«Развитие речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства»
материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Трепалова Наталия Владимировна

Особую роль речевого развития играет работа с картиной как произведением живописи. "Картинка является могучим средством к "развязыванию" языка детей" К.Д.Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1razvitie_rechi.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на ШМО по теме «Развитие речи младших

 школьников

 на основе восприятия произведений изобразительного

 искусства»

                                                           Трепалова Н.В.

                                                                             учитель начальных классов

                                                                 высшей категории

                                                                    МБОУ гимназия №7

2013-2014 учебный год

(Слайд 2). Введение Федерального образовательного стандарта повлекло за собой изменение цели современного школьного образования. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащегося к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать.

Воспитание всесторонне развитой личности невозможно вне совершенствования речи.

Речевая культура характеризуется как совокупность навыков и знаний человека, которые обеспечивают целесообразное и уместное употребление языковых средств в целях общения. Культура языка показывает степень развития и богатства лексики, отточенность семантики, многообразие и гибкость интонации говорящего. Исследователи вкладывают в понятие «культура речи» умение грамматически правильно, ясно, точно и логически последовательно выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка, знание всех богатств родного языка, его выразительных возможностей, а также применение этих знаний и навыков в своей речи.

Задача уроков русского языка и литературного чтения  в начальной школе состоит в том, чтобы повысить уровень речевого развития школьников, усовершенствовать их коммуникативно-речевые умения и навыки. Источниками развития речи являются речевая среда, в которой воспитывается ребенок, произведения литературного творчества, окружающая действительность, специальное обучение родному языку и общение с произведениями разных видов искусства.

Особую роль в воспитании речевого развития играет работа с картиной как произведением живописи. (Слайд 3). «Картинка является могучим средством к                                                                 «развязыванию» языка детей». К.Д. Ушинский

При восприятии художественного образа произведений живописи (пейзаж, натюрморт, портрет или жанровая картина) происходит его осмысление, осознание. После этого ребенок может передать свои впечатления в высказывании. Причем эти высказывания могут передаваться в разных формах — описании, повествовании, рассуждении, т. е. происходит развитие словесного творчества школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. А в формировании словесного творчества ярко выступают вопросы развития образной речи.

Работа по картинам, как один из разнообразных видов работ по развитию речи, начинается с первых дней пребывания ребенка в школе и, постепенно осложняясь и углубляясь, продолжается на протяжении всего периода обучения.

Систематическая работа по развитию речи младших школьников, содержание которой строится на основе восприятия картин, может формировать у детей сложное учебное умение, объем которого включает в себя как наиболее общие коммуникативно-речевые умения, так и специальные, связанные именно с анализом живописного произведения.

(Слайд 4). Система работы с картиной на уроке.

Подготовка к первичному восприятию картины.

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия картины.

Возможные методические приемы: антиципация содержания картины по заголовку; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; слушание музыкального произведения; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве художника; знакомство с искусствоведческим текстом.

Проверка  первичного восприятия.

Цель: оценить качество самостоятельного восприятия картины; скорректировать задуманный учителем ход анализа картины.

Возможные методические приемы: самостоятельное или под руководством учителя рассматривание картины; анализ названия картины; самостоятельный анализ; выбор учащимися названия картины из предложенных учителем. Беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.

Мотивация к дальнейшему рассматриванию картины.

 Цель: пробудить интерес к дальнейшему рассматриванию, потребность в аналитической работе.

Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов: можно ли эту картину отправить на выставку за границу, для того чтобы другие люди могли представить нашу природу? Почему картина так называется? Сравнение двух произведений: литературного произведения и произведения живописи; произведения живописи и музыкального произведения.

Анализ картины.

Цель: углубить восприятие произведения, понять идею произведения.

Возможные методические приемы: детальное рассматривание элементов картины; определение микротем; озаглавливание. Подбор слов (синонимов, антонимов, других средств выразительности), позволяющих более точно представить тот или иной предмет, того или иного героя произведения.

Обобщение результатов анализа.

Цель: обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Возможные методические приемы: создание устного или письменного сочинения; создание текста по аналогии с искусствоведческим.

Рассматривая произведение живописи, учащиеся знакомятся с предметами, событиями, изображениями на нём, а значит и с новыми понятиями. При этом школьники подбирают новые слова и выражения, чтобы перевести содержание картины на словесный язык.

(Слайд 5). Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. В результате должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Система упражнений на основе восприятия произведений изобразительного искусства способствует развитию речи младших школьников, ставит учащихся в ситуацию многократного и вариантного применения полученных знаний и умений в различных связях и условиях. Упражнения формируют не только способность анализировать произведения изобразительного искусства, намеренно использовать различные средства речевой выразительности, конструирования текстов, но и требуют от учащихся решения разнообразных учебных задач, что обеспечивает интенсивную работу мышления, направленную на поиск путей и средств решения, активность и самостоятельность школьников.

