Разработка урока русского языка по теме "Второстепенные члены предложения" (3 класс)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Циома Елена Николаевна

 

 

Методический материал 

  «Теории развития информационно-интеллектуальной компетентности школьников посредством развивающей системы учебных заданий на уроке русского языка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Второстепенные члены предложения»

     Класс - 3,   предмет: русский язык,   количество часов – 4

Цель изучения темы: учащиеся овладеют способностью использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности по составлению отзыва о прочитанном произведении на основе:

 Представления  (знания)

  • о второстепенных членах предложения, их видах;     

 Понимания:  

  •  различия второстепенных членов;
  • их роли в русском языке;

 Умения:

  • вычленять словосочетания из предложения;
  • представлять информацию в виде сравнительной таблицы, придумывать и записывать  предложения, соответствующие схемам.

                 Планируемый результат освоения темы

Личностный:

  • проявлять интерес к учебной теме ;
  • проявлять уважительное отношение к иному мнению;
  • проявлять желание к самооценке.

Метапредметный                    Познавательные умения:

  • восстанавливать «информационную конструкцию»;
  • осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;
  • переводить информацию в другую форму;
  • умение аргументировать.

       

  Регулятивные умения:

  • принимать и сохранять учебное задание;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном;
  • выполнять взаимооценку учебного задания;
  • осуществлять взаимный контроль

Коммуникативные умения:

  • адекватно взаимодействовать с партнером (при работе в паре);
  • проявлять активность во взаимодействии при решении познавательных задач;
  • учитывать позицию собеседника;
  • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, обращаться за   помощью, строить понятные для партнера высказывания;

Предметные умения:

  • Вычленять из предложения словосочетания;
  • ставить вопросы от главного слова к зависимому;
  • находить грамматическую основу;
  • различать виды второстепенных членов;
  • находить второстепенные члены и  правильно их подчеркивать;
  • определять, какими членами  в предложении являются слова;  распространять предложения второстепенными членами, соотносить предложения со схемами,
  • составлять сравнительную таблицу  по теме: «Второстепенные члены предложения»

                         Содержание темы

Блок 1. Второстепенные члены предложения

Блок 2. Обстоятельство

Блок 3. Определение

Блок 4. Дополнение

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Термины и понятия по теме -  в результате освоения темы учащиеся должны знать значения слов:

-  предложения распространенные и нераспространенные

-  второстепенные члены предложения

-  грамматическая основа предложения

-  обстоятельство

-  определение

-  дополнение

    Организация образовательного пространства

Межпредметные  связи с литературным чтением

Ресурсы:

-  учебник «Русский язык»  3 класс, часть 1, С.В. Иванов, А.О.Евдокимова

-  тетради на печатной основе – «Пишем грамотно» - часть 1, часть 2

Формы работы школьников: индивидуальная, парная, групповая.

                              Учебные задания

         I этап.  Самоопределение к деятельности

           Ситуативное задание.

- Дети, какие интересные книги вы прочитали летом?

- Сережа   рассказал о своей любимой книге так:

В книге А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» говорится о том, как мальчик по имени Буратино хотел найти ключик от двери, которая вела в театр. Ведь Буратино и его друзьям нужен театр, чтобы ставить спектакли.

- Давайте поможем Сереже улучшить свой отзыв.        

           - Но чтобы достичь своей цели, необходимо изучить  новую тему.

        II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

               Блок 1.Тема: Второстепенные члены предложения

Содержание блока осваивается школьниками на основе  урока   учебника – стр. 82  -  в соответствии с данной структурой:

  1. Главные члены предложения
  2. Второстепенные члены предложения
  3. Роль второстепенных членов в предложении

  1. На основе урока  34    учебника

Задание 1 (З)

Найди главные члены в предложении:

В лесу проворные ежи шуршали сухими листьями.

Задание 2 (П)

Объясни, для чего нужны другие слова? Как они называются?

Задание 3 (У)

Придумай свое предложение, в котором кроме главных членов есть и второстепенные. Запиши.

Задание 4 (З)

Прочитай. Дополни предложения, используя слова для справок.

 Выпал снег.  Березы стоят. Шелестит листва.

Слова для справок: грустные, у дома, пушистый, молодая, вчера, весело.

Задание 5 (З)

Сравни данные предложения с теми, которые у тебя получились. Назови предложения, в которых содержится более полная информация.

Задание 6 (П)

Обобщи, сделай вывод о роли второстепенных членов предложения.

Задание 7 (У)

Выпиши из каждого предложения словосочетания с главными и второстепенными членами предложения, задай вопросы.

          Блок 2. Тема: Обстоятельство

 Содержание блока осваивается на основе урока    учебника  в соответствии с данной структурой:

  1. Какой второстепенный член называется обстоятельством.
  2. Что обозначает, на какие вопросы отвечает.

На основе урока  35 учебника                              

Задание 1. (З) 

Рубрика «Давай подумаем»

- Сравни предложения. Назови предложение, в котором содержится самая полная и точная информация.

Дети вернулись домой. Дети вернулись домой из похода. Дети вернулись домой из похода вечером. 

Задание 2. (П)

- Объясни, на какие вопросы отвечают выделенные слова, что обозначают.

Задание 3. (П)

- Сделай вывод о том, как называются такие второстепенные члены предложения.

Задание 4 (У)

- Сформулируй определение понятия «Обстоятельство» по плану:

1.На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает.

3. Роль в предложении.

Задание 5. (З)  упр.5,с.89

- Прочитай. Найди предложения, в которых есть обстоятельства.

