Адаптированная программа по русскому языку для детей с ЗПР 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Предлагаю адаптированну программу для инклюзивного обучения детей с ЗПР (вариант 7.2). 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

3 КЛАСС.

В соответствии с выделенными в ПрАООП направлениями изучение предмета «Русский язык» в третьем классе включает следующие разделы:

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости - мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости - глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика.

Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Использование на письме разделительных ъ и ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.

Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами: умение найти слово в школьном орфографическом словаре по первой букве, умение расположить слова в алфавитном порядке (например, фамилии, имена).

Состав слова (морфемика). Общее понятие о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.

Корень, общее понятие о корне слова. Однокоренные слова, овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Выделение корней в однокоренных (родственных) словах. Наблюдение за единообразием написания корней. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

Представление о значении суффиксов и приставок. Умение отличать приставку от предлога. Умение подбирать однокоренные слова с приставками и суффиксами. Разбор слова по составу.

Морфология. Общие сведения о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

Имя существительное. Его значение и употребление в речи. Вопросы, различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Умение опознавать имена собственные.

Род существительных: мужской, женский, средний. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.

Изменение имен существительных по числам.

Изменение имен существительных по падежам в единственном числе (склонение). Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Умение правильно употреблять предлоги с именами существительными в различных падежах.

Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Его значение и употребление в речи, вопросы. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, в сочетании с существительными (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ье, -ов, -ин). Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.

Глагол. Его значение и употребление в речи, вопросы. Общее понятие о неопределенной форме глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Время глагола: настоящее, прошедшее, будущее. Изменение глаголов по числам. Морфологический разбор глаголов.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных. Отличие предлогов от приставок.

Лексика. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова. Умение выделить словосочетания (пары слов), связанные между собой по смыслу (без предлога и с предлогом); составить предложение с изученными грамматическими формами и распространить предложение.

Предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без разделения на виды). Нахождение главных членов предложения. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.

Знакомство со сложным предложением. Сложные предложения, состоящие из двух простых. Различение простых и сложных предложений. Запятая в сложных предложениях.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря.

Применение правил правописания:

сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

сочетания чк-чн, чт, щн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

проверяемые безударные гласные в корне слова;

парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

непроизносимые согласные;

непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);

разделительные ъ и ь;

мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь, мышь);

не с глаголами;

раздельное написание предлогов с другими словами;

знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).

Овладение краткими и полными ответами на вопросы. Составление вопросов устно и письменно. Составление диалогов в форме вопросов и ответов.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (повествование, описание). Составление и запись рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, с помощью вопросов; составление сюжетных рассказов по готовому плану (в форме вопросов, повествовательных предложений). Введение в рассказы элементов описания. Построение устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста. План текста. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов; использование в текстах синонимов и антонимов. Подробный и сжатый рассказ по картинке и серии картинок. Изложение под руководством учителя, по готовому и коллективно составленному плану. Подробный и сжатый рассказ по картинке и серии картинок.

Основная форма организации учебных занятий по русскому языку – урок. В зависимости от этапа изучения темы организуются уроки знакомства с новым материалом, уроки закрепления и коррекции знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний и умений, повторения пройденного, уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 136 часов (по 4 часа в неделю при 34 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП продолжительность уроков составляет 40 минут. Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Русский язык» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

 1

Язык и речь (2ч.)

Виды речи (1 ч.)

Знакомство с учебником «Русский язык». Рассматривание условных обозначений в учебнике, выделений материала шрифтом, цветом. Повторение правил ведения диалога на уроке. Уточнение представлений о назначении устной и письменной речи. Словарная работа. Работа с пословицами о речи. Коллективное составление рассказа по иллюстрации учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Наша речь и наш язык

(1 ч.)

Повторительная беседа по предыдущей теме. Уточнение значений слова «язык» в толковом словаре. Обсуждение высказываний о русском языке. Беседа о национальных языках России. Минутка чистописания. Списывание предложений. Нахождение красивых и выразительных слов русского языка в стихотворении А.С. Пушкина. Работа в парах: составление диалогов с вежливыми словами. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

2

Текст. Предложение. Словосочетание (14ч.)

Текст (1 ч.)

Повторение признаков текста по схеме. Упражнения в различении текста и не текста. Чтение текста. Определение главной мысли текста. Выделение частей текста. Выбор заголовка к тексту. Коллективное устное составление текста по заголовку и иллюстрации.

