Содержание урока |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся
| УУД |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности (Минутка вхождения в урок)
| ТЕЙК ОФ- ТАЧ ДАУН ( Приветствие) Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения. На столах лежат карточки МЭНЭДЖ МЭТ с № сидящих за столом. Участники под №1,№2,№3,№4 подняли руки. Хорошо. Поприветствуем соседа по плечу, соседа по лицу. – Я верю в вас и знаю – у вас всё получится! Приготовьтесь работать старательно и быть внимательными.
ЧИСТОПИСАНИЕ (слайд2) | Учитель задает вопросы, ученики стоя отвечают.
Кулачками касаются с сидящим напротив.
Запись числа, вида работы. | Психологический настрой детей на урок. Включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. Личностные УУД (проявлять доброжелательность)
|
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | - Для начала мы должны повторить то, что уже знаем. У вас на партах лежат карточки со словами. Вам нужно в каждой группе найти лишнее слово и объяснить свой выбор. На это вам 4 минуты (слайд 3)(Приложение 1) север учитель ученик я салют | весёлая дружные весенний верный он | писать смотрит удивлять ты работать |
|
(слайд4) - Можете нам рассказать про эти слова?
Имена существительные | Имена прилагательные | Глаголы
| Я он ты |
- Прочитайте лишние слова -Эти слова вы не отнесли ни к существительным, ни к прилагательным, ни к глаголам. - На какие вопросы отвечают эти слова? Но в речи вы их слышали? Где слышали эти слова? Где их использовали? В каких случаях? —Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи? —Молодцы! Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете сказать о ней? Значит, какие цели мы поставим перед собой на уроке?
| Работа в парах
Каждая пара называет части речи, обосновывая свой ответ.
Проверка работы Это им. существительные, т.к. они отвечают на вопрос кто? или что? И обозначают предмет. Это им. прилагательные, т.к. отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета. Это глаголы, т.к. отвечают на вопросы что делать? что сделать? и др. и обозначают действие предмета.
Об 4 группе затрудняются ответить, т.к эта часть речи детям не знакома.
Местоимение. …………… |
Предметные УУД(повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»)
Познавательные УУД (ориентировка в своей системе знаний) Коммуникативные УУД (оформление своей мысли в устной речи)
|
3 этап. Постановка учебной задачи. |
- Можете ли вы предположить, как называется эта часть речи?
Давайте составим план наших действий.(слайд 5) Мы должны узнать…
научиться ... отработать… |
(Предположения детей)
как называется эта часть речи;
находить эту часть речи в предложении.
навыки написания предложений с новой частью речи. | Регулятивные УУД(формулируют учебную проблему). Коммуникативные УУД(вступают в диалог с учителем.) Регулятивные УУД(умение планировать свои действия) Личностные УУД (проявлять интерес к новому)
|
4 этап. Открытие нового знания. | 1)Недавно я не спеша возвращалась домой, услышала стук возле родника и остановилась. Кто это стучал? Как вы думаете? (Слайд 6)
- Дятел – это очень полезная птица. У дятла очень крепкий клюв. Дятел стучит по стволу дерева. Дятел ищет себе пищу под корой. Не зря дятла лесным доктором называют.
- Вам понравился рассказ? (Есть недостаток?) -Как можно исправить? -Прочитаем отредактированный текст. -Вместо какой части речи мы употребили эти слова. - Эти слова заняли место имени существительного. МЕСТО ИМЕНИе -Какое название можно дать этим словам? -Чем интересны эти слова? (они используются ВМЕСТО ИМЕН. Они не называют предмет, а указывают на него) - Кто может сформулировать тему урока? Итак, тема сегодняшнего урока «Местоимение» (Слайд 7, 8) —
2) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ -Упр.82 (с.47 ) (коллективно, устно) - Прочитайте «Узелки на память». Какую роль играют местоимения в речи? - Местоимение – служебная часть речи или самостоятельная? - Что это значит? - Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное»? Как оно изменяется? - Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение
- Упр 83 (с комментированием.)
Грамматические признаки местоимения – род и число. Род и число зависит от рода и числа заменяемого существительного.
-Упр 84 (коллективный анализ).Выясняется роль местоимения как средства, позволяющего избежать повторов в тексте - Прочитайте совет Совёнка. Как вы его понимаете?
Вывод Какую роль выполняет местоимение в нашей речи? 3)Грамматическая сказка. Достойная замена - Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН,ОНА,ОНО,ОНИ могут заменить любое Существительное.
|
- Слово дятел повторяется несколько раз. - Заменить это слово другими словами. - Вместо имени существительного.
Местоимение
Они указывают на предмет, не называя его.
Самостоятельная.
Местоимение имеет грамматические признаки.
- По числам, родам, падежам.
Выбор местоимения зависит от рода и числа заменяемого имени существительного.
