Занятие по внеурочной деятельности Кружок «Занимательная грамматика». Пульс слова
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему

На данном занятии учащиеся рассматривают разноместность ударения в русском языке, что приводит к изменению значения слова, знакомятся с понятием омонимы- омографы. Учатся составлять стихи - запоминалки для правильного ударения, решают олимпиадные задания .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие во неурочной деятельности

 Кружок «Занимательная грамматика».

 4класс.

 Учитель МБОУ»Гимназия №1»

 Назарова А.С.

Тема: Пульс слова. Решение олимпиадных заданий

Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения разноместного,  подвижного и изменяющегося, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.

Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.

Создать условия для формирования УУД:

  • Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний
  • Коммуникативные: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.
  • Познавательные: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах; развитие логических операций.
  • Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.

I.Орг. класса. Приветствие.

II.Определение темы занятия

- Прочитайте рассказ. (Ученики читают текст)

          Непонятное слово

    Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...

-Что поняла Аня? Почему она принесла не тот предмет? (Ответы детей)

-Как называются эти слова?(Омонимы)

- Вспомните еще такие слова.(Замок, стрелки, кружки, гвоздики, пищи)

- Почему возникли эти слова?(Ударение в слове поменяло место.)

- А слово поменяло….?(Поменяло лексическое значение)

-Благодаря ударению понимаем смысл слова.

Определите  тему  занятия?(Ударение)

-Я назвала наше занятие «Пульс слова» Почему?(Пульс –это как удар)Слайд №1

-Что такое ударение слова?(Выделение голосом гласного звука.)

-В Толковом словаре С.И.Ожегова на  стр.716 написано «Ударение- выделение слога силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение» Слайд №2

В каком классе вы узнали про ударение?

  -Как вы думаете, почему в четвертом классе появилась необходимость вернуться к этой теме?

- Произношение слова с верным ударением  - показатель культуры речи человека., чтобы собеседники поняли, о чем вы говорите.

III. Создание проблемной ситуации

- Спишите слова и  поставьте ударения в словах.

Портфель, магазин, созвонимся, гимназия, алфавит, столяр, баловать, завидно. (Слова на доске )

 Проверка. Слайд №3

- Всегда ли вы правильно ставите ударение в слове?   (Нет)

А почему так сложно ставить ударения в словах? Слайд №4

IV. Организация исследовательской деятельности

Проведем исследование. Готовы к исследованию этой темы?

Задание №1

Поставьте ударения в словах , проведите наблюдение  и сделайте вывод.

Книга , родина, пасмурный, осень, выбежать.

Гимназия, зима, осенний, квартира, окно, читать.

Ветерок, выходной, телефон, говорить.

Температура, библиотека.  

1,2 ,3, и 4 слоги)

 -Произнесите татарские слова: укытучы, мәктәп, китап, урман, сәламәтлек.

-Что вы заметили?(Ударение падает на последний слог.)

- Сравните и сделайте вывод.(В русском языке ударение моңет падатҗ на любой слог.)

 -В русском языке ударение не закреплено за каким - то одним слогом, т.е. свободное или называют разноместное. Это первая причина трудности определения места ударения.      Слайд №5    

 В некоторых языках ударение ставится только на последний слог –французский, удмуртский,татарский .

Задание №2 Образовать от существительных стена, окно форму множественного числа число, поставьте ударение. От глагола понять  -образовать прошедшее время м.р. и  ж.р, поставьте ударение в словах.

      СтенА – стЕны, окнО – Окна, понЯть –пОнял, понялА.

 -Пронаблюдайте и сделайте вывод.(Ударение меняет  место в зависимости от формы слова.)

- Ударение в русском языке  подвижное. Вторая причина.Слайд №4

- Записать в тетради :Занят – занята, начал- начала, взять- взяла.

Задание№3  На доске записаны предложения из произведений А.Пушкинаи И.Крылова. Прочитайте , ставьте ударение на выделенную гласную.

Гремит музЫка полковая.(А.Пушкин)

ВертИт очками так и сяк.(И.Крылов)

- Как сейчас произносим выделенные слова?(вЕртит, мУзыка)

-Вывод.  Со временем  некоторые слова меняют место ударения.

Изменчивость ударения- это третья причина. Слайд №5

-Проговорите,почему трудно ставить ударение в словах русского языка.(Ученики читают )Слайд №5

-Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.  (Учитель показывает словари.)

- Молодцы. Вы провели настоящее исследование.

V. Знакомство  с приемами запоминания

-Не всегда есть под руками словари, значит надо запомнить. Помогают запомнить рифмованные строчки

-Как правильно сказать: Учительница зАдала домашнее задание или

задалА . Поможет разрешить наш спор А.С.Пушкин Слайд №6

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце 
взяла
И вопрос свой задала...(А.Пушкин)

-Из какой сказки?(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…)

-Прочитайте следующие рифмовки. В тетрадь их запишите.

Внучка музыку включИт Слайд №6

Сразу бабушка ворчИт.

В музее  - натюрмОрты:    Слайд №7

На на них цветы и тОрты.

Прилетел мохнатый шмЕль

И уселся на щавЕль.

Чем человек счастлИвее

Тем выглядит красИвее

Непросто ударенья заучИть!

Стихи задачу могут облегчИть

VI. Творческая работа.

 1.Составление рифмовки: жалюзи –привези, шорты –торты

 2.Соревнование на лучшего диктора.

Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот и победитель.

Алфавит, диалог, документ, каталог, квартал, километр, магазин, кухонный, морковь,  портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень, деньгами

Проверка. Определение будущих дикторов телевидения.Слайд8

VI.Решение олимпиадных заданий

1. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

Антракт, дегустация, лозунг, финал. Слайд №9

2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите слова с такими звуками, которых нет в слове палитра.Слайд 10

3.К фразеологическим оборотам(1 столбик) найти пояснение из 2столбика.Слайд№11

1. Заткнуть за пояс.

А. Большая часть.

2. И гроша ломаного (медного) не стоит.

Б. Ничтожно мало.

3. Изобретать велосипед.

В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы.

4. Капля в море.

Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо.

5. Ломать голову.

Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые.

6. Львиная доля.

Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад.

7. На авось.

Ж. Не имеет никакой ценности.

4.Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. Слайд №12

При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад

VII.Итог. Что новое узнал?

                     Что понравилось? Какое настроение, выбери гнома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность по занимательной грамматике "Части речи". 3 класс

Данное занятие помогает проверить уровень знаний по теме Части речи"...

внеурочная деятельность кружок "Занимательная математика"

рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Занимательная математика"...

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)

«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка  занятия по внеурочной деятельности  (кружок «В мире слов»)...

Внеурочная деятельность. Кружок "Занимательная экология."

Кружок "Занимательная экология" разработан для занятий внеурочной деятельностью в рамках УМК "ПНШ"...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная грамматика"

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путе...