Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа по русскому языку (2 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена для 2 класса по учебно-методическому комплексу «Школа России:
- Канакина В.П. Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. На электронном носителе в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М., Просвещение, 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_russkiy_2_klass.docx | 762.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии:
- Основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Закона Республики Адыгея от 27 декабря 2013 №264 «Об образовании в Республике Адыгея»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 Гиагинского района;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ СОШ №3 Гиагинского района;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района на 2017 - 2018 учебный год;
- Учебно-методического комплекса «Школа России:
- Канакина В.П. Русский язык, 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. На электронном носителе в 2 ч./ В.П. Канакина, В.Г.Горецкий – М., Просвещение, 2014г.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В рабочей программе предусмотрено проведение:
– работ по развитию речи – 7соч. + 3изл.;
– проектов – 2 ч;
– проверочных работ – 3 ч;
– проверочных диктантов – 1 ч;
– контрольных диктантов – 5 ч.
- контрольных словарных диктантов – 2 ч.
- контрольное списывание – 2ч.
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных уроков и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Циклограмма тематического контроля
Чет-верть | Тема раздела | Контрольные диктанты | Проверочные Работы и контрольное списывание | Проекты | Сочинение | Работы по развитию речи (изложение) |
1 | Текст. | Р.р. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. | ||||
Предложение. | Р.р. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. И.С. Остроухова «Золотая осень» | |||||
Слова, слова... | Входная контрольная работа | Развитие речи. Изложение «Лисички» | ||||
Диктант с грамматическим заданием за 1 четверть «Ягоды» | ||||||
Звуки и буквы | ||||||
2 | Звуки и буквы | Контрольный диктант с грамматическим заданием «Воробей» | Проект «Пишем письмо Деду Морозу». | Р.р. Составление рассказа «Оказанная помощь» по серии сюжетных, вопросам и опорным словам картинок | ||
Контрольный словарный диктант | Р.Р. Рассказ по репродукции картины «Зима пришла. Детство» и опорным словам. | |||||
Диктант с грамматическим заданием за 2 четверть «Калина» | Контрольное списывание | Р.Р. Рассказ по репродукции картины «Лоси» и опорным словам. | ||||
3 | Звуки и буквы | Р.р. Изложение «Оляпка» | ||||
Проверочный диктант «Зимой» | ||||||
Части речи | Проверочная работа по теме «Существительное» | Р.р. Сочинение по репродукции картины В.М. Васнецова «Богатыри» | Р.р Изложение «Кот Мурзик». | |||
Контрольный диктант с грамматическим заданием за 3 четверть «Март» | Р.р. Сочинение рассказа по репродукции картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | |||||
4 | Части речи | Проверочная работа по теме «Прилагатель-ное» | Проект «В словари – за частями речи» | |||
Проверочная работа по теме «Предлоги» | ||||||
Повторение | Промежуточная аттестация за 2 класс. Контрольный словарный диктант | Контрольное списывание | ||||
ИТОГО | 1пр.+5конт. +2сл. | 3 + 2 списыв. | 2 | 7 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Виды речи.
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Устная, письменная внутренняя речь. Родной язык, его значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности. Характеристика человека по его речи. Требования к речи.
Диалог и монолог.
Диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием: здравствуй (здравствуйте), прощай (прощайте).
Текст.
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Тема и главная мысль текста. Заглавие.
Части текста.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Воспроизведение прочитанного текста. Создание устных и письменных текстов в соответствии с поставленной учебной коммуникативной задачей.
Слово с непроверяемым написанием: сентябрь.
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Смысловое чтение текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение.
Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Члены предложения.
Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Связь слов в предложении.
Развитие речи.Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».
Слова с непроверяемым написанием: родина, скоро, быстро, ветер (ветерок), рисунок (рисовать), яблоко (яблочко), яблоня.
Слово и его значение.
Номинальная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Развитие речи.Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов.
Работа с толковым и орфографическим словарями.
Синонимы и антонимы.
Работа со словарями синонимов и антонимов.
Слова с непроверяемым написанием:береза (березка), ягода (ягодка), лопата (лопатка), осина (осинка), дорога (дорожка), до свидания.
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам.
Однокоренные слова.
Родственные (однокоренные слова). Корень слова (первое представление). Различение родственных (однокоренных) слов, синонимов и слов с омонимичными корнями. Работа со словарем однокоренных слов учебника. Единообразное написание корня в однокоренных словах.
Слова с непроверяемым написанием:сахар, сахарный.
Слог. Ударение. Перенос слова.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков.
