Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 178.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
Учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным – это вопрос, на который каждый учитель хотел бы знать ответ. Хорошо, когда ребёнок чувствует правила интуитивно и пишет правильно. Но таких обучающихся - единицы. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.
Для формирования орфографической зоркости рекомендую эффективные приёмы, которые с успехом использую в своей работе.
Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. М,Р.Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:
- увидеть орфограмму в слове;
- определить её вид;
- определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
- определить ступени решения, то есть составить алгоритм решения;
- решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.
Орфографические минутки
Для отработки умения нахождения орфограммы, определение типа орфограммы и способа ее проверки в начале каждого урока русского языка я провожу орфографические минутки. Сначала это были орфографические минутки на определенный тип орфограммы, потом подбирались словосочетания с различными типами орфограмм.
Задание. Из текста выпишите группами слова с изученными орфограммами.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный
- Пора, красавица, проснись…
1) проверяемая безударная гласная в корне слова _____________
2) непроверяемая безударная гласная в корне слова ____________
3) парные по звонкости – глухости согласные _________________
4) непроизносимые согласные ______________________________
Одной из причин написания слов с ошибками является отсутствие умения правильно подбирать проверочные слова, поэтому у каждого ученика на парте лежит памятка способов проверки орфограмм.
Составление порядка действий при написании слов с данной орфограммой.
Проговаривается порядок действий при написании безударных гласных в корне:
− Произношу слово, слышу в корне слова безударный гласный.
− Изменяю слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.
− Под ударением слышится гласный...
− Пишу ту же гласную в безударном слоге, что и под ударением.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА
Буквы
А, О, Е, И, Я
в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
трава́ – тра́вы, гора́ – го́ры, река́ – ре́ки
Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВА
Изменяю слово | Подбираю однокоренное |
1. один – много волна́ – во́лны | 1. большой – маленький ковёр – ко́врик |
2. много – один паруса́ - па́рус | 2. маленький – большой площа́дка – пло́щадь |
3. по вопросу: где? моря́ – в мо́ре что делал? что делает? писа́л - пи́шет | 3. назови ласково зима́ – зи́мушка |
4. какой? – что? зелёный – зе́лень | |
5. что делал? – что? пляса́л - пля́ска |
Составление алгоритма правописания безударных гласных в корне слова.
Алгоритм – способ действия, схема, развернутое предписание, показывающее, что и в какой последовательности надо выполнить, чтобы применить то или иное правило. Если точно соблюдать все «шаги» алгоритма, то можем прийти к правильному решению задачи.
Данный вид работы способствует развитию логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. В помощь школьникам создаются памятки, инструкции, где описаны шаги выполнения действия в нужной последовательности.
Моделирование правила.
Моделирование позволяет запомнить новые термины, выделить ориентиры при написании слов с изучаемой орфограммой, помогает усвоить опознавательные признаки, раскрывает способ орфографического действия, а так же позволяет сжать и объединить всю новую информацию.
- Как можно проверить написание буквы безударной гласной в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударной гласной)
Какографические упражнения
В ходе выполнения какографических упражнений не только повышается интерес и активность при работе, но и формируется самоконтроль, обучающимся необходимо не только найти ошибку, но и объяснить что за орфограмма, как проверить, правильно исправить.
Диапазон использования данного приема очень широк:
Во-первых, он помогает выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи.
В-третьих, дает возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания. И, наконец, позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда младшие школьники могут поспорить, порассуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.
Лошать бижала рысью погладкой дароге.
Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»
- Не может быть ! – удивляюсь я.
И тогда дети доказывают то, что:
-в слове «лошадь» надо писать на конце с буквой «д» т, к проверочное «лошади»;
- «бежала» пишем с буквой «е», проверочное – «бег»;
- «по дороге» пишем раздельно, т. к. предлоги со словами пишутся раздельно;
-«дороге» пишем с буквой «о» - словарное слово.
Какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках), только в незначительных размерах. Если слова, то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок
Предупредительные, объяснительные диктанты.
Учитель читает предложение, обучающиеся находят орфограммы, объясняют их написание и только потом данное предложение записывается учениками. Данный вид диктантов используются для отработки приемов применения правил, способствуют закреплению умения действовать по определенному алгоритму, учат выполнять обоснованный выбор орфографического действия, развивают внимание к орфограммам, используются после изучения темы или когда пройденный материал долго не повторялся. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть как зрительными (учащиеся видят текст перед собой) или слуховыми (объяснение ведется устно).
Мурка
У нас живет кошка Мурка. Она вся черная. Только грудка и лапки белые.
Шерсть у Мурки мягкая и гладкая. Хвост пушистый. Глазки зеленые. Спит Мурка в коробке.
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.
Выбор слов из текста с заданной орфограммой.
Например, задание: найти в тексте слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание.
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.
«Фотограф».
На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов, тот фотограф-профессионал.
Карточка
Берёза, праздник, ночь, лестница,
В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения русскому языку.
Источники:
- Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990г.
- Баранов М.Т. Умение и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе – 1979 -№4
- Жедек П.С., Тимченко Л.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».
Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах
Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»
Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»
В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...
"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"
Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...
Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"
В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...