Технологическая карта урока "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"
план-конспект урока по русскому языку на тему
Технологическая карта урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_sushchestvitelnye.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Существительные. Беглый гласный в суффиксах»
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат |
1. | Мотивирование к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте наших гостей!Сядьте, пожалуйста, на своих местах поудобнее, прислушайтесь к своему дыханию. Наш урок я хочу начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?»: «Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник Есть другие, как страшный, мучительный сон». - Ребята, а когда наши уроки проходят быстро и интересно? - И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи! | Здороваются, садятся на свои места -Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок как праздник - Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое! | Формальная готовность к уроку. Позитивный настрой |
2. | Актуализация знаний | - Ребята, перед вами лежат карточки с пословицей. Прочитайте её. (Слайд 2) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - А что у нас на уроке будет замочком? - А что ключиком? - А вы хотите сегодня подобрать ключик к замочку? - Хорошо! Тогда, обратите внимание, на ваших карточках есть слова с пропущенными буквами. Что это за слова? - А в какой части слова пропущена орфограмма? - Что такое суффикс? - Какое значение имеет этот суффикс? - А есть ли ещё, ребята, суффикс похожий по звучанию с таким же значением? | - Урок – это замоч…к, к которому нужно подобрать ключ…к. - Урок для нас, как замок, что-то непонятное, неизвестное, а ключ – это знания, которые мы приобретаем. - Тема урока. - Правило, алгоритм. - Да. - Замоч…к, ключ..к. - В суффиксе - Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. - Уменьшительно – ласкательное. - Суффикс –чик- | Умение образовывать новые слова с помощью суффиксов. Умение писать и объяснять правописание суффиксов в слове. Умение выделять суффиксы. |
3. | Выявление места и причины затруднения | - Вставьте, пожалуйста, пропущенные гласные в суффиксах слов. - Какие буквы вставили? - Ребята, наши мнения разошлись. А почему? - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? - Какова будет цель нашего урока? (открываю на доске карточки с суффиксами -ик-, -ек-, -чик-.) - А зачем нам это надо? - Верно! Молодцы! Сегодня на уроке мы познакомимся с написанием уменьшительно – ласкательных суффиксов в существительных. Будем формировать умение правильно писать гласные И, Е в суффиксах – ик-, -ек-, -чик- | Вставляют. Отвечают. - Потому что мы ещё не всё знаем, мы не изучали такой орфограммы, не знаем, каким правилом пользоваться. - Правильно писать суффиксы –ик-, -ек-, -чик-. - Узнать правило, составить алгоритм для того, чтобы правильно писать суффиксы. - Чтобы не допускать ошибок при выборе гласных в суффиксах. | Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
4. | Построение проекта выхода из затруднения | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Откройте Обратные словари на –К, на – ТИК. Выпишите два первых слова в столбик. - Теперь найдите слова на –ЧИК. Выпишите первые два слова в столбик. - Найдите слова на – ЕК. Выпишите первые два слова в столбик.(открываю карточки со словами на доске) -Выделите суффиксы у этих существительных. - Сравните суффиксы, что вы заметили? - Почему? Можете ответить? - Скажите, в какой форме стоят существительные? - Ребята, подумайте, от чего зависит выбор гласной буквы в суффиксе? Поработайте в малых группах! - Те, кому трудно ответить на мой вопрос, могут воспользоваться подсказкой летучей мыши. (открываю плакат: «Попробуй изменить форму слова») - Послушаем версии групп (отвечает один из группы) - А теперь запишите второй столбик, изменив формы слов. Проверка по образцу.(открываю второй столбик карточек на доске) -Выделите суффиксы у существительных. - Давайте понаблюдаем, что произошло? -А как называется гласный, который убегает? - Что такое беглый гласный? - Какими буквами на письме обозначается беглый гласный? - Хорошо!А теперь попытайтесь назвать тему урока. (слайд 3) -Верно, ребята, молодцы! Вернёмся к нашим существительным, попробуйте сформулировать правило. -Скажите, а где мы можем проверить наше предположение? - Давайте откроем учебники и узнаем правы ли мы? - Хорошо! Правило мы сформулировали верно! Для того, чтобы достичь цели что ещё нам нужно сделать? - С чего мы начнём выбирать гласную в суффиксе?(открываю первую карточку на доске со словом ОПРЕДЕИТЬ) -Что мы должны делать дальше?(ИЗМЕНИТЬ) - А дальше?(ВЫБРАТЬ) (Слайд 4) – алгоритм | Пятое марта. Классная работа. Бинтик Винтик Зубчик Голубчик Овражек Уголёчек - В одних словах в суффиксе гласная И, а в других – Е. - Нет, не знаем. - В форме И. п., ед. ч. Выполняют задание - Нужно изменить форму слова. Изменить или число, или падеж Бинтик – бинтики Винтик – винтики Зубчик – зубчики Голубчик – голубчики Овражек-овражки Уголёчек-уголёчки По очереди выходят к доске, маркером на моих карточках выделяют. - В словах бантик, винтик, зубчик, голубчик при изменении формы И осталась, а в словах овражек, уголёчек при изменении формы Е убежала. - Беглый гласный. - Звук, который при изменении формы слова исчезает. - Буквами О, Е - Беглый гласный звук в уменьшительно-ласкательных суффиксах –ек-, -ик-, -чик- имён существительных - Если при изменении формы слова гласный И остаётся в слове, то в суффиксе пишем гласную И, если звук убегает, то пишем Е. - В учебниках. Открывают учебники, читают. -Составить алгоритм. - С определения части слова. - Изменить форму слова. - Если гласный остался, выбираю И, если гласный беглый, выбираю Е | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма. Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). |
