урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Иващенко Марина Евгеньевна

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного  формирования умственных действий

Урок обучения грамоте в 1 классе, учитель: Иващенко Марина Евгеньевна

Тема: «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)

Цель: формировать умения учащихся в построении логической цепи рассуждения при нахождении «опасного места» для парных по глухости-звонкости согласных; учить детей видеть «опасные места» для парных по глухости-звонкости согласных; учить  анализировать и сопоставлять звуковые  модели, учить наблюдать, доказывать и делать умозаключения и выводы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

Целеполагание.

Сегодня на уроке мы будем учиться видеть «опасные места»; анализировать звуковые схемы, сравнивать звуки и буквы.

Для чего нам нужно уметь видеть «опасные места»?

Принятие цели

Предположения учащихся

Цель: УУД + предметные действия

Мотивация

действие ещё не выполняется, оно только подготавливается;

знакомство с действием и условиями его выполнения;

осмысливание целей действия, его объекта, системы ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие; составление схемы ориентировочной основы действия

Учебная задача: Будем учиться анализировать схему.

        з

                                 

                    с

 Что вы можете сказать про эту схему?

 Теперь посмотрите на эту схему.

 Сравните их.             з

                                   с

Учащиеся анализируют схему

Ориентировочная основа действия

осмысливание целей действия, его объекта, системы ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие;

составление схемы ориентировочной основы действия;

Раскрытие содержания ориентировочной основы действия, анализируя основы его выполнения, используя ранее сформированные действия;

составление ориентировочной основы нового действия: (обучаемый составляет план действия (решения задачи), определяет порядок его выполнения, состав и последовательность операций).

УУД: анализ объектов  с целью выделения признаков

Что значит сравнить? (найти общее и отличие)

        

Что вы можете сказать про эти схемы? Почему здесь показаны две буквы? Давайте попробуем рассуждать.

Учащиеся сравнивают схемы, делают свои предположения

Действие в материализованной форме

действие выполняется в материальной форме с развёртыванием всех входящих в него операций (выполняемые операции полезно проговаривать, формулировать в речи всё, что выполняется практически).

УУД: выбор оснований и критериев для сравнения

Что можно сказать про эту (2) схему?

Почему здесь две буквы?

Почему это «опасное место»? Что такое «опасное место»? Проверим ваши предположения. Как мы будем рассуждать? (по алгоритму)

Что значит рассуждать по алгоритму? (будем работать последовательно, по шагам)

АЛГОРИТМ

1 шаг - прочитать слово

2 шаг - выделить последний звук (услышать)

3 шаг - и определить: если он согласный парный, то он является «опасным местом».

Какую задачу ставили перед собой на данном этапе урока?

Кто легко сумел справиться с этой задачей? Кто затруднялся? Почему?

Самоконтроль и самооценка: работа с «Линией Успеха»

Учебная задача: Будем анализировать слова и находить «опасные места» для парных по глухости-звонкости согласных

(Предлагаются для чтения слова: АНАНАС, КЕКС, МОРС, АРБУЗ, НОС)

Прочитайте слова. Что скажете про эти слова? Разбейте их на группы. Как мы их сравним?

Мотивация: Что для этого важно?

Почему я предложила для анализа эти слова? Какой вывод можем сделать? Что мы знаем про «опасные места»?

Что такое «опасное место»? (остановиться, задуматься)

Что нужно делать, чтобы увидеть «опасные места» на месте согласных?

Какую задачу ставили  на данном этапе?

Самоконтроль и самооценка

Прочитайте предложение.

Что можете сказать?

СИДИТ ДЕ

ВО СТО ШУБ ОДЕ

Можем ли мы сразу поставить нужную букву?  Как мы рассуждаем, чтобы не допустить ошибку? Какую букву можно вставить? Как вы думаете, для чего нам надо видеть «опасные места»? Где нам это пригодиться? Какой вывод сделаем? Какую учебную задачу ставили? Оцените себя по шкале.

Самоконтроль и самооценка.

Прочитайте слова: ЗУ             СУ

 Можем ли мы сразу вставить нужную букву? Почему? Каким звукам ещё нельзя доверять? Какую учебную задачу ставили?

