урок русского языка в 3 классе по теме Антонимы. Саетова Л.М.
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему

Саетова Лилия Махмутовна

урок русского языка в 3 классе по теме "Антонимы"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 3 класс Учитель: Саетова Л.М.

Слайд 2

Аня - Ну и жарко! Ваня - Да ты что? Холодно! Аня - Да я в c я покраснела от жары! Ваня - А я побелел от холода! Аня - Ты, что такой кислый? Ваня - А ты что такая сладкая? Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий ? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются? Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

Слайд 3

Антонимы Систематизировать наши знания о словах-антонимах

Слайд 4

1) В умной беседе ума наберёшься, а в глупой – свой потеряешь. 2) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно. 3) Ученье – свет, а неученье – тьма. 4) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Слайд 5

лежебока труженик

Слайд 6

Антонимы - это слова, которые … звучат – пишутся – по смыслу -

Слайд 7

1. Этот лес был уродливым . Старые деревья стояли вокруг и печально шелестели засохшими листьями. Бледные цветы росли на полянах. Птицы очень тихо щебетали на ветвях низких сосен. красивым громко Молодые весело высоких Яркие зелёными

Слайд 8

Антонимы – это слова с противоположным значением.

Слайд 9

Зарядка для глаз

Слайд 15

Будьте здоровы !

Слайд 16

Я активно работал на уроке. У меня все получилось Я работал на уроке, но у меня не все получилось Я не всё понял, мне надо попробовать ещё раз

Слайд 17

Молодцы!



Предварительный просмотр:

Тема:Антонимы.

Русский язык , 3  класс

(Открытый урок перед экспертами )

Учитель начальных классов:Саетова Лилия Махмутовна

9 ноября,2017г.

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Русский язык , 3  класс

Учитель

Саетова Лилия Махмутовна

Тема урока

Антонимы.

Цель урока

Систематизировать знания учащихся об антонимах

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -  расширять представления учащихся об антонимах;

- формировать умение грамотно использовать в речи антонимы

 - развивать орфографическую зоркость, общеучебные навыки;

- расширять словарный запас, развивать речь учащихся

- воспитывать стремление к познанию, трудолюбие

 Планируемые результаты

 - учащиеся научатся подбирать антонимы к словам разных частей речи;

 - использовать их в речи;

 - делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Оборудование

мультимедийный компьютер, слайды, карточки с заданиями

Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Cамоопределение к деятельности    (Орг. момент)

Слайд 1

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Повернулись друг к другу и подарили улыбки своим товарищам. Настроились на работу.

Чистопи сание

  Записывает на доске: д . рога 

- Какую орфограмму я пропустила?

Дети ставят ударение и отвечают:

- Безударная гласная, непроверяемая ударением. Слово нужно запомнить.

Познавательные:

- применять на практике учебные  знания

Целеполагание

Слайд 2

Слайд 3

1) Постановка проблемы:

Учитель ставит перед ребятами проблему:

 - Профессор И.И. Самоваров дал Ане и Ване очередные задания

 Я предлагаю пойти сегодня на уроке по дороге к дереву знаний вместе с нашими друзьями и помочь им в пути.

 - Послушайте диалог Аня и Вани (слайд 2)

- Помогите им. Что это за слова?

2) Определение темы и цели урока

Учитель направляет детей:

- Вспомним, какие слова называются антонимами?

- Мы уже встречались с антонимами? Подумайте, к чему мы должны прийти в конце урока?

1) Постановка и решение проблемы:

Два человека инсценируют диалог

Аня - Ну и жарко!

Ваня  - Да ты что? Холодно!

Аня -  Да я вcя покраснела от жары!

Ваня - А я побелел от холода!

Аня - Ты, что такой кислый?

Ваня - А ты что такой сладкая?

Аня - Нет! Я бодрая! А что это мы все время с тобой спорим? Жарко-холодно, покраснел-побледнел, кислый- сладкий? Очень интересные пары слов получились! Может они как-нибудь называются?

Ваня - Конечно, это слова-спорщики, как мы с тобой.

Дети определяют, что это слова – антонимы

2) Определение темы и цели урока

Формулируют тему и цель урока и проверяют по слайду (№3)

Тема – антонимы

Цель – Систематизировать наши знания о словах-антонимах 

( Систематизировать – привести знания в систему, в порядок)

Регулятивные умения:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения 

— строить понятные для партнёра высказывания;

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Систематизация знаний

слайд 4

слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

1) Работа с пословицами

Б) Работа по слайдам

Показывает пословицы  с пропущенными антонимами

1) В умной беседе ума наберёшься, а в

 глупой – свой потеряешь.

2) Трус умирает сто раз, смелый живёт вечно.

3) Ученье –  свет, а неученье – тьма.

4) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

В) Нахождение антонимов

Учитель предлагает найти ещё слова-антонимы

Г) Усложненное списывание

- Профессор Самоваров попросил Аню записать пословицу, в которой два слова пишутся с разделительным мягким знаком.

Ваню – пословицу, в которой два имени прилагательных.

2) Сравнение смысла слов- антонимов 

Б) Работа в парах

 с.76 № 121- рисунки и модели слов

Разное –

Одинаковое +

лежебока

труженик

звучание

написание

значение

часть речи

вопрос

Учитель организует коллективную проверку

3) Толкование слов

А) Постановка проблемы

-

- Упр. 123 с.77(Задание Ане – объяснить значение слов)

- Какими способами можно объяснить значение слова?  

