«ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ» с использованием ИКТ
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
3 класс . тема Образование сложных слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka._obrazovanie_slozhnyh_slov.3_klass.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
по теме
«ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»
с использованием ИКТ
(3 класс)
Урок разработала и провела:
Ферчева В.В.
Тема: «Образование сложных слов»
Цель: Выявить и помочь освоить способы образования сложных слов.
ЗУНы: - знают, что такое основа слова:
- знают морфемы;
- умеют выделять корень и основу в словах;
- имеют представление о лексическом значении слов;
- умеют писать слова по правилам русской графики.
Ход урока
Первый слайд
- Организационный момент.
Второй слайд
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Вот и книжки на столе,
А вот – тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный -
Сегодня в классе у ребят
Урок уж больно важный.
- Минутка чистописания.
Анна, перрон, аккуратный, сумма.
- Что объединяет все эти слова? (Все слова с двойной согласной.)
- Какое слово лишнее?
Варианты ответов:
Лишнее слово Анна. Оно пишется с заглавной буквы. Это имя собственное.
Лишнее слово аккуратный, так как это прилагательное, а остальные существительные. Ещё в нём четыре слога, а в остальных словах два
Лишнее слово перрон, так как в этом слове нулевое окончание.
- Догадайся, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Они являются безударными гласными в корнях слов аккуратный и перрон. (Это буквы «е» и «а».)
- Запишите, продолжив закономерность.
Ее Ааа Ееее
- Работа над новой темой.
Ситуация успеха.
- Спишите слова с доски и выделите основу.
Один ученик работает у доски.
- Что такое основа?
- Посмотрите внимательно на экран. Здесь записана группа слов.
Лесостепь, лесопарк, лесотундра
Спишите. Выделите основу.
Третий слайд
Ситуация разрыва.
Что общего в этих словах? (Каждое слово состоит из двух частей, первая из которых лес.)
- Подчеркнём основу лес.
- Чем отличаются слова? (Слова отличаются второй частью.)
- Выделите основу второй части.
- Какая буква соединила эти части? (Буква «о».)
- Эта буква так и называется – соединительная гласная. Учёные назвали такие слова сложными. Как вы думаете почему?
Учебная задача
- Нарисуйте схему, как образовались данные слова. Проверим.
Четвёртый слайд
Создание первой модели
-Как вы думаете это единственный способ образования сложных слов?
IV. Первичное закрепление и создание моделей образования сложных слов.
Пятый слайд
Игра «Словесное домино».
- Составьте и запишите слова. Выделите основы и подчеркните соединительную гласную.
Лёд – колет (ледокол)
рыба – ловит (рыболов)
сам – варит (самовар)
пыль – сосёт (пылесос)
олень - водит (оленевод)
- Что нового узнали из игры? (Буква «е» тоже может быть соединительной гласной.)
- Нарисуйте схему, как ещё могут образовываться сложные слова. Проверьте.
Шестой слайд
Создание второй модели
Седьмой слайд
Игра «Заселить домики».
- Разделите и запишите слова в 2 столбика
Ледоход, бурелом, воронка, ежевика, землекоп, восток, столешница, водолаз,
сталевар, корнеплод, птицеферма.
- Проверим, правильно ли вы распределили все слова.
Восьмой и девятый слайды V.Физкультминутка.
Десятый слайд
Игра «Сравнение слов».
- Прочитайте слова на экране.
Снегоход, пешеход, стенгазета.
- Запишите слова. Разберите их по составу. Проверьте.
- Что общего в этих словах? (Это сложные слова)
- Чем отличаются эти слова? (Способом образования)
- Как образовано первое слово? (Сложением двух основ с помощью соединительной гласной «о».)
- Как образовано второе слово? (Сложением двух основ с помощью соединительной гласной «е».)
- Как образовано третье слово? (Сложением двух основ без соединительной гласной.)
- Всегда ли в сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных? (Нет.)
- Какую схему можете составить?
Одиннадцатый слайд
Создание третьей модели
Двенадцатый слайд
Игра «Исключи лишнее слово»
Белгород, Новгород, Волгоград.
Чернобровый, рыжеволосый, трудолюбивый.
Снеговик, снегопад, снегоход.
- Найди лишнее слово. (Волгоград, рыжеволосый, трудолюбивый, снеговик, снегоход)
- Почему? (Образовано при помощи сложения двух основ и соединительной гласной «о», «е», черта характера человека, простое слово, предмет сделан не из снега)
Игра «Собери слова» («Пазлы»)
На доске прикреплены карточки с основами слов: микро, авто, мобиль, био, графия.
- Составьте и запишите как можно больше слов.
Автомобиль, микроавтомобиль, биография, автобиография.
- Что вы наблюдаете, выполняя данное задание? (Сложные слова могут быть образованы при помощи трёх основ.)
- Объясните значение данных слов.
Зарядка для ума
- Один мальчик похвалился: «А я прочитал автобиографию Владимира Владимировича Маяковского, которую написал Лев Кассиль!» Мы и порадовались и огорчились. Порадовались, что он прочитал такую хорошую книжку. А почему огорчились – догадайтесь сами?
- Нарисуйте схему к данным словам.
Тринадцатый слайд
Создание четвёртой модели
VI. Закрепление изученного материала.
Четырнадцатый слайд
Хочешь знания проверить?
Составляй тогда слова.
Но запомни, что корней в них
Не один, а целых два.
владение
Земл- пользование
делать
копать
Пятнадцатый слайд
Игра «Найди пару»
1 вариант 2 вариант
мясо косилка дом комбинат
тепло рубка дым хозяйка
сено провод мясо ход
VII. Итог урока.
Шестнадцатый слайд
- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока?
- По опорным схемам расскажите о способах образования сложных слов.
VIII. Домашнее задание.
- Узнайте, есть ли ещё способы образования сложных слов.
Использованная литература
- Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание,1995.
- Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. – М.: ВАКО, 2004.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
- Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Интернет – ресурсы
- http://news.open2000.com/files.php?file=2010/5/200_150/archiv/1939279579.jpg
- http://lawyer-law.ru/uploads/posts/2011-01/1296382452_shkolniki.jpg
- http://www.mamadaika.ru/article.php?article_id=102
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
введение понятия "сложные слова", образование сложных слов
На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...
Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Сложные слова. Образование сложных слов....