Урок русского языка 4 класс по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Урок русского языка в 4 классе по теме "Наречие как часть речи" по учебнику Русский язык (автор В.П.Канакина). Урок составлен с использованием технологии критического мышления (приём тонкие и толстые вопросы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_narechie.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе
Провела Чудакова Ирина Николаевна
Учитель начальных классов
Дмитриевогорская СОШ
Тема урока : Наречие как часть речи.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.
Задачи
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к иной точке зрения, развитие самостоятельности.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) освоение знаний о наречии как части речи, об отличительных признаках этой части речи.
Формы работы:
- фронтальная
- самостоятельная
- групповая
Методы работы:
- наглядный
- диалог
Приемы ТРКМ: толстый и тонкий вопросы
Оборудование: :- Учебник «Русский язык» В.П.Канакина 4 класс, рабочая тетрадь,
Оборудование - мультимедийный проектор, компьютерные слайды
Ход урока.
- Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И наш урок начнём.
- Мне хочется, чтобы весь наш урок был окрашен только радужными красками.
- Пусть девизом нашего урока является следующее высказывание:
«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».
Бенедикт Спиноза
(Слайд1)
- Запишем число, классная работа.
- Минутка чистописания.
-Урок начнём с минутки чистописания, цель которой повторить правильное написание букв и их соединения.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работа усложняется тем, что её придётся выполнять в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак, приступаем!
В слове земля безударная гласная …
Звук парный звуку {з}. Запишите букву, которой он обозначается
В слове тонна удвоенная …
Пунктуационный знак, похожий на действие деление.
Буква, похожая на окружность.
У существительных женского рода после шипящих на конце пишется …
- Давайте проверим себя и посмотрим на экран. Поднимите руку у кого всё верно. Если есть ошибки у кого-то, не расстраивайтесь. Надеюсь ,в следующий раз получится лучше.
( е с н : о ь)
Среди данных графических знаков найдите лишний. Почему?
- Обратите внимание , эти буквы я напишу в соединении.
- теперь я указываю на соединение, а вы если считаете, что соединение верхнее, поднимите правую руку вверх, а если соединение нижнее, тогда опустите руку на парту.
- Запишем красиво данные соединения два раза, не забывая о высоте букв (половина рабочей строки) и правильном соединении.
- Из данных букв составьте слово, запишите его (осень).
1 стадия. Вызов.
- Актуализация знаний.
- Осень прекрасное, но в тоже время и грустное время года. Осени многие поэты посвящали стихи. Прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
- Назовите известные нам части речи? (ученик отвечает устно)
- У всех ли слов мы смогли определить , какой частью речи они являются?
- Какое слово осталось? (уныло)
- Задайте вопрос (как ? уныло)
- Постановка учебной задачи.
- Знаем ли мы, слова какой части речи отвечают на вопрос как?
Значит, эту тайну нам предстоит открыть.
- Сегодня на уроке мы побываете в роли исследователей и попробуйте сформулировать по нашей теме вопросы. Для этого поработаем в группах.
- 2 тонких и 1 толстый. (схема вам в этом поможет)
(Тонкие вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.)
(Записать вопросы на карточках )
Тонкие вопросы
- Какой частью речи являются слова, которые отвечают на вопрос к а к?
- Что обозначают слова этой части речи?
- Как изменяются слова данной части речи?
- Каким членом предложения является?
- Какие существуют правила правописания слов данной части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если исчезнут эти слова из нашей речи?
- Для чего используем эти слова в нашей речи?
- Как вы думаете, на какие ещё вопросы могут отвечать эти слова?
- У нас получилось много вопросов, на которые надо ответить. Работа предстоит сложная. Но у нас всё это получится, если будем работать сообща, помогать друг другу и добросовестно относится к выполняемой работе.
2 стадия . Осмысление содержания.
- Поиск решения учебной задачи.(«Открытие нового знания»)
- Для открытия нового знания выполним задание на карточках.
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.
1группа.
Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.
2 группа.
Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.
3 группа.
В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.
- Проверим выполнения задания.
- Встретились ли слова, которые отвечают на вопрос к а к?
- Теперь обратимся к учебнику , откроем с 64 упр111. , в нём даны предложения с которыми вы работали. Прочитаем, какой же частью речи являются выделенные слова? (это наречия)
- Ответили мы на один из поставленных вопросов? (да)
- На какие же ещё вопросы может отвечать наречие. (слайд)
- Обратимся ещё раз к предложениям с которыми мы работали. Почитайте их без наречий, а теперь с наречиями.
- Что заметили? Изменилось ли предложение? (Стало скучным, не эмоциональным)
- Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (украшают её, делают её более точной и выразительной)
Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.) Слайд
- Физминутка.
Немного отдохнём, но с пользой.
Я буду произносить речёвку и показывать движения. Вы движения за мной повторяйте, но как только услышите наречие, движение повторять не надо.
Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь : (БЛИЗКО).
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:(ПОЛ).
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты:(НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай:(КОНЕЦ).
-Продолжим работу.
