Проект."Адаптированная программа по русскому языку для 4класса для детей с ЗПР"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех детей, в особенности детей с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_adaptir_programma_zprdudina_l.v.1.docx | 98.3 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ»
ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОГО И ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ:
«Адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР , обучающихся в 4 классе»
Автор проекта: Л.В.Дудина,
слушатель курсов повышения квалификации
по проблеме «Особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС »
Саранск 2017
Содержание
ВВЕДЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------------3
1 АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ 4 КЛАССА, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР 4
1.1 Пояснительная записка-----------------------------------------------------------------------5
1.2 Описание места учебного предмета в учебном плане---------------------------------9
2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»------------------------------------------------------------------------- 16
2.1 Личностные результаты изучения русского языка------------------------------------16
2.2 Метапредметные результаты---------------------------------------------------------------17
2.3 Предметные результаты---------------------------------------------------------------------19
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА--------------------------25
4 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»-----------------------------------------------------------------------------------------------29
5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ---------------------------------------51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------------------------------------------------53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ-----------------------------------------54
Введение
Происходящие в жизни общества социально-экономические изменения, постоянное повышение требований к уровню общего образования делают все более актуальной проблему неуспеваемости и школьной дезадаптации. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, он не справляется с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадает» из процесса обучения [4]. Особенно эта проблема свойственна детям, имеющим задержку психического развития. Классификация, предложенная К. С. Лебединской, включает четыре основных клинических типа задержки психического развития, выделенных на основе этиопатогенетического принципа. Это задержки психического развития следующего происхождения: конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического [5]. Данные обстоятельства обуславливают необходимость изучения педагогами начального образования психологических особенностей детей с ЗПР, а также принципов построения коррекционной работы с данной категорией лиц
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС НОО является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с задержкой психического развития.
Адаптированная программа для детей с задержкой психического развития — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью. Всё большее число ребят относят к группе риска - проблемным: интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, поведении. Повышенная уязвимость детей из группы риска требует большего внимания к индивидуализации образовательного процесса с учетом социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития и обучения.
Цель: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
- определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
-определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечить возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Практическая значимость программы сопровождения состоит в том, что дети с ЗПР могут получить психологическую и педагогическую помощь в школьном возрасте, но особая ее ценность в опыте оказания образовательных услуг для детей разных категорий в условиях обычных общеобразовательных учреждений, когда дети не только совместно проводят досуг, но и получают образование, находясь определенное время, большее или меньшее, среди нормально развивающихся сверстников на учебных занятиях или уроке
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с задержкой психического развития различного генеза [1].
Задержка психического развития – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста [2].
В качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены следующие [6]:
- неблагоприятное течение беременности, связанное с: болезнями матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп); хроническими соматическими заболеваниями матери, начавшимися еще до беременности (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы); токсикозами, особенно во второй половине беременности; токсоплазмозом; интоксикациями организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов; несовместимостью крови матери и младенца по резус-фактору;
- патология родов;
- социальные факторы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с примерной программой по учебному предмету русский язык, авторской программой Л.Я. Желтовской, Т.М. Андриановой, В.И.Илюхиной, учебно-методических рекомендаций «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение // под редакцией С.Г.Шевченко» и ориентирована на усвоение обязательного минимума образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения, включая детей с задержкой психического развитии.
При обучении русскому языку детей с ЗПР следует полностью руководствоваться задачами, поставленными перед общеобразовательной школой: обеспечить усвоение учениками знаний, умений, навыков в пределах программных требований, необходимых для развития речи, грамотного письма и сознательного, правильного, выразительного чтения; расширить кругозор школьников; заложить основы навыков учебной работы; привить интерес к родному языку, к чтению, книге; сформировать нравственные и эстетические представления; способствовать развитию наглядно-образного и логического мышления.
Эффективность обучения детей с ЗПР зависит от решения коррекционно-развивающих, коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных задач.
В начальном обучении русскому языку предусматриваются:
• максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
• развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т. е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
• формирование навыков учебной работы;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Программа по русскому языку включает разделы: «Фонетика и графика», «Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация».