Типы текстов (2 ч.)

Повторение признаков разных типов текстов. Работа со схемой «Типы текстов». Упражнение в узнавании типов текстов на слух и по заголовкам. Минутка чистописания. Восстановление деформированного текста под руководством учителя. Списывание предложений из текста.

Повторение признаков разных типов текстов с опорой на схему. Составление текста по картинно-символическому плану. Выделение частей текста. Словарная работа. Упражнения для закрепления текстовых умений. Выполнение заданий в рабочей тетради. Составление устного текста на основе жизненного опыта.

Предложение (1 ч.)

Уточнение представлений о предложении. Составление предложений из слов. Выделение главных членов предложения. Нахождение в тексте предложений с разными знаками препинания на конце. Работа в парах: нахождение границ предложений в тексте. Работа с текстом и иллюстрацией учебника.

Виды предложений (3 ч.)

Уточнение представлений о знаках препинания на конце предложения. Составление опорной таблицы «Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные». Минутка чистописания. Нахождение в тексте предложений с определенным знаком на конце. Постановка знаков препинания в конце предложений. Работа с условно-графическими схемами предложений. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): письмо предложений под диктовку, нахождение в тексте предложений и обозначение их границ.

Закрепление представлений по теме. Составление опорной таблицы «Виды предложений по интонации: восклицательные и невосклицательные». Устные упражнения в различении видов предложений. Орфографическая пятиминутка. Составление устного рассказа по картине К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». Составление под руководством учителя плана рассказа (при помощи вопросительных предложений).

Систематизация знаний и умений по теме. Устные упражнения в выделении видов предложений. Работа с опорной таблицей и наглядными схемами. Минутка чистописания. Запись текста с обозначением границ предложений. Интонационное выделение обращения (введение термина в пассивный словарь). Работа в парах: составление и запись поздравления. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): запись текста под диктовку.

Главные и второстепенные члены предложения (2 ч.)

Актуализация представлений о членах предложения. Работа с наглядной схемой «Члены предложения». Сравнение предложений. Устный разбор предложений. Элементарный синтаксический разбор предложения: выделение главных и второстепенных членов предложений, использование терминов «подлежащее», «сказуемое», «второстепенные члены предложения». Установление связи главных членов предложения с второстепенными под руководством учителя.

Закрепление знаний по теме. Воспроизведение необходимых знаний. Выполнение упражнений под руководством учителя. Работа в парах: объяснение нахождения главных членов предложения (опора на памятку). Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): выписывание предложения из текста, выделение главных и второстепенных членов предложения.

Простое и сложное предложения (2 ч.)

Знакомство с признаками простого и сложного предложения. Работа с наглядной схемой. Словарная работа. Выделение в тексте простых и сложных предложений под руководством учителя. Списывание предложений с объяснением орфограмм. Работа в парах: нахождение в стихотворении простых и сложных предложений.

Закрепление знаний по теме. Воспроизведение необходимых знаний. Сравнение простых и сложных предложений. Выделение знаков препинания в сложных предложениях (союзы и, а, но) совместно с учителем. Составление сложных предложений из простых под руководством учителя. Выборочный диктант. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Словосочетание (3 ч.)

Выделение из предложений словосочетаний под руководством учителя. Установление связи слов в словосочетании (постановка вопроса от главного слова к зависимому). Работа с наглядными схемами. Минутка чистописания. Составление и запись под руководством учителя ответов по прочитанному тексту. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление знаний и умений. Выделение словосочетаний из предложений. Составление текста с элементами описания по картине В.Д. Поленова «Золотая осень» под руководством учителя.

Обобщение и систематизация знаний и умений. Выборочный диктант. Выполнение заданий по тексту диктанта. Проверка правильности выполнения заданий. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

3

Слово в языке и речи (16ч.)

Лексическое значение слова (1 ч.)

Актуализация знаний по теме. Работа с толковым словарем. Работа с наглядной схемой. Определение значений слов по словарю и контексту. Словарная работа. Нахождение однозначных и многозначных слов в предложениях с уточнением их значения. Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Работа в рабочей тетради. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): нахождение в словаре значения слова и его запись.

Синонимы и антонимы (1 ч.)