(Слайд 6). Большую роль в развитии коммуникативно-речевых умений и навыков играют следующие упражнения:

1. Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.

2. Сравнение основного настроения картины и музыкального произведения с помощью словаря настроений.

3. Определение жанра картины.

4. Определение темы картины.

5. «Вхождение» в картину. Что бы вам захотелось сделать, совершить, если бы вы попали в эту картину?

6. Сравнение темы, основной мысли, изобразительных средств литературного произведения и картины. (Слайд 7). Сопоставьте стихотворение А.А. Прокофьева и картину В.М. Васнецова «Алёнушка». В чем сходство и различие поэтического образа?

7. Сравнение картин, контрастных по настроению  («Золотая осень» и «Поздняя осень» И.И. Левитана).

8. Сопоставление образов, созданных одним художником, но в разных картинах. (Образ сосны у  И.И. Шишкина).

9. Пластическое воплощение детьми (с помощью жестов,  позы,  мимики, движений) внешнего вида,  действий,  настроения героев литературного произведения,  аналогичных героям картины.

10. Придумывание своего названия картины.  Какие особенности картины помогли вам назвать ее именно так?

11. Выбор названия картины из нескольких заголовков.

Работа с интерактивным оборудованием на уроке развития речи способствует эмоционально-эстетическому развитию ребенка, формирует у него опыт полноценного восприятия произведений живописи.

(Слайд 8). Название картины не указано. Каждый ребёнок с помощью инструмента перемещения может придвинуть выбранное название к картине, поразмышлять, насколько оно соответствует тому, что изображено на полотне, отражает ли оно настроение, переданное художником. Выполнение задания требует от ребёнка внимательного взгляда на картину, поиска каких-то особенностей в том, что и как изображено на живописном полотне. Детям предоставлена свобода для проявления творческой активности. (В.Д. Поленов «Заросший пруд»)

12. Определение «звучания» картины. Какие звуки можно услышать при рассматривании этой картины?

13. Воспроизведение по памяти содержания картины.

14. Беседа по картине.

15. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием, их сравнение.

(Слайд 9). «Какого цвета зима?» - проблемный вопрос урока. Дети рассматривают картину И.Э. Грабаря «Февральская лазурь», которая отличается необычными для изображения зимы красками. Чтобы познакомить учеников с новыми цветами, научить видеть и различать оттенки цветов, создаётся цветовая палитра, которая отображается на интерактивной  доске. В ходе работы дети имеют возможность «придвигать» элементы палитры к картине, сравнивая цвета. Сопоставляя цвета, дети учатся вглядываться в картину, видеть и различать оттенки цвета. Опыт проведения данного урока показал, что многие дети не знают названия таких цветов, как «лазурный», «сапфировый», «коралловый», «жемчужный». Приём сопоставления цвета и его названия, (слайд 10) цвета и изделия из сапфира, коралла, жемчуга имеет большой обучающий и развивающий потенциал.

16. Работа со словарем настроений. (Слайд 11). И.И. Левитан «Март». (Слайд12). Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина? Какие чувства хотел выразить художник? Какие слова лишние?

17. Работа в группах.

Игра  «Оживи  картину»: класс делится  на творческие  группы  по 5- 6человек. Каждая группа получает задание изобразить живую картину по произведениям русских художников. В течение нескольких дней ребята готовят костюмы, реквизиты. Картину выбирают красочную, с элементами сюжета. Это могут быть «Аленушка», «Богатыри», «Опять двойка».

Игра – поиск «Найди героя по описанию»: класс делится на две группы. Первая группа получает задание дать описание героя картины, не называя, кто он и из какой картины. Вторая группа получает задание подобрать репродукции картин из числа тех, с которыми знакомились на уроках. Учащиеся первой группы читают описание, вторая группа должна показать картину и  рассказать о герое.

Работа над картиной В. Васнецова «Богатыри»:

1 группа: образ Ильи Муромца: внешний вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

2 группа: образ Добрыни Никитича: внешний  вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

3 группа: образ Алеши Поповича: внешний  вид, основные черты характера, положение среди богатырей, воинское снаряжение, богатырский конь.

4 группа: описание второстепенных предметов: сосенки и елочки, небо, тучи, хищная птица, ветер, поле и лес.

(Слайд 13). Упражнения на развитие познавательных УУД помогают  научиться воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевать действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач:

1. Работа с карточками синонимов. Прочитайте слова на карточке: художник, живописец, автор картины. Попробуйте составить предложения с этими словами. (Слайд 14). Подберите синонимы к словам, чтобы избежать повторений.

2. Подбор синонимов, выражающих определенные оттенки значения. Какие оттенки желтого цвета вы видите в осенней листве? Подберите к слову «желтый» близкие по значению слова.