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
• преподносить новый материал предельно развернуто;
отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т. д.
• систематически повторять пройденный материал для закрепления, изученного и полноценного усвоения нового;
• уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
• предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
• уделять должное внимание формированию культуры общения;
• находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).Все эти требования необходимо сочетать с индивидуальным подходом к детям: учитывать уровень их подготовленности, особенности личности учащегося, его работоспособности, внимания, целенаправленности при выполнении заданий. Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей с ОВЗ
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
- Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
- Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
- Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
- У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
- Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
- освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
- формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- - овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- - обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- - эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение детей с ОВЗ на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
- обучение на интересе, на успехе, на доверии;
- адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
- одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
- использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
- формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
- взаимообучение, диалогические методики;
- комментированные упражнения;
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный.
Адаптация программы предполагает коррекцию программы, ориентированной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР(Андрей Г. и Рома М., 4 класса) и психолого-педагогическую поддержку в освоении содержания изучаемого предмета «Русский язык».
Обучающиеся с ЗПР характеризуются в той или иной степени выраженными затруднениями в усвоении учебных программ, которые обусловлены следующими особенностями:
в разной степени выраженными недостатками в формировании высших психических функций; замедленным темпом либо неравномерным становлением познавательной деятельности;
- признаками легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающимися в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам;
- трудностями произвольной саморегуляции;
- нарушениями речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы;
- недостаточными познавательными способностями;
- признаками общей социально-эмоциональной незрелости;
- специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.); нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
При обучении обучающихся с ЗПР учитываются их специфические образовательные потребности:
- адаптация основной общеобразовательной программы начального общего образования с учетом необходимости коррекции психофизического развития;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимой психолого-педагогической поддержки, направленного на улучшение деятельности ЦНС, на коррекцию поведения,
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития,
- формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговое» предъявление материала, дозированная помощь взрослого, использование специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
- постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
- обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью; постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого.
Результатами специально организованного обучения ученика с ЗПР являются:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
овладение эффективными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности; стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности; планировать действия; определять и сохранять способ действий; использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
Требования к результатам освоения программы по русскому языку конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом начального общего образования МОУ «Средняя школа № 27» на 2016-2017 уч. год предмет «Русский язык» включен в обязательную часть учебного плана, предметную область «Русский язык и литературное чтение», на его изучение отводится 136 часов (4 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Метапредметными результатами изучения русского языкав начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приёмов решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе
средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного); умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Выпускник на ступени начального общего образования:
·научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
·сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
·получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.
«Фонетика и графика»
Выпускник научится:
·различать звуки и буквы;
·характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
·знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска информации.
.«Орфоэпия»
Выпускник научится:
·соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
·находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
·различать изменяемые и неизменяемые слова;
·различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
·находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
·выявлять слова, значение которых требует уточнения;
·определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
·определять грамматические признаки имён существительных — род, число, падеж, склонение;
·определять грамматические признаки имён прилагательных — род, число, падеж;
·определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
·различать предложение, словосочетание, слово;
·устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
·классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
·определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
·находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
·выделять предложения с однородными членами.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
·применять правила правописания (в объёме содержания курса);
·определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю;
·безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
·писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
·проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
·оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
·соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор);
·выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения;
·самостоятельно озаглавливать текст;
·составлять план текста;
·сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения
Основные требования
Учащиеся должны уметь:
• писать под диктовку текст в 65-75 слов, включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
• писать изложение небольшого текста;
• списывать с печатного текста 5—6 предложений (55—60 слов), содержащих изученные орфограммы;
• давать письменные ответы на вопросы о себе, своей семье, товарищах, школе;
• писать почтовый адрес, поздравление, приглашение, выражать просьбу, извинение, благодарность;
• восстанавливать деформированные предложения;
• составлять предложения из заданных слов;
• различать и называть звуки: гласные и согласные, гласные безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;
• соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, переносить слова с одной строки на другую;
• находить в словах и называть изученные орфограммы, обосновывать их написание;
• различать и называть части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, личные местоимения;
• кратко характеризовать любую из изученных частей речи (используя памятки)): начальная форма, род, склонение, число, падеж имен существительных; начальная форма, род, число, падеж имен прилагательных; начальная форма, время, число, лицо (в настоящем времени), род в прошедшем времени, спряжение глаголов;
• разбирать по составу слова, ясные по структуре, используя памятку;
• различать предложение и слово, виды предложений по интонации;
• выделять подлежащее, сказуемое, второстепенные члены в простом двусоставном предложении;
• устанавливать связь между словами в предложении по вопросам;
• находить в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
• различать в учебнике правило, памятку, упражнение, текст упражнения, задание, образец, слова для справок;
• пользоваться школьными словарями, памятками, образцами, таблицами.