Самостоятельная работа.
Оно помогает избежать повторов в тексте | Познавательные УУД (соотношение нового знания с правилом в учебнике, добывание нового знания, переработка информации)
Регулятивные УУД (формулируют тему урока и цели, планируют решение учебной задачи)
Коммуникативные УУД (совместно договариваются о правилах работы в группах, учатся выполнять роли).
Регулятивные УУД (самооценка результатов своей деятельности) Познавательные УУД (обобщают, делают выводы). |
Физкультминутка | Учитель выполняет упражнения вместе с детьми.(слайд9)
- Какие местоимения вы услышали в тексте физкультминутки?
| Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей), Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой). Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) - Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
| РегулятивныеУУД (действовать по инструкции)
КоммуникативныеУУД( умение слушать и слышать друг друга). |
5 этап. Первичное закрепление | - Работа в рабочей тетради упр.85 с.56
-Прочитайте совет Совенка. Как вы его понимаете?
- Работа в группах. РАУНД ТЭЙБЛ
| Взаимодиктант.
Работа в группе. Учащиеся по очереди выполняют письменную работу по теме «Местоимение» по кругу на одном листе бумаги.
| Личностные УУД(развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.) |
6 этап Самостоятельная работа с проверкой | -Спишите, вставив пропущенные местоимения. Определите лицо и число местоимений. В воскресенье …. пришли в лес. Деревья стояли в красивом снежном уборе. …. были украшены серебристым инеем. …. переливался всеми цветами радуги. Неожиданно …. увидел дятла.
- Дифференцированные задание | Самостоятельная работа. Проверка. Ситуация успеха и её самоощущение Самоконтроль.
(Кто справился с работой, ставит на полях тетради «!»)
.(для Вадима – Р.Т.упражнение 86 с.57. Подчеркни в загадках местоимения.
| Предметные УУД (выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.) |
Физкультминутка | КОНЭРС (углы) На столе у вас лежат 4 карточки с разными словами. Вы должны узнать какие части речи они обозначают, и пойти в углы.(Приложение 2) | В углах класса написаны части речи: глагол, прилагательное, имя существительное, местоимение.(Приложение 3) | Личностные УУД (формирование установки на здоровый образ жизни, сохранение зрения) |
7 этап. Включение в систему знаний и повторение. | ТЕСТ (Приложение 4)
1. Выбери правильный ответ и отметь его знаком «+». Местоимение – это: а) часть речи, которая служит для обозначения признака предмета; б) часть речи, которая не называет предмет (его признак и количество), но указывает на него; в) часть речи, которая служит для связи слов в предложении. 2. Среди предложенных слов подчеркни местоимения. Тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, тепло, я, восемь, вы, во сне, меня. 3. Выбери из указанных признаков тот, который относится к местоимению. а) указывает количество предметов; б) называет предмет; в) указывает признак предмета; г) указывает на предмет, не называя его. 4. Подчеркни в предложении местоимение. Когда дети в лесу нашли целую поляну спелой земляники, они очень обрадовались. Объясни свой выбор, дописав фразу.
«Подчёркнутое слово является местоимением, потому что оно __________________________________________________________________.
5. Напишите, к какому числу относится каждое местоимение. 1) Я (________) совсем не люблю делать уроки. 2)Скажите, вы (________) хотите мороженого? 3) Ягоды крыжовника совсем спелые, кажется, что они (__________) вот-вот лопнут. | Проверка. Установка локальных связей нового знания с имеющимся.
| Предметные УУД (представление знаний) Познавательные УУД (включают новое в свою систему знаний, работа с тестом) Коммуникативные УУД (слушают и понимают речь других) Личностные УУД (применяют правила сотрудничества, оказывают помощь друг другу) Регулятивные УУД (выполняют последовательные необходимые операции) |
8 этап. Рефлексия. Итог деятельности. |
Выполнение заданий в рабочей тетради упр 84 с.56 взаимопроверка - Что нового вы узнали?
На что указывает местоимение?
- Чему ты научился?
Если вы довольны своей работой, были активными, самостоятельными, быстро выполняли задания, старались, прикрепите зелёный цвет. А если вы не очень довольны своей работой, если считаете, что можете быть активнее, старательнее, то прикрепите жёлтый цвет, ну а если было трудно и вам нужна помощь, то красный кружочек.
Д/з Выполнить упр.87(с.57) в рабочей тетради. Урок окончен! Спасибо за урок! |
Взаимопроверка
Я узнал, что в русском языке есть часть речи – местоимение. Оно указывает на предмет, но не называет его.
Теперь я умею находить местоимение в тексте.
Рефлексия учебной деятельности | Метапредметные и личностные УУД (умение понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода)
Регулятивные УУД (самооценка результатов своей деятельности) Познавательные УУД (обобщают, делают выводы). |