Технологическая карта урока русского языка. Тема "Спряжение глаголов брить и стелить"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока с видами деятельности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shishova_e.v._otkrytyy_urok.docx | 52.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
Тема «Спряжение глаголов брить и стелить»
Ход урока | Деятельность обучающихся | |||||
Познавательная (П) | Коммуникативная (К) и формируемые личностные (Л) УУД | Регулятивная (Р) | ||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
Мотивация к учебной деятельности | ||||||
Учитель: Урок русского языка. Для чего вы изучаете русский язык? Учащиеся: Это наш родной язык. А каждый гражданин страны должен грамотно говорить и писать на своём родном языке. Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа. | Формулируют цели | Целеполагание (П) | Осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации | Самоопределение Смыслообразование ( Л) Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками ( К). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); | ||
Актуализация знаний | ||||||
Учитель: Какую большую тему мы сейчас изучаем? Учащиеся:Глагол Учитель: Сформулируйте и задайте вопросы по изученному материалу о глаголе. Учащиеся задают вопросы друг другу: Что такое глагол? Как изменяется глагол? Что значит проспрягать глагол? Сколько спряжений у глагола? Какие глаголы относятся к 1 и 2 спряжению? Как определить спряжение глагола? Для чего надо знать к какому спряжению относится глагол7 Какие окончания могут быть у глаголов 1 и 2 спряжения? Учитель: На доске в произвольном порядке записаны окончания глаголов 1 и 2 спряжения. Разделите эти окончания на две группы и пропишите каллиграфически. Учащиеся: прописывают. Учитель: сверьте с доской (повесить карточки на доске). У кого так? Учащиеся: сверяют. Учитель: вспомните алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения в парах: один рассказывает, другой проверяет, затем меняетесь. Учащиеся :работают в парах. Учитель: в листах самооценки найдите пункт «Алгоритм», поставьте «+», если знаете и рассказываете, «!» - если ошибаетесь или не знаете. Учащиеся :работают на листах самооценки. Учитель: всегда ли можно воспользоваться этим алгоритмом для определения спряжения глагола? Учащиеся: не. Если это глаголы-исключения, то алгоритмом воспользоваться нельзя. Т.к. не смотря на все признаки 1 спряжения, они относятся ко 2 спряжению. Учитель: проверьте знание этих глаголов в парах. Учащиеся: работают в парах. Учитель: назовите глаголы-исключения. Учащиеся: один называет вслух. Учитель: в листах самооценки найдите пункт «Глаголы-исключения», поставьте «+», если знаете и рассказываете, «!» - если ошибаетесь или не знаете. | Слушают и определяют. Формулируют вопросы наблюдений. Отвечают на вопросы. | Анализ , синтез , сравнение , обобщение , аналогия , классификация ; извлечение необходимой информации из текстов , использование знаково-символических средств , осознанное и произвольное построение речевого высказывания, подведение под понятие (П) | Обосновывают выбор. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Подчеркивают характеристики. Слушают, делятся впечатлениями. Высказывают свое мнение. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения (К). | Фиксируют индивидуальные затруднения | Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р); |
Объяснение нового материала
| ||||||
Учитель: используя алгоритм, определите спряжение глаголов и вставьте гласную букву в личные окончания глаголов. Учащиеся: самостоятельно работают Учитель: следит за работой, выявляет двух учащихся с разными вариантами выполнения, даёт им заполнить большие карточки. Проверяем. Учащиеся: выходят учащиеся с большими карточками. Учитель: почему у ребят разные ответы? Учащиеся: мы чего то не знаем о глаголах «брить» и «стелить» Учитель: сформулируйте тему урока. Учащиеся: спряжение глаголов брить и стелить. Учитель: какую цель поставим? Учащиеся: узнать к какому спряжению относятся глаголы брить и стелить и какие имеют личные окончания. | Выявляют место и причину затруднения. Для этого они: Целеполагание (П) | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия | Обосновывают выбор. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Подчеркивают характеристики. Слушают, делятся впечатлениями Высказывают свое мнение. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); | Фиксируют индивидуальные затруднения, ставят цель выйти из затруднения | Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
