"Ещё об одной опасности письма"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка. УМК "Гармония", 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kokspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
3 класс
Учитель Кузнецова Е.В.
Тема: «Ещё об одной опасности письма»
Цель: познакомить учащихся со способом выбора между -тся или -ться на конце глаголов.
Задачи: повторить орфограммы в корнях слов и орфограммы в начальной форме глаголов;
дать понятие о новой орфограмме на месте [ца] на конце слов;
научить безошибочно выбирать между -ца, -тся или -ться в зависимости от части речи и от формы глагола;
развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), наблюдательность, восприятие на слух; учебную мотивацию;
формировать универсальные учебные действия:
- Регулятивные – целеполагание (постановка учебной задачи), планирование, оценка (осознание того, что усвоено и что надо усвоить), самопроверка;
- Познавательные – анализ, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, доказательство, извлечение необходимой информации из текста, постановка и решение проблемы, работа со словарём, работа с памяткой;
- Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; умение работать в паре; взаимооценка;
- Личностные – самоопределение (внутренняя позиция школьника) и смыслообразование (понимание смысла учения).
Ход урока
- Организационный момент
- Подготовка к изучению нового
- 2 строки вниз. Запишите число, «Классная работа».
- Запишите под диктовку слова: зовёт, беречь, сеять, видеть.
Слайд 1.
- Чем похожи все слова?
- Какое слово «лишнее» и почему?
- Определите форму глагола зовёт.
- Что указывает на форму 3 л.?
- Выделите окончание. Какая орфограмма в слове зовёт?
- В какой части слова?
- Выделите корень. Объясните выбор буквы.
- Какие орфограммы в слове беречь?
- В какой части слова?
- Выделите корень. Объясните решение орфографических задач.
- Назовите примету неопределённой формы у глаголов сеять, видеть.
- Выделите суффикс -ть. Какая орфограмма есть в этих глаголах?
- Выделите суффикс перед -ть у этих глаголов. Как проверить себя, правильно ли вы написали эти суффиксы?
- К какому словарю следует обратиться?
- Откройте орфографический словарь в конце тетради-задачника и проверьте себя.
- Какой суффикс в глаголе сеять?
- Какой суффикс в глаголе видеть?
- Поднимите руку, кто все слова написал без ошибок?
- Обобщите: какие две опасности письма встречаются в глаголах неопределённой формы?
+ Безударная гласная в суффиксе перед -ть; ь после буквы ч на конце.
- Изучение нового материала
Слайд 2.
- Прочитайте тему урока.
- Сегодня вы познакомитесь с ещё одной опасностью письма, которая часто встречается в глаголах.
- Откройте ТПО с. 56 №379. Даны строки из стихотворения Лукьяновой. Здесь пропущены концы у трёх слов. Прочитайте эти строки про себя. Кто готов прочитать вслух? При чтении внимательно слушаем, какие сочетания звуков на месте пропусков.
- Допишите концы слов значками звуков в квадратных скобках. Какое сочетание цвуков слышим на конце слова лица?
- На конце слова нравится?
- На конце слова учиться?
- Как сочетание звуков [ца] вы обозначите на письме буквами в слове лица?
Слайд 3.
- Справа от слова лица на оставленной строке запишите буквами это слово.
- А теперь посмотрите на экран и на оставленной внизу строке правильно запишите слова нравится учиться? Как в слове нравится обозначено буквами сочетание [ца]?
- Подчеркните -тся.
- А в слове учиться? Чем отличается от -тся?
- Подчеркните -ться.
- Как вы считаете, есть ли на месте сочетания звуков [ца] на конце слова орфограмма? Почему?
+ Надо выбрать между -ца, -тся или -ться.
- Знаете ли вы способ решения такой орфографической задачи?
- Сейчас мы поиграем в исследователей, проведём небольшое исследование. Определим порядок нашего исследования, составим план.
Слайд 4.
- Что в первую очередь должен поставить перед собой исследователь, чтобы определить, что и зачем он будет исследовать?
+ Задачу исследования.
- Как исследователь будет изучать объекты, которые он исследует, никак при этом на них не воздействуя?
+ Проведёт наблюдения.
- После того, как проведёт наблюдения, что сделает исследователь?
+ Выводы.
- А как исследователю не забыть выводы, которые он сделал, что ему может в этом помочь?
+ Сделать записи.
- И мы сделаем записи в виде схемы.
Слайд 5.
- Как вы поняли, какова же задача нашего исследования?
+ Узнать способ выбора между -ца, -тся или -ться на месте [ца] на конце слова.
- Какова цель – зачем нам это нужно?
+ Научиться грамотно писать.
- Понаблюдаем, рассмотрим данные слова. Чем слово лица отличается от слов нравится и учиться?
- Это им. сущ., а нравится и учиться – глаголы.
- Итак, лица – не глагол. Значит, когда мы пишем -ца?
