Тема и основная мысль текста
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему
Учебный материал для работы по развитию речи во втором классе. Цель: формировать умение определять тему и основную мысль текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 31.5 КБ |
Тема и основная мысль текста | 1.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема текста, основная мысль текста, опорные слова.
Речевая разминка.
Под ногами в листопад
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
В. Голяховский
Какие слова выдумал автор?
Как нужно их произнести?
Прочитай стихотворение выразительно, выделяя голосом отмеченные слова.
Задание 1.
Прочитайте.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
- Почему вы решили, что это текст? Докажите, что вы правы.
- Какова тема прочитанного текста? Как вы ее определили?
- Что такое основная мысль текста?
- Что хотел автор сказать в своем тексте?
- Как можно озаглавить текст?
Задание 2.
Творческая доработка текста.
Грибы-опёнки растут целыми семьями, ________ . И все будто в ________ загаре, будто в _______ веснушках. Края шляпок растрескались и _________.
- Прочитайте текст. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?
- Подумайте, какие слова или сочетания слов вы вставите в текст.
- Как можно озаглавить текст?
- Почитайте свои варианты.
Задание 3.
Работа с деформированным текстом, выделение опорных слов.
Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
Урок № 1.
Тема: тема текста, основная мысль, опорные слова.
Цель: повторить основные текстовые понятия, формировать умение определять тему
текста, основную мысль и опорные слова.
- Работа с текстом.
Прочитайте текст.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
- Почему вы решили, что это текст? Докажите, что вы правы.
- Какова тема прочитанного текста? Как вы ее определили?
- Что такое основная мысль текста?
- Что хотел автор сказать в своем тексте?
- Как можно озаглавить текст? Тема или основная мысль отразились в заголовке?
2. Творческая доработка текста.
Грибы-опёнки растут целыми семьями, (толпами). И все будто в (солнечном) загаре, будто в (веселых) веснушках. Края шляпок растрескались и (завиваются колечками).
- Прочитайте текст. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?
- Подумайте, какие слова или сочетания слов вы вставите в текст.
- Как можно озаглавить текст?
- Почитайте свои варианты.
3.Работа с деформированным текстом, выделение опорных слов.
Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
- Прочитайте. Это текст или нет? Почему вы так решили?
- Какой признак текста нужно вспомнить, чтобы восстановить текст?
- Найдите 1 пр. Докажите, что оно должно быть первым.
- Прочитайте получившийся рассказ. Подумайте, как можно его озаглавить?
- Попробуйте выделить опорные слова и выражения из теста про скворцов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речевая разминка Под ногами в листопад Листья жёлтые лежат, А под листьями шуршат Шурш , Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и ребёнок . В. Голяховский Какие слова выдумал автор? Как мы должны произнести эти слова? Какой звук мы выделим?
Листопад Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру, запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь . Н. Сладков Прочитайте запись и подумайте, что вы прочитали?
Грибы-опёнки растут целыми семьями , ___________. И все будто в _________ загаре , будто в _________ веснушках . Края шляпок растрескались и ____________. Творческая доработка текста . Опята. Что нужно сделать, чтобы получился интересный текст?
Листопад А дальше, ребята, урок листопада . Поэтому в класс возвращаться не надо . Звонок прозвенит , одевайтесь скорей И ждите меня возле школьных дверей ! Глядите ! На ёлочках тёмных в подлеске Кленовые звёзды горят , как подвески. Нагнитесь за самым красивым листом В прожилках малиновых на золотом .
Осенняя рябинка По опорным словам составьте и запишите небольшой текст из 4-5 предложений. Определите его тему и основную мысль. Ажурные листья, а лые кисти, празднично, лесные опушки, скверы, бусы, птицы.
Работа с деформированным текстом. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Все они будут ждать возвращения на родину. Осенью певчие птицы улетают на юг. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов .
Скворцы. Осенью певчие птицы улетают на юг. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов . Все они будут ждать возвращения на родину.
Мали Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Уроки развития речи во втором классе. М.: Астрель . 2006 Автора шаблона Ранько Е. А. Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Осенние листья http ://yandex.ru/images/search?text=% D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82&uinfo=sw-1280-sh-1024-ww-1280-wh-913-pd-1-wp-5x4_1280x1024 Листопад http:// www.edu.cap.ru/home/11163/4387%5B1%5D.jpg http ://www.lands-of-sorrow.ru/_ ph/3/2/704428856.gif 4. Опята: http:// crosti.ru/patterns/00/05/db/af4bc63a78/preview.jpg http:// i.piccy.info/i7/7ce9de769d1b3ced94ad190e7506597e/1-5-313/9965898/3113738_large.jpg Скворец http:// cdn.bolshoyvopros.ru/files/users/images/e6/3e/e63e996f951ae96e274f6d5456b1ddbe.jpg http :// 900igr.net/datai/nasekomye-i-ptitsy/Ptitsy-lesa-2.files/0010-009-U-obyknovennogo-skvortsa-operenie-plotnoe-chernoe-s-fioletovym.jpg
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи во 2 классе по теме:"Тема и основная мысль текста"
Знакомство с признаками текста. Упражнение в определении основных признаков текста....
Тема и основная мысль текста.
Конспект урока по русскому языку для 2 класса по системе обучения "Гармония". Урок разработан в соответствии с требованиями к современному уроку....
Конспект по русскому языку " Тема и основная мысль текста"
Конспект по русскому языку...
Презентация "Тема и основная мысль текста."
Презентация к уроку русского языка.Тема: "Тема и основная мысль текста".К учебнику "Русский язык" Т.Г.Рамзаевой...
Текстовые и интерактивные задания по русскому языку 2 класса "Что такое тема и основная мысль текста?"
В данном документе представлены задания (индивидуальные, парные и групповые) по теме "Что такая тема и основная мысль текста?". Представлены как текстовые задания, так и интерактивные. Перей...