  2. Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.
  3. Определите признаки глагола: время, число; род (для глаголов в прошедшем времени, в единственном числе); роль в предложении.

Образец письменного разбора

Дремлет чуткий камыш.

Дремлет – гл. (что делает?). Н. ф. – дремать.

Памятка как сделать звуко-буквенный разбор слова

  1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам.
  2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.
  3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку.
  4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук.
  5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Образец рассуждения

В слове заря два слога: за и ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно обозначить так: [зар´а].

Называю звуки по порядку:

[з] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой «зэ»;

[а] – гласный, безударный; обозначается буквой «а»;

[р´] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой «эр»;

[а] – гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука; обозначается буквой «я».

В слове заря 4 звука, 4 буквы.

Заря [зар´а] – 2 слога.

з - [з] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;

а - [а] – гласн., безударн.;

р - [р´] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;

я - [а] – гласн., ударн.

4 б., 4 зв.

Памятка как разобрать предложение по членам

  1. Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом.
  2. Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда – подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
  3. Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (Звезда (что делала?) сверкала.) Значит, слово сверкала – сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
  4. Делаю вывод: подлежащее (звезда) и сказуемое (сверкала) – это главные члены предложения.
  5. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом.
  6. Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом.

Памятка как разобрать слово по составу

  1. Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется ли оно или нет?
  2. Найди в слове окончание. Для этого измени слово: переписка, перепиской, переписку. Изменяемая часть –а. Это окончание. Выдели его знаком □.
  3. Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выдели основу знаком ˽.
  4. Найди в слове корень. Для этого подбери однокоренные слова (перепись, подпись, писать, запись), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком ∩.
  5. Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (расписка, подписка, писать, записка). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку знаком ̚.
  6. Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выдели его знаком ^.
  7. Назови все части слова.

Памятка как подготовиться к изложению

  1. Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
  2. Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
  3. Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели в них главное и озаглавь каждую часть – это и будет планом.
  4. Найди слова с изученными орфограммами. Объясни их написание. Найди слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпиши эти слова или запомни их. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.
  5. Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение по составленному плану. Каждую часть пиши с красной строки.
  6. Проверь написанное изложение.

Памятка по правилам деления слов на слоги.

Правила переноса слов.

 Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание). 

Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.

 На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.

Правила деления слов на слоги в русском языке

 1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
  • В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок  о-бо-док; страна  стра-на; ночник  но-чник; миниатюра  ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.

 3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. 
  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.

4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.

 То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.

5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:

  •  два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный; 
  •  два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

Правила переноса в русском языке

 1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах. 

 2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.

Неправильно:

люб-овь
дяд-енька
реб-ята
паст-ух

Правильно:

лю-бовь
дя-денька, дядень-ка
ре-бята, ребя-та
па-стух, пас-тух

 Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.

 Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.

Неправильно:

раз-ыскать
роз-ыгрыш

Правильно:

ра-зыскать, разыс-кать
ро-зыгрыш, розыг-рыш

 Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.

 3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.

Неправильно:

под-ъезд
бол-ьшой
бул-ьон буль-он

Правильно:

подъ-езд
боль-шой
бу-льон

  4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.

Неправильно:

во-йна
сто-йкий
фе-йерверк
ма-йор

Правильно:

вой-на
стой-кий
фей-ерверк, фейер-верк
май-ор

 5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.

Неправильно:

а-кация акаци-я

Правильно:

ака-ция

 6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.

Неправильно:

по-дбить
ра-змах

Правильно:

под-бить
раз-мах

7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.

Неправильно:

прис-лать
отс-транять

Правильно:

при-слать
от-странять

 8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога. 

Неправильно:

пятиг-раммовый

Правильно:

пяти-граммовый, пятиграм-мовый

 9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.

Неправильно:

жу-жжать
ма-сса
ко-нный

Правильно:

жуж-жать
мас-са
кон-ный

 Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.

10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.

Неправильно:

спе-цодежда

Правильно:

спец-одежда

11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104. 

 12. Из изложенных выше правил переноса следует, что

  • многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:

шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра

  • Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.

13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.

 14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го. 

 15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во. 

 16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи. 

 17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки. 

Памятка разбор  предложения  по  членам  предложения  и  по частям  речи,  выписывание  словосочетаний

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).

Памятка склонение    имён   прилагательных   мужского  и  среднего   рода  (единственного числа)

Падежи

Вопросы

                         

               м.р.                                        с.р.

Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа

И.п.

какой? какое?

новый      синий (дом)

новое    синее (здание)

         м.р.       с.р.

-ый    -ий

-ое  -ее

Р.п.

 (нет)

какого?

                    нового  синего (дома, здания)

          -ого    -его

Д.п.

(рад)

какому?

                    новому    синему (дому, зданию)

          -ому   -ему

В.п. (вижу)

какой? какое?

новый  синий (дом)

новое     синее (здание)

         м.р.         с.р.

-ый   -ий

-ое    -ее

Т.п. (доволен)

каким?

                    новым    синим (домом, зданием)

          -ым      -им

П.п. (думаю)

о каком?

                    о новом    синем (доме, о здании)

          -ом      -ем   -ём

Памятка склонение   имён  прилагательных   женского  рода  (единственного числа)

Падежи

Вопросы

Прилагательные женского  рода ед.ч.

Окончания прилагательных женского рода  ед.ч.

И.п.

какая?

весёлая  зимняя (игра)

-ая  -яя  (-а)

Р.п. (нет)

какой?

весёлой  зимней (игры)

-ой  -ей  (-ы)

Д.п. (рад)

какой?

весёлой  зимней (игре)

-ой  -ей  (-е)

В.п. (вижу)

какую?

весёлую  зимнюю (игру)

-ую  -юю (-у)

Т.п. (доволен)

какой?

весёлой  зимней (игрой)

-ой  -ей (-ой)

П.п. (думаю)

о какой?

о весёлой  зимней (игре)

-ой  -ей  (-е)

Памятка склонение  имён   прилагательных   множественного  числа

Падежи

Вопросы

Множественное число прилагательных

Окончания прилагательных множественного числа

И.п.

какие?

яркие  солнечные (лучи, улицы)

-ые  -ие  (-ы  -и)

Р.п. (нет)

каких?

ярких  солнечных (лучей, улиц)

-ых  -их  (-ов, -ев, -ий, -ей)

Д.п. (рад)

каким?

ярким  солнечным (лучам, улицам)

-ым  -им  (-ам  -ям)

В.п. (вижу)

какие?

яркие  солнечные (лучи, улицы)

-ые  -ие  (-ы  -и)

Т.п. (доволен)

какими?

яркими  солнечными (лучами, улицами)

-ими  -ыми  (-ами  -ями)

П.п. (думаю)

о каких?

о ярких  солнечных (лучах, улицах)

-ых  -их  (-ах  -ях)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"

Тема:  Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения  учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...

Диагностика предметных результатов по русскому языку у обучающихся начальных классов.

Данные диагностические материалы позволяют проверить уровень сформированности предметных знаний по русскому языку у обучающихся с 1 по 4 класс. Рекомендованы для проведения в конце 1 полугодия....

Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов.

Учебное пособие рекомендуется учащимся и учителям для занятий русским языком в младших классах.Памятки включают в себя основные правила по русскому языку....

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"

Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...