Рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Матвейчук Наталья Геннадьевна

Рабочая программа по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc452 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету РУССКИЙ ЯЗЫК для 4 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») (источник сайт Минобрнауки РФ; http//www.mon.gov.ru/)

- Учебный план МОУ «Центр образования «Тавла» - «Средняя общеобразовательная школа №17»;

- Примерная программа начального общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку М. Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, Т.А. Байковой, Н.М. Лавровой «Программы по учебным предметам»,  М.: Академкнига/учебник , 2017 г.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Цель курса «Русский язык» в начальной школе – формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
  • овладение способами орфографического действия;
  • развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
  • формирование учебной деятельности учащихся;
  • формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа (они включен в корпус УМК);
  • усиленное формирование фонематического слуха.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которые заключаются в овладении знаниями и умениями, необходимыми для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования; развитии личности ребенка и, прежде всего, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способностей; формировании основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдения, измерения, моделирования), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование самоконтроль, самооценка и др.).

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план  МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17» отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в 4 классе, из расчета 4 учебных часа в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Личностные результаты:

•  формирование умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях  (умения соотносить поступки и события с принятыми

этическими принципами, владеть коммуникативными основами, регулирующими общение детей и взрослых; а также детей между собой) осуществляется с помощью системы заданий в линии, которая называется «Азбука вежливости».  

•  формирование ценностно-смысловой ориентации  (способности ценить мир природы и человеческих отношений, умения выделять нравственный аспект поведения героев текста и сквозных героев учебника, способности оценить содержание учебного материала, исходя из социальных и личностных ценностей, умения сделать личностный моральный выбор) осуществляется на базе текстов и заданий, при обсуждении которых (в методическом аппарате), наряду с анализом их видовых особенностей (описание, повествование, рассуждение и т.д.), обсуждаются нравственные и ценностные проблемы:  

•  формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности школьников (представления о том, что в ходе исторических изменений меняется внешняя канва: название государства, праздники, мода и т.д., но неизменной может остаться природа вокруг нас, памятники архитектуры, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей, такие как любовь к Родине и к тому месту, где ты живёшь, любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.  

•  формирование базовых эстетических ценностей  (эстетических переживаний, эстетического вкуса, представления о красоте и целостности окружающего мира) происходит не только на материале всех вышеперечисленных литературных текстах, но и на основе  заданий, входящих в линию работы с живописными произведениями.  

•  формирование опыта нравственных и эстетических переживаний (формирование

опыта "индивидуальных примерок": воспитание способности каждый раз все ситуации этического и эстетического характера примерять на себя) осуществляется с помощью вопросов и заданий, цель которых опереться  на социальный и личностный опыт ребёнка.

Выпускник получит возможность для формирования:

• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

•  установки на  здоровый образ жизни и реализации её  в реальном поведении и поступках;

•  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство

как значимую сферу человеческой жизни;

•  эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,

выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия,

•  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Метапредметные результаты

Познавательные:

• работать с учебным текстом: выделять информацию, заданную аспектом, менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;  

• ориентироваться в текущей  учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• работать с разными  видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций);

Выпускник получит возможность научиться:

•  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

•  осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

•  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

•  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

•  произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.

Коммуникативные:

• в рамках инициативного сотрудничества - освоить  разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

•  в рамках коммуникации  как  взаимодействия:  понимать основание  разницы заявленных точек зрения, позиций и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано  высказывать собственную точку зрения;  

• уметь корректно критиковать альтернативную позицию;  

• использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

Выпускник получит возможность научиться:

•  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

•  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

•  с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

•  осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

•  адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Регулятивные:

• осуществлять самоконтроль и контроль хода выполнения работы и полученного результата;

•  контроль с проверкой работы соседа по парте или с выполнением работы над ошибками.  

Выпускник получит возможность научиться:

•  в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

•  преобразовывать практическую задачу в познавательную;

•  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

•  осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

•  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;

•  адекватно использовать свою речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Предметные

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

• различать звуки и буквы; • характеризовать  звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие /глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

•  зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить фонетико-графический  (звукобуквенный) разбор слова

самостоятельно по  предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

• правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4-м классе;

• правильно употреблять предлоги  о  и  об  перед существительными, прилагательными, местоимениями;

• правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

•  соблюдать нормы  русского литературного языка в  собственной речи и оценивать соблюдение этих норм  в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

•  находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

• проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

•  сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять,  какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

•  выявлять слова, значение которых требует уточнения;

•  определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.  

