Рабочая программа по русскому языку 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему

Муравьева Елена Леонидовна

Данный материал содержит программу и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 1 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями   Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования на основе авторских программ В. Г. Горецкого «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык»,  с использованием УМК  В. Г. Горецкого «Азбука» и В. П. Канакиной «Русский язык», входящего в состав образовательной системы  «  Школа России».

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение предмета «Русский язык» в начальной школе согласно учебному плану школы отводится- 675ч, из них в 1классе-198ч (158ч-обучение грамоте, 40 ч- обучение  русскому языку).

Вариативная часть программы представлена внутрипредметными модулями «Занимательная грамматика»-10ч и «Литературное слушание»-15ч.

1.Планируемые результаты освоения программы

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

                                                   

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства    гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и  условия общения;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной    деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств  информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии; осознание единства и различия этих реальностей;

Предметные результаты:

К концу обучения в  1 классе ученик научится:

  • писать заглавные и строчные буквы;
  • писать слова, предложения на слух;
  • списывать печатный текст письменными буквами;
  • наблюдать над словом, предложением как единицей речи;
  • развивать письменную и устную речь;
  • знать название и порядок букв алфавита;
  • знать признаки гласных и согласных звуков;
  • знать признаки предложения;
  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • переносить слово по слогам;
  • делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

2. Содержание программы

Основные задачи реализации содержания:

формирование  первоначальных представлений о системе языка, развитие коммуникативной деятельности, осознание важности языка как средства общения, стремление развивать культуру устной и письменной речи, речевое творчество; овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета, учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Добукварный период – (23ч+6ч в.м.)

 Речь устная и письменная. Предложение. Слово и слог. Деление слов на слоги. Слог-слияние.

Звуки и буквы. Слова и звуки в нашей жизни. Звуки гласные и согласные. Звуковой анализ слов с использованием схем-моделей. 

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Написание элементов букв.

Положение тетради, ручки, правильная посадка.

Букварный период (90ч+19ч в.м.)

 Согласные звуки и их буквенное обозначение (печатный вариант). Гласные звуки и их буквенное обозначение (печатный вариант).  

Написание букв русского алфавита.

Гласные звуки, обозначающие два звука.

Буквы, не обозначающие звуков.

Обучение чтению, усвоению его механизма. Освоение  двух видов чтения: орфографического (читаю, как написано) и орфоэпического (читаю, как говорю).  Работа со слогом-слиянием.  

Различные виды соединения букв при письме и звуков при чтении.

Имена собственные.

Сопоставление звонких и глухих парных согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков.

Написание слов с разделительным ъ и ь знаком.

Письмо на слух слов, предложений, небольших текстов.

Списывание с печатного и письменного текста.

Послебукварный период (20ч) 

Сознательное, правильное, темповое и выразительное чтение слов, предложений, текстов.

Оформление предложения.

Заглавная буква в словах.

Обозначение мягкости согласного звука гласным.

Обозначение безударного гласного звука в словах.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Алфавитный порядок слов.

Списывание текста.

Написание под диктовку слов, предложений и небольших текстов.

Наша речь (2ч) Системный курс русского языка.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа.

Речь устная и письменная.

Текст. Предложение. Диалог (3ч)

Текст (общее понятие).

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.Диалог.

Слова, слова, слова…(6ч)

Слово. Роль слова в речи. Слово – название  предметов и явлений.

Слово – название признаков  предметов.

Слово – название действий предметов.

Слово и слог. Ударение(6ч)

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

 Слова с непроверяемым гласным звуком (словарные слова).

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Словообразующая роль ударения.

Перенос слов. Правила переноса слова.

Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы (20ч)

Смыслоразличительная роль звуков и букв.

Русский алфавит.

Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки.

Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

Твёрдые и мягкие согласные звуки 

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

Слова с удвоенным согласным.

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч, жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

Внутрипредметный модуль « Занимательная грамматика» (10ч)

Содержание внутрипредметного модуля «Занимательная грамматика»

Цели внутрипредметного модуля:

  • Развитие интереса к русскому языку как учебному предмету;
  • Пробуждать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка.
  1. В Страну Слов. Первые встречи. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание. Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний».