Актуализация знаний по теме. Работа с словарем синонимов и антонимов. Подбор синонимов и антонимов к словам. Составление предложений. Списывание текста. Выделение орфограмм. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради. Нахождение в тексте слов с переносным значением. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): заменить слова близкими по значению словами.

Омонимы (1 ч.)

Наблюдение под руководством учителя омонимов (введение термина в пассивный словарь). Упражнения в использовании омонимов в различных речевых ситуациях. Минутка чистописания. Запись названий рисунков.

Слово и словосочетание (2 ч.)

Повторение знаний о словосочетании. Сопоставление слов и словосочетаний. Упражнения в словообразовании. Словарная работа. Толкование учителем некоторых фразеологизмов (без введения термина). Объяснение значений устойчивых словосочетаний под руководством учителя.

Орфографическая пятиминутка.

Написание изложения небольшого текста по плану. Чтение текста учителем. Уточнение значений непонятных слов, словосочетаний, предложений. Определение основной мысли текста. Составление плана изложения. Выделение слов с орфограммами. Повторное чтение текста. Проверка изложения.

Части речи (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Работа с наглядной схемой «Части речи и их значение». Упражнения в закреплении знаний о частях речи. Словарная работа. Выделение частей речи в предложении по вопросам. Определение признаков частей речи. Работа с текстом.

Закрепление знаний признаков частей речи. Словарная работа. Составление и запись предложений с использованием разных частей речи. Под руководством учителя нахождение в тексте слов, которые называют числа (без введения термина). Выделение в тексте орфограмм. Работа с текстом.

Однокоренные слова (1 ч.)

Актуализация знаний о родственных словах. Определение общего корня слов (по памятке). Введение термина «однокоренные слова». Нахождение однокоренных слов в тексте. Группировка однокоренных слов. Составление предложений. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Гласные звуки (1 ч.)

Актуализация знаний по теме. Работа с наглядной схемой «Гласные звуки». Минутка чистописания. Выделение орфограмм в словах с комментированием. Работа с загадками. Устное составление текста по заголовку под руководством учителя.

Согласные звуки (1 ч.)

Актуализация знаний по теме. Работа с наглядной схемой «Согласные звуки». Звукобуквенный разбор слов с опорой на схемы слов. Минутка чистописания. Выделение и объяснение орфограмм в тексте. Зрительный диктант (с предварительным разбором орфограмм). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Разделительный мягкий знак (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Нахождение в тексте слов с разделительным мягким знаком. Объяснение правописания слов с проверяемыми орфограммами. Группировка слов с непроверяемыми орфограммами (запись в орфографический словарь). Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление знаний и умений по теме. Работа с текстом: определение темы, выделение частей, ответы на вопросы по содержанию, объяснение орфограмм. Словарная работа. Выборочный диктант.

Повторение пройденного материала (3 ч.)

Выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Работа с наглядными схемами. Минутка чистописания. Работа с частями речи, с правилами правописания, с предложениями, текстом. Комментированное списывание. Диктант (выборочный, предупредительный). Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (1 ч.)

Выполнение контрольных тестовых заданий.

4

Состав слова (10ч.)

Корень слова (2 ч.)

Актуализация знаний об однокоренных словах. Введение термина «корень». Нахождение однокоренных слов в тексте, выделение корня. Работа с наглядной схемой «Состав слова». Объяснение значений однокоренных слов. Работа со словарем однокоренных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Орфографическая пятиминутка.

Воспроизведение необходимых знаний по теме. Нахождение и запись однокоренных слов в тексте. Комментированные упражнения по образцу. Работа с текстом. Словарная работа. Выборочный диктант. Работа в парах: составление групп однокоренных слов. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): обозначение в словах корня.

Окончание (2 ч.)

Наблюдение за изменением слова с опорой на наглядную основу (стол - столы - на столе) под руководством учителя. Выделение изменяемой части слова. Введение термина «окончание». Работа с наглядной схемой «Состав слова». Выделение окончаний в существительных. Составление и запись словосочетаний, пар слов. Минутка чистописания. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Воспроизведение необходимых знаний по теме. Наблюдение за изменением окончаний прилагательных и глаголов с опорой на наглядную основу. Словарная работа. Работа с текстом. Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): обозначение в словах окончания.

Приставка (2 ч.)

