Опасности письма
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока : «Опасности письма» на месте безударных гласных.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, письма.
- Прочитайте название урока. «Опасности письма» на месте безударных гласных.
- И скажите, о каких опасностях письма вы уже давно знаете? Посмотрите в памятку. Кто догадался, о чем сегодня будем говорить?(о безуд. гласных)
- Какая цель нашего урока? (А какие же опасности письма есть
- Понаблюдаем, есть ли такие гласные в словах, которые будем сейчас писать.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запись под диктовку слов: лес, лист, шар, сок.
(ударные гласные звуки чаще всего указывают на свою букву, им при письме можно доверять
- Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?
«Несет меня Лиса за темные леса!»
- Кот, петух и лиса.
- Лиса утащила Петуха, и он кричит об этом Коту.
– Давайте хором произнесем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. лиса, леса.
– Что в них интересного? Они одинаково произносятся.
- А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? Они называют разное: животное и много деревьев.
- Послушайте еще раз слово лиса.
- Можете ли вы точно сказать: я назвала животное или деревья?
- Может быть – одно, а может быть – другое. Слова звучат одинаково.
- А хотите узнать секрет языка? Я предлагаю вам сегодня на уроке побыть в роли исследователей?
- А что такое исследование ? (это познание неизвестного)
- А кто такие исследователи?(те, кто проводит исследование)
физминутка
- А чтобы узнать новое, что для этого нужно?
- Еще какие-то знания и умения нам нужны?
- Ну что исследователи, хотите проверить, что вы уже знаете и умеете?
- Давайте составим зв. схемы этих слов.( в прописи)
- Назовите первый гласный звук в слове леса – названии животного. Какой это звук? Безударный гласный [и].
(Учитель берет в руки карточку этого звука.)
- Назовите первый гласный звук во втором слове [л’иса] Какой он? (Такой же, безударный гласный [и].)
Учитель берет такую же вторую карточку.
- Что вы скажете о первых гласных звуках в этих словах?
(Они одинаковые.)
- Могу я показать этот вывод вот так?
Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску. Появляется начало будущей схемы:
– А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала – название животного.
Открывается первая запись на доске: лиса. Второе слово пока закрыто.
– Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]? Буквой и.
- Покажем это в схеме.
Учитель берет из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему.
На доске:
– Читаем второе слово.
Оно открывается: леса.
– Какая в нем буква на месте звука [и]? Буква е.
- Покажем это в схеме.
Запись на доске дополняется.
– Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме? Буквами и или е.
- Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы –и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? Нет.
- Почему? Можно не ту букву написать...
- А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем не сказали?
Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.
– Ударный он или безударный? (Безударный.)
- Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять? Безударному.
- А кто сделает вывод?
месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место».
Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный.
-Надо под ним поставить точку.
-Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах.
Схема дополняется «маячками», лучше красными.
На доске:
– Настало время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой?
- Что этот гласный безударный.
- А что еще теперь будет обозначать такая точка?
( Что на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Что нельзя писать, как слышишь.
-круги
- Как же нам в слове найти опасные места?
-Как будем действовать?
Памятка.
- А теперь посмотрите, какой безударный гласный звук в словах леса и листы? (И)
-Скажите, а какой буквой он обозначен в слове леса?
-А в слове листы?
- Подведем итог нашей работы.
- Что нового узнали? Чему научились?
- Какие задания было интересно выполнять?
- Какие задания были трудными?
- Над чем бы еще хотели поработать?
- Что должны с урока запомнить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных
Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....
презентация на тему: "Опасности письма". Закрепление
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония" :"Опасности письма". Закрепление....
Опасности письма. Закрепление.
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония":"Опасности письма". Закрепление....
Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.
Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока фо...
"Ещё об одной опасности письма"
Конспект урока русского языка. УМК "Гармония", 3 класс....
"Ещё об одной опасности письма" (презентация)
Презентация к уроку русского языка по программе Соловейчик (УМК "Гармония")....
Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".
Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....