Задание 6. (П)

- Докажи, что найденные тобой члены – обстоятельства.

Задание 7. (У)

- Выпиши из предложений сочетания сказуемых с обстоятельствами. Письменно задай вопросы.

        

                      Блок 3.  Тема: Определение                                 

 Содержание блока осваивается на основе учебника – урока 39.                                

Задание 1 (З)   Рубрика «Давай подумаем»

- Прочитай предложения. Найди известные тебе члены предложения.

Задание 2(П)

- Выскажи мнение, на какие вопросы отвечают остальные члены предложения? Как называются?

Задание 3 (У)  

- Сформулируй определение понятия «Определение как второстепенный член предложения» по плану:

  1. На какие вопросы отвечает.
  2. Что обозначает.
  3. Роль в предложении.

Задание 4(З)  упр.4,с.97

- Прочитай слова. Найди среди них те, которые отвечают на вопросы определения.

Задание 5 (П)

- Объясни свой выбор.

Задание 6 (У)

- Составь и запиши предложения с данными словами. Письменно задай    вопросы к определениям.

Задание 7 (З) упр.5,с.97-98

- Прочитай  текст. Назови, сколько в нем предложений.

Задание 8 (П)

- Обоснуй свое мнение: интересно ли читать этот текст? Почему?

Задание 9 (У)

- Усовершенствуй данный текст, чтобы он стал более точным, красочным, ярким.

                      Блок 4. Тема: Дополнение   

Содержание блока усваивается на основе учебника- урока 44                        

 Задание 1 (З)  Рубрика «Давай подумаем» -стр.105

- Прочитай предложения. Подумай, все ли тебе понятно?

Задание 2 (П)

-  Обоснуй свое мнение: почему предложения непонятны?

Задание 3 (У)

- Дополни предложения так, чтобы информация была более полной, точной.

Задание 4 (З)  Стр. 106, упр.1

- Прочитай . Определи, к какому члену предложения задается вопрос – главному или второстепенному?

Задание 5  (З)

- Сравни падежные вопросы (см.памятку) с вопросами к членам предложения в упр.1.

Задание 6 (П)

- Какой вывод можно сделать?

Задание 7 (У)

- Ответь письменно на вопросы, используя слова для справок.

Задание 8 (З)  Упр.2 – с.106

- Прочитай слова. Найди среди них  только такие, от которых можно задать падежные вопросы.

Задание 9 (П)  

- Сделай вывод: если бы эти слова были включены в предложения, то каким членом предложения они бы были?

Задание 10 (У)

Составь и запиши с данными словами предложения.

Задание 11 (З)

- Прочитай рубрику «Тайны языка»  и найди ответы на вопросы:

  1. На какие вопросы отвечает дополнение?
  2. Что обозначает?

Задание 12 (П)

Сделай вывод: Каким членом предложения являются выписанные тобой слова? Объясни.

Задание 13 (У)

Найди и выпиши среди вопросов те, на которые отвечает дополнение.

Где? Что? Делал? Чему? Куда? Какой? Кому? Зачем? Что? Кем? Кого? Какие? Чем? Чего? Как? О ком? Каков? О чем?

            Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Представьте информацию о второстепенных членах предложения в виде таблицы:

 Второст.члены             Вопросы       Что обозначают      Как подчеркиваются

1.Обстоятельство

2.Определение

3.Дополнение

    III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание А (информативный уровень)

Помогите Сереже улучшить отзыв, добавив второстепенные члены предложения:

В книге А.Н.Толстого «Золотой ключик» говорится о том, как _______ мальчик по имени Буратино хотел найти _______ ключик  от ________,

которая вела в _______ театр. Ведь Буратино и ___________ нужен

  _______ , чтобы ставить _________ спектакли.

Задание Б (импровизационный уровень)

Составьте отзыв о любом прочитанном произведении по плану:

  1. Название произведения.
  2. Главный герой произведения.
  3. Описание главного героя.
  4. Свое отношение к герою.

 

Задание В (эвристический уровень)

Составьте отзыв о прочитанном произведении, используя как можно больше определений.

             IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1 (самоанализ)

Поставьте знак  « +»  рядом с теми заданиями, которые у вас хорошо получились;

значок    «?» - рядом с заданиями, которые вызвали трудности.

Задание 2 (самооценка)

Оцените свою работу. Выберите  предложения или продолжите:

На уроке я был внимательным и _______________________.

Я был недостаточно внимателен, так как ________________.

Я умею легко находить второстепенные члены в предложении  и задавать вопросы к ним.

Пока мне трудно находить второстепенные члены в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...

Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

Методическая разработка урока русского языка: обучение грамоте в 1 классе по теме : «Строчная и заглавная буквы О,о».

Урок разработан на основе учебно-методического комплекта «Школа России». Тип урока- изучение нового материала. В процессе урока использованы шаблоны, позволяющие активно вовлечь обучающихся в тв...

Урок русского языка Тема: Однородные члены предложения.

Урок русского языка по теме Однородные члены предложения. Урок посвящён Дню пожилых людей...

Технологическая карта урока русского языка.Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными интонацией перечисления».УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: дать представление о видах связи однородных членов предложения; познакомить с правилом постановки запятой между однородными членами.Планируемые результатыПредметные:знать: п...

презентация к уроку русского языка. Тема: Главные члены предложения.

Тема:  Главные члены предложенияЦель  урока: введение  понятия «подлежащее»  и «сказуемое»; отработка  алгоритма  поиска  главных...