(' Работа по развитию связной речи проводится в ходе изучения всего программного материала.
2 Упражнения по каллиграфии проводятся по 5-8 мин на уроках русского языка.
3 Примерное количество слов для словарного диктанта в IV классе — 10—12.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общаемся устно и письменно (вспоминаем, повторяем)-23 ч
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Звукопись, образность и ритмичность в поэтической речи . Подвижность -важное свойство русского ударения Углубление представления о речи как способе общения посредством языка, о речевой ситуации: с кем? — зачем? — при каких условиях? — о чём? —- как?... я буду говорить/слушать. Зависимость формы, объёма, типа и жанра высказывания от речевой ситуации. Формы речи: внутренняя речь (обдумывание). Качества речи: информативность, логичность, правильность, уместность, богатство, образность, чистота, живость, эмоциональная выразительность и др..
Произносительные нормы и правила письма ( применение знаний о русском ударении при проверке безударных гласных. Типы орфограмм и правила их проверки )
Синтаксис и пунктуация (Различение предложения, словосочетания, слова (осознания их сходства и различия в назначении, в строении
Знаки препинания, используемые при однородных членах, соединённых перечислительной интонацией, союзами.Наблюдения над интонацией и знаками препинания в предложениях с обращениями).
Анализируем и строим предложения- 25 ч.
Предложение ( Систематизация признаков предложения со стороны цели высказывания, силы выраженного чувства, структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при выделении этикетных формул.
Глагол ( Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь).Понятие о неопределённой форме глагола. Различие и формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать/ и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Правописание безударных гласных в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения. Работа с орфографическим словарём. Развитие орфографической зоркости.
Употребление мягкого знака на конце глаголов неопределённой формы (мыть, испечь), на конце глаголов настоящего и будущего времени в форме 2 лица после шипящих (учишь, будешь, закричишь), сохранение мягкого знака перед -ся (мыться, учишься). Гласные перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени (таял, сеял).
Развёртываем, распространяем мысли…- 19 ч.
Члены предложения. Предложения с однородными членами. Союзы и, да, но, а при однородных членах. Углубление сведений о частотных средствах выражения главных членов предложения (нарицательные и собственные имена существительные, личные местоимения в форме именительного падежа), второстепенных членов предложения (имена существительные, местоимения, прилагательные в косвенных падежах). Наблюдение над общими значениями, выражаемыми второстепенными членами предложения: признак предмета (определение), объект действия (дополнение), место, время действия(обстоятельство). Различение простых и сложных предложений.
Строение текстов разных типов. ( Тема и основная мысль текста .
Содержание, языковые особенности и структуру текста.Создание собственного высказывания (небольшие по объёму, с 2—3 микротемами). Передача содержания, учитывая речевую ситуацию; в соответствии с целью высказывания определение типа текста (повествование, описание, рассуждение или смешанный вариант), жанра, композиционных особенностей (начало, основная часть, концовка) данного типа текста.
Части речи, их формы и правописание
( обобщаем, изучаем) -45 ч
Части речи. Углубление понятий о частях речи — имени существительном, имени прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением употребления каждой части речи в речи, их синтаксической ролью в предложениях.