Ударение.Словесное и логическое (смысловое) ударение в предложении. Словообразующая функция ударения. Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.
Работа с орфоэпическим словарем. Орфоэпические нормы современного русского языка.
Слова с непроверяемым написанием: извини (те), капуста.
Перенос слов по слогам. Правила переноса части слова с одной строки на другую (якорь, уче-ник, коль-цо, суб-бота, чай-ка). Слова с непроверяемым написанием: желтый, посуда.
Развитие речи.Составление рассказа по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам.
Звуки и буквы.
Различие звуков и букв. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные обозначения слов. Замена звука буквой и наоборот.
Русский алфавит, или Азбука.
Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями.
Слова с непроверяемым написанием: октябрь, алфавит, ноябрь.
Гласные звуки.
Признаки гласного звука. Смыслоразличительная и слогообразующая роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы к тексту.
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы.
Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Слова с непроверяемым написанием: одежда,снегирь, лягушка, земляника, малина, молоток.
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины.
Согласные звуки.
Признаки согласного звука. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.
Слова с непроверяемым написанием: мороз, морозный.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку.
Согласный звук [й’] и буква «и краткое».
Слова с непроверяемым написанием: урожай (урожайный).
Слова с удвоенными согласными.
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: суббота (субботний).
Развитиеречи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам.
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, я, ь.
Мягкий знак (ь).
Правописание мягкого знака на конце слова и в середине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным.
Слова с непроверяемым написанием:.декабрь,коньки, мебель
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту.
Проект «Пишем письмо Деду Морозу».
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Буквосочетаниячк, чн, чт, щн, нч.
Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниямичн, чт([ш]то, наро[ш]но).Правописание сочетанийчк, чн, чт, щн, нч. Слово с непроверяемым написанием: тарелка.
Развитие речи.Работа с текстом.
Правописание буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу. Слова с непроверяемым написанием: товарищ, щавель, метель.
Развитие речи. Работа с предложением и текстом.
Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие и глухие согласные звуки(парные и непарные) и их обозначение буквами.
Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным.
Произношение парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости–звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости–звонкости согласный звук на конце слова и перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.
Слова с непроверяемым написанием: народ, сапог,вдруг, завод.
Правописание гласных и согласных в корне слова. Фонетический разбор слова.
Развитие речи. Составление поздравительной открытки; письменное изложение текста по вопросам.
Разделительный мягкий знак (ь).
Использование на письме разделительного мягкого знака. Наблюдение над произношением слов с разделительным мягким знаком. Соотношение звукового и буквенного состава в словах типа друзья, ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах
Слова с непроверяемым написанием: обезьяна (обезьянка).
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.
Части речи.
Соотнесение слов-названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.
Слово с непроверяемым написанием: месяц.
Имя существительное как часть речи.
Имя существительноекак часть речи: значение и употребление в речи. Слова с непроверяемым написанием: январь, февраль.
Одушевленные имена существительные. Профессии и люди труда.
Слова с непроверяемым написанием: картина (картинка).
Собственные и нарицательныеимена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Слова с непроверяемым написанием: отец, фамилия, город, улица, Россия.
Развитие речи.Составление устного рассказ по репродукции картины, по личным наблюдениям и вопросам.
Числоимен существительных. Изменение имени существительного по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Слово с непроверяемым написанием: топор.
Синтаксическая функция имени существительного в предложении.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам.
Глагол как часть речии употребление его в речи. Синтаксическая функция глагола в предложении.
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника.
Число глагола. Изменение глагола по числам. Употребление в речи глаголов (одеть и надеть).
Слова с непроверяемым написанием: обед (обедать), магазин.
Правописание частицы нес глаголом.
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.
Текст-повествование и роль в нем глаголов.
Развитие речи. Составление текста-повествования на предложенную тему; письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту.
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным. Синтаксическая функция имени прилагательного. Сравнение как одно из выразительных средств языка.
Единственное и множественное числоимен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.
Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.
Текст-описание и роль в нем имен прилагательных.
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений. Составление текста-описания «Натюрморт» по репродукции картины.
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление).
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. Составление по рисункам текста-диалога.
Слово с непроверяемым написанием: платок.
Текст-рассуждение. Структура.
Развитие речи. Работа с текстом.
Предлоги. Роль предлогов в речи. Наиболее употребляемые предлоги. Функция предлогов. Правописание предлогов с именами существительными.
Слова с непроверяемым написанием: апрель, шел.
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформированного повествовательного текста.
Проект «В словари – за частями речи!».