  1. В страну слов. Головоломка «Сколько родственников». Беседа о богатстве русского языка. К тайнам волшебных слов. Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах.
  2. В Страну Говорящих Скал. Рассказ о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова». Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».
  3. В гости к Алфавиту. Как на свет появились первые родственники алфавита. Чтение отрывка из книги С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А».
  4. Знакомство с толковым словарём. Наблюдение над  лексическим значением слов. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».
  5. Чудеса в Стране Слов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы. Слова – антонимы.
  6. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. На карнавале слов. Рассказ о словах-двойниках. Слова – омофоны. Игры с омонимами, омофонами.
  7. К словам – родственникам. Почему их так назвали?  Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём.
  8. Чудесные превращения слов. Сказка  А. Шибаева «Буква заблудилась». Инсценирование стихотворения. Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Грамматические сказки. Игры со словами. «Доскажи словечко», «Весёлый наборщик», «Анаграммы». Цепочки слов, основанные на замене букв.
  9. «Грамматическая арифметика». Игровое итоговое занятие. Знакомство с ребусами. Разгадывание ребусов, загадок, шарад.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание» (15ч) 

Содержание внутрипредметного  модуля «Литературное слушание»

Цель внутрипредметного модуля«Литературное слушание» :

  • помочь ребенку стать читателем:
  • подвести к осознанию богатого мира отечественной  детской литературы,
  • обогатить читательский опыт.

Русская народная сказка «Маша и Медведь».

Русская  народная сказка «Теремок».

Русская народная сказка «Заяц хваста»

Русская  народная сказка «Лиса и волк».

Русская  народная сказка «Гуси-лебеди».

Русская  народная сказка «Лиса и тетерев».

Произведения К.И.Чуковского «Телефон», «Краденное солнце».

Произведения К.И.Чуковского «Тараканище», «Мой Додыр».

Произведения К.И.Чуковского «Бармалей».

Стихи Б.В.Заходера.

Русские пословицы и поговорки.

Русские пословицы и поговорки.

Произведения С.Я.Маршака. Стихи.

Произведения  С.В.Михалкова. Стихи.

Произведения С.В.Михалкова «Дядя Степа»

Резервные уроки (5ч)

3. Тематическое планирование

№ n/n

Содержание

Кол-во часов

Виды деятельности

Добукварный период.

29ч

1.

Речь устная и письменная.

1

Познакомиться с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме; с разлиновкой прописи.

Усвоить  понятия: рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

Запомнить   гигиенические правилами письма.

Учиться  обводке предметов по контуру, штриховка, письму элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.

Составлять  предложения к иллюстрациям прописи.

Обозначать изображённые предметы  моделью слова и предложения.

Рассказывать сказки по серии сюжетных картинок.

Делить  слова на слоги, графически изображать слоги в схеме-модели слова.

 Проводить  слого-звуковой  анализ слов.

 Сравнивать  элементы письменных и печатных букв.

2.

Пропись — первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.

1

3.

Предложение.

1

4.

Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров.

1

5.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская народная сказка «Маша и Медведь».

1

6.

Устная речь. Слово и слог.

1

7.

Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево).

1

8.

Письменная речь. Слово и слог.

1

9.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

10.

Слова и звуки в нашей жизни.

1

11.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

12.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская  народная сказка «Теремок».

1

13.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).

1

14.

Деление слов на слоги.

1

15.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

16.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская народная сказка «Заяц хваста»

1

17.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

18.

Слог-слияние.

1

19.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1

20.

Гласные и согласные звуки.

1

21.

Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий.

1

22.

Звуки и буквы.

1

23.

Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование.

1

24.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская  народная сказка «Лиса и волк».

1

25.

Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо.

1

26.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская  народная сказка «Гуси-лебеди».

1

27.

Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо.

1

28.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Русская  народная сказка «Лиса и тетерев».

1

29.

Письмо изученных элементов.

1

Букварный период.

109ч

30.

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

1

Обводить бордюрные рисунки по контуру; конструировать буквы из различных материалов; писать буквы в соответствии с образцом;

воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму; соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона;

выполнять слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]; сравнивать написанные буквы с образцом; выполнять слого-звуковой анализ слов, соотносить написанные слова со схемой-моделью;  перекодировать звуко-фонемную форму в буквенную;

писать слоги, слова с новыми буквами, используя приём комментирования; правильно записывать имена собственные;

списывать без ошибок письменного шрифта; читать предложения, анализировать их, определять интонацию, грамотно записывать, обозначая на письме границы предложения; писать под диктовку отдельные изученные буквы, односложные слова;  грамотно оформлять на письме восклицательное предложение;