3. Подбор слов по определенным микротемам. Подберите прилагательные и глаголы, которые помогут описать Серого волка. Выберите из предложений слова, раскрывающие образ Алёнушки, образ тёмного леса.

4. (Слайд 15).  Выборочное списывание. Выпишите из описания картины И.И. Левитана «Март» слова, характеризующие звуки весны. Разделите их на три столбика: имена существительные, имена прилагательные, глаголы. У имён существительных определите склонение, число, падеж.

ЗВУКИ    ВЕСНЫ

На картине И.И. Левитана «Март» передано состояние весенней природы. Мы можем здесь услышать радостно-тревожные звуки пробудившейся жизни. Поет звонкая, веселая капель. Тихонько шуршит снег, сползающий с крыши дома, согретого солнцем. На фоне нежно-голубого неба качаются и как бы шепчутся между собой тоненькие деревца.

Запись учащихся будет выглядеть следующим образом:

звуки      звонкая    поет

капель                    шуршит

                               шепчутся  

4. Объяснение значений слов с помощью различных приемов: а) определения, найденного в словаре, б) развернутого описания, в) включения слова в контекст, г) проведения морфемного, словообразовательного или этимологического анализа.

Кольчуга - старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.

Палица - старинное оружие, тяжелая дубинка с утолщенным концом.

Гусли - старинный струнный щипковый музыкальный инструмент (гусельный, гуслярный).

Шлем - старинный металлический воинский головной убор,

5. (Слайд 16). Выделение в предложении слов, употребленных в неточном или не свойственном им значении, и их замена.

6. (Слайд 17). Творческое списывание текста по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

Прилагательные можно подбирать как самостоятельно, так и пользуясь таблицей на доске. Все имена прилагательные, как имеющиеся в тексте-образце, так и вставленные учащимися, нужно подчеркнуть волнистой чертой, выделить в них окончание, определить их число и падеж. Особое внимание уделяется правописанию окончаний имён прилагательных, способам их проверки.

Алёнушка

На ___ камне около  ____ озера одиноко сидит Алёнушка и печально смотрит на воду. Ее ___   глаза широко открыты. Одежда ____, ____ ноги говорят о бедности девочки. _____ волосы в беспорядке рассыпались по плечам. ___ взгляд Алёнушки прикован к озеру, по которому медленно плавают ____ листья.

 

Творческое списывание текста по картине В.Д. Поленова «Московский дворик».

МОСКОВСКИЙ    ДВОРИК

Перед нами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик ».

Начало лета.  …  солнце освещает  …  дворик.  …  трава кажется  изумрудной. За кустами …  сирени почти скрыт барский дом. Вдали видны крыши  ...  домов.

Горят на солнце купола  …  церкви. Своим сиянием они усиливают ощущение зноя  … дня. Но пейзаж дополнен и другими образами. Идет с  …  ведром женщина. На  …  траве  играют  …  ребятишки. Ждет своего хозяина  …  лошаденка.

Картина привлекает нас чистотой и звучностью света, создает настроение покоя и тишины.

Во время проверки проводится подробный анализ предложений, дополненных именами прилагательными, рассматриваются все варианты, предложенные детьми, выбираются лучшие.

(Слайд 18). Упражнения для развития регулятивных УУД обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения:

1. Творческие и свободные диктанты, предполагающие дополнение речевого высказывания с помощью отсутствующих в тексте прилагательных или глаголов, а также предложений, составленных самими учащимися.

2. Творческие диктанты с определенным изменением текста-образца, например, заменой времени глагола, заменой некоторых слов на синонимы или антонимы.

3. Изложения на основе предварительного прогнозирования текста.

4. Словарные диктанты.

-Учитель диктует развернутое определение, учащиеся записывают одно слово, обозначающее данное понятие, например:

 

- Произведение  живописи.  (Картина)

- Изображение  человека  на  картине. (Портрет)

- Краски,  разводимые  водой. (Акварель)

- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. (Эскиз)

5. Переконструирование текстов-образцов.

6. Определение учащимися основных микротем картины, выявление ключевых  слов и словосочетаний и написание сочинения.

7. Прогнозирование возможного продолжения данного учителем начала сочинения, выбор лучших вариантов.

8. Прогнозирование начала сочинения по данному концу (развязке).

9. Работа над деформированными предложениями и текстами. Восстановление последовательности расположения частей.

10. Написание сочинения на основе модели определенного типа текста (повествования, описания, рассуждения).

11. Составление плана сочинения в нескольких вариантах.

12. Соотнесение картины с определённой частью рассказа.

13. (Слайд 19). Использование приема технологии  развития критического мышления – построение кластера.

Кластер - это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе означает «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

(Слайд 20). I этап. Центральное место на нашем уроке это картина А.А. Пластова «Первый снег».

