Занятие по внеурочной деятельности Кружок «Занимательная грамматика». Пульс слова
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие во неурочной деятельности
Кружок «Занимательная грамматика».
4класс.
Учитель МБОУ»Гимназия №1»
Назарова А.С.
Тема: Пульс слова. Решение олимпиадных заданий
Цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: понимание роли русского ударения разноместного, подвижного и изменяющегося, понимание cмыслоразличительной роли ударения и изменение лексического значения слова в зависимости от ударения.
Задачи: знать понятие слога, ударных и безударных слогов, отличительные особенности русского ударения (его разнообразие и подвижность); уметь сопоставлять словесное и логическое ударения; выстраивать композицию рассуждения.
Создать условия для формирования УУД:
- Личностные: организовать деятельность по осознанию учащимися практической значимости изучаемого материала.
- Метапредметные:
- Регулятивные: научится ставить цели, направленные на открытие нового знания об ударении, на основе соотнесения того, что уже известно; под руководством учителя планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей: понимать и доказывать, что русское ударение является силовым, разноместным, подвижным, что в русском языке ударение выполняет смыслоразличительную роль; осуществлять контроль своих действий, научиться самостоятельно оценивать качество и уровень усвоения знаний
- Коммуникативные: осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности, уметь видеть ситуацию с разных позиций и уметь договариваться с людьми иных позиций.
- Познавательные: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развитие познавательного интереса через создание проблемной ситуации, организацию работы в парах; развитие логических операций.
- Предметные: дать понятие о том, что русское ударение является силовым, разноместным и подвижным; доказывать, что ударение выполняет смыслоразличительную функцию, соблюдать нормы ударения в речи, развивать умение читать и анализировать лингвистический текст; научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов, закрепить навыки правописания изученных орфограмм.
I.Орг. класса. Приветствие.
II.Определение темы занятия
- Прочитайте рассказ. (Ученики читают текст)
Непонятное слово
Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла...
-Что поняла Аня? Почему она принесла не тот предмет? (Ответы детей)
-Как называются эти слова?(Омонимы)
- Вспомните еще такие слова.(Замок, стрелки, кружки, гвоздики, пищи)
- Почему возникли эти слова?(Ударение в слове поменяло место.)
- А слово поменяло….?(Поменяло лексическое значение)
-Благодаря ударению понимаем смысл слова.
Определите тему занятия?(Ударение)
-Я назвала наше занятие «Пульс слова» Почему?(Пульс –это как удар)Слайд №1
-Что такое ударение слова?(Выделение голосом гласного звука.)
-В Толковом словаре С.И.Ожегова на стр.716 написано «Ударение- выделение слога силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение» Слайд №2
В каком классе вы узнали про ударение?
-Как вы думаете, почему в четвертом классе появилась необходимость вернуться к этой теме?
- Произношение слова с верным ударением - показатель культуры речи человека., чтобы собеседники поняли, о чем вы говорите.
III. Создание проблемной ситуации
- Спишите слова и поставьте ударения в словах.
Портфель, магазин, созвонимся, гимназия, алфавит, столяр, баловать, завидно. (Слова на доске )
Проверка. Слайд №3
- Всегда ли вы правильно ставите ударение в слове? (Нет)
А почему так сложно ставить ударения в словах? Слайд №4
IV. Организация исследовательской деятельности
Проведем исследование. Готовы к исследованию этой темы?
Задание №1
Поставьте ударения в словах , проведите наблюдение и сделайте вывод.
Книга , родина, пасмурный, осень, выбежать.
Гимназия, зима, осенний, квартира, окно, читать.
Ветерок, выходной, телефон, говорить.
Температура, библиотека.
1,2 ,3, и 4 слоги)
-Произнесите татарские слова: укытучы, мәктәп, китап, урман, сәламәтлек.
-Что вы заметили?(Ударение падает на последний слог.)
- Сравните и сделайте вывод.(В русском языке ударение моңет падатҗ на любой слог.)
-В русском языке ударение не закреплено за каким - то одним слогом, т.е. свободное или называют разноместное. Это первая причина трудности определения места ударения. Слайд №5
В некоторых языках ударение ставится только на последний слог –французский, удмуртский,татарский .