Выпускник получит возможность научиться:

 • подбирать синонимы для устранения повторов в речи;  использовать их для объяснения значений слов;

• подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

•  различать употребление  в тексте слов в  прямом и переносном значении (простые случаи);

•  выбирать слова из ряда предложенных для успешного  решения

коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

• определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

• определять три типа склонения существительных;  

• определять названия падежей и способы их определения;

• определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

Выпускник получит возможность научиться:

• проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения  морфологического разбора;

•  находить в тексте  такие части речи как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

• определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое),

второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

• определять однородные члены предложения;

•  составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

Выпускник получит возможность научиться:

• различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

•  выполнять в соответствии с предложенным в  учебнике  алгоритмом разбора простого предложения (по членам предложения, синтаксический),  оценивать правильность разбора.

• различать простые и сложные предложения.

Раздел  «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

•  применять общее правило написания: о-е  после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

•  применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов  глаголов в прошедшем времени,

суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

•  использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

•  определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;  

•  определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

Выпускник получит возможность научиться:

• осознавать место возможного  возникновения орфографической ошибки;

• подбирать примеры  с определенной орфограммой;

• при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать  орфографических и  пунктуационных ошибок;  

• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки  и определять способы действий,  помогающих предотвратить  ее в последующих письменных работах.

Раздел  «Развитие речи»

Выпускник научится:

• различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

• обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

•  составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

• доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

•  владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного  спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

•  составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений; • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;  

• писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

•  создавать тексты по предложенному заголовку;

• подробно или выборочно пересказывать текст;

• пересказывать текст от другого лица;

• анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком

предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

•  корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

• анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

• оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с  назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

-технологии: информационные (ИКТ), здоровьесберегающие.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА (136 ч)

Фонетика и орфография (20 ч)

Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).

Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.

Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.

Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).

Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).

Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.

Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение). Написание о-ѐ после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).

Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.

Звукобуквенный разбор слова.

Морфемика и словообразование  (15 ч)

Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.

Морфемная структура русского слова.

Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.

Разбор слов разных частей речи по составу.

Морфология и лексика  (55 ч)

Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.

Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.

Морфологический разбор имени существительного.

Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.

Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.

Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.

Синтаксическая роль местоимений в предложении. Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.

Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.

Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.

Правописание глаголов в прошедшем времени.

Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете выпишите.

Синтаксическая функция глаголов в предложении.

Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.

Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.

Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.

Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.

Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.

Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.

Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.

Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.

Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.

Синтаксис и пунктуация  (20 ч)

Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.

Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.

Разбор простого предложения по членам предложения.

Представления о сложном предложении (наблюдения).

Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.

Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)

Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.

Развитие речи с элементами культуры речи (26 ч)

Освоение изложения как жанра письменной речи.

Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.

Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.

Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».

Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.

Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.

Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).

Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.

Словарь.

Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костер, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

Дата проведения

Предметные

УУД

По плану

По факту

1

Правописание безударного гласного в корне проверяемого ударением.

1

Обучающийся научится:

- работать со словарями: орфоэпическим и словообразовательным; образовывать от основ существительных прилагательные с помощью суффикса -лив-,-ист-,  -ов-;

- делить слова на группы в зависимости от написания; писать слова с парными и непроизносимыми согласными в корне слова; выполнять проверку написания слов по образцу; писать слова с приставками;

- ставить знаки препинания при обращении.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

обучение работе с разными видами информации (поиск информации в словаре).

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

03.09-07.09

2

Правописание безударного гласного в суффиксе проверяемого ударением. Тренировочные упражнения.

1

3

Правописание безударного гласного в приставке проверяемого ударением. Закрепление.

1

Обучающийся научится: 

- применять правило о написании ударных и безударных гласных, проверяемых ударением, в разных частях слова;

- сравнивать слова в каждой группе;

- образовывать от глаголов однокоренные слова с данными приставками и существительные;

- определять, как образовано слово; образовывать слова с суффиксом -чик-; разбирать по составу сложные слова.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

обучение работе с разными видами информации (поиск информации в словаре);

- задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

4

Р/р. Составление текста-рассуждения с опорой на наблюдение. Учимся рассуждать.

1

Обучающийся научится: 

- различать особенности текста-повествования и текста-описания;

- объяснять такое понятие, как «цитата».

