Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме;
2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
4) учиться проводить разбор глагола как части речи.
Личностные:
1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
2)проводить самооценку своих действий;
3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Правописание глаголов в прошедшем времени" | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 30.01.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4в Урок: 1 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 214 | Студент: Резевич А.М Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока « Правописание глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование у учащихся понятий о правописании гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; 2)учить определятьграмматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); 3)учить изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); 4)учить проводить разбор глагола как части речи. | Предметные: 1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме 2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); 3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); 4) учиться проводить разбор глагола как части речи. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; 2)проводить самооценку своих действий; 3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения. |
УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Настраиваетклассна продуктивнуюдеятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок Русского языка -Посмотрите на слайд, на нем высказывание А.И Куприна о русском языке, прочтите его. -Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн) -как вы его понимаете? -да, давайте изучать русский язык, чтобы наша речь была богаче и выразительнее. - На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Слайд 1-2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализируетопытобучающихся,подготавливаеткизучениюновогоматериала. 2. Обеспечиваетмотивациюкизучениюматериаланеобходимогодля«открытияновогознания». - Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы попробуем составить кластер «Глагол» виде куста - Что вы знаете о глаголе? -что обозначает?на какие вопросы он отвечает? -есть ли у него время, род, число? -есть ли у глагола лицо? -а вид? Какой вид есть у глагола? -что еще не назвали? -молодцы! Посмотрите, какой пышный куст у нас получился | 1.Высказываютпредположенияидоказываютсвою точкузрения. -действие предмета, что делать? Что сделать? -да -да - Совершенный и несовершенный -спряжение | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Слайд 3 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности | 1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками. -Запишите сегодняшнее число классная работа -Посмотрите на слайд. Что вы видите? Гореть – горел - горела - горело Желать – желал - желала - желало Сверкать – сверкал - сверкала – сверкало - Запишите себе в тетрадь эти глаголы и поставьте их в женский, мужской и средней род прошедшего времени. Двое выходят выполнять это задание на доске. - Что объединяет эти слова? - На какой вопрос они отвечают? - Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? - Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставим на урок, что мы сегодня узнаем? Узнаем… - Молодцы! -Посмотрите на слайд, на нем вы видите план урока, но его пункты перепутались, составьте их в правильной последовательности План 1. Постановка темы и задач урока 2. Работа с правилом правописания глаголов в прошедшем времени 3.Составление алгоритма. 4. Работа по алгоритму. 5. Выполнение самостоятельной работы 6. Подведение итогов -Молодцы, мы с вами выполнили первый пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием -Молодцы! | Постановка целей и формирование темы совместно с учителем -Глаголы. -Глаголы неопределённой формы. - Что делать? - Глаголы прошедшего времени. - Тема урока «Правописание глаголов в прошедшем времени». - Узнаем, как пишутся глаголы прошедшего времени. | : Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. :сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; : формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Слайд 4-6 Слайд 7 | ||||||||||||||||||
«Открытие» открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) | 1. Организовываетработуобучающихся. - Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? – На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? - Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? - Как изменяются глаголы в прошедшем времени? – Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам? – Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? - Запишите в тетрадь глаголы, которые отвечают на вопрос что делал? что делала? что делало? горел горела горело желал желала желало сверкал сверкала сверкало - Выделите окончание - Что вы заметили? - Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени. - Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему? - Какой вывод мы можем сделать? -Правильно, глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. -– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме. – Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л? - У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме. -Определите, какой суффикс надо писать в глаголе таял? Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. -посмотрите на слайд и запишите запись к себе в тетрадь. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я. -А теперь давайте составим алгоритм к этому правилу Алгоритм 1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Что дальше? 2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола? – Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть. – Что можно сделать после этого? 3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть. Алгоритм 1.Образовать неопределенную форму глагола 2.Выяснить какой суффикс стоит перед –ть 3.Пишем тот суффикс , который стоит в неопределенной форме перед –ть -Молодцы, сейчас один ученик выходит к доске и объясняет по алгоритму, написание суффикса в слове веял, остальные в тетрадях -молодцы! мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | 1.Анализируют учебный материал, организуют поискрешения,определяютспособыпредставлениярезультата. -Обозначают действие, которое уже совершено. - Что сделал? Что сделала? Что сделали? - Суффикс «л». - По числам, в единственном числе по родам. - Изменение окончаний в зависимости от рода. - Можем определить род. - Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание. - Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленностьи настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1.Организуетработуобучающихсяпопервичномузакреплению полученных знаний. -Сейчас вы поработайте в парах, на ваших партах лежат карточки, ваша задача дополнить ее недостающими глаголами. -посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания. Разберем первую строку слово читал,как запишем этот же глагол в женском роде в прошедшем времени? А как будет в среднем? -молодцы, приступайте к работе. -Итак, давайте проверим, как вы выполнили задание. -прочитайте первую строчку
-молодцы, вы отлично справились с заданием! -Откройте учебник на стр 108 упражнение 221, прочтите его -посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания -Один работает у доски остальные в тетрадях Облако проплыло. -давайте выполним проверку -Правильно, молодцы!Мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием -А теперь давайте немного отдохнем, вставайте Физминутка |
| П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Слайд 12 Слайд 12 Слайд 13 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. -Сейчас я раздам вам карточки с заданием, ваша задача образовать от данных слов глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа, а так же выделить суффикс и окончание. -После его выполнения вы поменяетесь тестами и проведете взаимопроверку. Первые пять человек, которые выполнят тест быстрее всех, подходят ко мне, я поставлю отметки. -посмотрите на слайд на нем образец выполнения задания Задание Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел. Выделите суффикс и окончание Писать, рисовать, пасти, смотреть, нести, ходить, таять, чистить, пачкать,видеть, ездить. -Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | Слайд 15-16 | ||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | -посмотрите на слайд, запишите глаголы в столбик, а через черточку напишите время, род и число -на слайде вы можете увидеть образ выполнения задания. -потекли -шуршал -шумело -начинала -происходить -давайте проверим это задание -Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Слайд 17-19 | |||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организуетподведениеитогаурока,рефлексию,оценкурезультатовдеятельности обучающихся. Итак, давайте вспомним тему и цель нашего урока -посмотрите на план урока, все ли пункты мы выполнили? -Так, а теперь посмотрите на свои лист самооценки и поднимите руки те у кого все смайлики зеленые, а теперь у кого есть хотя бы один жёлтый смайлик, а теперь те у кого есть красный. -Отлично! Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяютуровень работы класса при групповой работе. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" учебник В.П.Канакиной.
Урок русского языкои во 2 классе по теме "Как из слов составить предложение?", УМК "Школа России" к учебнику В.П.Канакиной....
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкий 2017 год
Урок русского языка по теме "Имя числитеное". Тип урока – открытие новых знанийЦель: знакомство с новой частью речи – именем числительным. Задачи урока: •...
презентация к уроку русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс
quot;Школа России" презентация к уроку №122 русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 клас...
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...