Памятки по русскому языку для обучающихся начальных классов
картотека по русскому языку по теме
Данный материал поможет в организации работы обучающихся по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatki.docx | 41.79 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ
1. Пропуск, замена, искажение букв.
Выпиши слово, поставь ударение, раздели на слоги. Например: пе-нал.
2. Словарные слова.
Выпиши слово 3 раза, поставь ударение, подчеркни орфограмму. Например: вагон, вагон, вагон.
3. Заглавная буква в именах собственных.
Выпиши слово, поясни значение заглавной буквы. Например: Саратов - название города.
4. Сочетания: жи - ши, ча - ща, чу - щу, чк, чн.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова с этим сочетанием. Например: ужин, чижик, лыжи.
5. Перенос слов.
Выпиши слово, раздели на слоги, потом раздели для переноса. Например: у/че/ник, уче-ник.
6. Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука.
Выпиши слово, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: деньки, коньки, зверьки.
7. Парные согласные.
Выпиши слово, подчеркни парный согласный, подбери проверочное слово. Например: снег - снега.
8. Безударные гласные.
Выпиши слово, поставь ударение, подчеркни безударную гласную, подбери проверочное слово. Например: морской – море.
9. Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово, напиши 2 слова на это же правило. Например: ручьи, муравьи, соловьи.
10. Двойные согласные.
Напиши слово 3 раза, подчеркни удвоенный согласный. Например: аллея, аллея, аллея.
11. Предлоги.
Выпиши слово, поставь между предлогом и словом вопрос или другое слово. Например: в лесу - в_сосновом лесу.
12. Приставки.
Выпиши слово, выдели приставку, напиши ещё 2 слова с этой приставкой. Например: побежал, поехал, посмотрел.
13. Непроизносимые согласные.
Выпиши слово, подбери проверочное слово, подчеркни орфограмму. Например: грустный - грусть.
14. Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово, выдели приставку, подчеркни Ъ, напиши ещё 2 слова на это же правило. Например: подъезд, съезд, объезд.
15. Мягкий знак после шипящих.
Выпиши слово, укажи род существительного, подчеркни Ь. Например: речь — ж. р., обруч - м. р.
16. Частица не с глаголом.
Выпиши слово, напиши ещё 2 глагола с частицей не. Например: не ел, не хотел, не гулял.
17. Окончания имён существительных.
Выпиши слово, укажи склонение и падеж, выдели окончание. Например: к пристани-3 скл., Д. п.; в деревне-1 скл., П п.
18. Имена существительные мн. ч., Р. п.
Выпиши слово, подчеркни шипящий, укажи число и падеж. Например:задач - мн. ч., Р. п.
19. Окончания имён прилагательных.
Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится, поставь вопрос, вспомни по вопросу окончание. Например: к лесу (какому?) сосновому.
20. Глаголы 2 лица единственного числа.
Выпиши слово, укажи лицо и число глагола, подчеркни Ь. Например: играешь-2 л., ед. ч.
21. Окончания глаголов 1 и 2 спряжения.
Выпиши глагол, укажи неопределённую форму и спряжение, выдели окончание. Например: пишет (писать) - 1 спр., строят (строить) - 2 спр.
Памятка. 1 спр. - глаголы с окончаниями -е, -ут, -ют; все остальные и (брить, стелить). 2 спр. - глаголы с окончаниями -и, -ат, -ят; глаголы на -ить и (терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, гнать, держать, дышать, слышать).
22. Неизученные правила.
Выпиши слово правильно, поставь ударение, подчеркни то место, где ошибся.
Памятка для морфологического разбора слов
Порядок разбора имени существительного
- Назовите имя существительное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
- Что обозначает имя существительное и на какой вопрос отвечает?
- Назовите начальную форму имени существительного (именительный падеж единственного числа).
- Определите признаки имени существительного: одушевлённое или неодушевленное; собственное или нарицательное; род, падеж, число; роль в предложении.
Образец письменного разбора
Дело мастера боится.
Дело – сущ. (что?). Н.ф. – дело. Неодуш., нариц., ср. р., в И. п., в ед. ч. Подлеж.
Мастера – сущ. (кого?). Н.ф. – мастер. Одуш., нариц., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. Чл.
Порядок разбора местоимения
- Часть речи. На что указывает.
- Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
- Лицо, число, падеж.
- Роль в предложении.
Образец письменного разбора
Я – личное мест. Н. ф. – я. 1 –го л., в ед. ч., в Им. п. Подлеж.
Порядок разбора имени прилагательного
- Назовите имя прилагательное в той форме, в которой оно употреблено в предложении.