Наблюдение над назначением и употреблением в речи имени числительного, наречия.
Имя существительное. Расширение представлений о значениях, о категории рода имён существительных, об именах собственных — названиях книг, газет, журналов, фильмов, картин. Общее представление об именах существительных общего рода (плакса, неряха, умница, сирота) и особенностях их связи с прилагательными и глаголами в прошедшем времени единственного числа (ужасный задира, ужасная задира, осталась сиротой, остался сиротой).
Склонение имён существительных. Имена существительные 1, 2, 3 склонения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Падежные формы и падежные окончания имён существительных в единственном и множественном числе.
Назначение имён существительных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (подлежащее, второстепенный член). Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное .Углубление представлений о значениях имён прилагательных: принадлежность предмета (мамин платок, волчий хвост), оценка и отношение (добродушный, прекрасный, восхитительный, благородный, благодарный и пр.). Общее представление о кратких прилагательных (по вопросам каков?, какова?, каково?, каковы?).
Склонение имён прилагательных, их падежные формы и окончания в единственном и множественном числе, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже.
Назначение имён прилагательных в речи, их синтаксическая роль в предложениях (второстепенный член-определение, сказуемое). Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Углубление представлений о местоимениях. Значение рода и числа личных местоимений. Изменение личных местоимений по падежам (склонение). Употребление местоимений с предлогами.
Назначение личных местоимений в речи, их синтаксическая роль в предложении (подлежащее, второстепенный член).
Глагол . Углубление представлений о значениях глаголов: выражает пассивные действия (находится, считается, располагается), побуждение, просьбу, повеление («повелительные формы»: расскажи, возьмите, отрежь). Понятие о неопределённой форме глагола. Различие в формах глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? (глаголы совершенного и несовершенного вида). Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение). Глаголы 1 и 2 спряжения. Личные окончания глаголов.
Наблюдение над нормами согласования и управления глаголов и имён существительных. Назначение глаголов в речи («двигатель фразы»), синтаксическая роль глаголов в предложении (сказуемое, реже второстепенный член). Морфологический разбор глаголов.
Служебные части речи .Предлоги, союзы, частицы как служебные части речи. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Отличие предлогов от приставок.
Назначение простых предлогов — участие в образовании падежных форм имён существительных и местоимений, выражение пространственных отношений.
«Служба» предлогов — связывать слова в словосочетании и предложении.
Назначение и употребление в речи союзов (и, а, но, как, что), их «служба» — связь слов и предложений, выражение соединительных, противительных, сравнительных и др. отношений.
Употребление отрицательной частицы не. Наблюдение над использованием в речи частиц ли, разве, бы.
Используем средства языка в речи (систематизация изученного)-24 ч
Обогащение словарного запаса эмоционально-оценочной и глагольной лексикой, упражнения по использованию в речи пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Упражнения по культуре речи:
— в соблюдении произносительных, акцентологических, словообразовательных, словоупотребительных норм речи, в уместном использовании средств интонационной выразительности, несловесных средств (мимики, жестов);
— в правильной связи слов в словосочетании: согласование прилагательных с существительными, выбор нужной падежной формы имени существительного при управлении им глаголом.
Резервные уроки
Расширение грамматического строя речи. Распространение предложений второстепенными членами, составление предложений по заданной теме, по схеме, по речевой задаче.
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и абзацев.
