Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка.
Класс: 4 "Б"
Школа: МАОУ «СОШ №15 г.о. Железнодорожный»
Учитель: Савощенко Ирина Валерьевна
Предмет: Русский язык
УМК: "Школа России"; учебник В.Г. Горецкий, В.П. Канакина «Русский язык», 2 часть (Стр. 52 - 54).
Раздел: Личные местоимения
Тема: Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Тип урока: урок развития умений и навыков.
Цель:
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; развивать умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; подбирать местоимения, подходящие по смыслу;
- развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся,
- воспитывать нравственность: активность, ответственность, самостоятельность, чувство собственного достоинства, уважение к достоинству других, привитие интереса к предмету.
Этапы урока | Форма организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Орг. момент. | Индивидуальная деятельность | Итак, начинается урок, Постарайтесь всё понять, Свои знания показать. Мы будем все видеть. Мы будем внимательно слушать. Наш девиз урока: Путь к успеху. | Приветствие, эмоциональный настрой на работу. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок |
2.. Словарная работа | Коллективная деятельность |
Мы пишем красиво и легко. Мы пишем быстро и уверенно. - Внимательно прочитайте предложения. (слайд 2) У школы растут красивые б.резы. Б.резы широко раскинули свои ветви. Уч.ник вошел в спортивный зал.. Уч.ник поздоровался с друзьями. Дев.чка ходила в магазин. Дев.чка купила хлеб . На окне росли п.м.доры. П.м.доры были большие, красные, спелые. Ранней весной мы отправились в пут.ш.ствие. Пут.ш.ствие проходило по г.р.дам России. Выпишите из них повторяющиеся слова, запишите их в столбик Что общего между этими словами? | Дети записывают дату в тетрадях. Читают текст Выписывают Слайд 3 березы - (они) ученик - (он) девочка - (она) помидоры - (они) путешествие - (оно) Они все словарные. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД) |
3.Актуализация знаний. Целеполагание. 4. Открытие нового знания. | Коллективная деятельность Коллективная, парная деятельность |
(Слайд 4) Если прочитать измененное предложение, без первого, понятно ли вам будет, о ком или, о чем идет речь в предложении? Местоимение- это часть речи, которая только указывает на предмет, но не называет его. Местоимения, которые ставят вместо имени существительного, называют личными местоимениями. слайд 5 Определите тему нашего урока. слайд 6 Откройте рабочую тетрадь стр.31, упр.68 П и с ь м о по памяти. Прочитайте, выполните задание. Прочитайте ещё раз и запишите по памяти первую и вторую строки Я и мы, Ты и вы, Что вы написали? Как называются местоимения -я, мы ты, вы он, она, оно? Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»? (Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежит лично кому-то.) В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению. (относительными. отрицательными, притяжательными и др.) А сейчас мы прочитаем правило на стр.52 Выполним упражнение 109 стр.52 (устно) и одновременно заполняем таблицу в рабочей тетради стр. 31 упр. 69 Нам надо заполнить таблицу. Сначала распределим личные местоимения по числам. Теперь нам надо распределить их по лицам. Обратимся к упражнению 109. Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я - 1 лица. Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты - местоимение 2 лица. А тот человек, который не участвует в разговоре - это 3 лицо. (заполняем таблицу слайд № 8) Попробуйте сами распределить местоимения во множественном числе по лицам. (проверка) Если я иду с другом, то как скажем о себе? При беседе с двумя и более людьми я употреблю местоимение: Это местоимения множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? Прочитайте местоимения 3 лица. - Какого рода местоимения он, она, оно? - Можно ли определить род остальных личных местоимений? Сделайте вывод: какие местоимения и в каком числе изменяются по родам? | Заменить, другими словами Записывают местоимения (они, он, она, они, оно) МЫ, Я Березы, ученик, Девочка, помидоры, путешествие.
Место имени существительного. Нет. Тема нашего урока: "Личные местоимения" рабочая тетрадь стр.31, упр.68 Я и мы, Ты и вы, Местоимения -Я, мы ты, вы он, она, оно, они.
они называют личными В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5) 1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример. 2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь читают Ед. число –Я, ты, он, она, оно. Множ. число- Мы, вы, они. читают (мы) (вы). Учебник стр.53 рубрика «Обрати внимание». Вежливая форма обращения. (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица) Муж., жен., сред.. Нет Местоимения 3 лица, единственного числа изменяются по родам. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (Коммуникативные УУД)
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. (Познавательные УУД)
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Самоопределение. Внутренняя позиция школьника. Чувство необходимости учения. (Личностные УУД) Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. |
5. Первичное закрепление изученного. | Коллективная, Индивидуальная деятельность | Игра "Четвёртое - лишнее". СЛАЙД Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. Я, они, на, ты (предлог) Но, оно, она, они (союз) Я, Яна, ты, вы (существительное, имя) Он, она, они, оно (мн.ч.) Мы, я, вы, они (ед.ч.) Он, она, они, мы (1-е лицо) - Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.
|
об-ся 1 ряда об-ся 2 ряда об-ся 3 ряда об-ся 1 ряда об-ся 2 ряда об-ся 3 ряда
Я, они, ты. Я (1 л., ед.ч.), они (3 л., мн.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.). | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации, умение наблюдать и делать простые выводы. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем, умение слушать и понимать речь других. |
Физкультминутка | Коллективная деятельность | Массаж кистей рук. 1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла. 2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем то же левой рукой. 3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца. 4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки ласковые, тёплые, как у мамы.
Игра «Различи на слух» -Я буду называть существительные и местоимения, а вы подпрыгните, если услышите местоимения. (груша, она, он, Женя, оно, сказка, мы) |
(шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). (ладонь в кулак, большой палец вверх) (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). | Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение слушать и понимать. Личностные: ображение к личным чувствам. |
5. Первичное закрепление изученного. | Групповая деятельность | Работа в группах (на карточках). А). Редактирование . 1.Сегодня ребята читали книги. Ребята узнали много нового. 2.Мама пришла с работы. Мама сегодня устала. 3.Мой друг живёт в соседнем доме. Друг учится в моём классе. 4.Ученики внимательно слушают. Поэтому ученики много знают. 5. Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко. 6. У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые.
Б) Упражнение в подборе подходящих по смыслу местоимений. -Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. Знаете ли …, что люди издавна употребляли в пищу цветы? В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ….полезный и приятный на вкус. А в Китае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. А…хотели бы попробовать эти лакомства? Когда … ем, … глух и нем. Проверка. |
ВЫ-2л., мн.ч.. ОНИ- 3л., мн.ч.. ОН – 3л., ед. ч., муж. род. ОНИ- 3л., мн.ч.. ВЫ-2л., мн.ч.. Я- 1л., ед. ч.. | Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; определение основной и второстепенной информации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем, умение слушать и понимать речь других, Умение продуктивно взаимодействовать в группе. |
6. Итог урока. Рефлексия | Коллективная деятельность
Индивидуальная деятельность | Рефлексия: (в форме теста) 1. Что такое местоимение? Слова, которые… а) называет предмет; К б) указывает на предметы, не называя их; У 2. К 1 лицу относятся местоимения: а) я, ты, мы; Б б) он, я, вы; Г в) я, мы. С 3. Местоимения Вы пишется с большой буквы : а) когда обозначает много людей; К б)вежливая форма обращения к старшим. П 4. В какой строке местоимения указывают на предмет? а) я пишу в тетрадь; К б) он стоит на столе; Е в) ребята пишут. Д 5. Личное местоимение находится в строке а) ель; З б) ем; Ж в) он ; Х - Ключевое слово: УСПЕХ
Дополнительный материал: «Игра на ковре». Шкатулка с существительными. Необходимо заменить сущ. местоимениями. Существительные: Маша, дом, ученик, тетрадь, класс, девочка, отметка, цветок, игрушка, человек, медаль, апельсин. | Ответы детей.
Ученики подходят к доске, где изображена гора «Успеха», и закрепляют свою фишку.
| Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха и неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений |
7. Домашнее задание. | Индивидуальная деятельность | Откройте дневники и запишите домашнее задание (по желанию, на выбор). Прочитать таблицу на с.52 и выполнить письменно упр. 111 на с.53 ИЛИ напишите сочинение на тему "Мой друг и я", ставя местоимение я на второй план по значимости и частоте употребления. - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!" |
| Личностные: по своим сформированным умениям выбирать задание по интересу, адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу |
Материалы и оборудование: презентация, учебники, тетради, ручки, карточки для групповой работы, шкатулка с существительными.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный (слово учителя, работа с учебником, упражнения), игра, практический, частично-поисковый, самостоятельная работа, словесный (беседа), наглядный.
Предполагаемый результат урока: Находить местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ
В "Толковом словаре" Ожегова записано: (слайд № 5)
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь
Работа в группах (на карточках).
А). Редактирование |
Ребята узнали много нового. |
А). Редактирование |
2. Мама пришла с работы. Мама сегодня очень устала |
А). Редактирование . |
3. Мой друг живёт в соседнем доме. Друг учится в моём классе. |
А). Редактирование . |
4.Ученики внимательно слушают. Поэтому ученики много знают. |
А). Редактирование . |
5. Девочка ходила в магазин. Девочка купила молоко. |
А). Редактирование . |
6. У дороги росли липы. Липы были старые, ветвистые. |
Б) Упражнение в подборе подходящих по смыслу местоимений.
1ряд 1гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. |
Знаете ли …, что люди издавна употребляли в пищу цветы? ______________________________________________________________ |
1ряд 2гр Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. |
В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … придают блюду особый аромат. _________________________________________________________________ |
В2 ряд 1гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо |
В Индии любят компот из цветков банана. …. полезный и приятный на вкус. _________________________________________________________________ |
4
2ряд 2гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. |
А в Китае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. _________________________________________________________________ |
5
3ряд 1гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. |
А … хотели бы попробовать эти лакомства? _________________________________________________________________ |
6
3ряд 2гр. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу местоимения. Укажите лицо. |
Когда … ем, … глух и нем. _________________________________________________________________ |
Рефлексия: (в форме теста)
1. Что такое местоимение?
Слова, которые…
а) называет предмет; К
б) указывает на предметы, не называя их; У
2. К 1 лицу относятся местоимения:
а) я, ты, мы; Б
б) он, я, вы; Г
в) я, мы. С
3. Местоимения Вы пишется с большой буквы:
а) когда обозначает много людей; К
б) вежливая форма обращения к старшим. П
4. В какой строке местоимения указывают на предмет?
а) я пишу в тетрадь; К
б) он стоит на столе; Е
в) ребята пишут.
5. Личное местоимение находится в строке
а) ель; З
б) ем; Ж
в) он ; Х
Ключевое слово: __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....