Способы проверки орфограмм слабых позиций тремя способами. Синонимы и омонимы. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Открытый урок проводился в рамках районного семинара по тмеме "Формирующее оценивание" Дан подробный самоанализ урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_sinonimyomonimy.docx | 54.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 г классе (по системе РО Эльконина и Давыдова)
Место проведения: Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.
Дата проведения: 22.01.2016
Учитель: Бродникова Наталья Петровна, учитель начальных классов первой категории
Количество детей на уроке: 18
Тема: Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы.
Цель: создание условий для формирования навыка проверки орфограмм слабых позиций известными способами.
Задачи:
обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.
развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления;
воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде.
Формирование УУД:
Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное
мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Ι.Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. | - Повернитесь друг к другу. Прикоснитесь ладонями, почувствуйте тепло и уверенность в друг друге. У кого есть опасения или сомнения проговорите их в ладоши и избавьтесь от них, сдуйте в сторону двери или окна. Мы преодолеем трудности, если будем вместе. Вы готовы к работе вместе? – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». Выберем дежурного библиографа. | Дети приветствуют гостей, друг друга и выполняют условия учителя Дети записываю дату и вид работы. Дети выбирают ученика, который будет работать с толковым словарём |
II. Организация целеполагания | - Сегодня у нас не просто занятие, прочитайте на доске. Всё ли вам понятно? На симпозиумы собираются учёные. - Кого называют учёным? Я думаю, что нас тоже можно назвать учёными, потому что мы исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означает слово «симпозиум». В каком источнике можно найти эту информацию? Дежурный библиограф, найдите пожалуйста этот словарь и найдите значение слова. - Главный вопрос нашей конференции – удивительные слова. Нам предстоит найти ответы на вопросы: - Как называются слова? - Что могут называть слова? - Для чего нужны эти слова в речи? -Что нам будет помогать делать открытия? | - Симпозиум «Удивительные слова» - Человека, который много знает, что-то исследует, делает открытия. - В толковом словаре «Симпозиум» ( греч) – научная конференция, совещание по какому-нибудь специальному вопросу. - Наш учебник, задания, слова. Записывают слова под диктовку учителя: учёные, конференция, собрание, симпозиум, совещание |
ΙΙΙ. Актуализация знаний. | - Ребята, вы хотите поделиться своими открытиями с нашими гостями? Предлагаю вам разминку в виде игры «Верно-неверно» - Верно ли, что существует три способа проверки орфограмм слабых позиций. - Верно ли, что первый способ - это проверка по сильной позиции? Второй- по словарю? Третий – по учебнику? - Верно ли, если нельзя проверить орфограммы слабых позиций ни по одним из этих способов, мы пишем слово пропуская орфограмму? - Верно ли, что когда вы выполняли домашнюю работу вы проверяли орфограммы первым способом? | Дети участвуют в игре «Верно-неверно» Оценивают по критериям с помощью шкалы успешности и проверяют домашнее задание. Показывают свою работу с помощью документ-камеры. На интерактивной доске вставляют пропущенные орфограммы, объясняя и называя проверочные слова. |
ΙV. Анализ и решение поставленной задачи |
-В какое время года вам нравится в лесу? Сейчас мы перенесемся на лесную полянку, только летом. Сядьте прямо, закройте глазки, представим себе зелёную полянку. Давайте теперь глаза откроем и оглядимся, кого мы можем увидеть, посмотрите влево, вправо, вверх, вниз. Если мы посидим тихо, то услышим такой разговор: - Кто вы? - Мы лисички Дружные сестрички. Ну а вы кто-же? - Мы лисички тоже! - Как? С одной-то ножкой? Да еще со шляпкой? -Чей разговор мы подслушали? - Что интересного вы заметили в словах? (Слово одно, а значения разные). Посмотрите на рисунки. Все эти слова, ребята, как видите, пишутся и произносятся одинаково, но имеют различные значения. Как же называются эти слова, вы найдёте ответ в учебнике
стр. 167 упр 219.
А вот какую историю нам рассказал, а потом записал Сам Самыч: «Робот быстро шагать по дороге. Петя натёр ногу, разулся и ковылять по обочине. Алёша с Петей устали и еле плестись. Устала и Маша, да не подаёт виду. Нравится ей идёт рядом с роботом, распевать весёлую песню». Работа в парах:
- Придумайте модель, которая помогала бы нам определить разницу между омонимами и синонимами. Вывод: все открытия сделаны, вернёмся к вопросам и ответим |
Дети выполняют действия неподвижно глазами - Лисички- грибы, лисички- животные - рассматривают картинки и подписи Чтение лингвистического текста. Есть и другие слова, такие как «лук». Цитируют из текста: « Слова у которых разная «работа», а звучат и пишутся одинаково это ОМОНИМЫ». Дети обсуждают и выполняют задание Физминутка. Показ действий Изменят слова «шагать, ковылять, плестись, идти», одновременно показывают, определяют, что слова обозначают одно и тоже действие, но пишутся по-разному. Находят определение в учебнике, что такие слова называются «СИНОНИМЫ» На доске появляется графическая модель: = = = = = = = = Омонимы синонимы - Удивительные слова- это…… дети по схеме воспроизводят сведения о словах. Цитата из текста «каждое слово хорошо на своём месте, каждое помогает точнее выразить мысли и чуства». |
V. Рефлексия урока | Подумайте, каждый очень серьёзно, что было для вас самым трудным? — Что на уроке было интересным? — Что нового вы узнали на уроке? Для чего вам это нужно? Оцените свою работу на уроке. | Дети оценивают себя с помощью специальных знаков на стенде «Мы работаем на уроке!» Активность – , помощь другу – , открытие нового – , все три одновременно- . |
VI. Домашнее задание. | Проверьте по словарю слова, записанные на уроке. По ключевым словам, расскажите свои родителям, что вы запомнили сегодня с урока. Спасибо за урок! |
Самоанализ урока русского языка во 2 г классе
Урок русского языка был проведён во 2 г классе 22.01.2016 г.
Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Способы проверки орфограмм. Синонимы и омонимы», раздел «Проверка орфограмм по сильной позиции», целью которого является решение учебной задачи: «Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?»
Целью данного урока является: создание условий для формирования навыка проверки орфограмм слабых позиций известными способами.
Были определены задачи урока:
обучающие: упражняться в проверке орфограмм известными способами; дать общее представление о словах – синонимах и словах- омонимах; учить пересказу текста по вопросам.
развивающие: развитие умения самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность; развитие умения участвовать в диалоге; овладевать навыками критического и креативного мышления;
воспитывающие: воспитание эмоциональной отзывчивости, взаимоуважения, навыков эффективной коммуникации сотрудничества и работы в команде.
Задачи урока направлены на формирование универсальных учебных действий:
1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
4. Через включенность каждого ученика в работу класса.
Познавательные УУД: обучать работе с разными видами информации; формировать представление о многозначности слов русского языка, умения находить разницу между синонимами и омонимами.
Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать друг друга и себя.
Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.
Следует отметить, что уровень обученности учащихся моего класса по русскому языку(согласно второй педагогической диагностике успешности обучения): высокий -9 человек( 40 %);средний - 12 человек ( 55% );низкий -1человек( 5 % ).
По типу урока-это урок решения частных задач с применением открытого способа, при использовании проблемно-диалогической технологии и приёма моделирования новых понятий с помощью графической и знаковой формы, технологии здоровьесбережения (тренажер для глаз Базарнова В. Ф., двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся)
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная и групповая. А также использовано оборудование: мультимедийный компьютер учителя, ИД - Star Board, документ-камера, ЭОР к уроку, материалы учебника, словари: орфографический, толковый, синонимы, учебный словарь Репкина, сигнальные карточки с цифрами 1,2,3. Стенд «Мы работаем на уроках!»
Урок по данной теме является 15 (из 30 ч) соответственно была выбрана структура урока:
1. Анализ условий решения задачи.
2. Собственно решение задачи, конструирование нового способа действия.
З. Рефлексия.
И форма урока: урок-симпозиум «Удивительные слова»
Содержание урока:
Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.
Этап | Результат | Форма достижения |
1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности Цель: Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность. | Психологический приём «Что ожидаете» «Чего опасаетесь» |
2. Организация целеполагания | Формулировка учебной задачи как темы урока, планирование урока | проблемный вопрос |
2.Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» . | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. | Фронтальный опрос Проверка д/з |
3. Анализ решения поставленной задачи Цель: Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. | Фиксация во внешней речи причины затруднения. | работа в группах предположение работа в тетрадях |
4. Решение поставленной задачи
Цель:Организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия.
| Сформулированное правило, представленное в громко речевой форме и графической . | исследовательская деятельность индивидуальная работа с учебным материалом чтение, наблюдение, сравнение, анализ, диалог, монолог, слушание работа в парах предъявление результата схемы-модели правил |
5.Рефлексия Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности | Зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности. |
|
6. Домашнее задание | Составление рассказа по ключевым словам | Индивидуальная работа. |
Считаю, что заявленной цели и поставленных задач проведённый урок достиг.
Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор заданий помог каждому ребёнку на занятии продвинутся в своём индивидуальном развитии.
Закончить свой самоанализ мне хочется высказыванием, принадлежащим древнему мыслителю, философу Конфуцию: «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 а классе "Способы проверки орфограмм слабых позиций."
Урок русского языка составлен на основе требований ФГОС, где красной нитью проходит формирование универсальных учебных действий на основе деятельностного подхода. Тема урока связана с зимней олимпиадо...
«Приведение звука к сильной позиции как общий способ проверки орфограмм слабых позиций» (Система Эльконина – Давыдова)
Тип урока : постановка учебной задачи...
Урок русского языка "Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций"
Предмет: Русский языкТема урока: Постановка учебной задачи о способе проверки орфограмм слабых позиций.Тип урока: Урок-mixt Учаещиеся знают: ·...
Урок русского языка «Способы проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных»
Определение способов проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях существительных;обучение применению знаний на практике; развитие познавательного интереса к изучению родного языка; восп...
Способы проверки орфограмм слабых позиций
Обобщение по теме "Способы проверки орфограмм слабых позиций"...
Проектная задача "Иллюстрированное пособие "Способы проверки орфограмм слабой позиции в корне"
В ходе работы учащиеся должны сделать для себя пособие - помощник, в котором должны отразить название орфограммы, способ проверки, смоделировать способ, подобрать "примеры" слов. Дано описан...