Воспроизведение (изложение) содержания услышанног
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее коли чество часов | Из них | |||
Теорети ческие | Практи ческие | Контрольные работы | Экскурсии | |||
1 | Общаемся устно и письменно | 23 | 18 | 2 | 3 | |
1.1 | Произносим внятно, читаем выразительно | 1 | 1 | |||
1.2 | Наблюдение над свойствами русского ударения (комбинированный) С. 8-9 | 1 | 1 | |||
1.3 | О нормах произношения и правописания гласных в словах (комбинированный) С. 10-13 | 1 | 1 | |||
1.4 | Р/Р Сочинение о впечатлениях и событиях летних каникул (творческий) | 1 | 1 | |||
1.5. | О нормах произношения и правописания согласных в словах (комбинированный) С. 14—15 рт №1 с.6-10 | 1 | 1 | |||
1.6 | О нормах произношения и правописания согласных в словах (комбинированный) С. 16—17 | 1 | 1 | |||
1.7 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм(комбинированный) С. 18-19 | 1 | 1 | |||
1.8 | Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм (комбинированный) С. 20-21 | 1 | 1 | |||
1.9 | Проверочная работа (Контроль знаний) С. 38 № 1 | 1 | 1 | |||
1.10 | Входной контрольный диктант (Контроль знаний) | 1 | 1 | |||
1.11 | Работа над ошибками Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение (комбинированный) С. 22—23 | 1 | 1 | |||
1.12 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение (комбинированный) С. 24—25 | 1 | ||||
1.13 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем чувства и отношение (комбинированный) С. 26-27 | 1 | 1 | |||
1.14 | Уточняем смысл высказывания (комбинированный) С. 28-29 | 1 | ||||
1.15 | Уточняем смысл высказывания (комбинированный) С. 30 -31 | 1 | 1 | |||
1.16 | Выделяем этикетные слова и фразы (комбинированный) С. 32—33 | 1 | 1 | |||
1.17 | Употребляем знаки препинания (комбинированный) С. 34—35 | 1 | 1 | |||
1.18 | Употребляем знаки препинания (комбинированный) С. 36—37 | 1 | 1 | |||
1.19 | Проверочный диктант и его анализ (Контроль знаний) с.39 № 4 | 1 | 1 | |||
1.20 | Работа над ошибками (комбинированный) | 1 | 1 | |||
1.21 | Р/Р Изложение «Деревья в осеннем лесу» Мастерская слова (Контроль знаний) С. 39, № 5 | 1 | 1 | |||
1.22 | Работа над ошибками. Мастерская слова. Творческая работа с текстом Составляем текст поздравления с днём рождения (комбинированный) С. 44, № 1 | 1 | 1 | |||
1.23 | Школа грамотея. Учимся решать орфографические задачи. (комбинированный) | 1 | ||||
2. | АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (25ч) | 25 | 22 | 2 | 1 | |
2.1 | Главные и второстепенные члены предложения (комбинированный) С. 48-49 | 1 | 1 | |||
2.2 | Части речи и члены предложения (комбинированный) С. 50—51 | 1 | 1 | |||
2.3 | Неопределённая форма глаголов (комбинированный) С. 52—53 | 1 | 1 | |||
2.4 | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени. (комбинированный) С.54- 55 | 1 | 1 | |||
2.5 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени (комбинированный) С. 56-57 | 1 | ||||
2.6 | Спряжение глаголов. (комбинированный) С. 58-59 | 1 | 1 | |||
2.7 | Спряжение глаголов. (комбинированный) С. 60-61 | 1 | 1 | |||
2.8 | Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов. (комбинированный) С. 62-63 | 1 | 1 | |||
2.9 | Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов. (комбинированный) С. 64-65 | 1 | 1 | |||
2.10 | Правописание глаголов. Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов. С. 66-67 (комбинированный) Словарный диктант контроль знаний | 1 | 1 | |||
2.11 | Правописание безударных личных окончаний глагола С. 68-69 | 1 | 1 | |||
2.12 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.70-71 | 1 | 1 | |||
2.13 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.72-73 | 1 | 1 | |||
2.14 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.74-75 | 1 | 1 | |||
2.15 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.76-77 | 1 | 1 | |||
2.16 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.78-79 | 1 | 1 | |||
2.17 | Правописание безударных личных окончаний глагола С.80-81 | 1 | 1 | |||