правильно интонировать при чтении восклицательное и повествовательное предложения;

сверять записанное предложение со схемой-моделью;

 списывать предложения, заменяя в необходимых случаях печатный шрифт на письменный;

дополнять предложения, данные в прописи, словами по смыслу и

записывать их, используя приём комментирования; составлять самостоятельно предложения по образцу и записывать их в прописи;  дополнять предложение словами, закодированными в схемах-моделях; вставлять пропущенные буквы в слова, объяснять смысл каждого слова;

писать под диктовку слоги, слова с изученными буквами; образовывать форму единственного числа существительного от заданной формы множественного числа с опорой на схему-модель;

понимать значение слов «один», «много», правильно их употреблять в речи; дополнять тексты, данные в прописи, своими предложениями, не нарушая смысла;  употреблять в речи и записывать с заглавной буквы названия знакомых рек;

наблюдать за употреблением запятой при обращении; познакомиться с категорией числа имен существительных; употреблять запятые при обращении;  соотносить количество букв и звуков в слове; писать грамотно слова с мягким знаком на конце и в середине слова; наблюдать за оглушением звука [ж] на конце слова, подбирать проверочные слова по образцу, данному в прописи (чиж — чижи); образовывать сравнительную степень наречий по образцу, данному в прописи (низко — ниже); правильно употреблять вопросительные слова «Кто?», «Что?» в речи, грамотно отвечать на данные вопросы;   понимать обобщённый смысл поговорки, толковать поговорку. называть признаки предмета, характеризовать предмет с помощью прилагательных. записывать текст с использованием прилагательных, заменять существительное личным местоимением он в необходимых случаях.

Обучающийся в совместной деятельностью с учителем получит возможность научиться: ополнять данные в прописи предложения словами, закодированными в предметных рисунках;

восстанавливать деформированное предложение: устанавливать связи между словами в предложении, определять порядок слов в предложении в соответствии со смыслом; записывать восстановленное предложение на строке прописи; составлять рассказ по заданной учителем теме; составлять текст из 2—3-х предложений по заданной учителем теме, записывать его; анализировать предложения, определять количество слов в них, объяснять известные орфограммы;  восстанавливать деформированное предложение, объяснять его смысл, определять границы;

 разгадывать ребусы; объяснять смысл поговорки; употреблять в соответствии со смысловым значением поговорку в устном высказывании; правильно употреблять в устной речи многозначные слова;  давать характеристику звука; писать ча, ща, чу, щу, жи, ши; наблюдать за личными местоименими я, они и изменением формы числа глаголов

31.

Строчная и заглавная буквы А, а.

1

32.

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь

1

33.

Строчная и заглавная буквы О, о

1

34.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения К.И.Чуковского «Телефон», «Краденное солнце»

1

35.

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

1

36.

Строчная и заглавная буквы И, и.

1

37.

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

1

38.

Строчная буква ы.

1

39.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения К.И.Чуковского «Тараканище», «Мой Додыр».

1

40.

Написание изученных букв.

1

41.

Гласный звук [ у], буквы У, у.  Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

1

42.

Строчная и заглавная буквы У, у.

1

43.

Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. Любовь к Родине.  Труд на благо Родины.

1

44.

Строчная и заглавная буквы Н, н.

1

45.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения К.И.Чуковского «Бармалей».

1

46.

Написание изученных букв.

1

47.

Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе.

1

48.

Строчная и заглавная буквы С, с.

1

49.

Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к.  Сельскохозяйственные работы. Труженики села.

1

50.

Строчная и заглавная буквы К, к..

1

51.

Согласные звуки [т], [т,], буквы Т, т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников.

1

52.

Строчная и заглавная буквы Т, т.

1

53.

Согласные звуки [л], [л,], буквы Л, л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях.

1

54.

Строчная и заглавная буквы Л, л.

1

55.

Согласные буквы. Имена собственные.

1

56.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  В страну слов.

1

57.

Согласные звуки [р], [р,], буквы Р, р.  Уход за комнатными растениями.

1

58

Написание строчной буквы р.

1

59.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Стихи Б.В.Заходера.

1

60.

Написание заглавной буквы Р.

1

61.

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.  Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья

1

62.

Написание строчной буквы в.

1

63.

Согласные звуки [в], [в,], буквы В, в.  

1

64.

Написание заглавной буквы В.

1

65.

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

1

66.

Написание строчной буквы е.

1

67.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание».