5. | Физкультминутка | Я читаю, один ученик у доски, остальные рядом с партами. - Тик-так, тик- так, Кто умеет в доме так? Это маятник в часах, Отбивает каждый такт. А часах сидит кукушка, У неё своя избушка. Прокукует птичка время, Снова спрячется за дверью, Стрелки движутся по кругу. Не касаются друг друга. Повернёмся мы с тобой Против стрелки часовой. А часы идут, идут, Иногда вдруг отстают. А бывает, что спешат, Словно убежать хотят! Если их не заведут, То они совсем встают. -Отдохнули! Молодцы! Садитесь на свои места и продолжаем работать. | Наклоны вправо, влево Наклон вперёд. Приседания. Вращение туловищем вправо. ### влево. Ходьба на месте. Замедление темпа ходьбы. Бег на месте Останавливаются. | |
6. | Реализация построенного проекта | - А сейчас, ребята, давайте потренируемся в применении нового знания. Выполним № 81 из учебника. Начнём с устного объяснения. - Вторые два слова дети выходят к доске. - Остальные слова запишите по вариантам. 1 вариант выберет слова, в суффиксе кот. пишется гласная И, 2 вариант слова, в суффиксе кот. пишется гласная Е. Два ученика у доски по вариантам. - А теперь, ребята, поменяетесь тетрадями, проверьте, правильно ваш товарищ выполнил это задание. Оцените работу одноклассника. - Верните тетради! Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки. Молодцы! - Встаньте те, кто допустил 1-2 ошибки. Почему вы ошиблись? - Тогда давай вернёмся к алгоритму. Повтори, что мы должны делать. | Листик – ик- или-ек-Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ЛИСТИКИ. И осталась, значит, выбираю гласную И. Орех. –ек- или –ик-. Орфограмма в суффиксе. Изменяю форму слова ОРЕШКИ, Гласный звук убежал, значит, выбираю букву Е. Карман – карманчИк – карманчИки. Бант – бантИк, бантИки. 1 вар.: шкаф – шкафчик – шкафчики или шкафик - шкафики; шарф – шарфик – шарфики; зуб – зубчик – зубчики или зубик – зубики. 2 вар.: вьюнок – вьюночек – вьюночка; ящик- ящичек – ящичка; платок – платочек – платочки; горох – горошек – горошки. - Я допустил ошибку, потому что ещё до совсем понял материал. Повторяет алгоритм. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Сформулировать новое правило Составить алгоритм (Познавательные УУД). |
7. | Включение в систему знаний и повторение. | - Проверим, как вы усвоили материал урока. Выберите задания самостоятельно. (слайд 5) 1 уровень: Вставь пропущенные буквы, соедини пары слов. Сделай вывод, когда в суффиксе слова пишется буква И, а когда - Е. 2 уровень: Вставь пропущенные буквы, объясни свой выбор письменно: -Проверьте задание, сверив со слайдом. (слайд 6) - Молодцы! Что нового узнали на уроке? -А теперь, ребята, вернёмся к началу нашего урока. Опираясь на полученные на уроке знания, исправьте ошибки в ваших карточках. (слайд 7) | Билетик – билетики Сыночек – сыночки Тортик – тортики Кармашек-кармашки Носоч..к – носочки Зайч..к – зайчики Мост..к – мостики Пирожоч..к -пирожочки Повторяют правило и алгоритм. | Умение действовать по алгоритму, правилу. Умение применять алгоритм, правило в самостоятельной деятельности Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности в условиях выполнения упражнений. Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). |
8. | Рефлексия учебной деятельности | - Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Домашнее задание: 1 уровень - № 82, 2 уровень – составить рассказ, используя как можно больше слов из № 82. (слайд 8) Вы очень хорошо работали на уроке. Молодцы! А сейчас на доске перед вами замочек, а в моей корзине ключики. Ребята, если сегодня на уроке вы подобрали ключики и открыли замочки, тогда возьмите ключ и откройте замок (прикрепите к замочку на доске), а если у вас возникли затруднения, и ключик подобрать не удалось, тогда повесьте его на крючок. Урок окончен! Спасибо! (слайд 9) | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беглые гласные в суффиксах слов
Беглые гласные в суффиксах слов...
Конспект урока русского языка "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов", 4 класс, ПНШ
Конспект урока русского языка...
Технологическая карта и презентация на тему «Суффикс и его роль в слове»
Тема урока: «Суффикс и его роль в слове»...
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект урока по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Презентация к уроку по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс ПНШ...
Технологическая карта урока. Русский язык. Глагольные суффиксы. 4 класс.
Технологическая карта урока...
План-конспект по русскому языку "Существительные. Беглый гласный в суффиксах слов" 4 класс
Конспект и тех.карта урока русского языка по теме "Существительные.Беглый гласный в суффиксах слов" УМК:"Перспективная начальная школа" Класс: 4...