II тап - Какие объекты мы выделили в картине?

Ш этап. Работа с каждым объектом.

- Для описания каждого объекта давайте подберем такие слова, которые помогли бы увидеть ярче, выразительнее картину (действия, признаки).

Выслушиваются варианты детей и постепенно открываются варианты подбора опорных слов для каждого объекта.

IV этап. Составление рассказа (устно) по кластеру.

(Слайд 21). Если мы захотим написать текст по картине, какого типа он должен быть? (текст-описание)

- По какой схеме составляется текст-описание?

V этап. Итог.

- Какой тип текста получился?

14. Игра «Цепочка».

Задача игры – усвоение искусствоведческих терминов. Все учащиеся рассаживаются в круг. В центре на столе раскладываются лицевой стороной вниз карточки с изученными терминами. На доске – репродукция картины. Учащиеся по очереди вынимают карточки, читают термин и составляют с ним предложения, учитывая особенности произведения. Каждый следующий участник должен постараться связать своё предложение с предыдущим.

15. Игра «Времена года».

На доску вывешиваются репродукции пейзажей. Предлагается послушать музыку и определить, к какой картине и к каким стихотворным строкам подходит эта музыка.

(Слайд 22). Развитие личностных УУД позволяют  формировать внутреннюю позицию обучающегося, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

1. Сочинения, где картина служит лишь одним из источников создания письменных высказываний на основе собственных наблюдений. Например,  «Осень - мое любимое время года».

2. Сочинение от имени одного из героев картины. Представь,  что ты один из героев картины.  Попробуй от его имени рассказать,  что происходит на картине.

3. Письмо от своего имени герою картины.

4. Описание героя картины, определение его характера на основе внешних признаков. Опишите героя картины. Как он одет? Как причесан? О чем говорят его поза и выражение лица? Попробуйте описать не только внешний вид героя, но и его характер.

5. Работа с «корреспондентским» блокнотом, с помощью которого могут объединяться различные виды упражнений и который в зависимости от основной цели и этапа работы над картиной можно использовать для:

-накапливания материала о художнике и картине до урока;

-накапливания материала во время урока;

-использования собранного материала во время написания сочинения.

Картины природы, замечательные пейзажи И.И. Левитана, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, А.А. Пластова  и других художников воспитывают чувство прекрасного, вырабатывают умение видеть, понимать и любить природу.

 (Слайд 23). Развитие речевых умений и навыков детей происходит не только на уроках русского языка и чтения, но и охватывает остальные учебные предметы школьной программы. Учащиеся могут знакомиться с картинами известных художников и в процессе внеурочной деятельности — при создании различных проектов, которые могут быть реализованы в рамках конференции, на выставках рисунков, при создании коллажей.

(Слайды 24-25). Работая с репродукциями картин В.М. Васнецова «Богатыри», В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М.Б. Грекова «Тачанка» и «Трубачи Первой Конной», В.Г. Пузырькова «Черноморцы» на примерах мужества, отваги и смелости людей, изображенных на картинах, можно воспитать у детей, любовь к Родине, готовность защищать ее с беззаветной преданностью.

(Слайд 26). Таким образом, для учащихся младших классов работа с картиной представляет собой достаточно эффективный прием в развитии речевой деятельности и формировании УУД, свойства и качества которых определяют эффективность образовательного процесса,  в частности  усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь – М., 1996.

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения – М., 1980

3.Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной  речи учащихся – М., 1991

4. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения, М., 1994

5. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М., 1986

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме "Растения и животные леса. Их охрана"

Тип урока: урок изучения нового материала, комбинированный. Продолжительность: 1урок – 45 минут. Класс: 4. Технологии: проблемное обучение на основе материалов мультимедийной презентации в PowerPoi...

Конспект урока по предмету развитие речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Тема: Дикие животные: медведь и еж.

Тип урока: комбинированный. Цель: уточнить и расширить представление детей о диких животных на основе знакомства с медведем. Цели и адачи: Коррекционно - обучающая: 1.    Уточнить и...

Развития речи на основе знакомства с окружающим миром.

Развития речи на основе знакомства с окружающим миром. Тема:Смена времен года. Деревья осенью.Цель:Актуализация знаний, умений и навыков....

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»

«Творческое развитие учащихся на уроках развития речи на основе сочинений миниатюр»...

Дифференцированная работа на уроках развития речи в процессе восприятия наглядности.

Мероприятия проводились педагогом- психологом и учителем класса. Диагностика восприятия наглядности на уроках развития речи....

Презентация "Развитие речи. Обучающее изложение по произведению И. Тургенева »

Развитие речи.Обучающее изложениепо произведению И. Тургенева(4 класс, уч. стр.23, упр.31)УМК «Школа России»...