Самоконтроль и самооценка: работа с «Линией Успеха»

Рассуждают

Проверяют предположения

Дети действуют по алгоритму

Учатся рассуждать по алгоритму

Принимают учебную задачу

Дети оценивают данный этап работы на шкале

Учащиеся находят  в словах «опасное место» для парных по глухости-звонкости согласных, делают свои выводы

Учатся рассуждать

Принимают учебную задачу.

Дети оценивают данный этап работы на шкале

Дети анализируют слова в предложении, делают выводы

Учатся рассуждать

Дети оценивают данный этап работы на шкале

Принимают учебную задачу

Действие в громкой речи (выполнение реальных действий)

формирование действия как речевого (все элементы действия представлены в форме социализированной речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остаётся ещё не автоматизированным и не сокращённым)

УУД: умение структурировать знания;

           анализ объектов  с целью выделения признаков;

УУД: построение логической цепи рассуждений;

           Доказательство

УУД: целеполагание как постановка учебной задачи

УУД: целеполагание как постановка учебной задачи

Учебная задача: Будем работать в малой группе, учиться составлять пары слов с парными по глухости-звонкости согласных

Работа в парах.

        з   б   д   г

        с    п   т   к

Что значит, работать в паре?

У вас у каждого есть конверт. В этом конверте слова с парными согласными по глухости-звонкости, где есть «опасное место».

Ваша задача - составить пары слов с парными согласными.

Например, ПИРОГ- ВНУК

Мотивация: Для чего нам это нужно?

Для чего мы выполняли это задание? Какую задачу ставили перед собой? Кто быстро справился с этим заданием? Кому было трудно его выполнять? Кто пользовался алгоритмом?

Самоконтроль и самооценка: работа с «Линией Успеха»

Дети работают в паре

Дети оценивают данный этап работы на шкале

Этап речевого действия про себя (обучаемый проговаривает весь процесс решения задачи, но делает это про себя, без внешнего проявления, беззвучно, отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий)

«Шкала Успеха»

УУД: рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Учебная задача: будем работать самостоятельно, учиться применять полученные знания при работе с отдельными словами и текстом.

Самостоятельная работа

У каждого из вас на столе  лежит карточка со словами.

Ваша задача отметить знаком + слова, в которых есть парные по глухости-звонкости согласные звуки на конце слова.

Мотивация: Для чего мы будем выполнять это задание?

У кого хорошо получается? Кто затрудняется при выполнении данного упражнения? Какое важное действие выполняли? Кто легко справился с самостоятельной работой? Кто затруднялся в его выполнении?

Самоконтроль и самооценка.

Работа с текстом в учебнике на  с. 49

Прочитайте текст на с. 49 и найдите «опасные места». Обозначьте их.

(дополнительно: 2 текст и правило)

Как будете действовать? Кто может работать самостоятельно?

Чему учились, когда выполняли это задание?

Мотивация: Где это вам может пригодиться?

Сделаем вывод. Какую задачу ставили перед собой? У кого всё получилось? Кто не смог самостоятельно выполнить задание? Оцените свою работу.

Самоконтроль и самооценка: работа с «Линией Успеха»

Рефлексия урока.

Работа с «Линией Успеха». Какую цель ставили на уроке?

Это точка Успеха. Теперь найдите точку, которая внизу. Эту точку на следующем уроке вы должны превратить в точку Успеха.

Учащиеся работают самостоятельно, применяя полученные знания

Дети оценивают данный этап работы на шкале

Дети работают с учебником и обозначают «опасное место»

Планируют деятельность для выполнения задания

Делают самооценку.

Дети  соединяют свои точки одной линией.  Оценивают, какое задание получилось лучше всего. Находят  самую высокую точку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте - 1 класс : "Письмо заглавной и строчной букв у У" .

Конспект урока и презентация. Урок - сказка, в игровой форме позволяет избежать перегруза учащихся....

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"

Презентация к уроку обучения грамоте (русский язык) по теме "Заглавная буква «П», обозначающая согласные звуки"...

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Урок обучения грамоте по теме: Обозначение звука [й] в позиции после согласного перед гласным

Обозначение звука [й'] в позиции после согласного перед гласным...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...