Урок русского языка во 2 классе по теме "Имена собственные и нарицательные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Арсланова Гульсем Фаиловна

УМК Перспектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе по УМК Перспектива

Тема урока:  Имена собственные и нарицательные.

Тип урока: получение  новых знаний

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; дать представление о различии имён собственных и нарицательных.

Задачи:

Образовательные:

 Формировать представление детей об основном назначении (функции) имен собственных;

Ввести термины «имена собственные» и «имена нарицательные»;

Закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных

Развивающие:

Развивать у учащихся орфографическую зоркость, логическое мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

Воспитывать положительное отношение к предмету

Оборудование:  диск, словарь Ожегова,  презентация, интерактивная доска, учебник «Русский язык» 2 класс П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева, рабочая тетрадь по русскому языку П.Ф.Климанова , С.Г.Макеева

Целевые установки:

Предметные:

- Формировать представление учащихся об основном назначении имен собственных  как названий единичных предметов;

- познакомиться со значением понятий «имена собственные» и «имена нарицательные»;

- понимать различие в функциях имен собственных и нарицательных.

Метапредметные:

- развивать речь учащихся при работе с предложениями и текстом

Личностные:

- уметь использовать разные варианты собственного имени лица в конкретных ситуациях общения

Формируемые УУД

Уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно (ПУУД)

Уметь осуществлять самооценку, взаимооценку результатов работы (РУУД)

Уметь  планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД)

 объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё мнение (ПУУД)

 выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД)

 формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД)

Предметные умения:

писать в тексте имена собственные и нарицательные.

Основные понятия:

- имя существительное (без определения);

- имя собственное;

- имя нарицательное;

- правила правописания имен собственных и нарицательных

Структура урока.

 1. Организационный момент.

 2. Минутка чистописания.

 3.  Актуализация знаний.

 4.  Постановка целей и задач урока.

 5.  Совместное «открытие»  новых знаний.

 6.  Первичное закрепление новой темы.

 7.  Обобщение.

 8. Рефлексия.

 9. Домашнее задание (по выбору)

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел  звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,                                                                                                                   Чтобы гости дорогие.

Захотели вновь прийти!

У.- Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

Пусть этот урок принесет вам радость общения. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Я очень верю в вас и думаю, что наш урок пройдет очень интересно.

- Чему мы учимся на уроках русского языка? (ответы)

- В любой работе необходимо соблюдать правила. Повторите правила дружной работы.

  1. Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
  2. Внимательно слушайте того, кто говорит.
  3. Если то, что говорят,  не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

2. Минутка чистописания

-А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

- Запишем в тетрадях число, классная работа. (слайд 1)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.

- А сейчас отгадаем загадки. Отгадки будем записывать в тетрадях через запятую. (слайды 2-10)

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

- Встаньте те, у кого всё правильно.

- Встаньте те, у кого одна ошибка.

- Что объединяет слова, которые мы написали? (это словарные слова) А какие слова называются словарными? (слова, которые нельзя проверить)

- Что обозначают слова собака и корова? (животных)

- А кого вы видите на доске? (животных)

- Попробуйте разделить их на две группы. (дикие, домашние)

- Каким из этих животных можно дать клички? (домашним) Почему? (они живут рядом с человеком, а кличку дают люди) Все согласны? (я думаю, что и диким животным можно дать клички, если их приручить)

- Придумайте клички домашним животным (корова, лошадь, собака, кот, поросёнок, козёл). Запишите в тетрадях две клички.

- Как вы написали клички? Почему?

- А еще какие слова пишутся с заглавной буквы?

3. Актуализация знаний.

- Чтобы узнать тему нашего урока, выполним задание. Работать будем в группах.

- У вас на партах лежат конверты. Там таблица и слова. Распределите  слова по этим группам.

1.

Имена

2.

Названия городов

3.