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать с фразеологическим словарем; цитировать текст.

Личностные УУД:

формирование ценностно-смысловой ориентации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

5

Различение суффиксов. Значения суффиксов.

1

Обучающийся получит возможность научиться:

- подбирать суффиксы-синонимы (которые по-разному звучат, но имеют одинаковое значение);

- суффиксы-омонимы (суффиксы одинаково звучат, но имеют разное значение).

Обучающийся научится: 

- работать с толковым словарем;

- сравнивать слова в столбиках;

- определять, какую работу выполняют суффиксы -щик- и -чик- в словах;

- находить родственные слова;

- определять виды чередования звуков в слове;

- определять значения выделенных слов.

Личностные УУД:

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

10.09-14.09

6

Суффиксы-синонимы и суффиксы-омонимы. Тренировочные упражнения.

1

7-8

Правописание слов с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков.

2

Обучающийся научится: 

- писать слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков;

- называть приставки, последняя буква в которых зависит от первой буквы корня;

- образовывать новые слова с приставкой ад-;

- выделять в словах корни;

- стрелками показывать, какое слово в каждой паре дало жизнь другому.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

9

Правило употребления местоимений ОБЕ, ОБА.

1

Обучающийся получит возможность научиться:

- правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

- определять склонения имен существительных.

Обучающийся научится: 

- подбирать родственные слова-существительные разного склонения, выделять окончание в словах;

- изменять по падежам слова «оба» и «обе»;

- употреблять местоимения «обоих», «обеих».

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

17.09-21.09

10

Однородные члены предложения.

Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится: 

- определять однородные члены предложения;

- сравнивать схемы предложений;

- составлять схемы предложений;

- подчеркивать основу предложения.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

знаково-символическое моделирование.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие –

учёт позиции собеседника.

11

Знаки препинания при однородных членах предложения (бессоюзная связь).

1

Обучающийся научится: 

определять часть речи – союз и однородные члены;

соотносить предложение с его схемой.

- работать со словообразовательным словарем;

Обучающийся получит возможность научиться:

- сравнивать предложения с разными союзами;

- определять значение союзов и, а, но;

- работать с фразеологическим словарем.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

 поиск информации в словарях; знаково-символическое моделирование; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

12

Входной контрольный диктант № 1.

1

Обучающийся научится: 

- применять правила правописания, писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

13

Работа над ошибками. Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами.

1

Обучающийся научится: 

- работать с толковым словарем;

- описывать элементы картины;

- выполнять задания;

- отвечать на вопросы;

- определять, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование);

- составлять текст-рассуждение на тему «Размышление о моих увлечениях».

Личностные УУД:

формирование базовых эстетических ценностей.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

24.09-28.09

14

Р/р. Составление текста-описания и текста-повествования по картине 

И. Фирсова «Юный живописец»

1

15

Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения».

1

16

Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания.

1

Обучающийся научится: 

- тому, что существительные склоняются, то есть изменяются по падежам и числам;

- глаголы (в настоящем и будущем времени) спрягаются, то есть изменяются по лицам и числам;

- определять вид орфограммы;

- называть основу в предложении;

- определять, какой частью речи выражены однородные дополнения.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

17

Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям.

1

Обучающийся научится: 

- отличать написание окончаний в форме 3-го лица множественного числа у глаголов I и II спряжений; объяснять понятие «личные окончания»; сравнивать личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям; делать вывод о написании личных окончаний глаголов

.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с таблицами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

01.10-05.10

18

Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям.

1

19

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится: 

- определять спряжение глагола, ставить глагол в начальную форму и выделять глагольный суффикс;

- пользоваться инструкцией;

- правильно писать безударные личные окончания глаголов, разбирать по составу глаголы;

- объяснять написание орфограмм.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с инструкциями;

работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

20

Р/р. Письменное        изложение «Куда лето прячется».

1

Обучающийся научится: 

- определять жанр произведения;

- анализировать средства художественной выразительности;

- цитировать строчки из текста;

- делить текст на части; составлять план текста; объяснять знаки препинания; письменно пересказывать сказку, пользуясь планом.

Личностные УУД:

смыслообразование и самоопределение: формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

21

Работа над ошибками. Правило употребления предлогов о и об.

1

Обучающийся научится:

- правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями, формулировать правило;

- записывать текст, выбирая нужный предлог;

- объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

08.10-12.10

22

Определение спряжения глагола по его начальной форме.