Выделение под руководством учителя приставки из слова с опорой на наглядную основу под руководством учителя. Введение термина «приставка». Работа с наглядной схемой «Состав слова». Нахождение в словах приставок (в-, до-, за-, над-, о-, от-, по-, под-, про-, с-). Определение значения приставок. Подбор однокоренных слов с приставками. Письмо под диктовку слов, выделение приставок.

Воспроизведение необходимых знаний по теме. Выделение в тексте слов с приставками. Определение значения слов в зависимости от значения приставки. Образование однокоренных слов с помощью приставок. Работа с текстом. Составление под руководством учителя рассказа по сюжетной картине учебника. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): обозначение в словах приставки.

Суффикс (2 ч.)

Выделение под руководством учителя суффиксов в простых по составу словах. Введение термина «суффикс». Минутка чистописания. Работа с наглядной схемой «Состав слова». Подбор однокоренных слов с суффиксами. Нахождение в тексте однокоренных слов с разными суффиксами. Образование с помощью суффиксов слов-названий лиц по роду.

Воспроизведение необходимых знаний по теме. Образование однокоренных слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Письмо слов с пропущенными суффиксами с предварительным разбором. Составление устного текста с элементами описания по картине А.А. Рылова «В голубом просторе» под руководством учителя. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): обозначение в словах суффикса.

Обобщение и систематизация знаний и умений (2 ч.)

Воспроизведение необходимых знаний. Работа с наглядной схемой «Состав слова». Вариативные упражнения в морфологическом разборе простых по структуре слов (корень, окончание, приставка, суффикс) с опорой на памятку. Подбор однокоренных слов к разным частям речи. Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя». Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): обозначение в слове его частей (приставки, корня, суффикса, окончания).

5

Правописание частей слова (18ч.)

Правописание слов с безударными гласными в корне (2 ч.)

Актуализация представлений об ударных и безударных гласных. Проверка написания безударного гласного по образцу, с опорой на памятку (наглядную схему). Минутка чистописания. Письмо слов, предложений с пропущенными гласными по образцу. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Воспроизведение необходимых знаний по теме. Объяснение написания орфограмм. Словарная работа. Выборочный диктант. Восстановление деформированного текста. Письмо заголовка и текста. Комментирование написания слов с пропущенными гласными в корне. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): поставить знак ударения над ударными гласными в словах.

Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне (2 ч.)

Актуализация знаний о парных по глухости-звонкости согласных. Нахождение в словах орфограмм, содержащих парные звонкие и глухие согласные. Знакомство с правилом написания парных по глухости-звонкости согласных в корне. Упражнения в подборе проверочных слов. Списывание предложений с выбором нужной буквы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление правила написания парных по глухости-звонкости согласных в корне. Работа в рабочей тетради. Предупредительный диктант. Проверка правильности написания парных согласных. Словарная работа. Составление устного рассказа повествовательного характера на основе личных наблюдений или по рисунку «Первый снег» после предварительной подготовки. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): нахождение в словах звонких согласных.

Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне (2 ч.)

Выделение слов с непроизносимым согласным звуком в корне. Звукобуквенный анализ слов. Выбор проверочных слов из списка и составление пар. Письмо словосочетаний, предложений с объяснением написания непроизносимых согласных. Словарная работа.

Объяснение написания выделенных орфограмм. Минутка чистописания. Письмо слов с пропущенными буквами с комментированием. Подбор к словам проверочных слов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Словарный диктант.

Правописание слов с удвоенными согласными (2 ч.)

Выделение слов с удвоенными согласными и объяснение их лексического значения. Работа со словарем. Нахождение в тексте слов с удвоенными согласными. Письмо по памяти. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление написания слов с удвоенными согласными в упражнениях. Образование прилагательных с удвоенными согласными от существительных. Словарный диктант. Морфологический разбор слов с опорой на памятку.

Правописание суффиксов (2 ч.)

Вычленение суффиксов в словах (-оньк-, -еньк-, -инк-, -ек-, -ик-, -ышк-, -к-, -ок-). Составление памятки. Нахождение суффиксов в словах, группировка слов. Письмо слов с пропущенными буквами. Выделение суффиксов. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов с опорой на памятку.

Закрепление узнавания и написания суффиксов в словах в упражнениях. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов с опорой на памятку. Работа с текстом. Списывание текста с последующей проверкой.

Правописание приставок и предлогов (2 ч.)