2 класс (136 часов)
Тема | Количест-во часов | Характеристика учебной деятельности |
Повторение. Наша речь | 3 | Знать о предложении как о единице высказывания. Уметь: -составлять предложения из слов и словосочетаний; - делить предложения на слова; - выделять из сплошного текста предложения; -оформлять предложения на письме; -каллиграфически правильно списывать слова, предложения, тексты без пропусков, вставок, замен иискажения букв. Знать какой звук образует слог. Уметь: -делить слова на слоги; -подсчитывать количество слогов в словах; -находить ошибки в делении слов на слоги. |
Текст. | 4 | Знать назначение и роль речи в жизни человека. Уметь: -воспринимать звучащую речь (высказывания учителяи сверстников); - работать с деформированным текстом Знать основной признак текста. Уметь определять главную мысль. Знать отличительные признаки видов текста. Уметь отличать текст по его виду. - делить текст на части; -выделять главную мысль в каждой части. Уметь строить рассказ-повествование по сюжетным картинкам в соответствии с планом. Уметь: - давать ответы на вопросы; - правильно оформлять предложения на письме. Уметь употреблять в речи слова приветствия. |
Предложение. | 12 | Знать о предложении как единице высказывания. Уметь -правильно оформлять предложение на письме -устанавливать связь слов в предложении; - работать с деформированными предложениями. знаках препинания в конце предложения. Уметь: - находить в тексте разные виды предложений; -работать с деформированным текстом; -оформлять предложения на письме. Знать признаки главных членов предложения. Уметь: - выделять предложение из речевого потока; -находить в предложении главные члены; - правильно оформлять предложения на письме; -выделять грамматическую основу. Уметь: - соблюдать изученные нормы орфографии и пунктуации (диктант 55-65 слов) - выполнять работу над ошибками. |
Слова, слова… | 17 | Знать понятия: «многозначность слов», «антонимы», «синонимы» «однокоренные» слова. Уметь: - подбирать антонимы, синонимы к словам; - подбирать и находить в тексте однокоренные слова; - употреблять в речи однокоренные слова; -писать одинаковый корень в однокоренных словах. |
Звуки и буквы. | 47 | Знать о роли звуков в различении смысла слов. Уметь: - различать и сравнивать звуки и буквы, признакигласных и согласных звуков; -анализировать и кратко характеризовать звуки речи; -различать произношение и написание. Знать правила речевого этикета. Знать отличительные признаки согласных звуков ибукв. Уметь различать согласные звуки по мягкости итвердости, звонкости и глухости, парные и непарныезвуки. Знать правило о написании сочетаний чк, чн, чт,жи-ши, ча-ща, чу-щу. Уметь: -различать в словах мягкие шипящие звуки; -правильно обозначать на письме сочетание этихзвуков; -писать слова с сочетаниями ча-щу, чу-щу;- правильно писать слова с сочетаниями чк, чн, чт. Уметь: - анализировать свои ошибки, исправлять их; -выполнять проверочное списывание. Знать буквы алфавита и звуки азбуки. Уметь писать слова в алфавитном порядке. Знать какой звук образует слог. Уметь: -делить слова на слоги; -подсчитывать количество слогов в словах; -находить ошибки в делении слов на слоги. Знать правило обозначения мягкости согласных на письме. Уметь: - выделять твердые и мягкие согласные звуки; - выполнять звукобуквенный анализ; -писать слова с твердыми и мягкими согласными. Знать роль мягкого знака. Уметь писать слова с мягким знаком – показателем мягкости согласного звука, переносить слова с мягким знаком. Знать правило написания парных звонких и глухих согласных на конце слов. Уметь: -писать слова с парными согласными на конце слова; -различать проверочное и проверяемое слово; - выполнять звукобуквенный анализ. Знать способы проверки парных согласных в конце слова. Уметь: -находить и подчеркивать «опасные» места; -подбирать к словам проверочные слова. Уметь проверять слова на конце слова путем измененияформы слова Уметь определять ударный и безударные слоги в слове Знать правила написания безударных гласных; словарные слова. Уметь: - писать безударные гласные в корне и словарные словас безударной гласной, не проверяемой ударением; -подбирать проверочные слова; -различать проверочное и проверяемое слово; -выполнять звукобуквенный анализ слова. Знать перед какими буквами пишется разделительныймягкий знак. Уметь выполнять фонетический разбор слов с наличием мягкого знака и без него (семья, семя). Знать написания слов, в которых пишутся две одинаковые буквы. Знать правила переноса слов с двойными согласными. Уметь переносить слова с удвоенными буквами. |