1

Обучающийся научится: 

- тому, что глаголы, образованные от других глаголов с помощью приставки, всегда сохраняют спряжение «глаголов-родителей»;

- написание глаголов с возвратным суффиксом -ся;

- работать с обратным словарем;

- письменно спрягать глаголы в единственном и во множественном числе.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях;

работа с таблицами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество; коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

23

Определяем спряжение глагола по его начальной форме.

1

Обучающийся научится: 

- определять спряжение по ударным личным окончаниям, пользоваться обратным словарем;

- объяснять написание глагольных окончаний;

- находить в тексте глаголы-исключения;

- проверять работу друг друга;

- образовывать начальную форму глагола;

- правильно задавать вопрос, чтобы определить начальную форму глагола;

- определять спряжение глагола;

- писать глаголы в форме 2-го лица единственного числа;

- объяснять написание глагольных окончаний.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с таблицами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

24

Спряжение глагола по его начальной форме.

1

25

Глаголы-исключения: гнать, держать, дышать и слышать.

1

15.10-19.10

26

Определение спряжения глагола с глагольным суффиксом –Е по начальной форме.

1

27

Определение спряжения глагола по  начальной форме.

1

28

Глаголы – исключения на – ЕТЬ и – АТЬ.

Контрольный словарный диктант.

1

29

Определение спряжения глагола по  начальной форме.

Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов»

1

22.10-26.10

30

Контрольный диктант №2

за 1 четверть.

1

Обучающийся научится: 

писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

31

Работа над ошибками.

Р/р. Учимся делать научное сообщение «Животные Арктики» (в виде доклада).

1

Обучающийся получит возможность научиться:

- делать научное сообщение по плану о животных Арктики;

- делать сообщение, опираясь на данные тезисы;

- оценивать доклады товарищей.

Личностные УУД:

формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся; опыта нравственных и эстетических переживаний.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

32

Подвижное ударение глаголов прошедшего времени.

1

Обучающийся научится: 

- работе с алгоритмом морфологического разбора существительного, прилагательного, глагола;

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

II четверть

33

Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

1

- составлять схему предложения;

- давать характеристику предложению;

- выполнять разбор слова как части речи;

- выделять основы предложения.

Познавательные УУД:

знаково-символическое моделирование.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

06.11-09.11

34

Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор имени существительного.

1

35

Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор имени прилагательного.

1

12.11-16.11

36

Характеристика предложения и разбор слова как части речи. Разбор глагола.

1

37

Проверочная работа по теме «Морфологический разбор предложения».

1

38

Р/р. Работа с картиной И.Левитана «Тихая обитель».

1

Обучающийся научится: 

- работать с картиной;

- работать с толковым словарем;

- выделять средства художественной выразительности.

Личностные УУД:

формирование базовых эстетических ценностей.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

39

Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

1

Обучающийся научится: 

- пользоваться обратным словарем;

- определять спряжение глаголов;

- работать с фразеологическим словарем;

- разбирать глаголы по составу;

- ставить глаголы в форму 3-го лица единственного числа.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с таблицами;

поиск информации в словарях;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

40

Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ. Глагольный суффикс –Я в начальной форме.

Контрольный словарный диктант.

1

19.11-23.11

41

Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

Обучающийся научится:

- выполнять работу над ошибками;

- определять время и спряжение глагола;

- правильно писать безударный суффикс глагола в прошедшем времени;

- ставить глаголы в форме прошедшего времени;

- выделять глагольный суффикс глагола прошедшего времени.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

42

Правописание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

1

43

Суффиксы повелительной формы глагола.

1

Обучающийся научится: 

- выделять глагольные суффиксы;

- сравнивать повелительные формы единственного и множественного числа;

- показывать письменно, как образована повелительная форма единственного числа глагола.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

44

Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. глагола

1

26.11-30.11

45

Трудности написания глаголов на –ЯТЬ.

1

46

Р/р. Монолог и диалог. Работа со школьной библиотекой: Л.Улицкая «Капустное чудо».

1

Обучающийся научится: 

отличать в тексте диалог от разговора, в котором принимают участие несколько человек.

Обучающийся получит возможность научиться:

- читать и анализировать диалог;

- читать диалог по ролям;

- пользоваться библиотекой.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

47

Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь.

