Заглавная буква в именах существительных
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Конспект урока по Русскому языку для 2 класса (Школа 2100).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaglavnaya_bukva_v_imenah_sushchestvitelnyh.docx | 29.25 КБ |
zaglavnaya_bukva_v_imenah_sushchestvitelnyh.ppt | 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык.
Программа: УМК «Школа 2100»
Тема урока: «Написание слов типа Орёл и орёл».
Тип урока: урок развития умений.
Техническое оснащение урока:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Карточки со словами.
4. Индивидуальные листы для зарядки для глаз.
Учебно-методическое обеспечение:
УМК « Школа 2100», курс «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина, 2 класс.
Цели урока:
- развитие умений конструировать предложения из слов;
- дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Цели использования ИКТ на уроке:
- Формирование умения применять знания в новых условиях.
- Побуждение учащихся к самостоятельному, творческому поиску.
- Обеспечение интенсификации и оптимизации учебного процесса, реализации идей развивающего обучения и совершенствования форм и методов его организации.
Задачи педагога:
- формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ.
Тема: Написание слов типа орёл и Орёл.
Цель:
– развитие умений писать большую букву в кличках животных, различать и объяснять написания сходных в звучании
слов типа Шарик и шарик, Орёл и орёл.
Этапы урока | Ход урока | |
Ι. Актуализация знаний. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 1. Разминка. - Назовите всегда твёрдые согласные звуки. - Какая буква вторая с начала алфавита? - Вторая с конца? - Какая часть слова стоит перед корнем? - «К» - согласный звук, «о» - … - Назовите слово, противоположное слову «утро». - Звук, парный звуку «С». - «Б». - Часть слова, которая стоит после корня. 2. Словарная работа. – Вставьте подходящие слова. Для этого вспомните эти поговорки. Запишите. (Слайд 1) Стреляный _____________, считать ___________, ____________ на хвосте принесла, как ____________ на сене. (Воробей, ворон, сорока, собака.) – Что означают эти выражения? – С какой буквы написали эти слова? – Что они называют? 3. Написание большой буквы в кличках животных. – Представьте, что все эти животные ручные. Человек даёт им клички. Какую вы бы дали воробью? А вороне? Сороке? Собаке? – Что такое кличка для животного? Зачем она нужна? – Как же нужно их писать? Запишите придуманные клички животных. – А теперь сравните их с названиями животных. Что вы заметили? - Сделайте вывод. – Как выбрать кличку животному? Учитель читает стихотворение (оно может быть размещено на слайде): (Слайд 2) Жили-были Дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они Звали жеребёнка. А ещё была у них Курица Бурёнка. А ещё у них была Собачка Мурка, А ещё – два козла – Сивка да Бурка! (Ю.Черных) – Правильно ли даны клички животным? Кого как надо назвать? – Есть ли у животных имена, фамилии, отчества? – А как же кот Матроскин? Это же, как он утверждает, фамилия? 4.Физминутка для глаз. | - Число, дату. - Ж, Ш, Ц - Б - Ю - Приставка - Гласный - Ночь - «З» - «П» - Суффикс Стреляный воробей - очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть или удивить; бывалый человек. Считать ворон: отвлекаться, не обращать внимания, думать о своём. Сорока на хвосте принесла Народн. Шутл. О неизвестном источнике сообщения, новости (уклончивый ответ на вопрос о чем-н. неожиданно услышанном или полученном). Как собака на сене: характеристика человека, который и сам не пользуется и другим не дает. - С маленькой, строчной. - Животных. - Это как «имя» для человека, по нему отличают животное, зовут его, разговаривают с ним. - Названия животных пишутся с маленькой буквы. - Клички животных – это тоже имена собственные. Они пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся со строчной буквы. - Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка... Нет. Это у людей, а у животных – клички. - Это сказка, а в сказках животные могут иметь имена, отчества и фамилии. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания. | Проблемная ситуация. (Слайд 3) – Запишите предложение. У меня есть шарик. – Все ли одинаково написали? – А о чём вы подумали? Если в классе только один вариант ответа – все подумали о воздушном или каком-то другом шарике, то учитель может подсказать: о ком ещё можно сказать Шарик? (О собаке.) – Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о каком шарике идёт речь. – Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? (С большой и маленькой буквы.) – Составим план урока. План (примерный)