Названия рек

4

  Слова для справок: Самара, Тверь,  Москва,  город, река, ученик,  Волга, Ока, Нева, Вася, Петя,  Вова.

Учитель.

- Какие слова остались не вставленными в таблицу у 1 группы? 2 группы? 3 группы? Давайте соберём их в отдельный 4 столбик.  

-  Внимательно ещё раз рассмотрите таблицу и скажите, чем отличаются слова  трёх первых столбиков от слов 4 столбика?  (Написанием.)

- А вы знаете, какое общее название можно дать словам с заглавной буквы?

- Слова, которые всегда пишутся с заглавной буквы, люди договорились называть именами собственными, а те слова, которые пишутся со строчной буквы, - именами нарицательными.

- Давайте повторим эти трудные слова.    

4.   Постановка темы и целей урока.

 -  Попробуйте назвать тему нашего урока (Тема урока «Имена  собственные и нарицательные)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?

(– Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное )

   5. Открытие нового знания.

– Ребята, а вы знаете, что обозначают слова «имя собственное», «нарицательное?» (нет; а я думаю, что собственное – это моё)

- Скажите, сколько городов можно назвать словом город? (много). А сколько городов можно назвать словом Москва? (один)

- Сколько рек можно назвать словом река? (много), а сколько рек можно назвать словом Волга? (одну)

- Сделайте вывод, что такое имена собственные и нарицательные. (имена собственные называют один предмет, а нарицательные – много)

- Послушайте, что говорит об этом профессор Самоваров. (диск)

Формирование представления о различии имен собственных и нарицательных.

Работа с учебником.

Упр. 13 на стр. 14.

- Запишите предложения по образцу. Будем работать в тетрадях и на доске.

- Объясните написание заглавной буквы. Подчеркните  слова с общим значением для каждой группы.

- Чему вы учились, выполняя это задание?  (писать имена собственные)

- Все справились с заданием?

- Ребята, а всегда ли имена нарицательные пишутся со строчной буквы?

Посмотрите на экран. (На лугу пасётся корова Зорька. Корова Зорька пасётся на лугу.) Что интересного заметили? (в начале предложения имена нарицательные пишутся с заглавной буквы)

 Физкультминутка.

- А сейчас отдохнем. Я буду читать стихотворение. Если прозвучит имя нарицательное - вам надо присесть. Если услышите имя собственное  надо стоя хлопнуть в ладоши над головой.

Кошка Пушинка,

Собака Смешинка,

Петух Крикун,

Козёл Бодун,

Воробей Тишка,

Поросёнок Гришка,

Красивая синичка.

Как напишешь клички? 

 6. Первичное закрепление полученных знаний.

- А сейчас помогите решить одну проблему (учитель поворачивается спиной к классу).                                                                                                                                       - Фархуллина, когда у тебя день рождения? А почему возникла пауза? (Две Фархуллины) Какой же выход из этой ситуации? (Назвать имя.)                                                       - Давайте рассмотрим следующую ситуацию:

В нашей школе в одном классе учились два Ивановых Михаила, и причём они были одной комплекции, одного роста, имели одинаковый цвет глаз и волос. Как к ним обращаться? Учительница нашла выход из данной ситуации. Какой же это выход? (Называть мальчиков по имени и отчеству).

- Ребята, а вы умеете писать свою фамилию, имя и отчество?

- Запишите их в тетрадь.                                                                                                      -  Какое, собственное или нарицательное имя вы записали?

 - Продолжим работу.

- Однажды, читая книгу, я увидела, что слово лев написано с  маленькой буквы, а потом встретила слово Лев, написанное с большой буквы.  Могло ли так быть?  (ответы детей) Показываю картинку льва и фотографии Льва Толстого, Льва Кассиля и Льва Лещенко.

- Поработаем в парах. Игра «Лови ошибку»

- Сейчас вы получите карточки, в каждой из них по два предложения, в каждом из которых есть два слова сходных по форме, но разных по значению. Запишите предложения на листочках, пользуясь всеми правилами орфографии.