Объяснение нового материала
| ||||||
Учитель: что будем делать, чтобы достичь цели? Учащиеся: рассказывают действия по условным обозначениям на доске: сравнивать, рассуждать, работать в парах, слушать делать выводы. | Обдумывают проект будущих учебных действий: | Использование знаково-символических средств | Отвечают на вопросы Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Слушают, делятся впечатлениями Высказывают свое мнение. | Смыслообразование (Л); | Осуществляют предварительную оценку. | Волевая саморегуляция |
Объяснение нового материала
| ||||||
Учитель: откройте учебник на с. 90, найдите упр. 64. Что нужно сделать? Учащиеся: читает задание один учащийся: открыть обратный словарь на -ить Учитель: к какому спряжению, как правило относятся глаголы на –ить с безударными личными окончаниями? Учащиеся: ко 2 спряжению Учитель: найдите такие глаголы в списке Учащиеся: называют глаголы со слова «ловить» и устно спрягают. Учитель: среди этих глаголов найдите глаголы «брить» и «стелить». У глагола стелить есть глагольный суффикс –и-? Учащиеся: да Учитель: А у глагола «брить»? Учащиеся: нет. Учитель: Вернитесь на с. 90 учебника. Посмотрите на состав этих слов и их личные окончания. Учащиеся: у глагола «брить» нет глагольного суффикса –и- и личные окончания –ешь, - ет, -ете,-ют. У глагола «стелить» есть глагольный суффикс –и- и личные окончания –ешь, - ет, -ете,-ют. Учитель: к какому спряжению относятся эти глаголы судя по их личным окончаниям? Учащиеся: к 1 спряжению. Учитель: А почему, вы подумаете и скажете, прочитав и дополнив рассуждения Миши на с. 91. Учащиеся: работают в парах – первый вариант объясняет второму. Затем один из учащихся объясняет вслух: у глагола «брить нет глагольного суффикса –и-, поэтому это глагол 1 спряжения, значит безударные личные окончания этого глагола пишутся с буквой «е». Учитель: Запишите. Учащиеся: пишут- брить – 1 спряжение, мы бреем, ты бреешь, вы бреете, он бреет, они бреют. Учитель: теперь обратимся к глаголу «стелить». В парах второй вариант объясняет первому почему глагол «стелить» относится к 1 спряжению. Учащиеся: работают в парах по учебнику. Закачивают объяснение, предложенное в учебнике. Затем один учащийся объясняет вслух: все формы глагола «стелить» образованы от глагола «стлать» - 1 спряжения, значит в безударных личных окончаниях пишется буква «е». Учитель: Запишите. Учащиеся: пишут стелить (стлать) – 1 спряжение, мы стелем, ты стелешь, вы стелете, он стелет, они стелют. | Выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Записывают Выполняют упражнение в тетради. Проводят анализ | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, сериация Осознанное и произвольное построение речевого высказывания | Обсуждают Обосновывают выбор написания Проговаривают в парах Отвечают на вопросы Высказывают свое мнение. Делятся впечатлениями Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. | Смыслообразование (Л) Нравственно-этическое оценивание усваиваемого Содержания (Л) | Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.(что получилось, что не получилось и почему) | Волевая саморегуляция |
Первичное закрепление с проговаривание вслух | ||||||
Учитель: чтобы до конца решить проблему обратимся к научному источнику – учебнику на с. 92 Учащиеся: читают правило вслух Учитель: как спрягаются глаголы «брить» и «стелить»? Учащиеся: по 1 спряжению. | Читают и запоминают правило, проговаривают его вслух. | Обобщение ,Извлечение из текстов необходимой информации Подведение под понятие Установление причинно - следственных связей Выполнение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Построение логической цепи рассуждений, доказательство (П) | Обосновывают выбор написания Отвечают на вопросы учителя. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К) Учет разных мнений , координирование в сотрудничестве разных позиций ( К) | ||
Включение нового знания в систему знаний и самостоятельная работа с проверкой по эталону | ||||||
