Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Бродникова Наталья Петровна

Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sinonimyomonimy.docx54.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 г классе (по системе РО Эльконина и Давыдова)

Место проведения: Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.

Дата проведения: 22.01.2016

Учитель:  Бродникова Наталья Петровна, учитель начальных классов первой категории

Количество детей на уроке: 18

Тема: Способы проверки  орфограмм. Синонимы и омонимы.

Цель: создание условий для формирования навыка   проверки орфограмм слабых позиций известными способами.

Задачи:

 обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.

развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления; 

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде. 

Формирование УУД:

Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное

мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι.Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности.

- Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. У кого есть опасения или сомнения проговорите их в ладоши и избавьтесь от них, сдуйте в сторону двери или окна.

Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе?

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Выберем дежурного библиографа.

 Дети приветствуют гостей, друг друга и выполняют условия учителя

Дети записываю дату и вид работы.

Дети выбирают ученика, который будет работать с толковым словарём

II. Организация целеполагания

- Сегодня у нас не просто занятие, прочитайте на доске.

Всё ли вам понятно?

 На симпозиумы собираются учёные.

- Кого называют учёным?

Я думаю, что нас тоже можно назвать учёными, потому что мы исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия.

Давайте выясним, что означает слово «симпозиум».

В каком источнике можно найти эту информацию? Дежурный библиограф, найдите пожалуйста этот словарь и найдите значение слова.

- Главный вопрос нашей конференции – удивительные слова.  Нам предстоит найти ответы на вопросы:

- Как называются слова?

- Что могут называть слова?

- Для чего нужны эти слова в речи?

-Что нам будет помогать делать открытия?

- Симпозиум «Удивительные слова»

- Человека, который много знает, что-то исследует, делает открытия.

 -  В толковом словаре

«Симпозиум» ( греч) – научная конференция, совещание по какому-нибудь специальному вопросу.

- Наш учебник, задания, слова. Записывают слова под диктовку учителя: учёные, конференция, собрание, симпозиум, совещание

ΙΙΙ. Актуализация знаний.

- Ребята, вы хотите поделиться своими открытиями с нашими гостями? Предлагаю вам разминку в виде игры «Верно-неверно»

- Верно ли, что существует три способа проверки орфограмм слабых позиций.

- Верно ли, что первый способ - это проверка по сильной позиции? Второй- по словарю? Третий – по учебнику?

- Верно ли, если нельзя проверить орфограммы слабых позиций ни по одним из этих способов, мы пишем слово пропуская орфограмму?

- Верно ли, что когда вы выполняли домашнюю работу вы проверяли орфограммы первым способом?

Дети участвуют в игре «Верно-неверно»

Оценивают по критериям с помощью шкалы успешности и проверяют домашнее задание.

Показывают свою работу с помощью документ-камеры.

На интерактивной доске вставляют пропущенные орфограммы, объясняя и называя проверочные слова.

ΙV.  Анализ и решение поставленной задачи

  1. Беседа и физминутка для глаз.

-В какое время года вам нравится в лесу?

Сейчас мы перенесемся на лесную полянку, только летом. Сядьте прямо, закройте глазки, представим себе зелёную полянку. Давайте теперь глаза откроем и оглядимся, кого мы можем увидеть, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз.

Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор:

- Кто вы?

- Мы лисички

Дружные сестрички.

Ну а вы кто-же?

- Мы лисички тоже!

- Как? С одной-то ножкой?

Да еще со шляпкой?

-Чей разговор мы подслушали?

- Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные).

Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Как же называются эти слова, вы найдёте ответ в учебнике

  1. Работа по учебнику. 

стр. 167 упр 219.  

  1. Работа в парах.

А вот какую историю нам рассказал, а потом записал Сам Самыч: «Робот быстро шагать по дороге. Петя натёр ногу, разулся и ковылять по обочине. Алёша с Петей устали и еле плестись. Устала и Маша, да не подаёт виду. Нравится ей идёт рядом с роботом, распевать весёлую песню».

Работа в парах:

  1. Отредактируйте текст.
  2. Определите, что общего в этих словах. Какое научное название этих слов?
  3. Выпишите слова, которые вы изменили.