1

Обучающийся научится: 

- пользоваться обратным словарем;

- находить чередования согласных в корне;

- сравнивать спряжение глаголов «лечь» и «жечь»;

- спрягать глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь.

-- образовывать глаголы н. вр. 3-го лица мн.ч.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с таблицами; поиск информации в словарях;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

48

Изменение глаголов, имеющие в начальной форме суффикс –чь.  

1

03.12-07.12

49

Усекаемая и неусекаемая основа глагола.

Контрольный словарный диктант.

1

50

Р/р. Письменное изложение «Одуванчик».

1

Обучающийся получит возможность научиться: 

- делить текст на смысловые части;

- составлять план;

- писать изложение по плану;

- цитировать отрывки.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

51

Работа над ошибками.

Разноспрягаемые глаголы БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

1

Обучающийся научится:

- работать с обратным словарем;

- выделять личные окончания глаголов;

- спрягать глаголы.

- писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях;

работа с таблицами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

52

Контрольный диктант № 3

по теме «Правописание глаголов».

1

10.12-14.12

53

Работа над ошибками.

Правописание слов с удвоенной буквой согласного.

1

54

Правописание О и Ё после шипящих  в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных.

1

Обучающийся научится:

- объяснять орфограммы;

- показывать видимое на письме чередование согласных в корнях словах;

 - писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

55

Правописание О и Ё после шипящих  в корне слова.

1

56

Правописание О и Ё после шипящих  в частях слова.

1

17.12-21.12

57

Контрольный диктант № 4 

за 1 полугодие.

1

58

Работа над ошибками.

Образование и правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий.

1

Обучающийся научится:

- пользоваться обратным словарем;

- показывать письменно, как образована краткая форма прилагательных;

- выписывать краткие прилагательные;

- ставить ударения;

- пользоваться орфоэпическим словарем.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

59

Р/р. «Азбука вежливости»: учимся отстаивать своё мнение в споре.

1

Обучающийся научится: 

высказывать свою точку зрения; отстаивать свое мнение.  

Личностные УУД:

смыслообразование и самоопределение: формирование умения ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника. 

Познавательные УУД:

работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

60

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание.

Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится:

- пользоваться обратным словарем;

- образовывать с помощью суффикса -о- наречия от прилагательных с основой на шипящий;

- выделять суффикс в наречиях;

- ставить ударение.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

24.12-26.12

61

Контрольное списывание №1 с грамматическим заданием.

Правописание слов с основой на шипящий.

1

62

Правописание глаголов. Тренировочные упражнения.

1

III четверть

63

Правописание орфограмм в окончаниях слов разных частей речи.

1

09.01-11.01

64

Р/р. Сочинение-рассуждение по картине В.Джеймса «Кот на окне».

1

Обучающийся получит возможность научиться:

- рассматривать репродукцию картины;

- обсуждать вопросы; составлять план сочинения;

- писать сочинение по картине, используя план; приводить цитаты.

Личностные УУД:

формирование базовых эстетических ценностей.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

65

Морфологический разбор предложений.

1

Обучающийся научится: 

- пользоваться толковым словарем;

- сравнивать однородные и неоднородные определения;

- выделять предложения с однородными членами;

- разбирать предложения по членам предложения;

- называть основу предложения;

- объяснять расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

14.01-18.01

66

Однородные члены предложения. Тренировочные упражнения.

1

67

Контрольный диктант № 5 

по теме «Проверка изученных орфограмм».

1

Обучающийся научится:

- выделять личные окончания глаголов;

- спрягать глаголы.

- писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

68

Работа над ошибками.

Правописание слов с изученными орфограммами.

1

69

Части речи. Имя существительное.

Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится: 

- определять часть речи – имя существительное, объяснять, почему в одинаковых формах окончания пишутся по-разному;

- ставить существительные в начальную форму;

- указывать число и род существительных;

- находить несклоняемое существительное;

- работать по обратному словарю.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

21.01-25.01

70

Р/р. Письменное сочинение «Место, в котором я живу».

1

Обучающийся получит возможность научиться: 

- описывать в сочинении уголок природы так, чтобы все, кто прочитает сочинение, смогли представить его;

- составлять план сочинения.

Личностные УУД:

формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

71

Работа над ошибками.

Имя прилагательное.

1

Обучающийся научится: 

- определять часть речи – имя прилагательное, выписывать словосочетания с прилагательными;

- определять главное и зависимое слова в словосочетании;

- определять род, падеж, число имен прилагательных;

- находить слова с подвижным ударением.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

72

Краткая форма прилагательных.

