Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Сахинова Любовь Александровна

Рабочая программа по русскому языку ПНШ 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rb_russkiy_yazyk_4.docx64.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                                  Талецкая средняя общеобразовательная школа

Утверждаю:                                                                                      

Директор МБОУ

«Талецкая СОШ»

Гомбоев В.Б.

________________

Приказ №__

от «___» _________ 2018 г.

Согласовано: заместитель директора по УВР

МБОУ «Талецкая СОШ»

____________________

«_____»_________2018  г.

Программа рассмотрена  на МО МБОУ

«Талецкая СОШ»

Протокол № ___ от «___» _________ 2018  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Русский язык»

УМК «Перспективная начальная школа»

М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова /2014

Класс 4 «а»

 

на 2018 -2019 учебный год

2018

  1. Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса разработана   на основании нормативных документов:

1.ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009г. «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», зарегистрирован Минюст № 15785 от 22 .12. 2009); (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 №1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);                                                                                                                                                

2.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);                                                                                        

3.Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014. № 253, с изменениями Приказ МОиН РФ № 576 от 08.06.2015 г.);

4.Примерная основная образовательная программа основного начального общего образования;

5.Авторская программа «Русский язык » М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова;

6.Учебный план МБОУ «Талецкая средняя общеобразовательная школа» на 2018-19 уч.г.

Общие цели учебного предмета:

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

•  познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;

формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;

• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.

Программа «Перспективная начальная школа» сделала упор на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной

личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

•   развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

•   освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

•  овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты- описания и повествования небольшого объема;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

•   овладение способами орфографического действия;

•  развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;

•   формирование учебной деятельности учащихся;

• формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа (они включен в корпус УМК).

•   усиленное формирование фонематического слуха

Согласно учебному плану на изучение русского языка в 4 классе отводится (170 часов 5 дней в неделю).

Рабочая программа ориентирована на УМК «Перспективная начальная школа»:

•   Чуракова Н.А. Русский язык.4 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник,

2017.

• Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ.4 класс: Тетрадь. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2018.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

        Личностными результатами изучения курса «Русский язык» в 4-м классе является формирования следующих умений:

-  формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-  понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-  сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-  овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;
- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Самоопределение и смыслообразование:

- формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях (умения соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, владеть коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии, которая называется «Азбука вежливости».

- формирование ценностно-смысловой ориентации (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате), наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т.д.), обсуждаются нравственные и ценностные проблемы:

- формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому месту, где ты живёшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.

- формирование базовых эстетических ценностей (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстах, но и на основе  заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.

- формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование опыта "индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться на социальный и личностный опыт ребёнка.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,
  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

В области познавательных УУД выпускник научится:

        - работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом,  менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;

        - ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        - работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);  

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

        Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

В области коммуникативных УУД выпускник научится:

- в рамках инициативного сотрудничества - освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

- в рамках коммуникации  как взаимодействия: понимать основание  разницы  заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения;

-уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

-использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

•        адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

В области регулятивных УУД выпускник научится:

- осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;

- контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
  • адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные результаты:  

      В результате четвертого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:

осознавать ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение), выбирать адекватные языковые и неязыковые средства;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи (в объеме изученного) и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников, в том числе при общении с помощью средств ИКТ;

определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

создавать небольшие тексты для конкретной ситуации письменного общения (письма, поздравительные открытки,  объявления и др.);

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные —

безударные; согласные твердые — мягкие, парные — непарные, твердые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного);

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения, определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета; подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

различать изменяемые и неизменяемые слова, разграничивать однокоренные слова и формы слова;

определять состав слов с однозначно выделяемыми морфемами (окончание, корень, приставка, суффикс), соотносить состав слова с представленной схемой его строения;

определять грамматические признаки имен существительных — род, склонение, число, падеж;

определять грамматические признаки имен прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;