-  Придумайте модель, которая помогала бы нам определить разницу между омонимами и синонимами.

Вывод: все открытия сделаны, вернёмся к вопросам и ответим

 

Дети выполняют действия неподвижно глазами

- Лисички- грибы, лисички- животные

-  рассматривают картинки и подписи

Чтение лингвистического текста. Есть и другие слова, такие как «лук». Цитируют из текста: « Слова у которых разная «работа», а звучат и пишутся одинаково это ОМОНИМЫ».

Дети  обсуждают и выполняют задание

Физминутка.  Показ действий

Изменят слова «шагать, ковылять, плестись, идти», одновременно показывают, определяют, что слова обозначают одно и тоже действие, но пишутся по-разному. Находят определение в учебнике, что такие слова называются «СИНОНИМЫ»

На доске появляется графическая модель:         

                                                                            = = =        =     = = =   =

                                                                          Омонимы   синонимы

- Удивительные слова- это…… дети по схеме воспроизводят сведения о словах. Цитата из текста «каждое слово хорошо на своём месте, каждое помогает точнее выразить мысли и чуства».

V. Рефлексия урока

Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным?

— Что на уроке было интересным?

— Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно?

Оцените свою работу на уроке.

Дети оценивают себя с помощью специальных знаков на стенде «Мы работаем на уроке!» Активность –     ,    помощь другу –     , открытие нового –       , все три одновременно-    .

VI. Домашнее задание.

Проверьте по словарю слова, записанные на уроке.

По ключевым словам, расскажите свои родителям, что вы запомнили сегодня с урока.

 Спасибо за урок!

Самоанализ урока русского языка во 2 г классе

Урок русского языка был проведён во 2 г классе 22.01.2016 г.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы», раздел «Проверка орфограмм по сильной позиции», целью которого является решение учебной задачи: «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?»

Целью данного урока является: создание условий для формирования навыка   проверки орфограмм слабых позиций известными способами.

 Были определены задачи урока:

обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.

развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления; 

воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде. 

Задачи урока направлены на формирование универсальных учебных действий:

1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

 2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.

Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Следует отметить, что  уровень обученности  учащихся моего класса по русскому языку(согласно второй педагогической диагностике успешности обучения): высокий -9 человек( 40 %);средний -  12 человек ( 55% );низкий -1человек5 % ).
   По типу урока-это урок решения частных задач с применением открытого способа, при использовании проблемно-диалогической технологии и приёма моделирования новых понятий с помощью графической и знаковой формы, технологии здоровьесбережения (тренажер для глаз Базарнова В. Ф., двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: мультимедийный компьютер учителя, ИД - Star Board, документ-камера, ЭОР к уроку, материалы учебника, словари: орфографический, толковый, синонимы, учебный словарь Репкина, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3. Стенд «Мы работаем на уроках!»

Урок по данной теме является 15 (из 30 ч) соответственно была выбрана структура урока:

1. Анализ условий решения задачи.

2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.

З. Рефлексия.

 И форма урока: урок-симпозиум «Удивительные слова»

Содержание урока:

Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Этап

Результат

Форма достижения

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности

Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Психологический приём

«Что ожидаете» «Чего опасаетесь»

2. Организация целеполагания

Формулировка учебной задачи как темы   урока, планирование урока

проблемный вопрос

2.Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» .

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Фронтальный опрос

Проверка д/з

3. Анализ решения поставленной задачи

Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

Фиксация во внешней речи причины затруднения.

работа в группах

предположение

работа в тетрадях

4. Решение поставленной задачи

 

Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.

 

Сформулированное правило, представленное в громко речевой форме и графической .

исследовательская деятельность

 индивидуальная работа

с учебным материалом чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание

работа в парах

предъявление результата

схемы-модели правил 

5.Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности

Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности.

 

6. Домашнее задание

Составление рассказа по ключевым словам

Индивидуальная работа.

 

Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.

Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.

     Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."

Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадо...

Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"

Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают:        ·...

Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»

Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях  существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса  к изучению родного языка; восп...

Способы проверки орфограмм слабых позиций

Обобщение по теме "Способы проверки орфограмм слабых позиций"...

Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"

В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описан...