1

73

Синонимы. Краткая форма имён прилагательных.

1

28.01-01.02

74

Повелительная форма глагола.

1

Обучающийся научится:

- определять форму глагола в предложении;

- образовывать повелительную форму глагола;

- разбирать глаголы по составу.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

75

Повелительная форма глагола. Тренировочные упражнения.

1

76

Изменение глаголов по временам.

1

Обучающийся научится: 

- находить в тексте глаголы;

- указывать время глаголов;

- выделять окончания глаголов прошедшего времени;

- объяснять орфограммы.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

77

Глагол. Правописание безударных гласных в корнях и приставках.

1

04.02-08.02

78

Правописание безударных гласных в корнях и приставках.

Тренировочные упражнения.

1

79

Устойчивые выражения.

1

Обучающийся научится: 

заканчивать устойчивые выражения, используя слова-антонимы; находить в тексте устойчивые выражения.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

80

Простая и сложная форма будущего времени глаголов.

Контрольный словарный диктант.

1

81

Различение 2 л. мн. ч. настоящего времени и повелительной формы глагола.

1

Обучающийся научится: 

- записывать предложения, поставив глаголы в нужную форму будущего времени;

- подчеркивать основы предложения;

- различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации; поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

11.02-15.02

82

Р/р. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждения. Рассуждаем о нашем прошлом.

1

Обучающийся научится: 

- работать с толковым словарем и словарем происхождения слов;

- находить в тексте рассуждения;

- цитировать текст.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

83

Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях слов разных частей речи.

1

Обучающийся научится: 

- различать глаголы совершенного и несовершенного вида;

- определять вид глагола;

- определять спряжение глагола;

- находить глаголы-исключения;

- образовывать форму глагола 2-го лица единственного числа.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

84

Контрольный диктант № 6 

по теме «Простая и сложная форма глагола».

1

Обучающийся научится:

- писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

85

Работа над ошибками.

Личные местоимения, лицо, число, род.

1

Обучающийся научится: 

- склонять личные местоимения;

- называть формы местоимений 3-го лица;

- определять лицо, число и падеж местоимений в тексте;

- определять, какими членами предложения являются в предложении личные местоимения.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

работа с таблицами; работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

18.02-22.02

86

Личные местоимения, лицо, число, род. Тренировочные упражнения.

Проверочная работа по теме «Личные местоимения».

1

87

Порядок разбора слов по составу.

1

Обучающийся научится: 

- выполнять разбор слова по составу;

- находить слова с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с инструкциями;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

88

Разбор слов по составу.

1

89

Разбор слов по составу. Тренировочные упражнения.

Контрольный словарный диктант.

1

25.02-01.03

90

Орфограммы в корнях слов. Парные согласные.

1

Обучающийся научится: 

- порядку разбора слова по составу, выполнять разбор слова по составу.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

работа с инструкциями;

работа с правилами;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

91

Орфограммы в корнях слов. Непроизносимый согласный.

1

92

Орфограммы в суффиксах слов.

Проверочная работа по теме «Орфограмма в корне  слова».

1

93

Р/р. Письменное изложение «Самолётик».

1

Обучающийся получит возможность научиться: 

- работать с толковым словарем;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план;

- писать изложение по плану.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности; формирование ценностно-смысловой ориентации.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

04.03-07.03

94

Работа над ошибками.

Существительные. Беглый гласный в суффиксе.

1

Обучающийся научится:

- записывать существительные во множественном числе;

- находить существительные с орфограммой «Беглый гласный в части слова»;

- работать с орфографическим и обратным словарями.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

95

Существительные. Буквы О/Е после шипящих и Ц. Безударный гласный, проверяемый ударением.

1

96

Прилагательные. Буквы О/Е после шипящих и Ц. Образование прилагательных от существительных.

1

Обучающийся научится:

- от основ данных существительных образовывать с помощью суффиксов -ов- и –ев прилагательные;

- подчеркивать беглые гласные в корне или суффиксе;

- работать с обратным словарем;

- образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -н-  прилагательные; образовывать от основ данных существительных с помощью суффикса -ск- прилагательные;

- ставить прилагательные в

начальную форму.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

97

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Безударный гласный в суффиксе, который надо запомнить.

1

11.03-15.03

98

Контрольный диктант № 7

за 3 четверть.