Русские пословицы и поговорки.

1

68.

Написание заглавной буквы Е.

1

69.

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п. Профессии родителей.

1

70.

Написание строчной буквы п.

1

71.

Согласные звуки [п], [п,], буквы П, п.

1

72.

Написание заглавной буквы П.

1

73.

Согласные звуки [м], [м,], буквы М, м. Москва – столица России.

1

74.

Написание строчной буквы м.

1

75.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание».

Русские пословицы и поговорки.

1

76.

Написание заглавной буквы М.

1

77.

Согласные звуки [з], [з,], буквы З, з. В зоопарке.

1

78.

Написание строчной буквы з.

1

79.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения С.Я.Маршака. Стихи.

1

80.

Написание заглавной буквы З.

1

81.

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б.

 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

1

82.

Написание строчной буквы б.

1

83.

Согласные звуки [б], [б,], буквы Б, б. Сопоставление слогов

и слов с буквами б и п.

1

84.

Написание заглавной буквы Б.

1

85.

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Терпенье и труд все перетрут. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

1

86.

Написание строчной буквы д.

1

87.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения  С.В.Михалкова. Стихи.

1

88.

Написание заглавной буквы Д.

1

89.

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

1

90.

Написание строчной буквы я.

1

91.

Гласные буквы Я, я. Маяк.

1

92.

Написание заглавной буквы Я.

1

93.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика» Цепочки слов, основанные на замене букв.

1

94.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Не делай другим того, что себе не пожелаешь.  

1

95.

Написание строчной и заглавной букв Г, г.

1

96.

Согласные звуки [г], [г,], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.

1

97.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика» Знакомство с ребусами.

1

98.

Мягкий согласный звук [ч,], буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час.

Написание строчной буквы ч.

1

99.

Внутрипредметный модуль «Литературное слушание». Произведения А.Л.Барто.

1

100.

Написание заглавной буквы Ч. Сочетания ча, чу в словах.

1

101.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

1

102.

Буква ь.

1

103.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  Звуковая культура. Загадки, поговорки, скороговорки.

1

104.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

1

105.

Написание строчной буквы ш.

1

106.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Машины – помощники человека.

1

107.

Написание заглавной буквы Ш. Сочетание ши.

1

108.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  Чудесные превращения слов.

1

109.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

1

110.

Написание строчной и заглавной букв ж, Ж. Сочетание жи.

1

111.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш].

1

112.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»   К тайнам звуков и букв.

1

113.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

1

114.

Написание строчной и заглавной букв ё, Ё.

1

115.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое. Загадки про природные явления.

1

116.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  В королевстве ошибок.

1

117.

Звук [ј,], буквы Й, й. Жить – Родине служить.

1

118.

Написание строчной буквы й.

1

119.

Согласные звуки [х], [х,], буквы Х, х.

1

120.

Написание строчной и заглавной  букв Х, х.

1

121.

Чтение предложений и текстов с буквами Х, х.Игра в слова.

1

122.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  В страну слогов.

1

123.

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»

1

124.

Написание строчной и заглавной букв Ю,ю.

125.

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

1

126.

Написание заглавной буквы Ц.

1

127.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

1

129.

Написание строчной и заглавной буквы Э,э.

1

130.

Мягкий глухой согласный звук [щ,], буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению».

1

131.

Написание заглавной и строчной букв Щ, щ. Сочетание ща.

1

132.

Согласные звуки [ф], [ф,], буквы Ф, ф. Играют волны, ветер свищет…

1

133.

Написание строчной и заглавной  букв Ф, ф.

1

134.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика» Игры со словами.

1

135.

Мягкий и твердый разделительные   знаки. Бог не в силе, а в правде. Русский алфавит.

1

136.

Написание слов с разделительным Ъ и ь знаком.

1

137.

Внутрипредметный модуль  «Занимательная грамматика»  Игровое занятие «Мы любим загадки»

1

Послебукварный период.

20ч

138.

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя  научился говорить букву «р». Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество».

1

Подбирать слова, которые пишутся с заглавной буквы.

Объяснять правила написания слов с заглавной буквы.

Оформлять начало и конец предложения.

Применять изученные правила при списывании и записи под диктовку.

Наблюдать:  определять количество слов в предложении.

Списывать деформированный текст с его последующей корректировкой.

Придумывать предложение с заданным словом с последующим распространением предложения.

139.

Оформление предложения.