Части речи. | 39 | Знать признаки имен существительных. Уметь: -задавать вопросы к именам существительным; -называть признаки существительных; -подбирать и находить в тексте имена существительные Знать вопросы, на которые отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные. Уметь: -подбирать одушевленные и неодушевленные имена существительные; -классифицировать существительные по вопросам. Знать понятия «собственные» и «нарицательные» имена. Уметь: -писать собственные имена с заглавной буквы; -отличать собственные и нарицательные имена в конкретном тексте -писать с заглавной буквы имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, рек. Знать признаки глагола. Уметь: -задавать вопросы к глаголам; -находить в тексте глаголы; -объяснять значение глаголов; -употреблять глаголы в речи. Знать и уметь устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным. Уметь: - задавать вопросы к глаголам, к прилагательным и существительным; -находить в тексте изученные части речи; -употреблять в речи разные части речи. Знать: - значение предлогов; - признаки и роль предлогов. Уметь: - выделять в предложении предлоги; - писать предложения с предлогами. |
Повторение | 14 | Знатьосновные нормы правописания слов. Уметь: -составлять план своего ответа на вопрос; -грамотно оформлять предложения на письме. Уметь: - выделять в тексте подлежащее и сказуемое; - устанавливать связь слов в предложении; - работать с деформированными предложениями; - задавать вопросы от главного слова к зависимому. |
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Контрольный диктант
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 15-25 слов |
2 класс | 25-30 слов | 35-45 слов |
3 класс | 45-55 слов | 55-6- слов |
4 класс | 60-70 слов | 70-80 слов |
Оценки:
«5» – за работу, в которой нет ошибок.
«4» – за работу, в которой допущено 1–2 ошибки.
«3» – за работу, в которой допущено 3–5 ошибок.
«2» – за работу, в которой допущено более 5 ошибок.
Ошибки:
1. Нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2. Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми написаниями);
3. Наличие ошибок на изученное правило по орфографии.
4. Существенное отступление от авторского текста при написании изложения, искажающее смысл произведения.
5. Употребление слов в несвойственном значении ( в изложении).
Недочёты.
1. Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
2. Отсутствие «красной строки».
3. Неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и тоже правило.
4. Незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.
Примечание
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске.
При оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Задания данного вида целесообразно давать отдельно от контрольного диктанта и контрольного списывания. В грамматическое задание включается от 3 до 4-5 видов работы.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
«3» – правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
«2» – правильно выполнено менее 1/2 заданий.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Тексты для самостоятельного списывания учащихся предлагаются для каждого класса на 5-8 слов больше, чем тексты для контрольного диктанта.
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1 класс | - | 20-30 слов |
2 класс | 30-35 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 60-65 слов |
4 класс | 65-75 слов | 75-90 слов |
«5» – за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений.
«4» – за работу, в которой допущена 1 ошибка или 1–2 исправления.
«3» – за работу, в которой допущены 2–3 ошибки.
«2» – за работу, в которой допущены 4 и более ошибок.
АЛГОРИТМ СПИСЫВАНИЯ
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его (орфоэпическое чтение).
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно записано, то есть так, как будешь его себе диктовать (орфографическое чтение).
5. Повтори, глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе, как проговаривал два последних раза.
7. Проверь написанное предложение, отмечая дужками слоги в словах.
8. Подчеркни орфограммы в словах.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Первое полугодие | Второе полугодие | |
1-й класс | - | 5-6 слов |
2-й класс | 8-10 слов | 10-12 слов |
3-й класс | 10-12 слов | 12-15 слов |
4-й класс | 12-15 слов | 15-18 слов |
Словарные диктанты
Содержание словарных диктантов составляют слова, правописание которых не регулируется правилами. Словарный диктант проводится ≈ 1 раз в 10 дней с целью осуществления текущего контроля.
Оценки:
«5» – без ошибок.
«4» – 1 ошибка и 1 исправление.
«3» – 2 ошибки и 1 исправление.
«2» – 3–5 ошибок.
Критерии оценки работ творческого характера.
К работам творческого характера относятся изложения, сочинения, рассказы по картинкам, личному опыту и т.д. на начальной ступени школы все творческие работы носят обучающий характер, поэтому отрицательная оценка за них не выставляются и в классный журнал не заносится.
Во втором классе изложение носит обучающий характер, в третьем классе проводится 1 контрольное изложение за учебный год, в четвертом – 2 контрольных изложения за год. Оценки за контрольные изложения выставляются через дробную черту – за содержание и грамматику. В четвертом классе за обучающие и контрольные изложения в журнал выставляются обе оценки: через дробь в одну клетку.
