Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Данный материал поможет учителям начальных классов в работе над развитием орфографической зоркости на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx178.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Приёмы развития орфографической зоркости на уроках русского языка у учащихся начальных классов»

        Учителей начальных классов, волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным – это  вопрос, на который каждый учитель хотел бы знать ответ.  Хорошо, когда ребёнок чувствует правила интуитивно и пишет правильно. Но таких обучающихся - единицы.  В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении видеть нужную орфограмму.

Для формирования орфографической зоркости рекомендую эффективные приёмы, которые с успехом использую в своей работе.

        Орфографическое действие – это сознательное действие, а не навык. М,Р.Львов выделяет пять этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

  1. увидеть орфограмму в слове;
  2. определить её вид;
  3. определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
  4. определить ступени решения, то есть составить алгоритм решения;
  5. решить задачу, то есть выполнить последовательные действия по алгоритму.

Орфографические минутки

Для отработки умения нахождения орфограммы, определение типа орфограммы и способа ее проверки в начале каждого урока русского языка я провожу орфографические минутки. Сначала это были орфографические минутки на определенный тип орфограммы, потом подбирались словосочетания с различными типами орфограмм.

Задание. Из текста выпишите группами слова с изученными орфограммами. 

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный

 - Пора, красавица, проснись…

1) проверяемая безударная гласная в корне слова _____________

2) непроверяемая безударная гласная в корне слова ____________

3) парные по звонкости – глухости согласные _________________

4) непроизносимые согласные ______________________________

Одной из причин написания слов с ошибками является отсутствие умения правильно подбирать проверочные слова, поэтому у каждого ученика на парте лежит памятка способов проверки орфограмм.

Составление порядка действий при написании слов с данной орфограммой.

Проговаривается порядок действий при написании безударных гласных в корне:

  Произношу слово, слышу в корне слова безударный гласный.

  Изменяю слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным.

 Под ударением слышится гласный...

 Пишу ту же гласную в безударном слоге, что и под ударением.

БЕЗУДАРНЫЕ  ГЛАСНЫЕ  В  КОРНЕ  СЛОВА

Буквы

А, О, Е, И, Я

в безударных слогах нужно проверять.

Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.

трава́ – тра́вы,       гора́ – го́ры,       река́ – ре́ки

Если буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно 
ставь под ударение.

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ  БЕЗУДАРНЫХ  ГЛАСНЫХ

В КОРНЕ СЛОВА

Изменяю слово

Подбираю однокоренное

1. один – много

    волна́ – во́лны

1. большой – маленький

     ковёр – ко́врик

2. много – один

    паруса́ - па́рус

2. маленький – большой

    площа́дка – пло́щадь

3. по вопросу:

    где? моря́ – в мо́ре

    что делал? что делает?

    писа́л - пи́шет

3. назови ласково

    зима́ – зи́мушка

4. какой? – что?

    зелёный – зе́лень

5. что делал? – что?

     пляса́л - пля́ска

  Составление алгоритма правописания безударных гласных в корне слова.

 Алгоритм – способ действия, схема, развернутое предписание, показывающее, что и в какой последовательности надо выполнить, чтобы применить то или иное правило. Если точно соблюдать все «шаги» алгоритма, то можем прийти к правильному решению задачи.

 Данный вид работы способствует развитию логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. В помощь школьникам создаются памятки, инструкции, где описаны шаги выполнения действия в нужной последовательности.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/06/28/k_5953c21b88cba/img_user_file_5953c21c33ca6_10.jpg

Моделирование правила.

Моделирование позволяет запомнить новые термины, выделить ориентиры при написании слов с изучаемой орфограммой, помогает усвоить опознавательные признаки, раскрывает способ орфографического действия, а так же позволяет сжать и объединить всю новую информацию.

 - Как можно проверить написание буквы безударной гласной в корне слова? (изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударной гласной)

http://900igr.net/up/datai/95486/0016-019-.png

Какографические упражнения

        В ходе выполнения какографических упражнений не только повышается интерес и активность при работе, но и формируется самоконтроль, обучающимся необходимо не только найти ошибку, но и объяснить что за орфограмма, как проверить, правильно исправить.

Диапазон использования данного приема очень широк:

 Во-первых, он помогает выработать у учащихся коммуникативный мотив, определяющий правописание как «инструмент» речевой деятельности: писать надо так, чтобы тебя понимали окружающие. Во-вторых, позволяет убедить учащихся в необходимости изучения правил: без соблюдения правил нельзя верно оформить свои мысли в письменной речи.