Задание №2 Образовать от существительных стена, окно форму множественного числа число, поставьте ударение. От глагола понять -образовать прошедшее время м.р. и ж.р, поставьте ударение в словах.
СтенА – стЕны, окнО – Окна, понЯть –пОнял, понялА.
-Пронаблюдайте и сделайте вывод.(Ударение меняет место в зависимости от формы слова.)
- Ударение в русском языке подвижное. Вторая причина.Слайд №4
- Записать в тетради :Занят – занята, начал- начала, взять- взяла.
Задание№3 На доске записаны предложения из произведений А.Пушкинаи И.Крылова. Прочитайте , ставьте ударение на выделенную гласную.
Гремит музЫка полковая.(А.Пушкин)
ВертИт очками так и сяк.(И.Крылов)
- Как сейчас произносим выделенные слова?(вЕртит, мУзыка)
-Вывод. Со временем некоторые слова меняют место ударения.
Изменчивость ударения- это третья причина. Слайд №5
-Проговорите,почему трудно ставить ударение в словах русского языка.(Ученики читают )Слайд №5
-Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические. (Учитель показывает словари.)
- Молодцы. Вы провели настоящее исследование.
V. Знакомство с приемами запоминания
-Не всегда есть под руками словари, значит надо запомнить. Помогают запомнить рифмованные строчки
-Как правильно сказать: Учительница зАдала домашнее задание или
задалА . Поможет разрешить наш спор А.С.Пушкин Слайд №6
В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала...(А.Пушкин)
-Из какой сказки?(Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…)
-Прочитайте следующие рифмовки. В тетрадь их запишите.
Внучка музыку включИт Слайд №6
Сразу бабушка ворчИт.
В музее - натюрмОрты: Слайд №7
На на них цветы и тОрты.
Прилетел мохнатый шмЕль
И уселся на щавЕль.
Чем человек счастлИвее
Тем выглядит красИвее
Непросто ударенья заучИть!
Стихи задачу могут облегчИть
VI. Творческая работа.
1.Составление рифмовки: жалюзи –привези, шорты –торты
2.Соревнование на лучшего диктора.
Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот и победитель.
Алфавит, диалог, документ, каталог, квартал, километр, магазин, кухонный, морковь, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень, деньгами
Проверка. Определение будущих дикторов телевидения.Слайд8
VI.Решение олимпиадных заданий
1. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Антракт, дегустация, лозунг, финал. Слайд №9
2. Из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА, ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара. Найдите слова с такими звуками, которых нет в слове палитра.Слайд 10
3.К фразеологическим оборотам(1 столбик) найти пояснение из 2столбика.Слайд№11
1. Заткнуть за пояс. | А. Большая часть. |
2. И гроша ломаного (медного) не стоит. | Б. Ничтожно мало. |
3. Изобретать велосипед. | В. Напряжённо думать, пытаясь найти решение какой-либо задачи, проблемы. |
4. Капля в море. | Г. Оказаться лучшим, превзойти кого-либо. |
5. Ломать голову. | Д. Создавать заново давно известное, предлагать устаревшие идеи как новые. |
6. Львиная доля. | Е. В расчёте на счастливую случайность, наугад. |
7. На авось. | Ж. Не имеет никакой ценности. |
4.Вместо пропусков вставь слово, которое служило бы окончанием первого и началом втopoгo слова. Слайд №12
При ( ... ) ец, каб ( ... ) окошко, часто( ... )ос, ме( ... )олад
VII.Итог. Что новое узнал?
Что понравилось? Какое настроение, выбери гнома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности ФГОС "Занимательная грамматика".
"Занимательная грамматика"....
Внеурочная деятельность по занимательной грамматике "Части речи". 3 класс
Данное занятие помогает проверить уровень знаний по теме Части речи"...
внеурочная деятельность кружок "Занимательная математика"
рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Занимательная математика"...
«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)
«КВН по русскому языку» 3 класс. Разработка занятия по внеурочной деятельности (кружок «В мире слов»)...
Внеурочная деятельность. Кружок "Занимательная экология."
Кружок "Занимательная экология" разработан для занятий внеурочной деятельностью в рамках УМК "ПНШ"...
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Занимательная грамматика"
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путе...