- Что обозначает имя прилагательное и на какой вопрос отвечает? К какому имени существительному относится?
- Назовите начальную форму имени прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода).
- Определите признаки имени прилагательного: род (в единственном числе), число, падеж; роль в предложении.
Образец письменного разбора
Хвойные деревья стояли в серебристом инее.
Хвойные – прил. (какие?). Н. ф. – хвойный. Во мн. ч., в И. п. Втор. чл.
Серебристом – прил. (каком?). Н. ф. – серебристый. В м. р., в ед. ч., в П.п. Втор. чл.
Порядок разбора глагола
- Назовите глагол в той форме, в которой он употреблен в предложении. Что обозначает глагол и на какой вопрос отвечает?
- Назовите начальную (неопределённую) форму глагола.
- Определите признаки глагола: время, число; род (для глаголов в прошедшем времени, в единственном числе); роль в предложении.
Образец письменного разбора
Дремлет чуткий камыш.
Дремлет – гл. (что делает?). Н. ф. – дремать.
Памятка как сделать звуко-буквенный разбор слова
- Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси слово по слогам.
- Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.
- Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку.
- Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он – ударный или безударный; если согласный, то какой он – звонкий или глухой, твердый или мягкий, парный или непарный. Назови букву, которой обозначается каждый звук.
- Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.
Образец рассуждения
В слове заря два слога: за и ря. Слог ря ударный. Звуки в слове можно обозначить так: [зар´а].
Называю звуки по порядку:
[з] – согласный, звонкий парный, твёрдый парный; обозначается буквой «зэ»;
[а] – гласный, безударный; обозначается буквой «а»;
[р´] – согласный, звонкий непарный, мягкий парный; обозначается буквой «эр»;
[а] – гласный, ударный; стоит после мягкого согласного звука; обозначается буквой «я».
В слове заря 4 звука, 4 буквы.
Заря [зар´а] – 2 слога.
з - [з] – согл., звонк. парн., твёрд. парн.;
а - [а] – гласн., безударн.;
р - [р´] – согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
я - [а] – гласн., ударн.
4 б., 4 зв.
Памятка как разобрать предложение по членам
- Читаю предложение: Яркая звезда сверкала над лесом.
- Нахожу подлежащее. Ставлю вопрос: о чём говорится в предложении? (О звезде.) В предложении слово звезда отвечает на вопрос что? Значит, слово звезда – подлежащее. Подчёркиваю одной чертой.
- Нахожу сказуемое. Ставлю вопрос: что говорится о подлежащем, о звезде? (Сверкала.) Слово сверкала отвечает на вопрос что делала? (Звезда (что делала?) сверкала.) Значит, слово сверкала – сказуемое. Подчёркиваю двумя чертами.
- Делаю вывод: подлежащее (звезда) и сказуемое (сверкала) – это главные члены предложения.
- Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее. Ставлю от подлежащего вопрос: звезда (какая?) яркая. Нахожу второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое. Ставлю от сказуемого вопрос: сверкала (где?) над лесом.
- Делаю вывод: в предложении два словосочетания: яркая звезда, сверкала над лесом.
Памятка как разобрать слово по составу
- Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи относится слово. Изменяется ли оно или нет?
- Найди в слове окончание. Для этого измени слово: переписка, перепиской, переписку. Изменяемая часть –а. Это окончание. Выдели его знаком □.
- Выдели в слове основу. Основа – это часть слова без окончания. Выдели основу знаком ˽.
- Найди в слове корень. Для этого подбери однокоренные слова (перепись, подпись, писать, запись), сравни их, выдели общую часть. Это будет корень. Выдели его знаком ∩.
- Найди в слове приставку (если она есть). Для этого подбери однокоренные слова без приставки или с другой приставкой (расписка, подписка, писать, записка). Приставка стоит перед корнем. Выдели приставку знаком ̚.
- Найди в слове суффикс (если он есть). Он стоит после корня и служит для образования нового слова. Выдели его знаком ^.
- Назови все части слова.
Памятка как подготовиться к изложению
- Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов, словосочетаний и предложений.
- Определи тему и основную мысль текста. Обрати внимание, как автор их раскрывает. Подумай, какие слова и выражения особенно важно употребить в изложении для раскрытия темы и основной мысли текста.
- Составь план. Для этого определи количество частей в тексте (или раздели текст на части, если они не выделены), выдели в них главное и озаглавь каждую часть – это и будет планом.
- Найди слова с изученными орфограммами. Объясни их написание. Найди слова, которые могут вызвать затруднение при письме. Выпиши эти слова или запомни их. Обрати внимание на построение и оформление предложений, постановку знаков препинания в них.