В-третьих, дает возможность в совместной деятельности с учащимися разработать состав и последовательность операций действия контроля, направленного на предупреждение нарушений норм правописания. И, наконец, позволяет создать атмосферу сотрудничества на уроке, когда младшие школьники могут поспорить, порассуждать, додуматься до вывода, ответа, а не слепо и доверчиво двигаться за учителем по лабиринту орфографических правил.

Лошать бижала рысью погладкой дароге.

Вдруг раздаётся возглас: «А там неправильно!»

- Не может быть ! – удивляюсь я.

И тогда дети доказывают то, что:

-в слове «лошадь» надо писать на конце с буквой «д» т, к проверочное «лошади»;

- «бежала» пишем с буквой «е», проверочное – «бег»;

- «по дороге» пишем раздельно, т. к. предлоги со словами пишутся раздельно;

-«дороге» пишем с буквой «о» - словарное слово.

        Какографические упражнения можно давать на любом уроке (повторения, закрепления пройденного материала; изучении нового материала или нестандартном уроке, а также на интегрированных уроках), только в незначительных размерах. Если слова, то 8-10, если предложения, то 2-3, в которых допущено 3-5 ошибок

Предупредительные, объяснительные диктанты. 

        Учитель читает предложение, обучающиеся находят орфограммы, объясняют их написание и только потом данное предложение записывается учениками. Данный вид диктантов используются для отработки приемов применения правил, способствуют закреплению умения действовать по определенному алгоритму, учат выполнять обоснованный выбор орфографического действия, развивают внимание к орфограммам, используются после изучения темы или когда пройденный материал долго не повторялся. Объяснительные и предупредительные диктанты могут быть как зрительными (учащиеся видят текст перед собой) или слуховыми (объяснение ведется устно).

Мурка

У нас живет кошка Мурка. Она вся черная. Только грудка и лапки белые.

Шерсть у Мурки мягкая и гладкая. Хвост пушистый. Глазки зеленые. Спит Мурка в коробке.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

Выбор слов из текста с заданной орфограммой.

Например, задание: найти в тексте слова с непроизносимым согласным, запиши слова и проверь их написание.

До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце, будто в праздник, так горит!
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Но стоит прекрасная корова –
Смотрят грустные ее глаза.
Значит, ей пастух суровый
«Здравствуйте» сегодня не сказал.

«Фотограф».

На доске (на карточке) записаны слова с различными орфограммами. Ученику даётся 1-2 минуты прочитать и запомнить (сфотографировать) эти слова. После этого слова закрываются и дети записывают их по памяти. Оценивается грамотность, количество слов. Кто правильно и всех больше записал слов,  тот фотограф-профессионал.

Карточка

Берёза, праздник, ночь, лестница,

        В работе представлены упражнения направленные на формирование, развитие орфографической зоркости у младших школьников. Учебный материал по орфографии дети усваивают лучше тогда, когда он подается с использованием занимательности, наглядности, проблемных ситуаций, обыгрывание ситуаций, ИКТ технологий. Все это помогает в достижении своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий. Главное – работа над формированием орфографической зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения русскому языку.

Источники:

  1. Львов М.Р. Правописание в начальной школе. – М.: Просвещение, 1990г.
  2. Баранов М.Т. Умение и навыки в школьном курсе русского языка// Русский язык в школе – 1979 -№4
  3. Жедек П.С., Тимченко Л.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. – 1989 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах».

Работа содержит доклад «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»; практические задания, направленные на формирование орфографической зоркос...

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах

Формирование орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Сформировать грамотное письмо учащихся – задача не из легких. Довольно часто школьники хорошо...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

Обобщение опыта «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах в условиях ФГОС II ступени»

Обобщение педагогического опыта по теме " Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС". Актуальность мое темы обусловлена сохранением орфографических о...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальных классах»

В данной методической работе раскрывается проблема неразвитости орфографической зоркости, оговариваются факторы формирования орфографической зоркости, предложен ряд упражнений, направленных на развити...

"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у обучающихся начальной школы"

Тренировочные упражнения для развития орфографической зоркости у обучающихся 4 классов...

Выступление на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

В своём выступлении на тему "Приёмы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе" я раскрыла понятие "орфографическая зоркость", описала факторы...