Вычленение предлогов и приставок в словосочетаниях. Уточнение правила написания предлогов и приставок. Составление памятки. Способы различения приставки и предлога. Дифференциация предлогов и приставок при написании предложений. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление написания предлогов и приставок в предложениях. Образование однокоренных слов при помощи приставок. Составление предложений из слов, текста из предложений. Выделение приставок и предлогов. Зрительный диктант.

Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (2 ч.)

Вычленение разделительного твердого знака в словах. Составление памятки с примерами. Нахождение слов с разделительным твердым знаком, выделение в них приставок. Образование слов с помощью приставок, выделение твердого знака. Минутка чистописания.

Закрепление знаний по теме. Списывание текста с пропущенными орфограммами с комментированием. Перенос слов с разделительным твердым знаком. Написание объявления. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Повторение пройденного материала (3 ч.)

Выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Работа с наглядными схемами, памятками. Минутка чистописания. Работа с правилами правописания, с предложениями, текстами. Комментированное списывание. Диктант (выборочный, предупредительный). Работа в рабочей тетради. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (1 ч.)

Выполнение контрольных тестовых заданий.

6

Повторение (1ч.)

Части речи (1 ч.)

Актуализация знаний по теме. Упражнения в нахождении частей речи в тексте, составлении словосочетаний, предложений. Упражнения в словоизменении, нахождении орфограмм. Работа с наглядными схемами, памятками. Работа в рабочей тетради.

7

Имя существительное (33ч.)

Что обозначает имя существительное? (2 ч.)

Повторение признаков имени существительного. Составление памятки. Составление словосочетаний с существительными, обозначающими предметы, живые существа, растения, явления природы, события. Постановка к именам существительным косвенных вопросов. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление знаний по теме. Работа с памяткой. Группировка существительных по признакам. Определение лексического значения слов. Дописывание предложений по смыслу. Словарная работа.

Одушевленные и неодушевленные имена существительные (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Составление памятки. Упражнение в дифференциации одушевленных и неодушевленных существительных. Работа со словарем. Работа с текстом: определение темы и частей.

Закрепление знаний по теме. Работа памяткой. Письмо небольшого стихотворения по памяти. Выполнений заданий в рабочей тетради.

Собственные и нарицательные имена существительные (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Составление памятки. Группировка собственных и нарицательных слов. Письменные ответы на вопросы под руководством учителя. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление знаний по теме. Работа памяткой. Минутка чистописания. Выборочный диктант. Составление устного рассказа по серии сюжетных картинок. Письмо почтового адреса.

Число имен существительных (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Наблюдение изменения существительных по числам. Выделение окончаний существительных единственного и множественного числа. Составление памятки. Определение числа имен существительных, выделение окончаний. Орфографическая пятиминутка.

Закрепление знаний по теме. Работа памяткой. Словарная работа. Изменение формы числа существительного. Работа с орфоэпическим словарем. Выборочный диктант. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Род имен существительных (2 ч.)

Знакомство со способами определения рода имен существительных. Составление памятки. Минутка чистописания. Группировка слов по родам, выделение окончаний. Списывание текста, определение рода существительных.

Определение рода имени существительного во множественном числе. Работа в паре: совет другу, как определить род существительных. Определение значений существительных. Составление словосочетаний и предложений. Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): выписать имена существительные, указать род и число.

Мягкий знак (ь) на конце имен существительных после шипящих (2 ч.)

Знакомство с правилом. Составление памятки. Работа с пословицами. Объяснение написания выделенных слов в тексте. Комментированное письмо. Подбор существительных по заданным признакам. Выборочный диктант.

Написание изложения простого по содержанию и лексике текста. Чтение текста учителем. Уточнение значений непонятных слов, словосочетаний, предложений. Определение основной мысли текста. Составление плана изложения. Выделение слов с орфограммами. Повторное чтение текста. Проверка изложения.

Обобщение и систематизация знаний и умений (2 ч.)

Воспроизведение необходимых знаний. Работа с памятками. Вариативные упражнения: определение признаков имен существительных, числа, рода. Нахождение и объяснение орфограмм. Морфологический разбор простых по структуре существительных. Работа с текстом. Выборочный диктант. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Склонение имен существительных (3 ч.)

Знакомство со склонением (изменением по падежам) имен существительных на наглядно-практической основе. Выполнение действий по заданию учителя. Составление предложений по результатам действий. Запись предложений. Наблюдение за изменением окончаний имен существительных. Составление наглядной схемы с выделением окончаний существительных. Работа со схемой.

Конструирование предложений на основе предметных картинок. Дополнение предложений по картинкам. Дополнение предложений по вопросам. Практические упражнения в склонении существительных по падежам.

Соотнесение названий падежей с вопросами. Практические упражнения в склонении существительных по падежам. Запись предложений с постановкой существительных в нужной падежной форме. Определение падежа существительных. Работа с сигнальными карточками.

Именительный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в именительном падеже. Определение падежа имени существительного, которое является подлежащим в предложении. Составление предложений. Выделение существительных в именительном падеже. Сравнение окончаний существительных разного рода.

Закрепление признаков именительного падежа. Нахождение существительных в именительном падеже. Синтаксический разбор предложения. Выделение орфограмм. Письмо по памяти. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Родительный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в родительном падеже. Составление памятки-подсказки для запоминания информации. Сравнение окончаний существительных разного рода в родительном падеже. Нахождение в тексте существительных в родительном падеже.

Закрепление признаков родительного падежа. Дополнение предложений по вопросам. Списывание текста, выделение орфограмм. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дательный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в дательном падеже. Составление памятки-подсказки для запоминания информации. Сравнение окончаний существительных разного рода в дательном падеже. Нахождение в тексте существительных в дательном падеже.

Закрепление признаков дательного падежа. Запись словосочетаний, выделение предлогов и окончаний существительных. Объяснение написания орфограмм. Устное продолжение текста. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Винительный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в винительном падеже. Составление памятки-подсказки для запоминания информации. Сравнение окончаний существительных разного рода в винительном падеже. Нахождение в тексте существительных в винительном падеже.

Закрепление признаков винительного падежа. Запись словосочетаний, выделение предлогов и окончаний существительных. Способы распознавания родительного и винительного падежа существительных мужского рода. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Творительный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в творительном падеже. Составление памятки-подсказки для запоминания информации. Сравнение окончаний существительных разного рода в творительном падеже. Нахождение в тексте существительных в творительном падеже.

Закрепление признаков творительного падежа. Письмо под диктовку. Выделение орфограмм. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Предложный падеж (2 ч.)

Выделение признаков имен существительных в предложном падеже. Составление памятки-подсказки для запоминания информации. Сравнение окончаний существительных разного рода в предложном падеже. Нахождение в тексте существительных в предложном падеже.

Закрепление признаков предложного падежа. Составление предложений, выделение предлогов и окончаний существительных. Работа с текстом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Все падежи (4 ч.)

Воспроизведение необходимых знаний и умений. Работа с наглядной схемой «Признаки падежей». Выполнение упражнений с сигнальными карточками. Работа с деформированными предложениями. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Повторение признаков падежей. Работа в парах: нахождение слов в заданном падеже, группировка слов по падежам. Объяснение значений устойчивых выражений. Выборочный диктант. Выполнение заданий по диктанту. Проверка правильности. Выделение орфограмм.

Составление небольшого рассказа с элементами описания по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». Рассматривание картины под руководством учителя. Коллективное составление плана описания по опорным словам. Анализ трудных слов. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): выписать имена существительные, указать род, число, падеж.

9

Имя прилагательное (10ч.)

Как определить имена прилагательные? (3 ч.)

Повторение признаков имени прилагательного. Составление памятки. Выбор прилагательных для описания предмета. Определение лексического значения прилагательных. Минутка чистописания. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными. Словарная работа. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Подбор к именам существительным подходящих по смыслу имен прилагательных (из словаря для справок). Словарная работа. Выделение прилагательных, близких и противоположных по смыслу. Синтаксический разбор предложения. Работа с текстом.

Нахождение однокоренных прилагательных. Морфологический разбор простых по структуре прилагательных с опорой на памятку. Нахождение в тексте сложных прилагательных, обозначающих цвета и оттенки с опорой на наглядную основу. Орфографическая пятиминутка.

Роль имен прилагательных в тексте (3 ч.)

Синтаксический разбор простого нераспространенного предложения. Распространение предложения с помощью прилагательных. Определение роли имён прилагательных в тексте. Списывание текста. Выделение орфограмм.

Выделение в тексте прилагательных, объяснение их роли и лексического значения. Минутка чистописания. Работа в паре: распространение предложений с помощью прилагательных (из словаря для справок). Работа с загадками-описаниями. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Сравнение описательного текста с репродукцией картины М.А. Врубеля «Царевна-лебедь». Составление и запись описания предмета (иллюстрации) под руководством учителя. Словарная работа. Синтаксический разбор распространенных предложений. Выборочный диктант.

Повторение пройденного материала (3 ч.)

Выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Работа с наглядными схемами, памятками. Минутка чистописания. Работа с правилами правописания, с предложениями, текстом. Комментированное письмо. Словарный диктант. Работа в рабочей тетради. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (1 ч.)

Выполнение контрольных тестовых заданий.

10

Имя прилагательное (10ч.)

Род имен прилагательных (3 ч.)

Знакомство с изменением прилагательных по родам на наглядно-практической основе. Составление памятки (наглядной схемы) «Изменение имен прилагательных по родам». Составление и запись словосочетаний имен прилагательных с именами существительными. Определение рода, выделение окончаний.

Закрепление знаний по теме. Работа с памяткой (наглядной схемой). Работа с загадками-описаниями. Частичный грамматический разбор прилагательных под руководством учителя. Письмо словосочетаний с выделением окончаний прилагательных. Орфографическая пятиминутка. Постановка вопросов от имен существительных к прилагательным. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов по образцу.

Работа с текстом: выделение словосочетаний с прилагательными, определение лексического значения слов. Работа в парах: подбор прилагательных к существительным, составление словосочетаний, определение рода. Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов. Выборочный диктант.

Число имен прилагательных (2 ч.)

Актуализация знаний по теме. Составление памятки «Изменение прилагательных по числам». Словарная работа. Нахождение в тексте прилагательных и определение числа. Выписывание из текста прилагательных единственного и множественного числа. Составление и запись словосочетаний с именами прилагательными разных форм. Определение рода прилагательных в единственном числе.

Работа с текстом: объяснение орфограмм, лексических значений слов, нахождение прилагательных. Творческое списывание: преобразование единственного числа прилагательных в множественное. Написание объявления о пропаже животного под руководством учителя. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Изменение имен прилагательных по падежам (5 ч.)

Актуализация знаний о склонении существительных по падежам. Сопоставление падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода с окончаниями вопросов. Составление наглядной схемы (памятки). Упражнения в склонении прилагательных мужского и среднего рода по падежам. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Сопоставление падежных окончаний прилагательных женского рода с окончаниями вопросов. Составление наглядной схемы (памятки). Упражнения в склонении прилагательных женского рода по падежам. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление знаний по теме. Упражнения в правописании падежных окончаний имен прилагательных. Составление словосочетаний. Работа с текстом. Морфологический разбор прилагательных, определение рода, числа и падежа. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Склонение слов в словосочетаниях по падежам, выделение окончаний существительных и прилагательных. Синтаксический разбор предложений. Объяснение написания слов с пропущенными буквами. Объяснение значений устойчивых словосочетаний слов (фразеологизмов). Выборочный диктант.

Работа с текстом и иллюстрацией: дополнение предложений, определение темы, написание заголовка, установление последовательности предложений и их запись, морфологический разбор слов. Составление рассказа с элементами описания по картине В.А. Серова «Девочка с персиками» под руководством учителя (с использованием опорных слов). Коллективное составление плана рассказа. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): выписать имена прилагательные с именами существительными, указать род и число.

11

Местоимение (3ч.)

Личные местоимения (3 ч.)

Актуализация представлений о местоимениях. Работа с иллюстрацией учебника. Уточнение значений личных местоимений на наглядно-практической основе. Составление памятки. Упражнения в определении лица и числа местоимений с опорой на памятку. Нахождение местоимений в тексте.  

Закрепление знаний по теме. Словарная работа. Соотнесение местоимений 3-го лица единственного числа с существительными мужского, среднего и женского рода. Восстановление пропущенных местоимений в тексте. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Написание письма кому-либо из родственников или другу. Анализ образца письма под руководством учителя. Выделение в письме смысловых частей. Составление плана. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

12

Глагол (20ч.)

Что обозначает глагол? (3 ч.)

Повторение признаков глагола. Составление памятки. Выбор глаголов для описания события. Определение лексического значения глаголов. Составление словосочетаний глаголов и существительных. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Образование глаголов от существительных. Словарная работа. Подбор к глаголам синонимов и антонимов. Списывание предложений с выделением глаголов. Выполнение заданий в рабочей тетради. Самостоятельная работа (подготовка к ВПР): выписать из текста все глаголы.