ИЗЛОЖЕНИЕ
Изложение проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умение организовывать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тексты для 2-3 классов, предназначенные для изложения и сочинения, соответственно увеличиваются на 15-20 слов для каждого класса; тексты для 4 класса – до 25-30 слов.
«5» – правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
СОЧИНЕНИЕ
«5» – логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1–2 исправления.
«4» – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1–2) фактические и речевые неточности, 1–2 орфографические ошибки,1–2 исправления.
«3» – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2–3 предложений, беден словарь, 3–6 орфографических ошибки и 1–2 исправления.
«2» – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7–8 орфографических ошибок, 3–5 исправлений.
Примечание 1: В связи с развитием письменной речи изложение и сочинение носит обучающий характер, а не контролирующий.
Цель проведения изложения: определить формирование навыков письменной речи, передачу содержания текста, правильное построение предложений, соблюдение синтаксических норм.
Примечание 2:Учитывая, что данный вид работ в начальной школе носит обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Планируемые результаты учебнойдеятельностиобучающихся
Обучающиеся научатся | Обучающиеся получат возможность |
Фонетика, орфоэпия, графика
| Фонетика, орфоэпия, графика
|
Лексика
| Лексика
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач; размышлять над этимологией некоторых слов-названий; приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов. |
Состав слова (морфемика)
| Состав слова (морфемика) находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне; различать изменяемые и неизменяемые слова; узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах; сравнивать, классифицировать слова по их составу; соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса); разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу; подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами. |
Морфология
устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не. узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении; подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы. | Морфология
|
Синтаксис
| Синтаксис
|
Орфография и пунктуация
непроизносимые согласные; разделительный твёрдый знак (ъ); непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь); безударные родовые окончания имён прилагательных; раздельное написание предлогов и слитное написание приставок; раздельное написание частицы не с глаголами;
— безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов); | Орфография и пунктуация
соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
запятая между частями в сложном предложении;
|
Тематическое планирование
Русский язык 2 класс
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | Стр. | Д/З | |
I четверть Повторение.Наша речь (3 ч) | ||||||
1. | 01.09 | Повторение. Наша речь. | У.с. 6-7 упр.1-3 | Прав.с.6,7 | ||
2. | 04.09. | Повторение. Виды речи. Характеристика человека по его речи. | У.с.8-9 упр.4-5 | |||
3. | 05.09. | Повторение. Диалог и монолог. | У.с.10-14 упр. 6-11 | Прав. с.10,11 | ||
Повторение.Текст (4 ч) | ||||||
4. | 06.09 | Повторение. Текст. | У.с.15-17 упр.12-13 | |||
5. | 07.09 | Повторение. Тема и главная мысль текста. | У.с.18-19 упр.12-13 | Прав.с.18 | ||
6. | 08.09 | Повторение. Части текста. План. | У.с.20-22 упр.18 | Прав.с.20 | ||
7. | 11.09 | Развитие речи. Составление рассказа | У.с.21 упр. 19 | словарь | ||
Предложение (12 ч) | ||||||
8. | 12.09 | Работа над ошибками. Повторение. Предложение. | У.с.23-24 упр.20-21 | Прав.с.24 | ||
9. | 13.09 | Повторение. Знаки препинания в конце предложения. | У.с.25-26 упр.22-24 | |||
10. | 14.09 | Связь слов в предложении. | У.с.26-28 упр.25-28 | Прав. с.27,28 | ||
11. | 15.09 | Словарный диктант. Главные члены предложения. | У.с.29-30 упр.29-32 | Прав. с.29,30 | ||