1

140.

История славянской азбуки. Работа над познавательным текстом. В. Крупин «Первоучители славянские».

В. Крупин «Первый букварь».

1

141.

Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» «Что?», «Какой?», «Что делать».

1

142.

А.С. Пушкин. Сказки. Отрывки из сказок.

1

143.

Заглавная буква в словах.

1

144.

Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский .Рассказы для детей.

1

145.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

1

146.

К.И. Чуковский Телефон.Путаница. Небылица.

1

147.

Обозначение мягкости согласного звука гласным.

1

148.

В.В. Бианки. Первая охота.

1

149.

Безударные гласные.

1

150.

С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два».

М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока».

1

151.

Деление слов на слоги и деление слов для переноса.

1

152.

Стихи и рассказы  поэтов и писателейА. Барто,С. Михалкова. Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука».В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Непослушная кукла».

1

153.

Звонкие и глухие согласные в конце слов.

1

154.

Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

1

155.

Алфавитный порядок слов. Списывание текста.

1

Русский язык

40ч

Наша речь.

156.

Язык и речь, их значение в жизни людей. Русский язык — родной язык русского народа

1

Познакомиться с видами речи,

различение устную и письменную речи.

157.

Устная и письменная речь.

1

158.

Творческий проект «Живая азбука».

Текст. Предложение. Диалог.

159.

Текст (общее представление)

1

Научиться отличать текст от предложения, выделять предложения из речи, правильно оформлять предложения на письме, распознавать диалог в письменной речи.

160.

Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.

1

161.

Диалог.

1

Слова, слова, слова…

162.

Слово. Роль слов в речи.

1

Научиться определять количество слов в предложении; вычленять слова из предложения; различать предмет (действие, признак) и слово, называющее предмет (признак предмета, действие предмета).

163.

Слово – название  предметов и явлений.

1

164.

Слово – название признаков  предметов.

1

165.

Слово – название действий предметов.

1

166.

Слово – название  предметов и явлений.

Слово – название признаков  предметов. Слово – название действий предметов.

1

167.

Нахождение слов- названия  предметов и явлений, слов – названия признаков  предметов, слов – названия действий предметов.

Слово и слог. Ударение.

168.

Слог как минимальная произносительная единица (общее представление).

Деление слов на слоги.

1

Научиться различать слово и слог; определять количество в слове слогов, находить новые способы определения слогов в слове через проведение лингвистического опыта со словом; составлять слова из слогов, переносить слова по слогам.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую.

Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую.

 Научиться определять ударение в слове, находить наиболее рациональные способы определения ударения в слове;

различать ударные и безударные слоги.

169.

Деление слов на слоги.

170.

Слова с непроверяемым написанием: лисица.

1

171.

Перенос слов

Правила переноса слов (первое представление).

1

172.

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения

1

173.

Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения.

Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы.

20ч

174.

Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.

1

Научиться различать гласные и согласные звуки; правильно обозначать звуки буквами в письменной речи, правильно называть буквы в алфавитном порядке; располагать заданные слова в алфавитном порядке.  применять знание алфавита при пользовании словарями, различать в слове гласные звуки по их признакам; различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.

научится различать проверочное и проверяемое слова; определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове, проверять безударную гласную в словах.

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять Делить для переноса слова с удвоенной согласной и буквой Й.

Научиться различать в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки; объяснять, как обозначена на письме твёрдость — мягкость согласного звука, объяснять причины расхождения звуков и букв. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах. Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова.

Произносить звонкие и глухие согласные звуки подбирать проверочное слово путём изменения формы слова.

различать шипящие согласные звуки в слове и вне слова.

Находить в словах сочетания чк, чн, чт, подбирать примеры слов с такими сочетаниями; писать слова с сочетаниями чк, чн, чт.

Уметь писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

175.

Русский алфавит или Азбука.

1

176.

Гласные звуки Буквы, обозначающие гласные звуки.

.

1

177.

Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове.

1

178.

Гласные звуки. Слова с буквой э.

1

179.

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

180.

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

181.

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

182.

Ударные и безударные гласные звуки Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

183.

Согласные звуки.

Буквы, обозначающие согласные звуки.

1

184.

Слова с удвоенными согласными.

1

185.

Слова с буквами И и Й.

1

186.

Твёрдые и мягкие согласные звуки 

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

187.

Твёрдые и мягкие согласные звуки 

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

188.

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

189.