Открытие нового знания. Работа проводится в группах. Даны слова: Орёл и орёл Лев и лев Земля и земля Лилия и лилия Тигр и тигр Шарик и шарик Уголёк и уголёк Мишка и мишка Пушок и пушок Роза и роза Задание. – Почему одинаковые по звучанию слова написаны по-разному? Предложите свои версии. – Если слова называют имя (Лилия, Роза, Мишка, Лев), кличку животного (Уголёк, Пушок, Шарик), город (Орёл), планету (Земля), название реки (Тигр)то это имена собственные, они пишутся с большой буквы. – А если слова называют животное, предмет, цветок, гриб, то они пишутся с маленькой (строчной) буквы. – Составьте два предложения так, чтобы было понятно, в каком значении употреблено каждое из данных слов. Орёл и орёл. Орёл – это название (имя) города, а орёл – название птицы. Одно слово обозначает два разных предмета (понятия), одно из названий (название города) – имя собственное, оно пишется с большой буквы. – Город Орёл так назвали, наверное, потому, что там было много орлов. – Сравните свои выводы с авторским в конце упр. 158. Физминутка. | - О воздушном шарике/о собаке по кличке Шарик.) У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик. Дети делают предположения от групп. Все версии выслушиваются (можно не повторять все, а только добавлять, если есть отличия). Затем делается вывод (обобщение). В Орле у меня живёт бабушка. Своё гнездо орёл свил высоко в горах. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1. Подберите слова к рисункам. (Слайд 4) Рисунки: роза, мальчик, груша, девочка, рыба, лилия. Слова: Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Груша, Лилия. - Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов? - Почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой? 2. Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. (Слайд 5) Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас. | |
ΙV. Итог урока. | – Что нового узнали? – Что поможет правильно написать одинаково звучащие слова? (Предложение, из которого будет понятно значение слова.) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Самооценка. Отметка учителя. | |
V. Домашнее задание. | Придумайте четверостишье, используя слова, когда одно и то же слово пишется то с большой буквы, то с маленькой. Пример: Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте. Кого как надо назвать. Жили-были дед да баба С маленькою внучкой. Кошку рыжую свою Называли Жучкой. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка. А ещё у них была собачка Мурка. А ещё два козла – Сивка да Бурка. Проверьте себя. Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, корова Бурёнка, жеребёнок Сивка или Бурка.
Определяем основной вопрос урока Запишите предложение. У меня есть (Ш, ш)арик. Все ли одинаково написали? О чём вы подумали? Перестройте предложение так, чтобы стало понятно, о чём или о ком идёт речь. Как же можно написать одинаковые по звучанию слова? Какой возникает вопрос? ?! Как выбрать правильное написание? У меня есть воздушный шарик. У меня есть собака Шарик.
Развиваем умения Роза, карп, лилия, роза, Карп, груша, Лилия, Груша. Подберите слова к рисункам. Проверьте себя. роза карп Карп Лилия Груша Роза лилия груша Почему к некоторым картинкам можно отнести несколько слов?
Развиваем умения Узнайте сказочных героев и правильно запишите их имена. Проверьте себя. Доктор Айболит, Карлсон, Буратино, Золушка,Незнайка, Дюймовочка, Красная Шапочка, Кощей Бессмертный, Мальвина, Карабас Барабас.
Домашнее задание Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: -Отыскалась твоя серёжка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»
Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:• формировать умение писать с заглавно...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:• формировать...
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных".
В данной публикации содержится технологическая карта урока русского языка по теме "Заглавная буква в именах существительных собственных". 2 класс, УМК "Школа России"....
Заглавная буква в именах существительных
Методическое руководство к урокуТема: Заглавная буква в именах существительныхКласс: 2Тип урока: повторение и обобщение пройденного материала.Цель урока: обобщить знания учащихся об употреблении...