- Ещё раз прочитай текст. Мысленно перескажи его. Начинай писать изложение по составленному плану. Каждую часть пиши с красной строки.
- Проверь написанное изложение.
Памятка по правилам деления слов на слоги.
Правила переноса слов.
Деление слова на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова для переноса.
Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас — приставка, счит — корень; а, нн — суффиксы; ый — окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный.
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный.
Правила деления слов на слоги в русском языке
1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.
- Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими. Слог — это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыхательным толчком воздуха: во-да, на-у-ка.
- В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
- Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.
2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный) или нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных): ободок — о-бо-док; страна — стра-на; ночник — но-чник; миниатюра — ми-ни-а-тю-ра. Если слог состоит из двух и более звуков, то начинается он обязательно с согласного.
3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.
- Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на.
- Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер.
- Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
- В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу: но-чник, ди-ктор.
- В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные [й], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’] (сонорные): май-ка, Сонь-ка, со-лом-ка.
4. Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изжить [иж:ыт’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить. Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги.
То же самое можно проследить на примере глагола уезжать, в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:]; поэтому деление на слоги будет — у-е-зжать, а деление слова для переноса — уез-жать.
Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться.
- Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц].
- При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся.
5. При сочетании нескольких согласных в середине слова:
- два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу: о-ттечь, да-нный;
- два и более согласных обычно отходят к последующему слогу: ша-пка, ра-вный. Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (сонорный): буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й: мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.
Правила переноса в русском языке
1. При переносе слов нельзя ни оставлять в конце строки, ни переносить на другую сторону часть слова, не составляющую слога; например, нельзя переносить просмо-тр, ст-рах.
2. Нельзя отделять согласную от следующей за ней гласной.
Неправильно: люб-овь | Правильно: лю-бовь |
Примечание 1. При переносе слов с односложной приставкой на согласную, стоящую перед гласной (кроме ы), желательно не разбивать приставку переносом; однако возможен перенос и в соответствии с только что приведёным правилом: без-умный и бе-зумный, без-ответственный и бе-зответственный; раз-очарованный и ра-зочарованный; без-аварийный и бе-заварийный.
Примечание 2. Если после приставки стоит буква ы, то переносить часть слова, начинающуюся с ы, не разрешается.
Неправильно: раз-ыскать | Правильно: ра-зыскать, разыс-кать |
Примечание 3. Слова, в которых в настоящее время приставка отчётливо не выделяется, переносятся в соответствии с основным правилом: ра-зорять, разо-рять; ра-зуть, ра-зум.
3. Нельзя отрывать буквы ъ и ь от предшествующей согласной.
Неправильно: под-ъезд | Правильно: подъ-езд |
4. Нельзя отрывать букву й от предшествующей гласной.
Неправильно: во-йна | Правильно: вой-на |
5. Нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строку одну букву.
Неправильно: а-кация акаци-я | Правильно: ака-ция |
6. При переносе слов с приставками нельзя разбивать односложную приставку, если за приставкой идёт согласный.
Неправильно: по-дбить | Правильно: под-бить |
7. При переносе слов с приставками нельзя оставлять в конце строки при приставке начальную часть корня, не составляющую слога.
Неправильно: прис-лать | Правильно: при-слать |
8. При переносе сложных слов нельзя оставлять в конце строки начальную часть второй основы, если эта часть не составляет слога.
Неправильно: пятиг-раммовый | Правильно: пяти-граммовый, пятиграм-мовый |
9. Нельзя оставлять в конце строки или переносить в начало следующей две одинаковые согласные, стоящие между гласными.
Неправильно: жу-жжать | Правильно: жуж-жать |
Это правило не относится к начальным двойным согласным корня: сожжённый, поссорить, а также к двойным согласным второй основы в сложных словах: нововведение.
10. Нельзя разбивать переносом односложную часть сложносокращённого слова.
Неправильно: спе-цодежда | Правильно: спец-одежда |
11. Нельзя разбивать переносом буквенные аббревиатуры, как пишущиеся одними прописными, так и пишущиеся частью строчными, частью прописными или прописными с цифрами: СССР, МИД, КЗоТ, ТУ-104.
12. Из изложенных выше правил переноса следует, что
- многие слова можно переносить различными способами; при этом следует предпочитать такие переносы, при которых не разбиваются значащие части слова. Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
дет-ский, детс-кий
класс-ный, клас-сный
лов-кий, ло-вкий
скольз-кий, сколь-зкий, ско-льзкий
бит-ва, би-тва
сук-но, су-кно
пробу-ждение, пробуж-дение
Але-ксандр, Алек-сандр, Алексан-дра, Алекса-ндра, Александ-ра
ца-пля, цап-ля
кресть-янин, крестья-нин, кре-стьянин, крес-тьянин
сест-ра, се-стра, сес-тра
- Некоторые слова не подлежат переносу, например: Азия, узнаю, фойе.