12. | 18.09 | Второстепенные члены предложения. | У.с.31 упр.33-34 | Прав.с.31 | ||
13. | 19.09 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | У.с.32-33 упр.35-36 | Прав. с.32,33 | ||
14. | 20.09 | Главные члены предложения – основа предложения. | У.с.34 упр.37-38 | |||
15. | 21.09 | Распространенные и нераспространенные предложения. | У.с.35 упр.39-40 | Прав.с.35 | ||
16. | 22.09. | Закрепление. Распространенные и нераспространенные предложения | c. 36 у. 41-42 | |||
17. | 25.09 | Связь слов в предложении. | У.с.37-38 упр.43-46 | Прав.с. 37 | ||
18. | 26.09 | Закрепление: связь слов в предложении. | У.с.40 упр.1-6 | |||
19. | 27.09 | Развитие речи.Рассказ по картине И. С. Остроухова "Золотая осень". | У.с.39 упр.47 | |||
Слова, слова, слова… (17ч) | ||||||
20. | 28.09 | Работа над ошибками. Лексическое значение слова. | У.с.41-44 упр.48-50 | Прав. с.42,43 | ||
21. | 29.09 | Словарный диктант. Закрепление. Лексическое значение слова. | У.с.45-47 упр.51-57 | Прав. с.42,43 | ||
22. | 01.10 | Однозначные и многозначные слова. | У.с.47-49 упр.58-61 | |||
23. | 02.10 | Входная контрольная работа «В парке». | ||||
24. | 03.10 | Работа над ошибками.Прямое и переносное значение слов. | У.с.49-51 упр.62-65 | |||
25. | 04.10 | Синонимы. | У.с.52-53 упр.66-69 | Прав.с.52 | ||
26. | 09.10 | Антонимы. | У.с.54-55 упр.70-72 | Прав.с. 54 | ||
27. | 10.10 | Закрепление. Синонимы и антонимы. | У.с.56-57 упр.73-75 | |||
28. | 11.10 | Родственные (однокоренные) слова. | У.с.58-60 упр.77-83 | Прав.с.58 | ||
29. | 12.10 | Всероссийская проверочная работа | ||||
30. | 13.10 | Корень слова. Однокоренные слова. | У.с.61-63 упр.84-90 | Прав.с.61 | ||
31. | 16.10 | Словарный диктант. Выделение корня в однокоренных словах. | У.с.63-64 упр.91-94 | |||
32. | 17.10 | Развитие речи. Изложение "Лисички". | У.с.57 упр.76 | словарь | ||
33. | 18.10 | Работа над ошибками. Слог как минимальная произносительная единица. | У.с.65-67 упр.95-98 | |||
34. | 19.10 | Ударение. | У.с.67-70 упр.99-106 | Прав. с.67-70 | ||
35. | 20.10 | Перенос слов по слогам . | У.с.71-73 уп.107-112 | Прав.с.71 | ||
36. | 23.10 | Закрепление правил переноса. | У.с.75-76 | |||
Звуки и буквы(47 ч) | ||||||
37. | 24.10. | Звуки и буквы. | У.с.78-80 уп.115-120 | Прав. с.79,80 | ||
38. | 25.10 | Диктант с грамматическим заданием "Ягоды" за 1 четверть. | ||||
39. | 26.10 | Работа над ошибками. Русский алфавит, или Азбука. | У.с.81-84 уп.121-128 | Прав.с.81 | ||
40. | 27.10 | Употребление прописной (заглавной) буквы. | У.с.86-88 уп.130-132 | |||
II четверть | ||||||
41. | 07.11 | Гласные звуки. | У.с.89-92 уп.134-140 | Прав.с.89 | ||
42. | 09.11 | Словарный диктант. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. | У.с.93-94 уп.141-144 | Прав. с.93,94 | ||
43. | 10.11 | Развитие речи. Составление рассказа "Оказанная помощь" по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. | У.с.74 упр.114 | |||
44. | 13.11 | Особенности проверяемых и проверочных слов. | У.с.95-96 уп.145,148 | Прав.с.95 | ||
45. | 14.11 | Проверочные слова. | У.с.97-99 уп.146-153 | Прав.с.96 | ||
46. | 16.11 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова. | У.с.100-101 уп.154-156 | Прав.с.100 | ||
47. | 17.11 | Безударные гласные в корне слова. | У.с.101-103 уп.157-159 | |||
48. | 20.11 | Закрепление: безударные гласные звуки. | У.с.102-103 уп.160 | |||
49. | 21.11 | Диктант «Воробей» по теме "Безударные гласные звуки". | ||||
50. | 23.11 | Работа над ошибками. Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова. | У.с.103-105 уп.162-165 | Прав.с.104 | ||
51. | 24.11 | Словарный диктант. Непроверяемые безударные гласные звуки. | У.с.106-107 | |||
52. | 27.11 | Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. | У.с.107-109 уп.170-173 | |||
53. | 28.11 | Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами. | У.с.110-111 уп.174-176 | |||
54. | 30.11 | Согласные звуки. | У.с.112-113 уп.178-182 | |||