распознавать глаголы, находить неопределенную форму глагола, определять грамматические признаки глаголов — время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам;

распознавать наречия как часть речи, понимать их роль и значение в речи;

устанавливать принадлежность слова к определенной части речи (в объеме изученного) по комплексу освоенных признаков;

различать предложение, словосочетание и слово; классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации); распознавать предложения с однородными членами;

применять ранее изученные правила правописания:

• раздельное написание слов;

• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

• сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

• перенос слов;

• прописная буква в начале предложения, именах собственных;

• проверяемые безударные гласные в корне слова;

• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

• непроизносимые согласные;

• непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том

числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре

учебника);

• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках

и суффиксах;

• разделительные мягкий и твердый знаки (ь, ъ);

• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

• соединительные о и е в сложных словах (самолет, вездеход);

• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);

• безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия,
-ов, -ин
);

• безударные падежные окончания имен прилагательных;

• раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

• мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

• мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

• безударные личные окончания глаголов;

• раздельное написание предлогов с другими словами;

• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки (в объеме изученного) в собственном тексте и в тексте, предложенном для контроля;

безошибочно списывать текст объемом 80–90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75–80 слов с учетом изученных правил правописания.

3. Содержание тем учебного предмета, курса

Фонетика и графика

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твердый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (в объёме орфоэпического словаря учебника). Использование орфоэпического словаря учебника, других орфоэпических словарей русского языка при определении правильного произношения слов.

Лексика

Слово и его лексическое значение. Различение однозначных и многозначных слов. Различение прямого и переносного значений слова (простейшие случаи). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов, устаревших слов (простейшие случаи). Выявление в художественном тексте слов, употребленных в переносном значении, эмоционально-оценочных слов, эпитетов, сравнений, олицетворений (без терминологии). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря.

Состав слова (морфемика)

Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов.

Морфология

Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных одушевленных и неодушевленных по вопросам кто? и что? Выделение имен существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имен существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи

Глагол. Общее значение, употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Наречие. Значение  и употребление в речи.

Предлог. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.

Частица. Частица не, ее значение.

Синтаксис

Различение слова, словосочетания и предложения (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.  Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Наблюдение за однородными членами предложения. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов, с союзами а, но, с одиночным союзом и. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Орфография и пунктуация

Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);
  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;
  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);
  • написание проверяемых безударных гласных в корне слова;
  • написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;
  • правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;
  • раздельное написание предлогов с именами существительными;
  • написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;
  • употребление разделительного мягкого (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • раздельное написание предлогов.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

  • написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • написание безударных падежных окончаний имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
  • написание безударных падежных окончаний имён прилагательных;
  • раздельное написание частицы не с глаголами;
  • написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа;
  • наличие или отсутствие мягкого знака (ь) в глаголах на -ться и -тся;
  • написание безударных личных окончаний глаголов.

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Написание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Изложение (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинение как виды письменной работы.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Название раздела

Количество часов

1 . Фонетика и орфография

25

2. Морфемика и словообразование

15

3. Морфология и лексика

70

4. Синтаксис и пунктуация

25

5. Развитие речи с элементами культуры речи

35

6. Лексикография

изучается во всех разделах в течение года

Всего

170 часов

4. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

план

Дата

факт

Примечание

/Причина корректировки/

1-2.

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

2

3.

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

1

4.

Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке.

1

5.

Урок развития речи.

Знакомимся с текстом-рассуждением.

1

6 .

Различение суффиксов. Значения суффиксов.

1

7.

Различение суффиксов. Значения суффиксов.

1

8.

Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

1

9.

Склонение слов ОБЕ, ОБА.

1

10.

Урок развития речи.

Учимся рассуждать.

1

11.

Входная контрольная работа.

1

12.

Работа над ошибками.

Однородные члены предложения.

1

13.

Однородные члены предложения.

1

14.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

15.

Урок развития речи.

Работа с картиной.