Согласные звонкие и глухие

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме.

1

190.

Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.

1

191.

Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ.

1

192.

Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу.

1

193.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).

1

Резервные уроки.

194.

Резервный урок 1. Мониторинг готовности к обучению.

1

Три резервных урока в счет обучения грамоте.

195.

Резервный урок 2. Промежуточная диагностика. Проверочная работа.

1

196.

Резервный урок 3.Итоговая диагностика. Проверочная работа.

1

197.

Резервный урок 4.Итоговый мониторинг образовательных достижений.

1

Два резервных урока в счет русского языка.

198.

Резервный урок 5.Промежуточная аттестация. Диктант с грамматическим заданием.

1

Итого

198ч

4.Формы контроля знаний

  • текущий контроль  ( устный опрос, словарный диктант);
  • тематический контроль (тест, самостоятельная работа);
  • промежуточный контроль, включающий административные проверочные работы (промежуточная диагностика);
  • итоговый контроль промежуточная аттестация (диктант с грамматическим заданием).

5.Учебно-методическое обеспечение программы.

  • В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова «Пропись» (№№ 1, 2, 3, 4). М.: Просвещение.
  • Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В.П.Канакина., В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение.
  • Азбука. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.Г.Горецкий.
  • Поурочные разработки. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова «Обучение грамоте».
  • Бакулина Г.А. « Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 1 класс. Москва. Дрофа.
  • Контрольно-измерительные материалы (тесты) 1 класс к учебнику « Русский язык». Москва, издательство « ВАКО».

6. Список литературы.

  1. ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.

                                  3.Содержание тем учебного курса.

Добуквенный период.

Задачи добуквенного периода – развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. На уроках вводятся также понятия слово,предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котёнок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т.д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.

В добуквенный период ведётся подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв).

Букварный период.

В букварный период ведётся работа по обучению чтению и письму, по развитию речи, по развитию интереса к чтению. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией при чтении на буквы согласных звуков, с другой стороны, учётом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков н, к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, т, д, в; буквы е, ё, б, з, я, х, ж, и, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ).

В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который даёт возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, то есть заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость. В ходе обучения письму проводится анализ печатного и письменного образа буквы, анализ графических знаков, из которых состоит буква; сопоставление   с другими буквами, содержащими сходные элементы, упражнения в написании элементов букв, букв и соединений, слов и предложений, списывание слов, предложений, текстов с печатного образца. 

Языковая пропедевтика в период обучения грамоте

В период обучения грамоте происходит попутное ознакомление учащихся с различными явлениями языка из области фонетики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса и пунктуации, орфографии.

Из области фонетики – это звук в сопоставлении с буквой; звуки гласные и согласные; гласные звуки: ударные и безударные; слог; слогообразующая роль гласных звуков; ударение: ударный и безударный слог; согласные звуки: звонкие и глухие; согласные твёрдые и мягкие; парные и непарные;

обозначение мягкости согласных на письме (с помощью ь, букв е, ё, ю, я, и);

Проводится наблюдение над случаями несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи – ши, ча - ща, чу – щу).

Из области лексики – дети знакомятся с тем, что каждое слово что-то обозначает (имеет лексическое значение), в ходе наблюдения устанавливают, что в языке есть слова, у которых несколько значений; наблюдают над сочетаемостью слов в русском языке; тренируются в правильном словоупотреблении.

Из области морфемики – дети получают первоначальное представление о составе слова: о корне, приставке, суффиксе (без введения понятий), об однокоренных словах; осваивают графическое обозначение частей слова (кроме окончания).

Из области морфологии – происходит предварительное знакомство с частями речи без введения понятий: слова-названия, которые отвечают на вопросы кто? что?; слова, которые отвечают на вопросы какой? (какой предмет?) что делает? как? (как делает?); наблюдают за ролью  речи местоимений он, она, оно, они; за словами в единственном и множественном числе (называют один предмет – много предметов); знакомятся с ролью предлогов, учатся различать предлоги и приставки.

Из области синтаксиса и пунктуации – дети получают сведения о предложении (предложение состоит  из слов, слова связаны по смыслу, предложение – законченная мысль); об интонации повествовательной, вопросительной, восклицательной и её коммуникативной значимости; знакомятся с точкой, восклицательным знаком, вопросительным знаком. В ходе чтения текстов   даётся общее понятие о тексте.

