Разработка урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Методический материал
«Теории развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий на уроке русского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в условиях обновления образования (3 класс) Программа ХХI век | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Второстепенные члены предложения»
Класс - 3, предмет: русский язык, количество часов – 4
Цель изучения темы: учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению отзыва о прочитанном произведении на основе:
Представления (знания)
- о второстепенных членах предложения, их видах;
Понимания:
- различия второстепенных членов;
- их роли в русском языке;
Умения:
- вычленять словосочетания из предложения;
- представлять информацию в виде сравнительной таблицы, придумывать и записывать предложения, соответствующие схемам.
Планируемый результат освоения темы
Личностный:
- проявлять интерес к учебной теме ;
- проявлять уважительное отношение к иному мнению;
- проявлять желание к самооценке.
Метапредметный Познавательные умения:
- восстанавливать «информационную конструкцию»;
- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
- переводить информацию в другую форму;
- умение аргументировать.
Регулятивные умения:
- принимать и сохранять учебное задание;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
- выполнять взаимооценку учебного задания;
- осуществлять взаимный контроль
Коммуникативные умения:
- адекватно взаимодействовать с партнером (при работе в паре);
- проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;
- учитывать позицию собеседника;
- формулировать собственное мнение, задавать вопросы, обращаться за помощью, строить понятные для партнера высказывания;
Предметные умения:
- Вычленять из предложения словосочетания;
- ставить вопросы от главного слова к зависимому;
- находить грамматическую основу;
- различать виды второстепенных членов;
- находить второстепенные члены и правильно их подчеркивать;
- определять, какими членами в предложении являются слова; распространять предложения второстепенными членами, соотносить предложения со схемами,
- составлять сравнительную таблицу по теме: «Второстепенные члены предложения»
Содержание темы
Блок 1. Второстепенные члены предложения
Блок 2. Обстоятельство
Блок 3. Определение
Блок 4. Дополнение
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы
Термины и понятия по теме - в результате освоения темы учащиеся должны знать значения слов:
- предложения распространенные и нераспространенные
- второстепенные члены предложения
- грамматическая основа предложения
- обстоятельство
- определение
- дополнение
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи с литературным чтением
Ресурсы:
- учебник «Русский язык» 3 класс, часть 1, С.В. Иванов, А.О.Евдокимова
- тетради на печатной основе – «Пишем грамотно» - часть 1, часть 2
Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание.
- Дети, какие интересные книги вы прочитали летом?
- Сережа рассказал о своей любимой книге так:
В книге А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» говорится о том, как мальчик по имени Буратино хотел найти ключик от двери, которая вела в театр. Ведь Буратино и его друзьям нужен театр, чтобы ставить спектакли.
- Давайте поможем Сереже улучшить свой отзыв.
- Но чтобы достичь своей цели, необходимо изучить новую тему.
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)
Блок 1.Тема: Второстепенные члены предложения
Содержание блока осваивается школьниками на основе урока учебника – стр. 82 - в соответствии с данной структурой:
- Главные члены предложения
- Второстепенные члены предложения
- Роль второстепенных членов в предложении
- На основе урока 34 учебника
Задание 1 (З)
Найди главные члены в предложении:
В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями.
Задание 2 (П)
Объясни, для чего нужны другие слова? Как они называются?
Задание 3 (У)
Придумай свое предложение, в котором кроме главных членов есть и второстепенные. Запиши.
Задание 4 (З)
Прочитай. Дополни предложения, используя слова для справок.
Выпал снег. Березы стоят. Шелестит листва.
Слова для справок: грустные, у дома, пушистый, молодая, вчера, весело.
Задание 5 (З)
Сравни данные предложения с теми, которые у тебя получились. Назови предложения, в которых содержится более полная информация.
Задание 6 (П)
Обобщи, сделай вывод о роли второстепенных членов предложения.
Задание 7 (У)
Выпиши из каждого предложения словосочетания с главными и второстепенными членами предложения, задай вопросы.
Блок 2. Тема: Обстоятельство
Содержание блока осваивается на основе урока учебника в соответствии с данной структурой:
- Какой второстепенный член называется обстоятельством.
- Что обозначает, на какие вопросы отвечает.
На основе урока 35 учебника
Задание 1. (З)
Рубрика «Давай подумаем»
- Сравни предложения. Назови предложение, в котором содержится самая полная и точная информация.
Дети вернулись домой. Дети вернулись домой из похода. Дети вернулись домой из похода вечером.
Задание 2. (П)
- Объясни, на какие вопросы отвечают выделенные слова, что обозначают.
Задание 3. (П)
- Сделай вывод о том, как называются такие второстепенные члены предложения.
Задание 4 (У)
- Сформулируй определение понятия «Обстоятельство» по плану:
1.На какие вопросы отвечает.
2. Что обозначает.
3. Роль в предложении.