- Выполним упр в учебнике стр. 63 упр 110.
-Прочитайте задание. (один ученик у доски)
- Что надо сделать? (доказать , что выделенные слова являются наречием)
- Что для этого надо сделать? (задать вопрос)
Журчит (как?) звонко, тонко
- От какого слова задавали вопрос? (журчит)
- Какой частью речи является данное слово?
- Что обозначает глагол? (действие)
- А наречие указывает на признак действия, т.е. журчать ручей может по разному.
(В старину называли наречие – приглагол. Действительно, слова, которые стоят при глаголе , обозначают признак действия)
- Поставим глагол во множественное число
Журчат (как?) звонко, тонко
- Изменим время глагола.
Журчал (как?) звонко, тонко.
Будет журчать (как?) звонко, тонко.
- Что изменилось?(у глаголов изменяется окончание)
- А что не изменилось? (наречие, значит у наречия нет окончания, это неизменяемая часть речи)
- Продолжим постигать тайну новой части речи. Для этого поработаем в группах. Из слов, которые находятся в конвертах , надо составить предложения и его записать.
(осенней, солнце, редко, порой, смеётся)
Чтение получившихся предложений. (Если разные, то хорошо, т.к. разные точки зрения у всех. Будем уважать чужое мнение)
- Подчеркните главные члены предложения – основу предложения.
- Как называются остальные члены предложения? (второстепенные0
- Найдите в предложении наречие. Каким же членом предложения оно является?
- Проверим наши выводы о наречии, прочитав сведения о языке на стр. 65.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока? (наречие) слайд)
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- В качестве закрепления полученных знаний выполним упр. 112 на стр.65
- Прочитайте задание.
Мы много на уроке работали в группе, а теперь каждый поработает самостоятельно.
- Для выполнения задания обсудите в группах, кто какие наречия будет выписывать . В группе 4 человека и вопросов 4. Не забывайте о правилах дружбы, можно уступить товарищу.
- Но сначала подумайте и назовите вопрос наречия , которое указывает на время действия. (когда)
- Назовите вопрос наречия , которое указывает на место действия. (где? Куда? Откуда?)
(двое у доски)
Дети работают самостоятельно.
Самопроверка (слайд) Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях «+», кто немного сомневается в своих знаниях – «?», кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться, поставьте «-».
- Проверим работу ребят у доски.
- Домашнее задание.
- На какие вопросы мы ещё не ответили?. Это нам предстоит ответить на следующем уроке. А вот вопрос «Что будет , если исчезнут наречия» предлагаю на него подумать дома. И написать небольшое сообщение Кто желает?
-Остальным задание на выбор
2) Из книги для чтения выписать 3 предложения с наречиями.
3) рабочая тетрадь с 31 упр 64
3 стадия. Рефлексия
- Итог урока.
А теперь обобщим то, что мы исследовали на уроке.
- Что узнали о наречии?(Ответ по схеме -кластере)
12.Анализ деятельности учащихся на уроке. Оценка содержательного аспекта деятельности учащихся.
13. Рефлексия.
- Вам, ребята, предлагается выразить ваше отношение к уроку: если понравился урок – то поднимите улыбающееся солнышко, если не понравилось, было скучно – тогда поднимите грустное солнышко.
Приложение
осенней солнце
редко
порой смеётся
Карточка 1
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.
Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Я возвращался с охоты вечером.
Карточка 2
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.
Какой-то зверёк слабо и жалобно пискнул между камнями. Кругом ещё ярко светило солнце.
Карточка 1
Задание: Прочитайте предложения. Найдите в них выделенные слова и попытайтесь поставить к ним вопросы. Запишите выделенные слова в тетради вместе с вопросами.
В конюшне налево и направо в стойлах стояло около тридцати лошадей. Я благополучно спустился с холма вниз.
Тонкие вопросы
- Какой ____________________ является слово, которое отвечает на вопрос как ?
- Что ____________________ слова этой части речи?
- Как __________________________ слова данной части речи?
- Каким ________________________ являются ?
- Какие правила ________________________ есть у слов этой части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если эти слова из нашей речи?
- Для чего эти слова в нашей речи?
- Как вы думаете, на какие отвечать эти слова?
Карточка 1 группа
Тонкие вопросы
- Какой ____________________ является слово, которое отвечает на вопрос как ?
- Что ____________________ слова этой части речи?
Толстые вопросы
- Что будет, если _________________ эти слова из нашей речи?
Карточка 2 группа
Тонкие вопросы
- Как __________________________ слова данной части речи?
- Каким __________________________________ являются ?
Толстые вопросы
- Для чего ______________________ эти слова в нашей речи?
Карточка 3 группа
Тонкие вопросы
- Что ____________________ слова этой части речи?
- Какие правила ________________________ есть у слов этой части речи?
Толстые вопросы
- Как вы думаете, на какие ____________________ отвечать эти слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века» ...
Конспект урока русского языка Класс: 4 В.
Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Презентация к урокам русского языка. класс.
В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...
Комментарии
урок