1

16.

Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами.

1

17.

Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами.

1

18.

Глагол. Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания.

1

19.

Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

1

20.

Урок развития речи.

Учимся рассуждать.

1

21.

Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.

1

22-23.

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов.

2

24.

Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов.

1

25.

Урок развития речи.

Учимся делать научное сообщение.

1

26.

Правило употребления предлогов о и об.

1

27-29.

Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме.

3

30.

Урок развития речи.

Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

1

31–

32.

Определяем

спряжение глагола по его начальной форме.

2

33.

Контрольная работа.

1

34.

Работа над ошибками. Азбука вежливости.

1

35.

Урок развития речи.

Письменное изложение.

1

36-38.

Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

3

39.

Урок развития речи.

Учимся делать научное сообщение.

1

40.

Урок развития речи.

Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

1

2 четверть

41.

Глагол. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

1

42.

Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме.

1

43.

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

44.

Урок развития речи.

Работа с картиной.

1

45.

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

46.

Суффиксы повелительной формы глагола.

1

47.

Суффиксы повелительной формы глагола.

1

48.

Различение повелительной формы

мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч.

1

49.

Урок развития речи.

Что такое монолог и  диалог.

1

50.

Различение повелительной формы

мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч.

1

51-52.

Трудности написания глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени.

2

53.

Проверочная работа.

1

54.

Урок развития речи.

Письменное изложение.

1

55-56.

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь.

2

57.

Слова с удвоенной буквой  согласного, пришедшие из других языков.

1

58.

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов.

1

59.

Урок развития речи.

Учимся делать научное сообщение.

1

60.

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов.

1

61-62.

Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

2

63.

Правописание О и Ё после шипящих  в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных.

1

64.

Урок развития речи.

Азбука вежливости.

1

65.

Правописание О и Ё после шипящих  в корне слова.

1

66.

Правописание О и Ё после шипящих  в разных частях слова.

1

67.

Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий.

1

68.

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание.

1

69.

Урок развития речи.

Работа с картиной. 

Учимся писать сочинение по картине.

1

70.

Проверочная работа по теме «Правописание О и Ё после шипящих  в разных частях слова».

1

71.

Контрольная работа за I полугодие.

1

72.

Работа над ошибками.

Повторение. Правописание глаголов.

1

73.

Повторение. Правописание орфограмм в окончаниях разных частей речи.

1

74.

Урок развития речи.

Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

1

75-76.

Повторение пройденного материала.

2

77-78.

Где используются однородные члены.

2

79.

Урок развития речи.

Учимся писать сочинение.

1

II ПОЛУГОДИЕ

3 четверть

80.

Части речи. Имя существительное.

1

81.

Урок развития речи.

Что такое аннотация и как её составить.

1

82.

Имя существительное.

1

83.

Имя прилагательное.

1

84.

Краткая форма прилагательных.

1

85.

Синонимы (повторение).

1

86.

Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

1

87.

Части речи. Глагол.

1

88.

Правописание безударных гласных  в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- и С-.

1

89.

Правописание безударных гласных  в корнях и окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.  Определение спряжения.

1

90.

Устойчивые выражения.

1

91.

Урок развития речи.

Описание предмета.

1

92.

Простая и сложная форма будущего времени глаголов.

1

93.

Простая и сложная форма будущего времени глаголов.

1

94.

Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола.

1

95.

Правописание безударных гласных  в корнях и окончаниях существительных, прилагательных и глаголов.

1

96.

Урок развития речи.

Что такое аннотация и как её составить.

1

97.

Личные местоимения.

1

98.

Личные местоимения.

1

99.

Личные местоимения.

1

100.

Разбор слова по составу.

1

101.

Урок развития речи. Письменное изложение.

1

102.

Разбор по составу глаголов.

1

103.

Разбор слова по составу.

1

104.

Орфограммы в корнях слов.

1

105.

Орфограммы в корнях слов.

1

106.

Урок развития речи.