2.18 | Контрольный диктант за 1 ч | 1 | 1 | |||
Работа над ошибками. Повторение, изученного по темам «Употребление мягкого знака после щипящих и на конце глаголов» и «Правописание глаголов» | 1 | 1 | ||||
2.19 | Р/Р Изложение (с элементами сочинения) С. 90, № | 1 | 1 | |||
2.20 | Работа над ошибками Проверочная работа с.88-89 | 1 | 1 | |||
2.21 | Выражение сказуемого разными формами времени глагола С. 82-83 | 1 | 1 | |||
2.23 | Выражение сказуемого «повелительными»формами глаголов в побудительных предложениях С. 84-85 | 1 | 1 | |||
2.24 | Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» | 1 | 1 | |||
2.25 | Обобщение по теме «Анализируем и строим предложения» (Обобщение знаний) | 1 | 1 | |||
3 | РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (19 ч) | 19 | 16 | 3 | 2 | |
3.1 | Используем второстепенные члены предложения С.94-95 | 1 | 1 | |||
3.2 | Падежные формы склоняемых частей речи С.96-97 | 1 | 1 | |||
3.3 | Падежные формы склоняемых частей речи С.98-99 | 1 | 1 | |||
3.4 | Падежные формы склоняемых частей речи С.100-101 | 1 | 1 | |||
3.5 | Однородные подлежащие и сказуемые С. 102-103 | 1 | 1 | |||
3.6 | Однородные подлежащие и сказуемые С. 104-105 | 1 | 1 | |||
3.7 | Однородные подлежащие и сказуемые С. 106-107 | 1 | 1 | |||
3.8 | Однородные второстепенные члены предложения С. 108—109 | 1 | 1 | |||
3.9 | Однородные второстепенные члены предложения С. 110—111 Словарный диктант | 1 | 1 | |||
3.10 | Знаки препинания при однородных членах предложения (комбинированный, контроль) С. 112-113 Списывание | 1 | 1 | |||
3.11 | Диктант | 1 | 1 | |||
3.12 | Решение общих пунктуационных задач С. 114-115 | 1 | ||||
3.13 | Решение общих пунктуационных задач | 1 | 1 | |||
3.14 | Решение общих пунктуационных задач С.123 | 1 | 1 | |||
3.15 | Как распространяется мысль в текстах разных типов с.92- 93 Рт Ч.1 с40-42 | 1 | 1 | |||
3.16 | Сопоставление признаков разных типов текста (комбинированный) С. 116-117 | 1 | 1 | |||
3.17 | Сопоставление признаков разных типов текста С. 118-119 | 1 | 1 | |||
3.18 | Р/Р Изложение (Контроль знаний) С. 124 | 1 | 1 | |||
3.19 | Проектная деятельность на тему: «Используем средства языка при общении» Проверочные работы с.121 | 1 | 1 | |||
4 | ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (45) Слово как часть речи | 45 | 39 | 3 | 3 | |
4.1 | Грамматическая связь между словами разных частей речи Часть 2 С. 6—7 | 1 | 1 | |||
4.2 | Изменение частей речи по числам и родам С. 10—11 Рт№2 с.4 упр 2 | 1 | 1 | |||
4.3 | Изменение частей речи по числам и родам С. 12—13 Рт№2 с.5 упр 4 | 1 | 1 | |||
4.4 | Изменение частей речи по числам и родам С. 14—15 Рт№2 с.6 | 1 | 1 | |||
4.5 | Глагол и его личные формы С. 16-17 | 1 | 1 | |||
4.6 | Склонение частей речи. Падежные формы имён существительных С. 18-19 | 1 | 1 | |||
4.7 | Склонение имён прилагательных (с ударными окончаниями) С. 20-21 | 1 | 1 | |||
4.8 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 22—23 Рт с. 8 м.с.219-223 | 1 | 1 | |||
4.9 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 24—25 Рт с.13,14 М. 225-226 | 1 | 1 | |||
4.10 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 26—27 Рт№2 с15 | 1 | 1 | |||
4.11 | Безударное окончание проверяем ударным (Комбинированный) С. 28-29 | 1 | 1 | |||
4.12 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С. 30-31 | 1 | 1 | |||
4.13 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С. 32-33 | 1 | 1 | |||
4.14 | Употребление гласных е–и в падежных окончаниях имен существительных разных склонений С. 34-35 | 1 | 1 | |||
4.15 | Как выбрать окончание: е или и? С. 36-37 | 1 | 1 | |||
4.16 | Выбор: [а] — а, о; [и] — и, е (обобщение) С. 38-39 | 1 | 1 | |||
4.17 | Диктант М. с. 308 вариант 1 | 1 | 1 | |||
4.18 | Ознакомление с падежными окончаниями по таблице С. 40-41 | 1 | 1 | |||
4.19 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа С. 42-43 | 1 | 1 | |||
4.20 | Гласные [и] — е, [а] — о в окончаниях родительного падежа С. 44-45 | 1 | 1 | |||
4.21 | Гласный [а] — а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей С. 46-47 | 1 | 1 | |||
