Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок по русскому языку. Тема: Однозначные и многозначные слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_lipenskaya_z.a.docx | 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Программа: «Школа России»
Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Класс: 1
Тема: Однозначные и многозначные слова. Толковый словарь русского языка.
Тип урока: урок открытия нового знания
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные: |
Сформировать умения определять значение слова, дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова»; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи; | познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; коммуникативные – развитие способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи; регулятивные – оценивание своих достижений на уроке. | формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
Основные понятия | Однозначные и многозначные слова |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах. |
Ресурсы: | В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», рабочая тетрадь В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками», С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», Т.А. Крепких, приложение на электронном носителе, раздаточный материал, картинки по теме «Многозначные слова» Пальчиковая гимнастика - http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html Блог о жизни с детьми © DadAndMom Физкультминутка - http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html Презентация: «Многозначные слова» |
Структура технологической карты | |||||
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Формирование УУД | |
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя. Минутка чистописания | Проговаривают правила поведения на уроке. Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
| Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу. | Добрый день, добрый час! - Начинаем урок русского языка. -Я тетрадь свою открою И наклонно положу, За работу я возьмусь! -Запишите сочетания букв в тетрадь, обратите внимание на верхнее и нижнее соединение. срп лрп орп врп орп. - Какие буквы одинаковые в соединениях? -Уберите эти буквы и скажите, что у вас осталось. (слово) Ветер горы разрушает – слово народы поднимает - Слово – великое оружие жизни. Продолжите высказывание: Словом можно…. (обрадовать, объединить, поддержать), а можно… (огорчить, обидеть, разобщить). Относитесь внимательно к сказанным вами словам. Со словом и будет связана наша тема урока. | Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действий. Цели: организовать повторение изученного; активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний. | Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов. | Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы. Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока. слайд
| - Перед вами на столе лежат два листа. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову. - Итак, слово «Апельсин» - А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одном листе предмет, который представили. - Покажите картинку. (Картинка апельсина) -Закройте глаза, я называю второе слово (иголка) - Представили? Открываем глаза, и на втором листе каждый из вас рисует то, что представил. -Покажите. -Что нарисовали? -Я не уточнила, какие именно иголки нужно рисовать, поэтому рисунки получились разные. -Посмотрите на доску (3 картинки: иголка швейная, иголка ёлки, иголка ежа) -Так что же видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько. -Сколько? (Много) | Познавательные УУД: Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. логические-осуществляют поиск необходимой информации из других источников Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | |
Построение проекта выхода из затруднения III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи | Предполагают тему урока. Ставят цель урока. | Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке. слайд | -Как вы думаете, с какими словами будем сегодня работать? - Так какая тема урока? (Однозначные и многозначные слова) -Значит цель нашего урока? - Узнать какие слова называют однозначными, а какие слова называют многозначными. -Кто или что нам поможет? (учебник, словари). | Познавательные УУД:уметь проводить сравнение по заданным критериям Коммуникативные УУД:соблюдать простейшие нормы речевого этикета, участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. Личностные УУД: проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока. | |
IV.Открытие нового знания (реализация построенного проекта) Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу. | Рассматривают картинки, отвечают Составляют предложения. Выполняют упражнения. Учатся обобщать, делать выводы. | Организует изучение нового материала. Организует работу по картинкам. Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что слова могут иметь несколько значений: – Назовите слова, которые имеют только одно значение (однозначные). – Назовите слова, имеющие несколько значений слайд | Беседа по картинкам. ПК. -Посмотрите по сторонам. Вы видите картинки: грач, лист, карандаш, ручка, кисть руки, кисть малярная, кисть винограда. Работа с учебником с. 27 сведения о языке (Обрати внимание!) Демонстрирую толковый словарь С. И. Ожегова. -В вашем учебнике тоже есть толковый словарь на с. 138-140 Обратите внимание на то, как располагаются слова в словаре ..по (алфавиту). Найдите в толковом словаре с.138-140 слова кисть, колокольчик и уточните их значение. -Запишите многозначные слова кисть, колокольчик. - Составьте предложение с любым многозначным словом. -Закончите фразу: из толкового словаря можно узнать…( значение слова). | Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.. Познавательные: общеучебные – осознанно высказываются в устной форме о значении однозначных и многозначных слов; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | |
V.Физминутка | http://videoscope.cc/134986-super-fizkultminutka-dlja-uroka.html | Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ с экрана, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий | |||
VI. Первичное закрепление. Цель: -организовать усвоение учениками нового; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний. | Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах. Выполняют задание на закрепление полученных знаний | Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах. Показывает картинки с изображением карандаша, пенала. Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль, предлагает составить предложения с этими словами. Загадки (слайд) | Работа в группах. -У вас на столах лежат 6 предметных картинки: пенал, карандаш, коса (причёска, орудие труда), звезда – фигура, звезда на небе, звезда – певец. - Рассмотрите картинки. -Распределите картинки в две группы по теме нашего урока -Чья группа готова озвучить слова из первой группы ? (однозначные) - Чья группа озвучит слова второй группы ? (многозначные) - Сигнальными карточками оцените, согласны ли с ответом. (проверка на доске) Словарная работа. -Обратите внимание на то, как пишутся слова пенал и карандаш. -Сколько слогов в слове пенал? -На какой слог падает ударение? -назовите безударную гласную, требующую запоминания? -В слове карандаш сколько слогов? -На какой слог падает ударение? -Какую букву надо запомнить? -Посмотрите еще раз внимательно. - Запишите новые словарные слова в свою тетрадь по памяти. -Подчеркни буквы, которые требуют запоминания. Поставьте ударение самооценка -Составьте предложения с этими словами (работа в парах) Пенал, карандаш - это мебель? Обувь? Что это? (Школьные принадлежности) -Какие еще школьные принадлежности вы можете назвать, которые лежат на столе? -А есть ли среди этих слов многозначные слова? (Ручка, резинка) Работа по упр 17 (работа в парах) | Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли; умение обобщать знания, учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. | |
Физминутка для глаз по офтальмологической таблице | Проведём, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Влево, вправо посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? А теперь на кончик носа. | Повтори так 8 раз – Лучше будет видеть глаз. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять – Можно глазки открывать! | |||
VII.Закрепление изученного материала. Цели: -зафиксировать новое содержание урока; | Работают с учебником. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | Организует закрепление изученного материала. Организует работу в учебнике. слайд | Самостоятельная работа. -Рассмотрите рисунки. -Постарайтесь самостоятельно распознать однозначные и многозначные слова. -Найдите однозначные слова и поставьте знак «+». самопроверка по эталону на доске. (сигналами) . работа в тетради | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Регулятивные УУД: Уметь осуществляют пошаговый контроль своих действий. | |
VIII. Включение | Работа в группе коллективно | слайд слайд | Игра «Подбери пару» Нужно найти пару своему слову. Помогут вам в этом картинки. Дети определяют значение каждого слова Картинки: ель – ёж, лук (овощ) – лук (оружие), стул – гриб, ключ (дверной, источник). Игра «Посели жильца» | Коммуникативные Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. | |
IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке . Подведение итогов. Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке. | Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. слайд | -Закончите предложения. Сегодня я узнал, что слова бывают….. Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать….. Я должен выучить написание слов…. Мне было интересно….. У меня вызвало трудности выполнение задания…….. -Понравилось ли вам как вы работали на уроке? Покажите. - Мне понравилось как на уроке работали вы, ребята. Спасибо за урок. Вот и кончился урок. | Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по русскому языку. Тема: Безударные гласные в корне слова, непроизносимые, непроверяемые, парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
Презентация к уроку....
Конспект урока по русскому языку Тема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия
Конспект урока по русскому языкуТема: Написание частицы НЕ со словами, называющими действия...
Конспект урока по русскому языку тема "Упражнение в подборе родственных слов "4 класс.Просвещение. школа 8 вида
Конспект урока...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие», УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Написание частицы НЕ со словами, называющими действие» Цели деятельности учителя: знакомство с правилом разделительного написания частицы «не» со словами, называющи...
Конспект урока по русскому языку Тема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса
Конспект урока по русскому языкуТема " Мягкий знак в середине слова " для 3 класса...
Конспект урока по русскому языку. Тема Безударный гласный в корне слова.
Разработка урока по русскому языку для учащихся 3 класса....
Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однозначные и многозначные слова" (УМК "Школа России", 2 класс).
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «однозначное слово», «многозначное слово». Планируемые результаты: Предметные: - знать, что такое «однозначное...