Из области орфографии – в ходе обучения чтению и письму дети осваивают написание заглавной буквы в начале предложения; в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу начинается формирование орфографической зоркости в ходе наблюдений за несоответствием произношения и написания.

Фонетика. Звуки речи. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слова на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Гласные буквы как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного.

Знакомство с русским алфавитом.

Гигиенические требования при письме. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую   гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство  с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием   письменных прописных (заглавных)   и   строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом.  Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания   текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Орфография.

 Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение  гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи— ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения,  в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных.

Знаки препинания в конце предложения.

Развитее речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений

Русский язык 1-й класс.

Предложение.

Понятие о предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Группа слов, выражающая законченную мысль. Группа слов, не составляющая предложение. Связь слов в предложении по смыслу и по форме. Знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки.  Развитие речевого слуха. Монологические высказывания по результатам наблюдении за фактами языка по теме «Предложение»Предложение-сообщение.Предложение-вопрос.Предложение-просьба (совет, приказ).Интонация. Восклицательная и невосклицательная интонация.  Вопросительная интонация.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Обогащение словарного состава речи учащихся, введение в активный словарь учащихся формулировок: предложение-сообщение, предложение-просьба (совет, приказ), предложение-вопрос, восклицательная и невосклицательная интонация, вопросительная интонация.

Прописная буква в начале предложения.

Оформление предложений в устной и письменной речи. Раздельное написание слов в предложении. Прописная буква в начале предложения. Знаки препинания в конце предложения. Повышение и понижение тона речи. Пауза. Развитие речевого слуха. Ведение диалога в процессе наблюдений изучаемых фактов языка Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с предложением, текстом. Чёткое и правильное произношение звуков в слове, сочетаний звуков в слове. Словарные слова: морковь, петух, медведь

Cлово.Предмет и слово.

Предметы окружающего мира и слова, их называющие.Слово — название предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Орфоэпически правильное произношение гласных и согласных звуков их сочетаний в слове. Словарные слова: мальчик, девочка, лимон, ворона, сорока, заяц.

Действие и слово (2ч) Действие предмета (реальное, действительно существующее) и слово, которое называет это действие. Слово — название действия предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Составление предложений по рисункам. Словарное слово: воробей.

 Признак и слово.

Признак предмета (реальный, действительно существующий) и слово, которое называет этот признак.

Слово-называние признака предмета. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом. Словарное слово: арбуз.

Слово — имя собственное.Имена собственные: имена, отчества, фамилии людей, клички животных. Имена собственные: названия городов, сел, деревень, озер, морей. Правописание имён собственных.

Словарные слова: Россия, Москва

Звуки речи.Слово звучащее и слово написанное.Сравнение и различение слова звучащего и слова написанного.Звуки и буквы, их обозначающие.Смыслоразличительная роль звуков (букв) в слове. Развитие речевого слуха детей. Обогащение словарного состава речи учащихся Гласные звуки (1 ч) Особенности гласных звуков.  Произнесение гласных звуков. Буквы основных гласных звуков: а, о, у, ы, э, и. Запись звуков при помощи специального знака [ ].Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.  

Звонкие и глухие согласные звуки.Особенности произношения согласных звуков. Звонкие согласные звуки. Глухие  согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Звук [й’] и буква й  (1 ч) Особенности согласного звука [й’].Обогащение словарного состава речи учащихся.Образные слова и выражения

Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме                        (4 ч)Согласные парные по твёрдости-мягкости (без терминологии).Только твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].Только мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].Произнесение в слове согласных перед звуком [и].Обозначение мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака (ь) и букв е, ё, ю, я.  Развитие речевого слуха детей.   Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Буквы е, ё, ю, я в начале слова (1 ч)Количество гласных звуков и букв, их обозначающих. Гласные звуки: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, я, ё, ю.   Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков.   Развитие речевого слуха. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Работа с текстом.    

Сколько звуков и сколько букв в слове (1 ч) Количество звуков и букв в словах с е, ё, ю, я и мягким знаком (ь)

Произношение и написание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу                                          (3 ч) Правописание слов с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу.    Развитие речевого слуха. Словарное слово: карандаш

Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных.   Количество гласных и количество слогов в слове. Слова односложные, двусложные, трёхсложные. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка. Словарные слова: собака, посуда.

Перенос слов (3 ч) Деление слов на слоги и для переноса.  Деление слов на слоги с мягким знаком (ь) и буквой й в середине слова.   Чёткое и правильное произношение звуков и сочетание звуков в слове.  Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка.

