Урок русского языка по теме "Безударные гласные"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема: Правило проверки безударных гласных в корне.
Цель: усвоение особенностей проверочных и проверяемых слов,
овладение способами проверки, формирование умения
обосновывать написание гласной буквы в безударном
слоге, развитие речи учащихся.
Ход урока:
1.Оргмомент. Повторение изученных орфограмм.
Сегодня на уроке мы будем повторять правила с нашей подругой – «Тучкой –почемучкой»
2. Чистописание
Т,Тт
тучка
- объяснение написания соединения заглавной и строчной;
- подбор прилагательных к слову тучка; (весёлая,дождевая.синяя.любознательная.красивая)
А тучка принесла с собой такие строчки
- разбор стихотворения(Из какого стихотворения эти строчки? («Краденое солнце»).Кто автор? (К Чуковский) Какая буква здесь пропущена? (е- безударная гласная, проверяемая ударением)):
Солнце по небу гуляло
И за тучку заб.жало
Запись предложения в тетрадь и его синтаксический разбор. Один ученик на доске
3. Прежде чем отправиться в путешествие тучка предлагает вам игру «Кто больше?» (Подобрать как можно больше слов с корнями -вод-, -мор-, -снег-.) По рядам.
-вод- - вода, водяной, водичка, подводный, водопровод;
-мор- - море, моряк, морской, приморский;
-снег- -снежок, снежинка, снеговик, снегурочка, снежный, подснежник.
Разбор слов по составу.
4 Путешествие по городам Московской области.
Карта области.
Вначале тучка отправляется на север в город Дубна
Дубна́ — наукоград на севере Московской области (125 км от Москвы), крупнейший в России центр по исследованиям в области физики. Специально был построен для учёных.
Город расположен на реке Волге, ограничен реками Дубна и Сестра, каналом имени Москвы и Иваньковским водохранилищем.
Население Дубны составляет 60 тыс. человек
Основан в 1956 . В 1960 в состав Дубны вошёл город Иваньково.
Про район, где расположен этот город есть такие строчки
5. Работа по теме урока.
а) Работа над формулировкой правила о проверке безударных гласных в корне.
Р…чной, л…сной, г…ристый,
Б.льшой, р…дной, л…систый.
Проверь сл…ва, да не сп…ши,
Красиво, грамотно сп…ши.
(Коллективная работа по аналитическому плану для формулировки правила). Отрабатывается порядок действий при проверке гласной буквы в корне слова:
1. Найти в слове ударный слог.
2. Выделить корень.
3. Подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
4. Написать в корне проверочного слова ту же букву, что и в проверочном.
6.Затем тучка отправилась на восток и попала в город Егорьевск
Назван в честь Святого Егория, то есть Георгия Победоносца.
Известен с 1462 года как село Высокое, потом— Егорьевское В 1778 году стал городом. Был знаменит регулярными ярмарками (хлебная торговля). Стал центром ткацкой промышленности.
В Егорьевске есть церковь Александра Невского, одна из наиболее красивых в Московской области.
После того,что мы узнали об этом городе нам будет нетрудно составить предложения из рассыпавшихся слов и записать их.
Георгия,назван гор.д,честь ,в,Поб.доносца,Егорьевск.Делают,кр.сивые,ткани,там.
в) Игра «Разбери кучу- малу». (Выберите поочередно слова с каждой безударной гласной, запишите каждое слово в свой столбик.)
ос…нь п…сьмо пр…мой пч…ла
в…сна р…ды ч…стота с…дло
ч…сло зв…зда гн…здо в…зать
сн…жинка л…сник т…желый св…сток
в…рхушка
Анализ выполненного задания. (Проверка, разбор ошибок, самооценка).