Что такое монолог и  диалог.

1

107.

Орфограммы в корнях слов.

1

108.

Орфограммы в  суффиксах слов.

1

109-110.

Существительные.

Беглый гласный в суффиксе слов.

2

111.

Существительные.

Беглый гласный в суффиксе слов.

1

112.

Урок развития речи.

Учимся составлять аннотации.

1

113.

Проверочная работа.

1

114.

Работа над ошибками.

Буквы О/ Е после шипящих.

1

115-116.

Прилагательные.

Буквы О/ Е после шипящих и Ц.

2

117.

Урок развития речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением.

1

118.

Прилагательные.

Буквы О/ Е после шипящих и Ц.

1

119-120.

Глагольные суффиксы.

2

121.

Орфограммы в  окончаниях слов.

Существительные.

1

122.

Урок развития речи.

Работа с картиной.

1

123.

Орфограммы в  окончаниях прилагательных.

1

124-125.

Орфограммы в окончаниях

глаголов.

2

126.

Урок развития речи. Письменное изложение.

1

127.

Орфограммы в  окончаниях

глаголов.

1

128.

Контрольная работа.

1

129.

Работа над ошибками.

Учимся различать   форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола.

1

130.

Учимся различать  форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму мн.ч. глагола.

1

131.

Урок развития речи.

Учимся составлять аннотации.

1

4 четверть

132.

Орфограммы в  приставках.

1

133.

Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я.

1

134.

Работа разделительного Ь.

1

135.

Урок развития речи. Рассматриваем

старые фотографии.

1

136.

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

137.

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

138.

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

139.

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?

1

140.

Урок развития речи. Рассматриваем

старые фотографии.

1

141.

Слова, которые легко перепутать.

1

142.

Проверочная работа.

1

143.

Ь после шипящих на конце основы в словах разных частей речи.

1

144.

Прилагательные. Краткая форма.

1

145.

Урок развития речи.

Учимся писать сочинение.

1

146.

Ь после шипящих в глаголах.

1

147.

Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

1

148.

Глагол как часть речи.

1

149.

Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены.

1

150.

Урок развития речи.

Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.

1

151.

Разбор предложения по членам предложения.

1

152.

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

1

153.

Самостоятельная работа.

1

154.

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами.

1

155.

Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

1

156-157.

Повторение.

2

158.

Повторение.

1

159.

Итоговая контрольная работа.

1

160.

Работа над ошибками.

1

161.

Повторение.

1

162.

Урок развития речи.

Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.

1

163.

Повторение.

1

164.

Повторение.

1

165.

Повторение.

1

166.

Урок развития речи.

Учимся писать сочинение.

1

167.

Урок развития речи.

Учимся писать сочинение.

1

168.

Олимпиадное задание.

1

169.

Резервный урок.

1

170.

Резервный урок.

1

5. Приложения к программе. /КИМы, темы проектов,творческих работ и т.д./

1) Формы диагностики уровня знаний, умений и навыков.

итого

источник

Контрольное списывание

1

1

2

Н.М. Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ в 2-4 классах. М

Словарный диктант

2

2

3

2

9

диктанты

2

2

3

2

9

тесты

1

1

1

1

4

Развитие речи(в том числе контрольные изложения)

2

2

3

2

9

Учебник «Русский язык»2-я часть 4 кл.

Проверочные работы

1

1

1

2

5

Русский язык,тетрадь для проверочных 4 кл.работ Н.М. Лаврова

2) Критерии оценивания контрольных работ по русскому языку

Диктант

«5» - за работу, в которой нет ошибок.

«4» - за работу, в которой допущено 1-2 ошибки.

«3» - за работу, в которой допущено 3-5 ошибок.

«2» - за работу, в которой допущено более 5 ошибок.

Учёт ошибок в диктанте:

  • Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
  • Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).

Ошибкой считается: 

  • Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
  • Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Примечание:

При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.

Грамматическое задание

«5» - без ошибок.