4.22 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел С. 48-49 | 1 | 1 | |||
4.23 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел С. 50-51 | 1 | 1 | |||
4.24 | Безударные падежные окончания имён прилагательных С. 52-53 | 1 | 1 | |||
4.25 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.54-55 | 1 | 1 | |||
4.26 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.56-57 | 1 | 1 | |||
4.27 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.58-59 | 1 | 1 | |||
4.28 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.60-61 | 1 | 1 | |||
4.29 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.62-63 | 1 | 1 | |||
4.30 | Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных С.64-65 | 1 | 1 | |||
4.31 | Употребление и правописание падежных форм личных местоименийС. 66-67 | 1 | 1 | |||
4.32 | Р/Р Изложение (краткое) и его анализ с.94 | 1 | 1 | |||
4.33 | Употребление и правописание падежных форм личных местоименийС. 68-69 | 1 | 1 | |||
4.34 | Урок-обобщение С. 70-71 | 1 | 1 | |||
4.35 | Р/Р изложение краткое м. с. 309 ежи | 1 | 1 | |||
4.36 | Работа над ошибками Проверочная работа | 1 | 1 | |||
4.37 | Диктант м. с 313 хвойный лес | 1 | 1 | |||
4.38 | Части речи как словесные средства выражения в предложениях мыслей и чувств С. 74-75 | 1 | 1 | |||
4.39 | Части речи как члены предложения. Главные члены предложения С. 76-77 | 1 | 1 | |||
4.40 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 78-79 | 1 | 1 | |||
4.41 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 80-81 | 1 | 1 | |||
4.42 | Наблюдение над назначением и синтаксической ролью прилагательных С. 82-83 | 1 | 1 | |||
4.43 | Служебные части речи Систематизация сведений о частях речи. С. 84-85 | 1 | ||||
4.45 | Итоговая проверочная работа | 1 | 1 | |||
5. | Используем средства языка в речи. Повторяем, систематизируем. (21 ч) Язык и речь. Слово (3ч) | 24 | 16 | 4 | 4 | |
5.1 | Формы частей речи, или как изменяются части речи С. 98-99 | 1 | 1 | |||
5.2 | Правописание слов разных частей речи С. 100-101 | 1 | 1 | |||
5.3 | Правописание слов разных частей речи С. 102-103 | 1 | 1 | |||
5.4 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 104-105 | 1 | 1 | |||
5.5 | Правописание слов с безударными гласными, проверяемыми и не проверяемыми ударением С. 106-107 | 1 | 1 | |||
5.6 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами-согласными С. 108-109 | 1 | ||||
5.7 | Проверочный словарный диктант | 1 | 1 | |||
5.8 | Основное назначение предложений, текстов | 1 | 1 | |||
5.9 | Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112-113 | 1 | 1 | |||
5.10 | ИТОГОВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА | 1 | ||||
5.11 | Анализ ИКР Предложения в составе текста С. 114-115 | 1 | 1 | |||
5.12 | Обобщение о синтаксических средствах языка и их роли в речи. Словесная зарисовка эпизода (по наблюдению) С. 116-117 | 1 | 11 | |||
5.13 | Р/Р Изложение С. 118 № 299, 300 | 1 | 1 | |||
5.14 | Работа над ошибками | 1 | 1 | |||
5.15 | ВПР | 1 | 1 | |||
5.16 | Повторение по теме «Предложение. Текст» «Школа грамотея» | 1 | 1 | |||
5.17 | ВПР | 1 | ||||
5.18 | Р/Р Сочинение Текст-описание картины (репродукции) С. 120-121 | 1 | 1 | |||
5.19 | Контрольное списывание | 1 | 1 | |||
5.20 | Текст-рассуждение и средства связи его частей С. 128—129 | 1 | 1 | |||
5.21 | О роли языка в жизни человека С.122—123 | 1 | 1 | |||
5.22 | Повторение правил составления текста письма С. 128, № 1 | 1 | 1 | |||
5.23 | Проектная деятельность на тему : «Язык мой-друг мой» стр.130-131 | 1 | 1 | |||
5.24 | Проектная деятельность на тему : «Язык мой-друг мой» Итого: | 1 136 часов | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГОПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Нормативные документы
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. 2015-2016 гг.). – [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru (дата обращения:28.08.2016).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016. –31с.