Дети получают карточки:

УЛЕТЕЛ ОРЁЛ ЗА ГОРОД ОРЁЛ.

ИВАН БЛИНОВ СЪЕЛ МНОГО БЛИНОВ.

ВАСЯ РЫБАКОВ БЫЛ У РЫБАКОВ.

ВОТ МОЯ ПОДРУЖКА РОЗА, А В РУКЕ У РОЗЫ РОЗА.

НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.

НЕ БОЙСЯ МОРОЗОВ, СЕРЁЖА МОРОЗОВ.

У ПАСТУХОВ ВЫСТУПАЛ АНДРЕЙ ПАСТУХОВ.

САША АБРИКОСОВ НАБРАЛ ТРИ ЯЩИКА АБРИКОСОВ.

НАША ПОЛЯ ВЕРНУЛАСЬ С ПОЛЯ.

ДОМИК ДЛЯ СКВОРЦОВ ДЕЛАЛ АЛЁША СКВОРЦОВ.

ПЯТЬ ГОРШКОВ ПРИНЁС ПЕТЯ ГОРШКОВ.

КОЛЯ АРБУЗОВ КУПИЛ ШЕСТЬ АРБУЗОВ.

Проверка работы.

7.Обобщение.

Учитель: Наш урок подходит к концу.

- Какие цели мы ставили в начале урока? (Научиться различать имена собственные и нарицательные; научиться писать имена собственные с заглавной буквы; научиться подбирать имена собственные; узнать новые слова; узнать, что обозначают слова собственное и нарицательное)

- Достигли мы целей?

- Давайте проверим. У меня на столе лежат карточки со словами. Каждый должен взять одну карточку, прочитать слово и найти своё место в классе.

(Имя собственное, имя нарицательное).

Собака, девочка, город, река, улица, озеро, Байкал, Баумана, Мёша, Жучка, Алиса, Казань.

- Проверим, все ли нашли своё место. А сейчас попробуйте найти себе пару, составьте словосочетания. (дети встают парами: собака Жучка, озеро Байкал, девочка Алиса, город Казань, река Мёша, улица Баумана)

8. Рефлексия.

Ну вот и всё, урок к концу подходит, 
Мы славно поработали сейчас, 
Учитель ваш уже итог подводит, 
Не сводит с вас своих довольных глаз. 
Спасибо вам, ребята, за работу, 
Не подвели меня и в этот раз, 
С великим удовольствием, конечно, 
Поставлю вам отметки я сейчас! 

- Вы все очень хорошо работали, но оценю я вас по тестам. (выполняют тест)

- Покажите, пожалуйста, карточки с вопросительным знаком те, кто не понял новую тему.

- А теперь покажите своё настроение. Если урок вам понравился и вы довольны своей работой, закрасьте солнышко, если вы собою недовольны - облачко.

9. Домашнее задание. ( по выбору)

1) выполнить упр. 14 на стр. 15 учебника

2) написать 5 названий улиц своего села

3) написать рассказ (5 - 6 предложений) на тему «Мой класс» и подчеркнуть в нём имена собственные

- Урок окончен. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»

План –конспект урока по русскому языку. 2 класс.  «Имена существительные собственные и нарицательные»  УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....

Урок русского языка 3 класс по теме "Имена собственные и нарицательные"

Правописание имен собственных. Определение рода у нескллоняемых имен собственных....

Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»

Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык..  УМК «Начальная школа 21 века»....

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России" «Собственные и нарицательные имена существительные.»

Предмет: русский языкКласс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные.»Цели урока: Формировать умение отличать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать пр...

Презентация по русскому языку (3 класс) на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная презентация создана специально для урока по русскому языку....

Урок русского языка. 1 класс Тема: Имя собственное. Клички животных.

Материал содержит конспект урорка, презентацию и карточки для работы на уроке....