7. А потом перелетела тучка в Серпухов, да там и задержалась. До того понравился ей этот город
Расположенный на окских рубежах и служивший крепостью в период длительной борьбы с монголо-татарскими и литовско-польскими завоевателями, Серпухов долгое время оставался надежным форпостом Московского княжества. Серпухов славен своей историей: именно здесь проводил некогда царь Иван IV большой смотр своих военных сил, здесь стоял лагерь Бориса Годунова с «ратными людьми», в Серпухове собирал полки «для недруга своего крымского царя» Василий Шуйский. Одним из опорных пунктов стал город для крестьянской армии Ивана Болотникова. В середине XVI века Серпухов сохранял роль важного стратегического, административного и хозяйственного центра, переживал оживление в ремеслах и торговле. Город состоял из трех частей: кремля, посада и слобод. Исторически городские районы Серпухова формировались из монастырских слобод и фабричных сёл, и были объединены в единое целое уже в настоящее время.
Посмотрите на фото. Вот что увидела тучка. Представьте себя на месте тучки и опишите что вы здесь увидели (Составление устного мини – сочинения по картине)
6. Итог урока. Вот так и закончилось путешествие тучки, но это ещё не все её приключения
а) Обобщение.
Послушайте стихотворение Б.Лукса «У доски» и определите какое правило не выучил главный герой стихотворения.
У доски
Вызвал внезапно учитель к доске, -
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
- Окно.
Мелом пишу на доске я:
«Акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
- Надо писать через о, через о!..
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!
Повторение правила.
б) Домашнее задание. Подготовить проект «Путешествие тучки в город…». Найти информацию о любом другом городе Московской области и придумать задания, которые тучка будет задавать, когда прилетит в этот город, связанные с правилом «Безударные гласные, проверяемые ударением»
Номинация для участия в фестивале
«Формирование универсальных учебных действий младших школьников в образовательном процессе»
Данный урок позволяет формировать:
1. Познавательные универсальные учебные действия через использование технологии продуктивного чтения, присвоенную учениками систему приёмов понимания устного и письменного текста. Это были:
– задания на извлечение, преобразование и использование текстовой информации (выстраивание алгоритма по применению правила, составление рассказа на лингвистическую тему и т.д.);
– использование разного ряда визуальных подсказок и ключей, формулировок проблемных вопросов, «иллюстративного» визуального ряда;
2. Регулятивные универсальные учебные действия.
Материал на уроке структурирован так, чтобы для учеников была создана обстановка творческого поиска, умственного напряжения: даны проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий (обеспечена наглядность, содержатся необходимые формулировки-схемы, модели, с которыми ученики должны сопоставить свои собственные выводы), работа осуществляется не только фронтально, но и в парах и группах.
В домашнем задании использование проектной деятельности по самостоятельно выбранной теме.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия.
Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников, проектной деятельности. Здесь можно выделить два направления: развитие устной научной речи (высказывания на лингвистические темы) и развитие комплекса умений, на которых базируется эффективное взаимодействие, основанное на восприятии (слушании) и понимании автора (собеседника). Система работы включает количественное и качественное обогащение словарного запаса, развитие связной устной и письменной речи.
4. Личностные результаты.
Посредством текстов используется воспитательный потенциал русского языка; учащиеся приходят к пониманию необходимости беречь русскую национальную культуру; работать над развитием и совершенствованием собственной речи (система речевых упражнений: мини - сочинения, их анализ, редактирование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Тема:"Безударные гласные в корне слова , проверяемые ударением"
Конспект урока русского языка по системе Л.В.Занкова....
Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.
КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...
Конспект урока русского языка "Звуковой столбик. Гласные и согласные звуки" в 1 классе"
Урок по программе "Перспективная начальная школа" с использованием приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили. Урок разработан в рамках ФГОС, с формированием УУД....
Урок русского языка "Правописание безударных гласных в корне слова"
На этом уроке идёт формирование умения видеть орфограмму в корне слова; совершенствуются знания учащихся в ...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Урок русского языка "Две безударные гласные в корне слова"
Урок русскогоязыка в 3 классе "Две безударные гласные в корне слова"...
Урок русского языка "Правописание безударных гласных".
Урок с использованием проектора и мультимедийной доски. Проводился в 1 классе по УМК "Перспектива", хотя может быть использован в любом другом УМК.Цель: закрепление первоначальных знаний о правописани...