55. | 01.12 | Развитие речи. Сочинение по репродукции | У.с.111 упр177 | |||
56. | 04.12 | Работа над ошибками. Согласный звук [й’] и буква «и краткое». | У.с.114-116 уп.183-187 | Прав.с.116 | ||
57. | 05.12 | Слова с удвоенными согласными. | У.с.117-118 уп.188-190 | Прав.117 | ||
58. | 07.12 | Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения | У.с.120-122 уп.192-197 | Прав.121 | ||
59. | 08.12 | Развитие речи. Рассказ по репродукции | У.с.119 упр.191 | |||
60. | 11.12 | Работа над ошибками.Закрепление. Твёрдые и мягкие согласные. Проект «И в шутку и всерьёз». | У.с.122-123, 119 уп.198-201 | |||
61. | 12.12 | Контрольное списывание. | ||||
62. | 14.12 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласного звука на письме. | У.с.124 уп.202-203 | Прав.с.124 | ||
63. | 15.12 | Контрольный словарный диктант.Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. | У.с.127-128 уп.208-209 | Прав. с.125,126 | ||
64. | 18.12 | Контрольный диктант с грамматическим заданием "Букет" за I полугодие. | ||||
65. | 19.12 | Работа над ошибками. Проект «Пишем письмо Деду Морозу». | У.с.128,129 | |||
66. | 21.12 | Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. | Уч.часть2 с.3-5 упр.1-4 | Прав.с.5 | ||
67. | 22.12 | Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт. Правописание сочетанийчк, чн, чт, щн, нч. | У.с.5-6 упр.5-8 | |||
68. | 25.12 | Закрепление. Правописание сочетанийчк, чн, чт, щн, нч. | У.с.7 упр.9-10 | |||
69. | 26.12 | Правописание буквосочетанийжи–ши, ча–ща, чу–щу. | У.с.10-11 упр.11-15 | |||
70. | 28.12 | Закрепление. Правописание буквосочетанийжи–ши, ча–ща, чу–щу. | У.с.12-13 упр.16-20 | Прав.с.11 | ||
71. | 29.12 | Работа с предложением и текстом. | У.с.14 упр.21-23 | |||
III четверть | ||||||
72. | 15.01 | Звонкие и глухие согласные звуки. | У.с.16-19 упр.24-28 | |||
73. | 16.01 | Правописание слов с парным по глухости–звонкости согласным звуком | У.с.18-20 упр.29-31 | Прав.с.19 | ||
74. | 18.01 | Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. | У.с.20-21 упр.32-33 | Прав. с.20-21 | ||
75. | 19.01 | Парные звонкие и глухие согласные. Проверочные и проверяемые слова. | У.с.22-23 упр.34-37 | Прав.с.22 | ||
76. | 22.01 | Словарный диктант. Упражнения в подборе проверочных слов. | У. с.24-25 упр.38-41 | Прав.с.24 | ||
77. | 23.01 | Способы проверки написания парных согласных. | У.с.26-28 упр.42-46 | |||
78. | 25.01 | Развитие речи. Изложение «Оляпка» | У.с.37 упр.66 | |||
79. | 26.01 | Обобщение знаний об изученных правилах письма. | У.с.30 | |||
80. | 29.01 | Проверочный диктант "Зимой". | ||||
81. | 30.01 | Работа над ошибками.Разделительный мягкий знак (ь). Использование на письме. | У.с.31-33 упр.51-56 | Прав. с.32,33 | ||
82. | 01.02 | Правило написания разделительного ь в словах. | У.с.34-36 упр.57-64,65 | Прав.с.35 | ||
83. | 02.02 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак (ь)». | У.с.37-38 упр.63 | |||
Части речи (39ч) | ||||||
84. | 05.02 | Что такое части речи? | У.с.39-41 упр.68-70 | Прав.с.40 | ||
85. | 06.02 | Словарный диктант. Части речи. | У.с.42-43 упр.71-73 | |||
86. | 08.02 | Имя существительное как часть речи. | У.с.44-45 упр.74-76 | |||
87. | 09.02 | Закрепление. Имя существительное как часть речи. | У.с.46-47 | |||
88. | 12.02 | Одушевлённые имена существительные. | У.с.48-50 уп.80-86 | |||
89. | 13.02 | Собственные имена существительные. Большая буква в именах собственных. | У.с.51-53 упр.87-91 | |||
90. | 15.02 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». | У.с.57 упр.97 | |||
91. | 16.02 | Работа над ошибками. Правописание кличек | У.с.58-60 уп.100-103 | |||
92. | 19.02 | Число имен существительных. | У.с.61-62 у.104-107 | |||
93. | 20.02 | Закрепление. Число имен существительных. | У.с.63-64 уп.108-112 | |||
94. | 22.02 | Словарный диктант. Имя существительное. Повторение и закрепление. | У.с.65 уп.113-114 | |||
95. | 26.02 | Развитие речи. Изложение по вопросам «Кот Мурзик». | У.с.66 уп. 115 | |||
