Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Однозначные и многозначные слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Что могут обозначать слова в речи?
Многозначные и однозначные слова. Исследовательская работа по картинке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lutchenko_i.v.doc | 64.5 КБ |
otkryty_urok.pptx | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Однозначные и многозначные слова»
1А класс 10.03.2016 г.
Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: продолжить формирование представления о многозначных и однозначных словах;
наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;
ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова»;
обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ;
способствовать обогащению словаря учащихся на уроке;
формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока.
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, смайлики, рисунки и карточки для работы в парах, толковый словарь русского языка.
Технологическая карта урока
Этапы урока Дидактические задачи | Действия учителя | Действия учащихся | Показатели реального результата |
1.Организационный момент. Задача: подготовка учащихся к работе на уроке, организация внимания детей, обеспечение мотивации учения, принятие учащимися задач учебно-познавательной деятельности, создание психологического комфорта. | Создание эмоционального настроя учащихся. Девиз урока: «Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени -,только три дня.» Будем на уроке трудолюбивыми, старательными, внимательными, доброжелательными | Слушают, реагируют на слова учителя. | Полная готовность класса к уроку |
2.Актуализация опорных знаний. Задача: Актуализация опорных знаний, и создание информационного повода для привлечения детей к определению темы урока. | Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлых занятиях. Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Что могут обозначать слова в речи? Разгадайте мою шифровку (на карточках линии различной формы, обозначающие разные части речи) Сегодня мы продолжаем работать над словами. Тему урока сформулируете сами чуть позже. | Отвечают. Вступают в беседу с учителем. | Воспроизведение опорных знаний и субъектного опыта |
3. Первоначальное восприятие новых знаний. Задача: формулировка темы урока, постановка цели, принятие учащимися этой цели и первоначальное восприятие новых знаний | 1.К нам на урок пришли герои сказок. Они хотели прийти к вам на праздник, но не успели, т.к. задержались на празднике в соседнем классе.( Лисичка, Машенька, ). Они хотят проверит, готовы ли вы справляться с более трудными заданиями по русскому языку. Давайте введём их в курс дела и расскажем, чем будем заниматься на уроке. Слайд№1. Ск. значений имеет слово «ель»? Ск. значений имеет слово «лисичка?» Как называются слова , которые имеют одно значение? Два значения? 3. Я думаю, что теперь вы догадались, над какими словами мы будем работать сегодня? Сформулируйте тему урока. (многозначные и однозначные слова) А зачем нам нужно знать такие слова? (чтобы речь была более точной, выразительной, понятной, красивой) Как вы считаете, чему мы будем учиться на уроке? (писать слова, различать их, употреблять в речи) | Отвечают, вступают с учителем в диалог. Рассуждают, анализируют
Делают вывод. Формулируют тему урока. Целеполагание. Постановка задачи урока. Отвечают Делают вывод | Углубление и расширение знаний и способов действий |
4. Первичное применение новых знаний и способов действий учащихся Задача: первичное применение новых знаний и способов действий учащихся. | 1.Начнём выполнять задачи урока. Будем учиться писать красиво и грамотно. Но вначале пальчиковая гимнастика. Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") Чтобы поприветствовать наших гостей, пропишем слова: Ель, лисичка, Маша Напомните. Какое из них многозначное? Какую работу выполняет буква «е» в слове «ель? Ск. букв и звуков в слове «ель?» Охарактеризуйте звук «ч» в слове «лисичка2. Какое надо вспомнить правило, чтобы написать слово «Маша»? Оцените свою работу.(смайлики) 3. А это задание приготовила для вас лисичка.. Она сама часто плутает и хочет проверить, не растеряетесь ли вы среди незнакомых предметов? Сейчас будем проводить исследовательскую работу по картинке. А это лучше делать в паре или одному? (почему иногда лучше работать в паре?) Правила работы в паре. Исследовательская работа по картинке. Найти предметы, имеющие одинаковые названия, сказать слова.? (ручка, хвост, лук, труба) Какие это слова? (многозначные) Как вы это определили?(имеют несколько значений) Есть ли сходство между предметами, названными многозначным словом? Давайте запишем эти слова. Продолжаем выполнять задачи урока. Письмо слов на интерактивной доске. Ученики выходят по одному. Работа над словами.(подчеркнуть гласные, разделить на слоги, поставить ударение. Физкультминутка под музыку. (Машенька подготовила) Работа в паре. 4. Продолжаем исследовательскую работу. Будем учиться различать однозначные и многозначные слова. Машеньке задание показалось лёгким. Она решила дать задание потруднее. - Разложить карточки со словами «однозн.» и «многозн.» по группам.(ключ, иголка,кисть, книга, тетрадь, портфель) Самопроверка.(перевернуть карточки, если верно, то цвет будет одинак. Вызвать одну пару к доске. - Проверка со смайликами. Кто сделал без ошибок? Назвать верный ответ. 5. Работа над предложением. Лисичка задала работу. Слайд №3 Составить и записать со словом «хвост» 1в. в значении хвост у животного, 2 в. в значении хвост –завязанные особым образом волосы. Можно составить предложение из слов на доске. Можно составить своё. Хвост может быть только у лисы? У, пушистый, хвост, лисы хвост, мама, дочке, завязала Фронтальная проверка. | Выполняют Делают гимнастику. Пишут. Отвечают. Оценивают. Отвечают Работают в парах. Анализируют. Делают вывод. Пишут на интерактивной доске, комментируют, анализируют. Самопроверка, выполняют Выполняют Анализируют, делают вывод. Самооценка. Составляют, записывают. Слушают.
Записывают. Проверяют. | Самостоятельность в выполнении заданий и способов деятельности |
5. Подведение итога занятия Рефлексия. Задача: анализ и оценка успешности достижения цели и мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности | Слайд № 4. Поднимите жёлтый смайлик, если слово двузначное. Если сложно определить, обращаемся к Толковому словарю. Все ли мы с вами выполнили, что планировали? (обратиться к задачам урока) Всё, что планировали сделали, молодцы! Поднимите жёлтый смайлик, если вам было на уроке легко. Красный смайлик, если было трудно. | Выбирают правильный ответ, воспроизводят полученные знания. Поднимают смайлики. Рассматривают толковые словари. Анализируют, делают вывод. Оценивают свою деятельность. | Первичное применение новых знаний и способов действий учащихся |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КНИГА
Тема урока:
Попробуй разберись
Вилка, кран, лук, труба, лист, корзина. Многозначный слова
ЛУК
Петя стрелял из лука. В огороде рос лук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по русскому языку во 2 классе "Корень слова. Однокоренные слова". Школа 2100, Бунеев Р.Н.
План - конспект урока по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" включает перечень используемых ЭОР со ссылками....
Конспект урока по русскому языку по теме "Переносное значение слов. Подготовка к изучению безударных гласных в корне слова"
У рок знакомит учащихс спереносным значением слов и является пропедевтическим в изучении безударных гласных в корне слова....
Конспект урока по русскому языку 2 кл"Как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы"
как делаются слова. Что такое суффикс. Суффиксы слов называющих предметы-2 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Тематические группы слов. Классификация слов на основе лексического значения" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: развивать логическое мышление детей при классификации слов на основе лексического значения; активизировать словарный запас учащихся и обо...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки"
Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки"
Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Перспективная начальная школа"...
Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.
Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова....