Урок-проект по русскому языку (развитие речи) Автор: Пупина Наталья Владимировна. Класс: 4 класс Сбор информации по группам. 1 - я группа – приметы, загадки, народные песни, пословицы о весне; 2 - я группа – стихи, произведения, картины, музыка о весне. Тема.Обобщение знаний учащихся о трех типах текстов. Сочинение о весне. Цели. Повторить материал о типах текстов, составить и написать сочинение о весне; учить располагать материал в нужной последовательности, использовать языковые средства в соответствии с типом текста; развивать умение выбирать главное, правильно оформлять текст; совершенствовать орфографическую грамотность; обогащать словарный запас с помощью художественных текстов; воспитывать любовь к природе. Учебные материалы. Детские рисунки; фонозапись «Времена года» П.И. Чайковского « Подснежник»; опорные схемы, тексты, карточки-сочинения для слабых учащихся, презентация. Ожидаемый результат: воспитание чувства любви и бережного отношения к природе; расширение кругозора учащихся и знаний об окружающем нас мире; воспитание навыков самостоятельности, чувства ответственности; Отработка умений работать с дополнительной литературой; использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; Сроки проведения: 1 неделя, 3 учебных часа. План проведения проекта: 1 этап. Выбор темы. Постановка проблемных вопросов (1 урок вводный) 2 этап. Поиск и оформление материала (1 неделя) 3 этап. Представление результатов (2 урока.) 4 этап. Рефлексия. Вопросы проекта: Красота природы весной в произведениях художников, музыкантов, поэтов, писателей, УНТ. Копилка слов и образных выражений на тему «Весна». Типы текстов на тему «Весна». Сочинение на тему «Весна». I.Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка будет творческий, а результатом нашей деятельности станет сочинение о весне. Посмотрите, как ярко светит солнышко, как ласково оно нам улыбается! Улыбнитесь солнышку, друг другу. Садитесь. Проблемный вопрос: Почему говорят: сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок? Актуализация зна II. Прослушивание фонозаписиП.И. Чайковского "Подснежник"; (показ слайдов о природе). Выразительное чтение стихотворения учителем. Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса. Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют… III. Беседа. - Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины, стихотворение? -Хочется грустить или радоваться? Почему? - Почему весна - одним из самых любимых времен года? ( Весна – это символ пробуждения новой жизни. Много радости и веселья приносит людям эта чудесная пора). - С помощью чего художники передают красоту природы весной? (разнообразием «теплых» красок) - Как вы определили время года на картинах? ( Снег на дороге уже тает и образует проталины. Сугробы тоже подтаяли и стали ноздреватыми. На деревьях уже нет снега, а с мокрой крыши сугроб вот-вот упадет. Свет солнышка теплый, желтый. Так и хочется выйти на улицу и вдохнуть чистый воздух. Небо ярко-голубое). - С помощью чего воспевают красоту весеннего пробуждения музыканты? (С помощью нот. В их композициях слышится светлая музыка, полная тепла и ласки) - Что представляли вы, когда слушали эту музыку?(Журчание ручейка, звон капели, пение птиц) - Как звучит мелодия в музыке П.И. Чайковского? (Робко, нежно, такая мелодия передает начало весны) - Понравилась ли вам эта музыка П.И. Чайковского и чем? (Богатством звуков, красивой нежной мелодией) П.И. Чайковский в своем музыкальном творении сумел выразить весеннее настроение. В его "Подснежнике" лирически передан приход весны, с ее робкой поступью. IV. Работа над новым материалом. Итак, ребята, мы с вами прослушали музыкальное произведение П. И Чайковского, знакомились с содержанием картин художников, послушали стихотворение, но все это писали мастера. Они настоящие волшебники. Однако волшебниками не рождаются, ими становятся. Давайте и мы с вами попробуем написать красивое сочинение. Для этого нужно лишь только очень постараться. - Итак, наша с вами задача - описать весенний день. Проблемный вопрос: Почему весну сравнивают с утром года? ( ответы учащихся). Более полно ответить на этот вопрос поможет наш урок. Проверка домашнего задания. Выступления учащихся. 1.Работа в карточках. ( У каждого ученика - карточка на парте - Сейчас мы начинаем собирать слова в копилку на тему « Весна» - Допишите образные выражения к существительным из стихотворений Существительные прилагательные глаголы Небо Солнце Вода Деревья Снег День Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучи толпами В синеве на просторе плывут Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят... Они гласят во все концы: “Весна идет, весна идет! Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед!” По груди у тебя полосами Друг за дружкою тени бегут. Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют-посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. Проверка. Работа над образными выражениями. 