Восстановление пропущенных глаголов в тексте. Морфологический разбор глаголов с опорой на памятку. Орфографическая пятиминутка. Составление повествовательного рассказа по серии картинок.

Число глаголов (2 ч.)

Актуализация знаний о единственном и множественном числе существительных. Подбор к существительным глаголов с помощью вопросов (что делает?, что делают?). Соотнесение окончания глаголов с окончанием вопросов. Обозначение числа у глаголов. Нахождение глаголов единственного и множественного числа в тексте. Списывание текста с выполнением грамматических заданий.

Закрепление знаний по теме. Работа с предложениями и текстом. Орфографическая пятиминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Времена глаголов (5 ч.)

Актуализация представлений о настоящем, прошедшем и будущем времени с опорой на личный опыт. Введение понятия о временах глаголов. Составление памятки «Времена глаголов». Упражнения в нахождении глаголов разного времени в тексте.

Закрепление знаний по теме. Выписывание глаголов из текста по вопросам. Работа в паре: заполнение таблицы с опорой на памятку. Дополнение предложений пропущенными глаголами.

Составление наглядной схемы «Изменение глаголов по временам». Работа со схемой. Образование от заданных глаголов возможных форм времени. Письмо предложений с изменением времени глаголов. Объяснение смысла пословиц. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа с наглядной схемой «Изменение глаголов по временам». Подбор глаголов к существительным. Работа с текстом стихотворения А. Часова. Ответы на вопросы учителя. Словарная работа. Составление устного рассказа «Как я помогаю родителям по дому» по готовому плану.

Написание изложения простого по содержанию текста. Чтение текста учителем. Уточнение значений непонятных слов, словосочетаний, предложений. Определение основной мысли текста. Составление плана изложения. Выделение слов с орфограммами. Повторное чтение текста. Проверка изложения.

Неопределенная форма глагола (2 ч.)

Выделение в тексте под руководством учителя глаголов с суффиксами -ть, -ти, -чь. Попытка определить число и время глаголов (нельзя определить). Общее понятие о неопределенной форме глагола. Вариативные упражнения в нахождении глаголов неопределенной формы в тексте. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Письмо под диктовку.

Закрепление знаний по теме. Работа с устойчивыми словосочетаниями: определение значения, нахождение глаголов неопределенной формы. Работа с деформированным текстом. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Правописание НЕ с глаголами (2 ч.)

Актуализация знания правила. Нахождение глаголов с частицей НЕ в тексте. Вариативные упражнения в написании глаголов с частицей НЕ. Минутка чистописания. Орфографическая пятиминутка. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Закрепление написания орфограммы. Упражнения с объяснением написания орфограмм. Наблюдение написания глаголов с буквосочетаниями -тся и -ться на конце. Составление памятки. Выборочный диктант. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Повторение пройденного материала (4 ч.)

Выполнение упражнений и заданий для повторения и закрепления основных понятий, изученных в четверти. Работа с наглядными схемами и памятками. Минутка чистописания. Работа с частями речи, с правилами правописания, с предложениями, текстом. Письмо под диктовку. Выделение и объяснении е орфограмм. Работа с текстом. Выборочный диктант. Выполнение отдельных заданий из раздела «Проверь себя».

Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (1 ч.)

Выполнение комплексной контрольной работы (диктант и дополнительные задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ 4 класс

Адаптированная индивидуально-ориентированная общеобразовательная  рабочая программапо  русскому языкудля детей с ОВЗ  4 классРабочая учебная программа предназначена для учащегося 4 клас...

Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ

Адаптированная программа по русскому языку 2 класс для детей с ОВЗ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью 2 класс

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью составлена на основе следующих нормативных актов:Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об об...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс

Адаптированная программа по новой структуре для детей с легкой умственной отсталостью за 2 класс...

Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)

Рабочая программа по русскому языку для детей ЗПР (3 класс, вариант 7.1)(Школа России)...

Рабочая программа по русскому языку для детей 5-9 классов с умственной отсталостью (с нарушением интеллекта)

Адаптированная основная общеобразовательная программа далее ― ООП образования обучающихся с умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями ГБОУ«Республиканский центр образования» дал...

Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ 7.1

Адаптированная программа по русскому языку для детей с ОВЗ 7.1...