«ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ» с использованием ИКТ
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

3 класс . тема Образование сложных слов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме

«ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ»

с использованием ИКТ

(3 класс)

             

                    Урок разработала и провела:

               Ферчева В.В.

Тема: «Образование сложных слов»

Цель: Выявить  и помочь освоить способы образования сложных слов.

ЗУНы: - знают, что такое основа слова:

- знают морфемы;

- умеют выделять корень и основу в словах;

- имеют представление о лексическом значении слов;

- умеют писать слова по правилам русской графики.

Ход урока

Первый слайд

  1. Организационный момент.

Второй слайд

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Вот и книжки на столе,

А вот – тетрадки.

Не хочется играть

Сегодня в прятки,

И недосуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят

Урок уж больно важный.

  1. Минутка чистописания.

Анна, перрон, аккуратный, сумма.

- Что объединяет все эти слова? (Все слова с двойной согласной.)

- Какое слово лишнее?

Варианты ответов:

Лишнее слово Анна. Оно пишется с заглавной буквы. Это имя собственное.

Лишнее слово аккуратный, так как это прилагательное, а остальные существительные. Ещё в нём четыре слога, а в остальных словах два

Лишнее слово перрон, так как  в этом слове нулевое окончание.

- Догадайся, какие буквы мы будем писать на минутке чистописания. Они являются безударными гласными в корнях слов аккуратный и перрон. (Это буквы «е» и «а».)

- Запишите, продолжив закономерность.

Ее  Ааа  Ееее  

  1. Работа над новой темой.

Ситуация успеха.

- Спишите слова с доски и выделите основу.

Один ученик работает у доски.

- Что такое основа?

- Посмотрите внимательно на экран. Здесь записана группа слов.

Лесостепь, лесопарк, лесотундра

Спишите. Выделите основу.

Третий слайд

Ситуация разрыва.

Что общего в этих словах? (Каждое слово состоит из двух частей, первая из которых лес.)

- Подчеркнём основу лес.

- Чем отличаются слова? (Слова отличаются второй частью.)

- Выделите основу второй части.

- Какая буква соединила эти части? (Буква «о».)

- Эта буква так и называется – соединительная гласная. Учёные назвали такие слова сложными. Как вы думаете почему?

Учебная задача

- Нарисуйте схему, как образовались данные слова. Проверим.

Четвёртый слайд

             Создание первой модели

-Как вы думаете это единственный способ образования сложных слов?

IV. Первичное закрепление и создание моделей образования сложных слов.

Пятый слайд  

               Игра «Словесное домино».

- Составьте и запишите слова. Выделите основы и подчеркните соединительную гласную.

Лёд – колет (ледокол)

рыба – ловит (рыболов)

сам – варит (самовар)

пыль – сосёт (пылесос)

олень - водит (оленевод)

- Что нового узнали из игры? (Буква «е» тоже может быть соединительной гласной.)

- Нарисуйте схему, как ещё могут образовываться сложные слова. Проверьте.

Шестой слайд

             Создание второй модели

Седьмой слайд      

                Игра «Заселить домики».

- Разделите и запишите слова в 2 столбика

Ледоход, бурелом, воронка, ежевика, землекоп, восток, столешница,  водолаз,

сталевар, корнеплод, птицеферма.

- Проверим, правильно ли вы распределили все слова.

Восьмой и девятый слайды        V.Физкультминутка.    

Десятый слайд  

            Игра «Сравнение слов».

- Прочитайте слова  на экране.

Снегоход, пешеход, стенгазета.

- Запишите слова. Разберите их по составу. Проверьте.

- Что общего в этих словах? (Это сложные слова)

- Чем отличаются эти слова? (Способом образования)

- Как образовано первое слово? (Сложением двух основ с помощью соединительной гласной «о».)

- Как образовано второе слово? (Сложением двух основ с помощью соединительной гласной «е».)

- Как образовано третье слово? (Сложением двух основ без соединительной гласной.)

- Всегда ли в сложных словах основы могут соединяться с помощью соединительных гласных? (Нет.)

- Какую схему можете составить?

Одиннадцатый слайд

           Создание третьей модели

Двенадцатый слайд  

           Игра «Исключи лишнее слово»

Белгород, Новгород, Волгоград.

Чернобровый, рыжеволосый, трудолюбивый.

Снеговик, снегопад, снегоход.

- Найди лишнее слово.  (Волгоград, рыжеволосый, трудолюбивый, снеговик, снегоход)

- Почему? (Образовано при помощи сложения двух основ и соединительной гласной «о», «е», черта характера человека, простое слово, предмет сделан не из снега)

Игра «Собери слова» («Пазлы»)

На доске прикреплены карточки с основами слов: микро, авто, мобиль, био, графия.

 - Составьте и запишите как можно больше слов.

Автомобиль, микроавтомобиль, биография, автобиография.

- Что вы наблюдаете, выполняя данное задание? (Сложные слова могут быть образованы при помощи трёх основ.)

- Объясните значение данных слов.

Зарядка для ума

- Один мальчик похвалился: «А я прочитал автобиографию Владимира Владимировича Маяковского, которую написал Лев Кассиль!» Мы и порадовались и огорчились. Порадовались, что он прочитал такую хорошую книжку. А почему огорчились – догадайтесь сами?

- Нарисуйте схему к данным словам. 

Тринадцатый слайд  

            Создание четвёртой модели

VI. Закрепление изученного материала.

Четырнадцатый слайд

     Хочешь знания проверить?

    Составляй тогда слова.

    Но запомни, что корней в них

    Не один, а целых два.

                           владение

Земл-                  пользование

                           делать

                           копать 

Пятнадцатый слайд  

        Игра «Найди пару»

         1 вариант                                         2 вариант

мясо              косилка                           дом             комбинат

тепло             рубка                              дым             хозяйка

сено               провод                            мясо            ход

VII. Итог урока.

Шестнадцатый слайд

- Какой вывод вы можете сделать из сегодняшнего урока?

- По опорным схемам расскажите о способах образования сложных слов.

VIII. Домашнее задание.

- Узнайте, есть ли ещё способы образования сложных слов.

Использованная литература

  1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание,1995.
  2. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык. 3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для учащихся / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994.
  4. Зеленина Л.М. Русский язык. Дидактический материал. 3 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Интернет – ресурсы

  1. http://news.open2000.com/files.php?file=2010/5/200_150/archiv/1939279579.jpg
  2. http://lawyer-law.ru/uploads/posts/2011-01/1296382452_shkolniki.jpg
  3. http://www.mamadaika.ru/article.php?article_id=102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...

Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Сложные слова. Образование сложных слов....