«4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

«3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

«2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

Контрольное списывание

Оценки

Допустимое количество ошибок

II класс

III класс

IV класс

1

2

3

4

«5»

Нет ошибок.

Один недочёт графического характера.

Нет ошибок.

Нет ошибок.

«4»

1 -2 ошибки

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

1 ошибка

1 исправление

«3»

3 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

2 ошибки

1 исправление

«2»

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

3 ошибки

1 - 2 исправления

Словарный диктант

Классы

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

Количество слов

6-8 слов

8-10 слов

10-12 слов

12-15 слов

Критерии оценки

«4» - 1 ошибка и 1 исправление.

«3» - 2 ошибки и 1 исправление.

«2» -3-5 ошибок.

Сочинение и изложение  

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм.

Обе оценки считаются оценками по русскому языку.

Изложение

Отметка за содержание и речевое оформление:

   Отметка "5" – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст.

   Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

Отметка "3" – имеются  3-6 орфографические ошибки и 1-2 исправления.

Отметка "2" – имеются более 6 орфографических ошибок.

Сочинение

Отметка за содержание и речевое оформление:

  Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.

  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.

   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.

   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.

 Отметка за соблюдение орфографических и пунктуационных норм:

 Отметка "5" – нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1 исправление.

 Отметка "4" – имеются 1-2 орфографические ошибки и допущено 1 исправление.

 Отметка "3" – имеются  3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.

 Отметка "2" – имеются  более 6 орфографических ошибок.

Входная контрольная работа 4 кл.

Диктант.

Ягодные адреса.

     Ягоды растут по разным адресам. Душистая земляника созревает на лесной опушке.Черника зреет у корней лохматой ели. Сладкая малина растет на вырубке или в овраге. Кислая осенняя ягода клюква поспевает на болоте. Тоненькие стебельки протянулись по моховому ковру. На  каждой кисточке лежат ягодки, словно бусы. Бруснику надо искать в ельнике. Эта поздняя ягода растет на низком кустике с плотными блестящими листочками.                                                                                        

                                                                                                                           

                                         Грамматическое задание  

   1.Разбери предложение по членам и частям речи:

       1в. - во 2 предложении

       2в. - в 6 предложении

 

   2. Укажи склонение и падеж у существительных:

       1в. - в 3 предложении

       . - в последнем предложении

    3. Разбери слова по составу:

        Фонарик, маленький, сапожки, посмотрят, альбомчик.

Разноуровневая контрольная работа по русскому языку в  4 кл.

                                                          Диктант.

                                                      Зимняя сказка.

    1            1       2              3    1               3                   1                1                  2                1            2                  2                1              

Зимой в лесу тихо и спокойно. Не шумят листья, не поют птички. Их весёлые

        2                   1                   2            1            1                       2                        3            1                 2                       2             1        

песни звучат только в тёплые деньки, поэтому в морозную погоду в лесу стоит

          2                         3                        2                    2              1                2                     2              1            2                      2              

тишина. Иногда хрустнет ветка под ногами, упадёт с высокой сосны ком снега.

    1                2           1                 2                               1                    2                           2              1            2                    2                    

Лес похож на сказочную снежную страну. Пеньки и деревья надели пуховые

       1                      2                   2                1                   2             1              1                   1              1             3                   3                        

платки. Заяц сменил серую шубку на белую. Зимой он часто голодает. Грызёт

              2                    2                2            1        1                    3                      2

бедняжка кору осины и ждёт прихода весны.

Грамматическое задание:

1 уровень

1.Разбери слова по составу:

        1 вариант                                                 2 вариант

сестра, дедушка                                            коробка, дорога

2 уровень

Выпиши только однокоренные слова и разбери их по составу:

Лес, лесной, леса, перелесок.                                                                                          

3 уровень

3.Составь и запиши слово из пяти букв:

                       ,                                                                 ,

со звуком / п  /                                                со звуком / т /

Контрольный диктант за 1 четверть

Диктант.