1

Обучающийся научится:

- писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности;  формирование ценностно-смысловой ориентации.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

99

Работа над ошибками. Глагольные суффиксы.

Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится:

- различать разные формы одного и того же слова;

- определять форму глагола;

- от данных слов образовывать глаголы;

- объяснять расстановку знаков препинания в предложении с однородными членами;

- ставить глаголы в форму прошедшего времени;

- выделять глагольный суффикс и суффикс прошедшего времени.

Личностные УУД:

мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

100

Орфограммы в окончаниях имён существительных.

1

Обучающийся научится: 

- определять место нахождения орфограммы в слове;

- разбирать предложение по членам предложения;

- определять постоянные и непостоянные признаки частей речи;

- разбирать по составу;

- работать с орфографическим словарем.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях;

работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

101

Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

1

18.03-22.03

102

Орфограммы в окончаниях глаголов.

1

103

Р/р. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением: В.Песков «Сёстры».

1

Обучающийся научится: 

- цитировать нужные фрагменты текста;

- находить в тексте рассуждение.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности; формирование ценностно-смысловой ориентации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

104

Орфограмма в окончаниях глаголов.

1

Обучающийся научится: 

- объяснять орфограммы;

- определять спряжение глагола;

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

IV четверть

105

Правописание орфограмм в окончаниях глаголов.

Проверочная работа по теме «Орфограмма в окончаниях прилагательных и глаголов».

1

- находить глаголы-исключения;

- находить разноспрягаемые глаголы;

- находить глаголы в повелительном наклонении;

- подбирать проверочные слова;

- объяснять написание глаголов на -ться и–тся.

Познавательные УУД:

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

03.04-05.04

106

Различение формы 2-го лица мн.ч. и повелительной формы глагола.

1

Обучающийся научится: 

- выделять глагольный суффикс и суффикс повелительной формы;

- разбирать глаголы по составу;

- показывать, как образованы повелительные формы единственного числа глаголов;

- ставить ударение в повелительной форме глагола.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с правилами.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

107

Различение формы 2-го лица мн.ч. и повелительной формы глагола. Тренировочные упражнения.

1

08.04-12.04

108

Орфограммы в суффиксах.

1

109

Орфограммы в приставках.

Контрольный словарный диктант.

1

110

Контрольный диктант № 8 по теме «Орфограммы в приставках и суффиксах»

1

Обучающийся научится:

- писать текст под диктовку с изученными орфограммами.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности; формирование ценностно-смысловой ориентации.

Познавательные УУД:

работа с правилами; поиск информации в словарях.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как сотрудничество.

111

Работа над ошибками.

Правописание Ъ после приставок на согласный перед гласными Е,Ё,Ю,Я.

1

Обучающийся научится: 

- подбирать проверочные слова;

- писать слова с приставками на з/с;

- правильно писать слова с разделительным твердым знаком.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с таблицами;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

15.04-19.04

112

Р/р. Письменное изложение «Муравьишкин корабль».

1

Обучающийся получит возможность научиться: 

- цитировать текст;

- делить текст на смысловые части;

- составлять план;

- письменно пересказывать историю, пользуясь планом.

Личностные УУД:

формирование базовых историко-культурных представлений и гражданской идентичности; формирование ценностно-смысловой ориентации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

113

Работа над ошибками.

Работа разделительного Ь.

1

Обучающийся научится:

- записывать словосочетания из двух слов: существительного и зависимого от него прилагательного, отвечающего на вопрос чей?;

- различать прилагательные, отвечающие на вопросы какой? и чей?; показывать, как образованы прилагательные;

- образовывать краткую форму прилагательного.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование. Мотивация учебной деятельности при выполнении заданий на основе имеющихся знаний.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с таблицами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

114

Правописание разделительного Ь в прилагательных, отвечающих на вопрос ЧЕЙ?

1

115

Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных ед.ч. и мн.ч.

1

22.04-26.04

116

Правописание разделительного Ь в притяжательных прилагательных.

1

117

Работа над смыслом однокоренных слов.

1

Обучающийся научится:

- работать с обратным словарем;

- делить существительные по родам;

- писать существительные с основой на шипящий.

Личностные УУД:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях; работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль процесса и результатов деятельности.

118

Правописание Ь после шипящих в глаголах.

1

119

Правописание Ь после шипящих у существительных.