Учитель: дополните выражение «Раньше я не знал, что …, теперь я знаю, что…» Учащиеся:дополняют Физминутка Учитель: запишите под диктовку. Учащиеся :пишут. Читаем книгу, хвалите друга, смотришь фильм, бреет бороду, стелет скатерть, держит за руку. Учитель: взаимопроверка, сверьте с образцом(образец на слайде), поставьте отметку. Учащиеся: проверяют, сверяют Учитель: дополните выражение «Раньше я не смог бы …, теперь я смогу…» Учащиеся: дополняют Учитель: в листах самооценки найдите пункты «Глаголы-исключения 1 спряжения» и «Умею различать глаголы-исключения среди других глаголов» и поставьте «+», если знаете и различаете, «!» - если ошибаетесь или не знаете. Учащиеся: работают с листами самооценки | Самостоятельно выполняют задания нового типа, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать. | Анализ , синтез, сравнение , обобщение , аналогия , сериация , Выполнение действий по алгоритму Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Доказательство ( П); | Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, | Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||||||
Учитель: Какую цель ставили и достигли ли её? Учащиеся: достигли, т. К. узнали, что глаголы «брить» и «стелить» спрягаются по 1 спряжению. Домашнее задание Учитель: Попробуете применить свои знания в творческой работе. Дополните текст загадки подходящими по смыслу глаголами (каждый получает индивидуальную карточку) Учащиеся: отмечают на мишени | Фиксируют новое содержание , изученное на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. | Рефлексия способов и условий действия Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) | Оценивают что получилось, что не получилось и почему. | Самооценка на основе критерия успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ( Л) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) Формулирование и аргументация своего мнения , учет разных мнений ( К) Использование критериев для обоснования своего суждения ( К) Планирование учебного сотрудничества(К) Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л). | Соотносят цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируют степень их соответствия | Оценка,волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) |
Лист самооценки
Знаю (+) | Допускаю ошибки (!) | Не знаю (!) | |
Алгоритм различения глаголов 1 и 2 спряжения | |||
Глаголы-исключения 2 спряжения | |||
Глаголы-исключения 1 спряжения | |||
Умею (+) | Допускаю ошибки (!) | Не умею (!) | |
Правильно писать безударные личные окончания глаголов | |||
Узнавать глаголы-исключения среди других глаголов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов" в 4 классе по УМК "Начальная школа XXI века"
Планируемые предметные результаты: уметь определять спряжение глаголов, правильно писать безударное окончание глагола, определять лицо и число глаголов. Личностные: Уметь проводить самооценку на...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов прошедшего времени по родам» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам»Цель урока: Воспитывать самостоятельность, волевые качества, взаимоуважение при работе в парах, чувство прекр...
Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов по числам» 3 класс
Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Изменение глаголов по числам»Цель урока: осознать особенности изменения числа глагола в сочетании с существительным. Планируемые результаты:·...
Технологическая карта урока русского языка. Тема «Глаголы-антонимы, глаголы-синонимы».(УМК Школа России, 3 класс)
Тема урока «Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы» Тип урока: открытие нового знания Цель урока: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов ". 3 класс УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления учащихся глаголах 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по с...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Времена глаголов: настоящее, прошедшее и будущее. Первоначальное представление о временах глаголов.Цели деятельности учителя: создание содержательных и организационн...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени (обобщение). Морфологический разбор глагола." (4 класс)
Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: совершенствование знаний и умений писать глаголы в настоящем и будущем времени; развивать умение выполнять морфологический разбор глагола.Задачи урока...