Ударение  Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков (3 ч) Ударные и безударные гласные звуки (слоги) в слове. Место ударного гласного звука (слога) в слове. Подвижность ударного гласного звука (слога) в слове. Ударение и смысл слова. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языка

Парные и непарные согласные звуки. Их произношение и обозначение на письме (6 ч)  Согласные звуки, парные и непарные по звонкости и глухости (без терминологии).Особенности их произношения.    Непарные согласные звуки. Произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных звуков. Развитие речевого слуха детей. Монологические высказывания учащихся по результатам наблюдений за фактами языковым предложением.

Чёткое и правильное произношение звуков в слове и сочетаний звуков в слове.

Внутрипредметный модуль « Занимательная грамматика» (10ч)

  • В страну слов.
  • Чудесные превращения слов.
  • К тайнам звуков и букв.
  • В королевстве ошибок.
  • В страну слогов.
  • Игры со словами.
  • Звуковая культура. Загадки, поговорки, скороговорки.
  • Цепочки слов, основанные на замене букв.
  • Знакомство с ребусами.
  • Игровое занятие «Мы любим загадки»

4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • тематический контроль;
  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
  • итоговые контроль (годовая промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Для учащихся

Для учителя

  • В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова «Чудо-пропись» (№№ 1, 2, 3, 4). М.: Просвещение, 2011.
  • Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Канакина., В.Г.Горецкий . – М.: Просвещение, 2012.

  • Методическое пособие к «Чудо-прописям»: Кн. для учителя/ В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова  – М. Просвещение, 2012.
  • Поурочные разработки. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова «Обучение грамоте».
  • Бакулина Г.А. « Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 1 класс. Москва. Дрофа 2009.
  • Контрольно-измерительные материалы ( тесты) 1 класс к учебнику « Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2011.

6. Список литературы.

  1. ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.

4.Планируемые результаты освоения курса.

                                                    Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства    гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование отношения к родному русскому языку как к духовной, культурно-исторической ценности, чувства сопричастности к сохранению его чистоты, выразительности, ёмкости, восприятия языка как средства и  условия общения;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всём его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебном процессе и других социальных ситуациях.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной    деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей' и условиями её реализации;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях изучаемого объекта системы русского родного языка; осознание учащимися двух реальностей — окружающего мира и слова, отражающего этот мир во всём его многообразии; осознание единства и различия этих реальностей;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием предмета «Русский язык».

        Предметные результаты:

  • формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
  • понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
  • сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, стилистических);
  • умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач; развитие мотивов, содержания и средств речевой деятельности; овладение правилами речевого этикета;
  • умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложения (в объёме изученного);
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
  • потребность и способность к итоговому самоконтролю, умение проверять написанное.

Ученик к концу года научится:

  • писать заглавные и строчные буквы;
  • писать слова, предложения на слух;
  • списывать печатный текст письменными буквами;
  • наблюдать над словом, предложением как единицей речи;
  • развивать письменную и устную речь;
  • знать название и порядок букв алфавита;
  • знать признаки гласных и согласных звуков;
  • знать признаки предложения;
  • вычленять звуки из слова, правильно их произносить;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твердые согласные звуки в слове и вне слова;
  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, е, ю, я, и мягким знаком.

Ученик получит возможность научиться:

  • называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударный; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные);
  • не смешивать понятия «звук» и «буква»;
  • переносить слово по слогам;
  • делить слово на слоги, ставить ударение;
  • определять количество букв и звуков в слове;
  • писать заглавную букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  • ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  • списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

       

5.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.

Для учащихся

Для учителя

  • В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова «Чудо-пропись» (№№ 1, 2, 3, 4). М.: Просвещение, 2011.
  • Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Канакина., В.Г.Горецкий . – М.: Просвещение, 2012.

  • Методическое пособие к «Чудо-прописям»: Кн. для учителя/ В.Г.Горецкий. Н.А. Федосова  – М. Просвещение, 2012.
  • Поурочные разработки. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова «Обучение грамоте».
  • Бакулина Г.А. « Интеллектуальное развитие младших школьников по русскому языку» 1 класс. Москва. Дрофа 2009.
  • Контрольно-измерительные материалы ( тесты) 1 класс к учебнику « Русский язык». Москва, издательство « ВАКО» 2011.

6. Список литературы.

  1. ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. Система учебников «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...