внеурочная деятельность кружок "Занимательная математика"
рабочая программа (1 класс) по теме
рабочая программа по внеурочной деятельности кружок "Занимательная математика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у младших школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.
Задачи:
· Отрабатывать арифметический и геометрический навык;
· Подготовить ум для более серьезной работе. Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Решая проблему развития пространственного мышления, в русле методической концепции развивающего обучения младших школьников математике, данный кружок ориентировался на общекультурные цели обучения геометрии и стремится развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление (приемы умственной деятельности: анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение). Формировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также комментировать ее на доступном детям данного возраста языке.
II. Общая характеристика программы кружка «Занимательная математика»
При разработке заданий руководствовалась:
1. Данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности (И.С. Якиманская);
2. Логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н.Б.Истоминой);
3. Богатейшим опытом начального обучения геометрии, отраженным в методической литературе;
4. Результатами исследований, связанных с изучением материала в начальных классах и 5-6 классах среднего звена;
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решения арифметических задач, действий над числами, формирование временных представлений и т.д. формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения кружка, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. В данный кружок включены игры, смекалки, головоломки, которые вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу.
На данном кружке формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Характер материала определяет назначение кружка: Развивать у детей общие умственные и математические способности, заинтересовать их предметом математики, развлекать, что не является , безусловно , основным. Любая математическая задача на смекалку, для какого возраста она не предназначалась, несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: «Как из двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок, дает основание для классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, методистами и нами учителями. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений. Исходя из логики действий, осуществляемых решающим, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Участники программы: дети от 7 до 11 лет.
Сроки реализации: 1-4 класс
Принципы реализации программы:
· Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
· Коллективизм;
· Креативность (творчество);
· Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка; · Научность;
· Сознательность и активность учащихся;
· Наглядность.
Формы: Математические (логические ) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры: «Пифагор», «Колумбово яйцо», дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др.
Методы:
· Взаимодействие;
· Поощрение; · Наблюдение;
· Коллективная работа;
· Игра.
Ожидаемые результаты:
· Умения ориентироваться в пространственных отношениях «справа-слева», «перед-за», «между», «над-под», «выше-ниже» ит.д.;
· Находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
· Отличать кривые и плоские поверхности;
· Доказывать способ верного решения;
· Опровергать неправильное направление поиска;
· Уметь читать графическую информацию;
· Дифференцировать видимые и невидимые линии;
· Конструировать геометрические фигуры;
· Анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы; уметь различать существенные и несущественные признаки.
Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.
Механизм управления
Родители учащихся | Учителя школы | Психолог и социальный педагог школы |
Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка. Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании. Участие в проведение занятий кружка. | Проведение занятий, праздников, викторин . Проведение диагностики усвоения материала учащимися. Проведение праздников. | Проведение тестирований и диагностик. Оказание психологической поддержки учащимся и родителям. Консультации для родителей по вопросам |
III. Описание места программы «Занимательная математика» в учебном плане.
Курс «Занимательной математики» введён в часть учебного плана в рамках научно-познавательного направления. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
– в 1 классе 3 часа в неделю, 66часов в учебном году;
– во 2 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
– в 3 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
– в 4 классе 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания программы
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
– Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
– в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности – качества весьма важных в практической деятельности любого человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
– Проговаривать последовательность действий.
– Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
– Учиться работать по предложенному учителем плану.
– Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
– Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
– Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
– Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
– Добывать новые знания: находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
– Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
– Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Коммуникативные УУД:
– Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
– Слушать и понимать речь других.
– Читать и пересказывать текст.
– Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
– описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
– выделять существенные признаки предметов;
– сравнивать между собой предметы, явления;
– обобщать, делать несложные выводы;
– классифицировать явления, предметы;
– определять последовательность событий;
– судить о противоположных явлениях;
– давать определения тем или иным понятиям;
– выявлять закономерности и проводить аналогии.
- воспроизводить способ решения задачи.
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
- анализировать текст задачи; ориентироваться в тексте задачи, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- конструировать несложные задачи.
Контроль и оценка планируемых результатов.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О. А.
- Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- контрольные задания.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой отрезке и т.д);
ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз», «вправо», «влево», а также –над, -под, -в, -на, -за, -перед;
анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;
составлять плоскостные фигуры на Геоконте;
конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;
иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.
Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
иметьпредставление о различных видах многоугольников;
конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
уметь работать со схемами и лабиринтам;
уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру;
уметь строить параллельные прямые;
знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;
находить периметр геометрической фигуры;
моделировать из бумаги;
иметь представление о разных видах углов;
вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов;
строить диагонали геометрической фигуры;
уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей;
составлять топологический план местности;
знать, что такое площадь фигуры, уметь сравнивать площади.
Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет)
По окончании дети должны знать и уметь:
конструировать по образцу и по собственному замыслу;
иметь представление о различных видах призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;
измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
конструировать различные виды призм и пирамид;
решать задачи логического характера;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
иметь представление о понятии «центра симметрии», симметричных и несимметричных фигурах;
конструировать фигуры с центром симметрии;
уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;
уметь работать по схемам различной сложности.
Методический конструктор
«Преимущественные формы достижения воспитательных результатов в общеинтеллектуальной внеурочной деятельности»
Уровень результатов Виды внеурочной деятельности | Приобретение социальных знаний | Формирование ценностного отношения к социальной реальности | Получение самостоятельного общественного действия |
познавательная | Программа курса «Занимательная мтематика» | ||
Конкурсы «Геометрические художники», «Выложи фигуру», «Запомни порядок», «Музыкальная геометрия», «Найди лишнее», «Геометрический диктант», выставка творческих работ «Волшебная поляна», игра «Проведи прямую так», «Путешествие с весёлой точкой в мир линий», «Морской бой», моделирование, ориентация на местности, построение любой фигуры при помощи конструкторов, блиц-турнир, | |||
Экскурсия «Геометрия вокруг нас», театрализованная викторина «Загадки геометрии» для дошкольников, геометрический КВН, |
Содержание программы
1 класс
« Множества и отношения» 6 ч.
Взаимное расположение предметов
Сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел«Элементы арифметики»10 ч.
Логические поисковые задания
Мозговая гимнастика.
Найди знаки и цифры в природе
Найди лишнюю фигуру.
Решение конструктивных задач разных видов.
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел «Величины» 10 ч.
Знакомство с временем суток
Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах.
Знакомство с временем суток
Единицы длины вокруг нас.
Задания на сравнения и анализ зрительных образов
Раздел «Геометрическая мозаика» 20 ч.
Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.
Построение индуктивных и дедуктивных умозаключений со словами ВСЕ, ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ, и др. при решении нестандартных задач.
Решение конструктивных задач разных видов
Формирование элементов конструкторских навыков и воображения.
Запомни и нарисуй. Задания на развития памяти.
Зеркальное отражение предметов.
Развитие зрительно-пространственной координации при копировании контуров предметов.
Зеркальное отражение предметов.
Раздел «Мир занимательных задач»20 ч
Задачи в картинках.
Математические игры «Муха», «Внимательный художник», «Точки», «Запутанные дорожки»
Прибавление и вычитания чисел.
Решение математических задач.
Таблица тематического распределения количества часов
№ | Разделы, темы | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||
1кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | |||
303 | 66 | 68 | 68 | 68 | ||
I | Раздел «Множества и отношения» | 6 | 5 | |||
II | Раздел «Элементы арифметики» | 10 | 10 | 15 | 15 | |
III | Раздел «Величины» | 10 | 13 | 20 | 20 | |
IV | Раздел «Геометрическая мозаика» | 20 | 20 | 13 | 13 | |
V | Раздел «Мир занимательных задач» | 20 | 20 | 10 | 10 | |
VI | Алгебраическая пропедевтика | 10 | 10 |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1. Печатные пособия | |
1 | Зубков Л.Б. игры с числами и словами.-СПб.:Кристалл, 2001. |
2 | Синицына Е.И. Умные занятия и игры. М.: Лист, Вече, 2002. |
3 | Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. Методическое пособие. – М.: Росткнига, 2007. |
4 | Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. Рабочая тетрадь. – М.: Росткнига, 2007. |
5 | Сухин. И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб.:Союз, 2001. |
2. Технические средства обучения | |
1 | Телевизор |
2 | Видеомагнитофон |
3 | Компьютер |
4 | Мультимедийная доска |
5 | Проектор |
3. Экранно-звуковые пособия | |
1 | Аудио и видеокассеты с подбором тематического материала к занятиям |
2 | Компьютерные диски |
4. Игры и игрушки | |
Тематический подбор игрушек |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас".
Программа внеурочной деятельности по математике....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284874-1377513981.jpg)
Программа внеурочной деятельности по математике "Волшебная математика".
Программа внеурочной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса
Актуальна при работе по любому УМК. Содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения курса (согласно ФГОС второго поколения), содержание курса, календарно-тематическое планирование и ма...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/10/picture-379489-1389372378.jpg)
Презентация к занятию внеурочной деятельности по математике "Древние ученые Архимед, Евклид, их вклад в развитие математики как науки"
Презентация подготовлена к занятию №3 курса внеурочной деятельности по математике "Математика вокруг нас" для 3 класса. Содержит биографические справки об ученых, задания на счет, интересные историчес...
Внеурочная деятельность по математике "Математика и конструирование"
Школа РОССИИ.Рабочая программа по математике и конструированию составлена на основе рабочей программы «Математика» Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/01/picture-108069-1349114911.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/21/picture-387377-1390274811.jpg)
Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"
Внеурочная деятельность по математике 3 класс "Занимательная математика"...
Комментарии
Внеурочная деятельность "Занимательная математика"
Спасибо автору за педагогически целесообразную образовательную программу.