- В какой части речи на месте сочетания -ца на конце пишется -тся или -ться?
- Что теперь осталось выяснить?
- Какая одинаковая часть есть у глаголов нравится и учиться?
- Почему постфикс так называется?
- Выделите постфикс -ся . Определите форму глагола нравится.
+ Наст. вр., ед. ч., 3 л.
- Что указывает на форму 3 л. в составе глагола нравится?
- Выделите окончание -ит. Бывает ли в форме 3 л. в окончании ь?
- Определите форму глагола учиться.
- Что указывает на н.ф.?
- Выделите суффикс -ть. Когда же в глаголе надо писать -ться с ь?
- Сделаем выводы и запишем наши рассуждения в задании 381 в ТПО с. 57 внизу в рамке.
Слайд 6.
- А теперь возьмите листочки на ваших партах и вместе с соседом по парте заполните схему, которой потом можно будет пользоваться при решении орфографических задач.
Учащиеся заполняют схему:
[ца] на конце слова глагол не глагол |
Слайд 7.
- Посмотрите на экран и проверьте правильность заполнения схемы.
- Поднимите руки, кто не допустил ошибок?
- Сравним наши выводы с выводами в учебнике на с. 132 №382.
Учащиеся читают сведения в учебнике.
- Совпали ли наши выводы с тем, что в учебнике?
- О чём ещё говорится в сообщении?
- Как называется орфограмма, которая может быть в им. сущ. перед сочетанием -ца?
+ Непроизносимый согласный.
- Как же узнать, писать или нет буквы т или д?
- Попробуйте изменить эти им. сущ., поставьте их в начальную форму.
- Закрепление
- Потренируемся в решении орфографических задач. ТПО с. 58 №383. Рассмотрите рисунок. Что изображено?
- Где можно увидеть медвежат на качелях?
- Прочитайте про себя строки маленького стихотворения «Цирк» и догадайтесь, какие два слова составляют рифму?
- Прочитайте вслух? Какие слова рифмуются? Почему?
- Объясните, что напишем в слове братца. Можно пользоваться нашей схемой.
- Объясните, что напишем в слове качаться.
- Какая буква выделена в слове братца? Почему?
- Докажите, что здесь нужна буква т.
- Решим другие орфографические задачи.
Слайд 8. Физминутка
Лучшие качели – гибкие лианы (пружинят ногами в коленях).
Это с колыбели знают обезьяны (наклоны в разные стороны).
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Не может огорчаться
Никогда!
- Вам предлагаются задания на выбор – одно легче, другое труднее. Более простое задание: списать данный на экране отрывок, решая орфографические задачи на месте [ца]. Более трудное задание: отрывок списывать не надо, нужно провести письменный анализ слов качается и огорчаться как части речи. Чем здесь можно воспользоваться?
+ Памяткой и образцом на с. 128.
- Оцените свои возможности и выберите то задание, которое вам по силам.
Дети самостоятельно работают над заданием.
- Кто выбрал более трудное задание? Прверим.
- Кто не допустил ошибок в словах качается и огорчаться?
- Послушайте пословицы и объясните, как вы их понимаете:
Всякое умение трудом даётся.
Старая пословица вовек не сломится.
- Запишем под диктовку.
- В каких словах встретилось сочетание звуков [ца]?
- Объясните, что вы написали на месте сочетания звуков [ца]?
- Кто не допустил ни одной ошибки?
- Домашнее задание
№382 (уст.), ТПО №386.
- Итог урока
Слайд 9.
- Прочитайте ещё раз тему урока.
- О какой опасности письма узнали?
- Чему научились?
- Что повторили?
- Над чем ещё следует поработать? Какие допускали ошибки?
- Кого из ваших одноклассников вы хотели бы похвалить и за что?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте по теме "Опасности письма" на месте парных по звонкости-глухости согласных
Технологическая карта урока с позиции реализации теории поэтапного формирования умственных способностей....
презентация на тему: "Опасности письма". Закрепление
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония" :"Опасности письма". Закрепление....
Опасности письма. Закрепление.
Презентация к уроку обучения грамоте по "Букварю" М.С Соловейчик УМК "Гармония":"Опасности письма". Закрепление....
Новое об известных опасностях письма. Правописание слов с двойными согласными.
Урок построен с учетом деятельностного подхода в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. С первого этапа урока фо...
"Ещё об одной опасности письма" (презентация)
Презентация к уроку русского языка по программе Соловейчик (УМК "Гармония")....
Обучение письму. Опасности письма: жи-ши, ча-ща, чу-щу
Цели урока: Создать условия для закрепления и проверки умения писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу....
Конспект урока по русскому языку 3 кл " Еще об одной опасности письма"
Конспект открытого урока по русскому языку УМК " Гармония" " Ещё об одной опасности письма " 3 кл 3 четверть ....