На группу раздаёт карточки:

Слово

Синоним

Антоним

Толкование

( слова на «камушках»: грустный, весёлый, трусливый, отважный)

Б) Вывод

Учитель предлагает самостоятельно сформулировать вывод.

Физминутка

4) «Волшебное превращение» текстов

А) постановка проблемы 

Учитель ставит перед ребятами проблему:

- Посмотрите, какое препятствие теперь встретили наши друзья?

- Где встречается на дороге печка?

- В волшебных сказках обязательно происходит какое-то превращение. Вот и мы сейчас попробуем превратить текст в противоположный.

5) Дифференцированная индивидуальная работа.

Предлагает на карточках задания разной сложности:

       - Спишите пословицы и подчеркните в них антонимы:

Мя.ко стелет, да жёс.ко спать. Меньше г.вори, да больше делай. За маленьким погнался, б.льшое пот.рял. Сытый голодного не разумеет.

       - Допишите антонимы, обозначающие: а) время; б) цвет ; в) размер; г) температу-

ру; д) место. Укажите части речи.

Широкий - …, белый - …, короткий – …, вверх – …, горячий – …, утро– …, высокий – …  .

       - С помощью антонимов-прилагательных охарактеризуйте названия животных-героев сказок и басен. Подчеркните антонимы:

      Волк - лиса (по хитрости), лев-заяц (по храбрости), муха-слон (по величине), ягнёнок-волк (по силе), лиса-ворона (по уму), стрекоза-муравей (по трудолюбию).

1) Работа с пословицами (коллективная работа)

А) Работа с картой путешествия на доске

Объясняют орфограммы в словах мост и река. Рассказывают правила.

Б)  Работа по слайдам

Вставляют противоположные слова и объясняют смысл пословиц . Проверяют по учебнику с 75 №122

 

В) Нахождение антонимов

Ученики находят оставшиеся слова.

Г) Усложненное списывание

Находят и выписывают пословицу

Девочки помогают Ане, мальчики – Ване.

2) Сравнение смысла слов- антонимов (работа в парах)

 А) Работа с картой путешествия на доске.

Объясняют орфограмму в слове лес

Б) Работа в парах

Сравнивают модели слов и их написание, заполняют таблицу и делают вывод:

Антонимы -  это слова разные по написанию и звучанию.

Антонимы -  это слова с противоположным значением

Антонимы -  это слова, чаще всего принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

3) Толкование слов (работа по группам)

А)

Объясняют орфограмму в слове болото

Перечисляют способы объяснения значения слова:

  1. Подбор синонимов
  2. Подбор антонимов
  3. Толкование слова (по словарю)
  4. Иллюстрированный способ – рисованное изображение

Дети делятся на группы. Командиры подходят к доске и выбирают «камушек» со словом из «болота». Группа заполняет таблицу, пользуясь толковыми словарями и словариками синонимов и  антонимов.

Б) Вывод

Ученики самостоятельно формулируют вывод, пользуясь схемой:

Антонимы - это слова, которые …

      звучат –

      пишутся –

      по смыслу –

4) «Волшебное превращение» текстов

А) решение проблемы

Объясняют написание слова печка

- в русских волшебных сказках.

Ученики выбирают текст и заменяют выделенные в описании слова антонимами (индивидуальная работа):

1.  Этот лес был уродливым (_____). Старые (_______)  деревья стояли вокруг и печально (______) шелестели засохшими (______) листьями. Бледные (_______) цветы росли на полянах. Птицы очень тихо (_____) щебетали на ветвях низких (_______) сосен.

  Б) Дети анализируют изменение настроения  в тексте (они стали весёлыми, жизнерадостными).

5) Дифференцированная индивидуальная работа.

Ребята оценивают свои знания и самостоятельно выбирают и выполняют задание в тетрадях:

      -  низкий уровень сложности

       - средний уровень сложности

       - повышенный уровень сложности

Личностные умения:

-  Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять  навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.

- понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе;

— выполнять взаимопроверку учебного задания;

— выполнять

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая определённые правила игры.

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

- извлекать необходи-

мую информацию ;

 - определять основную и второстепенную информацию;

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

-   делать выводы о значении антонимов в устной и письменной речи.

Личностные:

- оценивать уровень собственных знаний.

Познавательные:

- применять на практике знания о словах – антонимах и использовать их в речи

Регулятивные:

- уметь работать по плану.

Рефлексия

Слайд 8

Слайд 9

1) Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод):

-. Давайте поможем им вспомнить, что нового мы узнали на уроке.

2) Самооценка

Учитель дает краткий анализ работы на уроке.

1) Подведение итогов урока

Делают вывод: Антонимы -  это слова с противоположным значением

Антонимы -  это чаще всего слова, принадлежащие одной части речи и отвечающие на один и тот же вопрос.

С помощью антонимов наша речь становится более красочной, выразительной.

2) Самооценка

несколько человек дают оценку своей деятельности на уроке.

Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание

 Домашнее задание

Учитель задает домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию С 77 упр124, с. 76 –правило.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые ...

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...