Задание 5. (З) упр.5,с.89
- Прочитай. Найди предложения, в которых есть обстоятельства.
Задание 6. (П)
- Докажи, что найденные тобой члены – обстоятельства.
Задание 7. (У)
- Выпиши из предложений сочетания сказуемых с обстоятельствами. Письменно задай вопросы.
Блок 3. Тема: Определение
Содержание блока осваивается на основе учебника – урока 39.
Задание 1 (З) Рубрика «Давай подумаем»
- Прочитай предложения. Найди известные тебе члены предложения.
Задание 2(П)
- Выскажи мнение, на какие вопросы отвечают остальные члены предложения? Как называются?
Задание 3 (У)
- Сформулируй определение понятия «Определение как второстепенный член предложения» по плану:
- На какие вопросы отвечает.
- Что обозначает.
- Роль в предложении.
Задание 4(З) упр.4,с.97
- Прочитай слова. Найди среди них те, которые отвечают на вопросы определения.
Задание 5 (П)
- Объясни свой выбор.
Задание 6 (У)
- Составь и запиши предложения с данными словами. Письменно задай вопросы к определениям.
Задание 7 (З) упр.5,с.97-98
- Прочитай текст. Назови, сколько в нем предложений.
Задание 8 (П)
- Обоснуй свое мнение: интересно ли читать этот текст? Почему?
Задание 9 (У)
- Усовершенствуй данный текст, чтобы он стал более точным, красочным, ярким.
Блок 4. Тема: Дополнение
Содержание блока усваивается на основе учебника- урока 44
Задание 1 (З) Рубрика «Давай подумаем» -стр.105
- Прочитай предложения. Подумай, все ли тебе понятно?
Задание 2 (П)
- Обоснуй свое мнение: почему предложения непонятны?
Задание 3 (У)
- Дополни предложения так, чтобы информация была более полной, точной.
Задание 4 (З) Стр. 106, упр.1
- Прочитай . Определи, к какому члену предложения задается вопрос – главному или второстепенному?
Задание 5 (З)
- Сравни падежные вопросы (см.памятку) с вопросами к членам предложения в упр.1.
Задание 6 (П)
- Какой вывод можно сделать?
Задание 7 (У)
- Ответь письменно на вопросы, используя слова для справок.
Задание 8 (З) Упр.2 – с.106
- Прочитай слова. Найди среди них только такие, от которых можно задать падежные вопросы.
Задание 9 (П)
- Сделай вывод: если бы эти слова были включены в предложения, то каким членом предложения они бы были?
Задание 10 (У)
Составь и запиши с данными словами предложения.
Задание 11 (З)
- Прочитай рубрику «Тайны языка» и найди ответы на вопросы:
- На какие вопросы отвечает дополнение?
- Что обозначает?
Задание 12 (П)
Сделай вывод: Каким членом предложения являются выписанные тобой слова? Объясни.
Задание 13 (У)
Найди и выпиши среди вопросов те, на которые отвечает дополнение.
Где? Что? Делал? Чему? Куда? Какой? Кому? Зачем? Что? Кем? Кого? Какие? Чем? Чего? Как? О ком? Каков? О чем?
Блок Д. Диагностика освоения содержания темы
Представьте информацию о второстепенных членах предложения в виде таблицы:
Второст.члены Вопросы Что обозначают Как подчеркиваются
1.Обстоятельство
2.Определение
3.Дополнение
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Задание А (информативный уровень)
Помогите Сереже улучшить отзыв, добавив второстепенные члены предложения:
В книге А.Н.Толстого «Золотой ключик» говорится о том, как _______ мальчик по имени Буратино хотел найти _______ ключик от ________,
которая вела в _______ театр. Ведь Буратино и ___________ нужен
_______ , чтобы ставить _________ спектакли.
Задание Б (импровизационный уровень)
Составьте отзыв о любом прочитанном произведении по плану:
- Название произведения.
- Главный герой произведения.
- Описание главного героя.
- Свое отношение к герою.
Задание В (эвристический уровень)
Составьте отзыв о прочитанном произведении, используя как можно больше определений.
IV этап. Рефлексивная деятельность
Задание 1 (самоанализ)
Поставьте знак « +» рядом с теми заданиями, которые у вас хорошо получились;
значок «?» - рядом с заданиями, которые вызвали трудности.
Задание 2 (самооценка)
Оцените свою работу. Выберите предложения или продолжите:
На уроке я был внимательным и _______________________.
Я был недостаточно внимателен, так как ________________.
Я умею легко находить второстепенные члены в предложении и задавать вопросы к ним.
Пока мне трудно находить второстепенные члены в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"
Урок представляет собой мини-исследование традиций и обычаев русского народа. На материале публицистических статей учащиеся полу...
Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».
Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...
Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.
Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...
Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".
Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...
презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.
Тема: Главные члены предложенияЦель урока: введение понятия «подлежащее» и «сказуемое»; отработка алгоритма поиска главных...