Свет осени.

      Только осенью можно оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина и рябина. Высокая большая рябина вся в красных бусах, а маленькая рябинка - это живая лесная сказка. Села в высокую траву жар - птица и распустила свой огненный хвост. Ясень не такой яркий, как рябина. Листья имеют спокойный желтый цвет. Но королева осеннего леса - это осинка. Листья у неё могут быть малиновыми, пурпурными, желтыми или багряно - лиловыми.

      Красивы осенью деревья на закате, когда солнце спряталось за лес. Кажется, что от макушек деревьев идет свет. А лес все еще сверкает, как золотой остров.

 Грамматическое  задание

 

1.Спиши предложение, дополнив его однородными членами. Подчеркни их.

   1в. - Ученики в школе ..., ...., .... и .... .

   2 в. - Оля с мамой украшали ёлку  ..., ...., .... и .... шарами.

2. Запиши глаголы. Укажи над ними спряжение.

   1 в. - Говорят, читать, видеть, играю, молчит.

   2 в. - Петь, рисуют, держать, делаю, висят.

Контрольная работа по теме: «Глагол»

1.Выписать из текста глаголы

Ветер по лесу шумит,

Ветер по лесу бежит.

Ветер дует в чистом поле,

Волком воет он на воле.

А за ветром меж берёз

Пробирается мороз.

2. Поставь глаголы в неопределенную форму.

Печёшь -…., посмотрю - ….. , удивляешь - …., загадали - …., угощает - …,подпеваешь - .. ..  .

3.Прочитайте слова, определите время глаголов, запишите глаголы в три столбика:          пр. в.,      н.в.,      б.в.

Едут, будет петь, съел, говоришь, болела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становиться, растрепали.

4. Напишите глаголы во втором лице единственного числа, выделите окончания.

Зовут, ползёт, шуршит, летят, грызёт, кричит.

5. Спишите .Вставь пропущенные буквы Е или И.  Выдели окончания глаголов и определите их спряжение.

Корм..т, стро..т, боле..т, шага..т,помога..т, смотр..т, вид..т, догон...шь,зна..т, слыш..шь.

Контрольный диктант за 2 четверть

Диктант.

Приход зимы.

      Первый снег делает чудеса. Как он преображает все кругом! Выгляни в окно - все кругом белым- бело. Земля нарядилась словно в белоснежное платье. Синяя вода в реке темнеет среди белых снежных берегов.Такая река вызывает только восхищение.

     А как красивы становятся леса! Они наряжаются в изящные белые кружева.  Каждая веточка покрыта снежком. В хвойном лесу молодые елочки так засыпаны первым снегом, что их не сразу узнаешь. Деревца похожи на снежную бабу. На больших елях снег оседает пушистыми шапками на ветках. Все вокруг заснет, как в зимней сказке.

                         

 Грамматическое задание

1.Запиши глаголы, употребив их в повелительной форме в ед. и мн. числе. Укажи суффиксы.  

    1в. - Сказать -

           Читать -

    2в. - Решать -

            Молчать -

2. Выпиши из текста по 1 глаголу настоящего, прошедшего и будущего времени. Обозначь время над глаголами.

3. Разбери глаголы по составу:

    1в. - Прибегут, делаю, смотреть, думал.

    2в. - Ходила, посадят, говорю, резать.


Комплексная работа за 1 полугодие                                  Текст работы

При выполнении тестовых заданий из предложенных ответов выберите правильный и поставьте знак "" в клеточке, находящейся справа.

Советуем для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если у вас останется время.

Желаем успеха!

БЕЛЫЙ  МЕДВЕДЬ

   Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.

Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.

Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может  прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.

Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц.  Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.

Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!

Акимушкин И.И. Мир животных:Млекопитающие, или звери. – М., 1988 г.