13. Нельзя переносить сокращённые обозначения мер, отрывая их от цифр, указывающих число измеряемых единиц: 1917/г., 72/м, 253/км, 10/кг.
14. Нельзя переносить «наращения», т.е. отрывать при переносе от цифры соединённое с ней дефисом грамматическое окончание; например, нельзя переносить: 1/-е, 2/-го.
15. Нельзя разбивать переносами условные графические сокращения типа т.д., и т.п., и пр., т.е., о-во.
16. Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки, кроме тире, стоящего после точки или после двоеточия перед второй частью прерванной прямой речи.
17. Нельзя оставлять в конце строки открывающую скобку и открывающие кавычки.
Памятка разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний
В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.
Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)).
Памятка склонение имён прилагательных мужского и среднего рода (единственного числа)
Падежи | Вопросы |
м.р. с.р. | Окончания прилагательных м.р. и с.р. единственного числа | |||
И.п. | какой? какое? | новый синий (дом) | новое синее (здание) | м.р. с.р. | ||
-ый -ий | -ое -ее | |||||
Р.п. (нет) | какого? | нового синего (дома, здания) | -ого -его | |||
Д.п. (рад) | какому? | новому синему (дому, зданию) | -ому -ему | |||
В.п. (вижу) | какой? какое? | новый синий (дом) | новое синее (здание) | м.р. с.р. | ||
-ый -ий | -ое -ее | |||||
Т.п. (доволен) | каким? | новым синим (домом, зданием) | -ым -им | |||
П.п. (думаю) | о каком? | о новом синем (доме, о здании) | -ом -ем -ём |
Памятка склонение имён прилагательных женского рода (единственного числа)
Падежи | Вопросы | Прилагательные женского рода ед.ч. | Окончания прилагательных женского рода ед.ч. |
И.п. | какая? | весёлая зимняя (игра) | -ая -яя (-а) |
Р.п. (нет) | какой? | весёлой зимней (игры) | -ой -ей (-ы) |
Д.п. (рад) | какой? | весёлой зимней (игре) | -ой -ей (-е) |
В.п. (вижу) | какую? | весёлую зимнюю (игру) | -ую -юю (-у) |
Т.п. (доволен) | какой? | весёлой зимней (игрой) | -ой -ей (-ой) |
П.п. (думаю) | о какой? | о весёлой зимней (игре) | -ой -ей (-е) |
Памятка склонение имён прилагательных множественного числа
Падежи | Вопросы | Множественное число прилагательных | Окончания прилагательных множественного числа |
И.п. | какие? | яркие солнечные (лучи, улицы) | -ые -ие (-ы -и) |
Р.п. (нет) | каких? | ярких солнечных (лучей, улиц) | -ых -их (-ов, -ев, -ий, -ей) |
Д.п. (рад) | каким? | ярким солнечным (лучам, улицам) | -ым -им (-ам -ям) |
В.п. (вижу) | какие? | яркие солнечные (лучи, улицы) | -ые -ие (-ы -и) |
Т.п. (доволен) | какими? | яркими солнечными (лучами, улицами) | -ими -ыми (-ами -ями) |
П.п. (думаю) | о каких? | о ярких солнечных (лучах, улицах) | -ых -их (-ах -ях) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"
Данная публикация представляет собой памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....
Технологическая карта урока по русскому языку для обучающихся 3 класса по УМК "Начальная школа XXI века"
Тема: Главные члены предложения Цель: сформировать новые знания и умения учащихся по теме: «Главные члены предложения»Тип: урок изучения нового материала.Планируемые результаты:личнос...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТКА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
ВведениеПеред учителями стоит важная задача повышение качества обучения. Мы считаем, что важное место в системе обучения занимает работа над ошибками, которая является средством не только закрепления ...
Материал для индивидуальной работы по русскому языку с обучающимися начальной школы.
индивидуальная работа...
Диагностика предметных результатов по русскому языку у обучающихся начальных классов.
Данные диагностические материалы позволяют проверить уровень сформированности предметных знаний по русскому языку у обучающихся с 1 по 4 класс. Рекомендованы для проведения в конце 1 полугодия....
Памятки по русскому языку для учащихся начальных классов.
Учебное пособие рекомендуется учащимся и учителям для занятий русским языком в младших классах.Памятки включают в себя основные правила по русскому языку....
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"
Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...