Контрольный словарный диктант.

1

29.04-03.05

120

Правописание Ь после шипящих у прилагательных краткой формы.

1

121

Правописание Ь после шипящих в глаголах. 

Проверочная работа по теме «Правописание разделительного Ъ и Ь»

1

122

Р/р. Рассматриваем старые фотографии «Ноликовы» и «Сорокины».

1

Обучающийся научится: 

- рассматривать старые фотографии;

- работать с толковым словарем;

- высказывать свое мнение.

Личностные УУД:

формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Коммуникативные УУД:

коммуникация как взаимодействие – учёт позиции собеседника.

06.05-10.05

123

Правописание ТСЯ, ТЬСЯ в глаголах. Глагол как часть речи.

1

Обучающийся научится:

- определять начальную форму глагола и форму 2-го лица единственного числа;

- работать с фразеологическим словарем;

- объяснять устойчивые выражения;

- определять части речи, работать с правилом, осуществлять поиск информации.

Личностные УУД:

самоопределение и смыслообразование.

Познавательные УУД:

поиск информации в словарях;

работа с правилами;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

124

Контрольное списывание № 2 «Правописание орфограмм в разных частях слова».

1

Обучающийся научится: 

- подчеркивать основу предложения;

- выделять второстепенные члены предложения;

- разбирать предложения по членам;

- дополнять предложение второстепенными членами;

- находить однородные подлежащие и однородные сказуемые;

- работать со словообразовательным словарем.

Личностные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности. Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Познавательные УУД:

работа с правилами;

задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности.

125

Распространённые и нераспространённые члены предложения. Однородные члены.

1

13.05-17.05

126

Учимся давать характеристику предложения.

127

Итоговый контрольный диктант.

1

128

Работа над ошибками.

Простые и сложные предложения.

1

129

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. Контрольный словарный диктант.

1

Обучающийся научится:

- отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами;

- объяснять расстановку знаков препинания в сложных предложениях и простых предложениях с однородными членами; выписывать сложные предложения.

Обучающийся научится:

- подбирать антонимы; записывать и разбирать предложения с устойчивыми выражениями;

- отличать сложные предложения от простых предложений с однородными членами;

- объяснять знаки препинания;

- объяснять орфограммы.

Личностные УУД:

самоконтроль процесса и результатов деятельности. Формирование опыта нравственных и эстетических переживаний.

Познавательные УУД:

работа с правилами; задания, нацеленные на проверку понимания информации.

Регулятивные УУД:

контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности.

20.05-24.05

130

Контрольное изложение.

1

131

Отличие сложных предложений от простых предложений (однородными членами).

1

132

Постановка знаков препинания в сложных предложениях.

1

133

Повторение. Правописание орфограмм в разных частях слова.

1

27.05-31.05

134

Правописание слов с разными орфограммами.

1

135

Повторение. Правописание орфограмм в разных частях слова.

1

136

Р/р. Письмо в клуб на тему «Город, в котором я живу».

1

Итого

136 ч

График проведения контрольных работ

п/п

Виды работ

Дата проведения

план

факт

1

Входной диктант с грамматическим заданием.

21.09.18

2

Контрольный диктант за 1 четверть.

22.10-26.10

3

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов».

10.12-14.12

4

Контрольный диктант за 1 полугодие.

17.12-21.12

5

Контрольное списывание №1 с грамматическим заданием.

24.12-26.12

6

Контрольный диктант по теме «Проверка изученных орфограмм».

14.01-18.01

7

Контрольный диктант по теме «Простая и сложная форма глагола».

11.02-15.02

8

Контрольный диктант за 3 четверть.

11.03-15.03

9

Контрольный диктант по теме «Орфограммы в приставках и суффиксах».

08.04-12.04

10

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (1 часть)

11

ВСЕРОССИЙСКАЯ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА (2 часть)

12

Контрольное списывание № 2 «Правописание орфограмм в разных частях слова».

06.05-10.05

13

Итоговый контрольный диктант за год.

13.05-17.05

14

Контрольное изложение.

20.05-24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова)

Рабочая программа по русскому языку разработана на основе примерной программы по русскому языку (автор Л. Ф. Климанова), "Перспектива", издательство «Просвещение», 2011 год, рекомендованной Министерст...

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

Рабочая программа по русскому языку 3 класса авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык»

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Л.Ф. Климанова «Русский язык» утвержденной  в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начал...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...