 Тест по русскому языку

1. В тексте про белых медведей больше всего предложений:

а) повествовательных;                б) вопросительных

2. Восклицательное предложение находится:

а) в начале текста;                б) в конце текста

3. Вопросительное предложение находится

а) в начале текста;                б) в конце текста

4. Выпиши из второй части текста (из второго абзаца) первое предложение. Разбери его по членам предложения. Что ты можешь сказать о сказуемых? Они являются

а) родственными словами;                        б) однородными членами

                                                                     предложения                                            

5. Что можно сказать о глаголах, которыми выражены сказуемые? Эти глаголы:

а) I спряжения;                б) II спряжения

6. Эти глаголы стоят в форме:

а) настоящего времени;            б) будущего времени;        

в) прошедшего времени

7. Эти глаголы стоят в форме:

а) единственного числа;                б) множественного числа

8. Эти глаголы стоят в форме:

а) 1-го лица;                б) 2-го лица;              

в) 3-го лица;                  г) нельзя определить лицо

9. Эти глаголы стоят в форме:

а) ж.р.;        б) м.р.;        в) ср.р.;        г) нельзя определить род

10. Найди во второй части текста (во втором абзаце) все слова, которые являются родственными  существительному, являющемуся подлежащим в первом предложении. Запиши их столбиком, поставив в начальную форму. У тебя получилось:

а) два слова;                  б) три слова  

11. Найди во второй части текста (во втором абзаце) другую форму слова, которое является подлежащим в первом предложении. Выпиши такое словосочетание с формой этого слова, из которого можно определить его падеж.  Этот падеж:

а) Р.п.;                        б) В.п.

Контрольная диктант

Диктант.

Три весны.

     Первой приходит весна полевая. На земле чернеют первые проталины. Прилетают грачи, скворцы, жаворонки. Грачи таскают из холодной земли червей. Скворцы ловят первых насекомых. Жаворонки собирают прошлогоднее сено.

     В полях бежит ручьями снег. Тает от солнца крепкий лед реки. Наступает весна речная. Начался ледоход. Проснулись рыбы, рачки, лягушки. Радуются  весне водяные птицы - утки, гуси, лебеди, чайки.

    Зима уходить не хочет. Долго прячет она последний снег в лесу. Но идет весна лесная. Она одевает деревья зеленым нарядом, возвращает певчих птиц. Это радостная победа весны и солнца.

 Слова для справок: прошлогоднее, возвращает

Грамматическое задание по теме «Орфограммы»

1.Выпиши из текста по 1 слову с орфограммами: безударный гласный, парный согласный, непроизносимый согласный. Подбери проверочные слова, подчеркни орфограмму.

2.Спиши слова и разбери их по составу:

   1в. - Приходить, водяные, ручьями, наловили.

   2в. - Посмотреть, туманом, полевая, уходила.

3. Образуй родственные слова с подходящим суффиксом:-ик, -ищ, -ок,-ек, -щик.

    Запиши пары слов. Выдели суффикс.

   1в. - Снег, сила, цветок, шарф, барабан, дно.  

   2в. - Мебель, великан, орех, лист, друг, темнота.

Контрольная работа за 3 четверть

Встреча весны

Далеко разносилась песня жаворонка по лугам, по полям, по глухим лесным тропам. Торопливо вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Там они скрывались от лютого зимнего холода. Показался из норки и толстый барсук. Огромный медведь заворочался с боку на бок в тёплой берлоге.

Кончилось зимнее ненастье. Наступили светлые весенние дни. Яркое солнце осветило всю местность. Его тёплые лучи съедают последний снег. Солнечные зайчики весело бегают по полянке. Всё кругом ожило и засверкало. Природа радостно встречает весну.

Слова для справок: торопливо, заворочался.

Грамматическое задание:

1.  В десятом предложении подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи.

2.  В третьем, четвёртом и пятом предложениях обозначьте падежи имён существительных.

3.  Разберите по составу слова: вылезли, светлые, подснежники.

Темы проектов

1.Приставки – труженицы.

2.Говорящие суффиксы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...