3 Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015. – 232с.
Учебная литература
- Желтовская Л. Я. Русский язык 4 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2014.-142с.
- Желтовска Л. Я. Русский язык : 4 кл. : рабочая тетрадь : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2016.-47с.
- Желтовская Л.Я, Калинина О.Б. Контрольные и диагностические работы: 4 класс: к учебнику Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык». – М. : АСТ : Астрель, 2015.- 48с.
Учебно-методическая литература
1.Желтовская Л. Я. Русский язык 4 кл. : учебник для четырехл. нач. шк. : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская. – М. : АСТ : Астрель, 2014.-142с.
2..Желтовска, Л. Я. Русский язык : 4 кл. : рабочая тетрадь : в 2 ч. / Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. – М. : АСТ : Астрель, 2016.-47с.
3..Желтовская Л.Я, Калинина О.Б. Контрольные и диагностические работы: 4 класс: к учебнику Л.Я.Желтовской, О.Б.Калининой «Русский язык». – М. : АСТ : Астрель, 2015.- 48с.
4..Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.- 151с.
5..Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система знаний [Текст]. В 2 ч. Ч. 1./[М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 215с.
6.Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык» Л. Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Л. Я. Желтовская.-М.: АСТ: Астрель, 2013.-158с.
7.Планируемые результаты начального общего образования [Текст]/ [Л.А.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З.Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.- 120
Заключение
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Образование обучающихся с ЗПР предполагает ту или иную форму и долю обязательной социальной интеграции обучающихся, что требует обязательного регулярного и качественного взаимодействия специалистов массового и специального образования. Предусматривается для тех и других специалистов возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных профильных специалистов. Также предусматривается организация регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.
Таким образом, адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. – М. : НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
2.Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, Н. С. Певзнер. – М. : Просвещение, 1973. – 175 с.
3.Злоказова, М. В. Влияние социальных и наследственных факторов на формирование задержки психического развития / М. В. Злоказова // Российский психиатрический журнал. – 2004. – №4. – С. 49-52.
4.Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. – М. : Медицина, 1979. – 607 с.
5.Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – №3. – С. 15-27
6.Певзнер, М. С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М. С. Певзнер // Дефектология. – 2003. – №6. – С.3-12.
7. Шевченко, С. В. Обучение детей с задержкой психического развития / С. В. Шевченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. – №1. – С.3-9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок- проект с презентацией по русскому языку в 4классе.
Урок-проект по русскому языку(развитие речи)в 4классе.Конспект с презентацией.Тема:"Обобщение знаний учащихся о трёх типах текстов".Сочинение о весне....
Рабочая программа по русскому языку в 4классе
Данная рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС!...
Рабочая программа по русскому языку для 4класса
Рабочая программа по русскому языку в 4классе по программе "Школа России" Канакиной В.П., Горецкого В.Г. составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ
Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР 3 класс
Предлагаю адаптированну программу для инклюзивного обучения детей с ЗПР (вариант 7.2). 3 класс....
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ 7.1
Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ 7.1...