2. А сейчас в нашу копилку мы будем подбирать прилагательные. - На партах у вас лежат листы с художественным текстом. Прочитайте его и подчеркните те слова и выражения, которые вам хотелось бы употребить в своем будущем сочинении - Каких прилагательных будет больше всего и почему? (Больше всего будет прилагательных, обозначающих цвет) Самые приметные цвета весной – ярко-голубой и зеленый. Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод. Она вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелеными огоньками распускающихся листочков на деревьях. Но что особенно отличает краски весны от любого другого времени года, так это блеск. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи. Только весной так ярко блестят зеленые листья и травы, перья птиц и лепестки цветков. Солнце весной нестерпимо яркое, желтое до белизны, до боли в глазах. В его лучах даже подтаявший снег начинает сверкать особой, хрустальной белизной ледяного наста. Светятся, искрятся на солнце сосульки. Своей формой они похожи на стволы деревьев. Только растут эти стволы на вверх, а вниз. Но расти им недолго. Беспокойна весенняя погода, яростно борется тепло с холодом. Но как только эта борьба закончится победой тепла, начнется весенняя капель. Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые. Начинается прилет птиц. Распускаются первые цветы – сережки на деревьях. |
Проверка по цепочке. 3.Подборка глаголов. - Говорят, что весна, это утро года. Почему? (пробуждение природы) - Вспомните: отчего вы сами просыпаетесь утром? (будильник зазвенел, мама разбудила, солнце в окно заглянуло...) А как вас мама будит? (дотрагивается до плеча, целует...) С помощью, какой части речи можно описать движение? (глагол) Подберите глаголы к словосочетаниям ( работа по карточке) Перед вами листы - клише. Используя слова в скобках, заполните пропуски в предложениях. Клише (фраза, выражение, воспроизводимое по образцу) 1. С земли еще не сошел снег, а в душу уже___________________ (проситься, стучаться, заглядывать) весна. Земля мерзлая, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё чудесно! 2. Воздух прозрачен и свеж. Солнце____________ (светить, сиять, сверкать), и лучи его, играя и улыбаясь,________________ (купаться, переливаться, играть) в лужах вместе с воробьями. 3. Река уже проснулась и не сегодня – завтра_______________ (зареветь, зашуметь, забурлить, тронуться). 4. Деревья еще не распустились, но уже живут и _______________ (дышать, качаться, проснуться). 5. Восхищайтесь этим временем года, если вы____________ (ценить, любить, уважать) природу. 4.Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали. - Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения? - Вот и получилась у вас основная часть вашего сочинения. - Какие части еще должны быть в сочинении? (вступление и заключение)- подсказка - О чем будем говорить во вступлении? В заключении? -Каждая часть пишется с красной строки. 5.Работа в парах. В этом тексте автор использовал сравнения, олицетворения, метафоры и эпитеты. Приведите примеры этих образных средств. V. Орфографическая подготовка (Работа в карточках) Я думаю, что вам хотелось бы не только составить прекрасные тексты о весне, но и грамотно их написать. Поэтому на доске записаны слова, которые вы можете использовать в сочинениях. Какая орфограмма пропущена? Докажите. со...нце лист...я цв...ты ветки руч...и тр...ва пр...талины солнышко л...сточки цв...точки ветви руч...йки тра...ка пр...талинки - Чем слова в первом столбике отличаются от слов во втором столбике? Какие слова вы возьмёте в своё сочинение? VI. А сейчас мы вспомним типы текстов (слайды) Рассуждение, Описание. текст-повествование. VII. Структура сочинения - О чем будем говорить: -во вступлении? -в заключении? -основной части? -Каждая часть пишется с красной строки. - В своём сочинении вы можете использовать загадки. пословицы, образные выражения из произведений. - Как вы назовёте ваше сочинение? Вот и весна пришла. Весна. Красавица-весна. VII. Запись текста Работа на данном этапе может строиться по-разному. В сильном классе детей можно разделить на три группы и предложить каждой группе составить разные типы текстов (повествование, описание, рассуждение). В среднем детям легче написать текст-описание или текст-повествование. Слабым детям можно предложить заготовки с текстами о весне, куда они должны вставить подходящие слова и пропущенные орфограммы. VIII.Домашнее задание: 1 группа – творческое задание для тех, кто справился с работой: написать заметку в школьную газету о весне. 2 группа - дописать сочинение и подобрать стихотворения поэтов или произведения писателей на весеннюю тему (5-6 предложений записать в тетрадь). Используемая литература: Стихи поэтов, А. В.Самарина « Уроки по развитию речи в начальных классах» Москва 2003 г., Дидактический материал по русскому языку в 4классе. Презентация урока "Весна" |