Опасности письма
план-конспект урока по русскому языку на тему

Ермолова Оксана Ивановна

Урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opasnosti_pisma.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Опасности письма» на месте безударных гласных.

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, письма.

- Прочитайте название урока.  «Опасности письма» на месте безударных гласных.

-  И скажите, о каких опасностях письма вы уже давно знаете?  Посмотрите в памятку. Кто догадался, о чем сегодня будем говорить?(о безуд. гласных)

- Какая цель нашего урока? (А какие же опасности письма есть

- Понаблюдаем, есть ли такие гласные в словах, которые будем сейчас писать.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запись под диктовку слов: лес, лист, шар, сок.

(ударные гласные звуки чаще всего указывают на  свою букву, им при письме можно доверять

 - Из какой сказки и чьи слова я сейчас скажу?

 «Несет меня Лиса за темные леса!»

- Кот, петух и лиса.

- Лиса утащила Петуха, и он кричит об этом Коту.

– Давайте хором произнесем это предложение. Послушайте себя и найдите два интересных слова. лиса, леса.

– Что в них интересного? Они одинаково произносятся.

- А как вы докажете, что это два разных слова, а не одно и то же? Они называют разное: животное и много деревьев.

-  Послушайте еще раз слово лиса. 

- Можете ли вы точно сказать: я назвала животное или деревья?

-  Может быть – одно, а может быть – другое. Слова звучат одинаково.

- А хотите узнать секрет языка? Я предлагаю вам сегодня на уроке побыть в роли исследователей?

- А что такое исследование ? (это познание неизвестного)

- А кто такие исследователи?(те, кто проводит исследование)

физминутка

- А чтобы узнать новое, что для этого нужно?

- Еще какие-то знания и умения нам нужны?

- Ну что исследователи, хотите проверить, что вы уже знаете и умеете?

- Давайте составим зв. схемы этих слов.( в прописи)

- Назовите первый гласный звук в слове леса – названии животного. Какой это звук? Безударный гласный [и].

(Учитель берет в руки карточку этого звука.)

- Назовите первый гласный звук во втором слове [л’иса] Какой он? (Такой же, безударный гласный [и].)

Учитель берет такую же вторую карточку.

- Что вы скажете о первых гласных звуках в этих словах?

(Они одинаковые.)

-  Могу я показать этот вывод вот так?

Учитель накладывает карточки друг на друга и помещает на доску. Появляется начало будущей схемы:

http://nsc.1september.ru/2006/18/1.gif

– А теперь посмотрим, как пишутся эти слова. Сначала – название животного.

Открывается первая запись на доске: лиса. Второе слово пока закрыто.

– Прочитайте слово. Какой буквой обозначен в нем звук [и]? Буквой и.

- Покажем это в схеме.

Учитель берет из разрезной азбуки карточку с нужной буквой и подставляет в схему.

На доске:

http://nsc.1september.ru/2006/18/2.gif

– Читаем второе слово.

Оно открывается: леса.

– Какая в нем буква на месте звука [и]?  Буква е.

- Покажем это в схеме.

Запись на доске дополняется.

http://nsc.1september.ru/2006/18/3.gif

– Посмотрите на схему и скажите: какими же буквами может обозначаться звук [и] при письме? Буквами и или е.

- Смотрите, какой хитрый звук [и]: он может за себя на «письменную работу» посылать разные буквы –и или е. Как вы считаете, можно ли при письме доверять такому звуку и писать, как слышишь? Нет.

- Почему? Можно не ту букву написать...

-  А какому же это такому звуку [и] нельзя доверять? Что мы о нем не сказали?

Учитель привлекает внимание детей к звуковой схеме слов, где стоит ударение.

– Ударный он или безударный? (Безударный.)

- Так какому же звуку [и] при письме нельзя доверять? Безударному.

- А кто сделает вывод?

месте безударного гласного звука [и] при письме есть опасность выбрать не ту букву. А напишешь не ту букву – получится другое слово или оно совсем исчезнет, станет «ненастоящим». Вот почему безударный гласный звук при письме – это «опасное место».
Давайте покажем вывод в нашей схеме. Напомните, как обозначить, что звук, о котором мы говорим, безударный.

-Надо под ним поставить точку.

-Правильно, я ставлю точку. Не кажется ли вам, что она похожа на маячок или сигнал светофора, который указывает: на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность»? (Ребята соглашаются.) Но тогда покажем «опасности» письма еще и под буквами безударных гласных в записанных словах.

Схема дополняется «маячками», лучше красными.

На доске:

http://nsc.1september.ru/2006/18/4.gif

– Настало время открыть главный секрет урока. Что мы раньше показывали точкой под значком гласного звука или его буквой?

-  Что этот гласный безударный.

- А что еще теперь будет обозначать такая точка?

( Что на месте безударного гласного звука при письме есть «опасность». Что безударному гласному, когда пишешь, нельзя доверять. Что нельзя писать, как слышишь.

-круги

- Как же нам в слове найти опасные места?

-Как будем действовать?

Памятка.

- А теперь посмотрите, какой безударный гласный звук в словах  леса и листы? (И)

-Скажите, а какой буквой он обозначен в слове леса?

-А в слове листы?

- Подведем итог нашей работы.

- Что нового узнали? Чему научились?

- Какие задания было интересно выполнять?

- Какие задания были трудными?

- Над чем бы еще хотели поработать?

- Что должны с урока запомнить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....

презентация на тему: "Опасности письма". Закрепление

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю"  М.С Соловейчик  УМК "Гармония" :"Опасности письма". Закрепление....

Опасности письма. Закрепление.

Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония":"Опасности письма". Закрепление....

Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.

Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока  фо...

"Ещё об одной опасности письма"

Конспект урока русского языка. УМК "Гармония", 3 класс....

"Ещё об одной опасности письма" (презентация)

Презентация к уроку русского языка по программе Соловейчик (УМК "Гармония")....

Конспект урока русского языка. 2 класс. УМК "Гармония". Тема "Новое об известных опасностях письма. Удвоенные согласные".

Урок с использованием технологической карты и рейтинго-накопительной системы оценивания результатов собственной деятельности уч-ся....