96. | 27.02 | Работа над ошибками. Обобщение по теме "Имя существительное". | У.с.67 | |||
97. | 01.03 | Проверочная работа по теме «Имя существительное». | ||||
98. | 02.03 | Глагол как часть речи. Признаки глагола. | У.с.68-70 | Прав.с.68 | ||
99. | 05.03 | Употребление глаголов в нашей речи. | У.с..71-72 уп.122-125 | |||
100. | 06.03 | Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | У.с.73 упр.127 | |||
101. | 09.03 | 12.03 | Работа над ошибками. Число глаголов. | У.с.74-75 уп.128-130 | Прав. с.74-75 | |
102. | 12.03 | 13.03 | Изменение глагола по числам. | У.с.76-77 уп.131-134 | Прав.с.78 | |
103. | 13.03 | 15.03 | Правописание частицы нес глаголом. | У.с.78-79 Уп.135-137 | ||
104. | 15.03 | Повторение и обобщение знаний о глаголе. | У.с.80-81 уп.138-143 | |||
105. | 16.03 | Текст - повествование. | У.с.82-83 уп.144-145 | |||
106. | 19.03 | Словарный диктант. Роль глаголов в тексте-повествовании. | У.с.84-86 уп.146-147 | |||
107. | 20.03 | Повторение и обобщение знаний о глаголе. | ||||
108. | 22.03 | Контрольный диктант с грамматическим заданием "Март" за 3 четверть | ||||
109. | 23.03 | Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи. | ||||
IV четверть | ||||||
110. | 02.04 | Синтаксическая функция имени прилага - тельнога в предложении.Значения имён прилагательных. | У.с.86-88 уп. 148-152 | Прав.с.86 | ||
111. | 03.04 | Сравнение как одно из выразительных средствязыка. | У.с.89-91 уп.152-157 | |||
112. | 05.04 | Единственное и множественное число имен прилагательных. | У.с.92-94 Уп.158-162 | Прав.с.92, 93 | ||
113. | 06.04 | Текст-описание. | У.с.95-96 уп.163-166 | |||
114. | 09.04 | Словарный диктант. Роль имён прилагательных в тексте – описании. | У.с.97-98 уп.167-170 | |||
115. | 10.04 | Проверочная работа по теме "Имена прилагательные". | Уч.с.99 | |||
116. | 12.04 | Личные местоимения. | У.с.100-102 уп.171-175 | |||
117. | 13.04 | Местоимение как часть речи. | У.с.103-104 уп.176-179 | |||
118. | 17.04 | Текст-рассуждение. | У.с.105-106 уп.180-182 | |||
119. | 19.04 | Предлоги. Правописание предлогов с именами существительными. | У.с.108-109 уп.183-188 | |||
120. | 20.04 | Роль предлогов в нашей речи.Редактирование текста «Храбрый утёнок». | Уч.с.111-112 уп. 189-192 | |||
121. | 23.04 | Проверочная работа по теме "Предлоги". | Уч.с.113 | |||
122. | 24.04 | Работа над ошибками. Словарный диктант. Проект «В словари – за частями речи!» | Уч.с.114-115 | |||
Повторение (14ч) | ||||||
123. | 26.04 | Повторение. Текст. Рассказ по рисунку. | с.116-117 у.193-194 | |||
124. | 27.04 | Повторение. Предложение. | с.117-118 у.196-198 | |||
125. | 28.04 | Повторение. Распространенные и нераспространенные предложения. | с.119-120 у.199-202 | |||
126. | 03.05 | Повторение. Слово и его лексическое значение. | с.120-121 у.201-207 | |||
127. | 04.05 | Повторение. Имя существительное. | с.122-123 у.208-211 | |||
128. | 07.05 | Контрольный словарный диктант. Повторение. Части речи. Имя прилагательное. | У.с.124-125 уп.212-213 | |||
129. | 08.05 | Повторение. Части речи. Глагол. | ||||
130. | 10.05 | Повторение. Части речи. Местоимение. | У.с.125-126 уп.214-215 | |||
131. | 11.05 | Повторение. Звуки и буквы. | с.126-127 у.216-217 | |||
132. | 14.05 | Контрольное списывание. | ||||
133. | 15.05 | Итоговый контрольный диктант | ||||
134. | 17.05 | Работа над ошибками. Повторение. Безударные гласные в корне слова. | У.с.128 | |||
135. | 18.05 | Повторение. Парные согласные. | ||||
136. | 21.05 | Работа над ошибками. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...
Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с программой к курсу « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...
Рабочая программа по русскому языку по образовательной системе «Школа России» Русский язык 2 класс. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык.
Рабочая прогр...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3
Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...