Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.
Планируемые результаты:
Предметные:
1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме;
2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе);
3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать);
4) учиться проводить разбор глагола как части речи.
Личностные:
1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
2)проводить самооценку своих действий;
3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Дата: 30.01.2024 Школа: МАОУ «СОШ №152» Класс: 4в Урок: 1 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 214 | Студент: Резевич А.М Группа: 35 Учитель: Ходыкина М.Ю Методист: Кошкарова Л.С |
Тема урока « Правописание глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) формирование у учащихся понятий о правописании гласных перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени; 2)учить определятьграмматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); 3)учить изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); 4)учить проводить разбор глагола как части речи. | Предметные: 1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме 2)учиться определять грамматические признаки глаголов: спряжение, время, лицо (в настоящем ибудущем времени), число, род (в прошедшем времени в единственном числе); 3) учиться изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); 4) учиться проводить разбор глагола как части речи. |
Развивающие: 1) развивать умения формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы; 2) совершенствовать умение строить высказывания в научном стиле; 3) развивать умение обобщать изучаемые факты. | Личностные: 1)способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности; 2)проводить самооценку своих действий; 3) развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы |
Воспитательные: 1) совершенствовать навыки сотрудничества в парной работе; 2) воспитывать доброе, бережное отношение к близким людям, формировать нравственные убеждения. |
УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб.деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Приветствует обучающихся. 2.Настраиваетклассна продуктивнуюдеятельность. - Здравствуйте, ребята, меня зовут Александра Михайловна, и сегодня я проведу у вас урок Русского языка -Посмотрите на слайд, на нем высказывание А.И Куприна о русском языке, прочтите его. -Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен (А.И.Куприн) -как вы его понимаете? -да, давайте изучать русский язык, чтобы наша речь была богаче и выразительнее. - На ваших партах лежат листы самооценки, которые вы будете заполнять во время урока. На каждом этапе рисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. | Слайд 1-2 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы( беседа) Внешний контроль | 1. Актуализируетопытобучающихся,подготавливаеткизучениюновогоматериала. 2. Обеспечиваетмотивациюкизучениюматериаланеобходимогодля«открытияновогознания». - Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания, мы попробуем составить кластер «Глагол» виде куста - Что вы знаете о глаголе? -что обозначает?на какие вопросы он отвечает? -есть ли у него время, род, число? -есть ли у глагола лицо? -а вид? Какой вид есть у глагола? -что еще не назвали? -молодцы! Посмотрите, какой пышный куст у нас получился | 1.Высказываютпредположенияидоказываютсвою точкузрения. -действие предмета, что делать? Что сделать? -да -да - Совершенный и несовершенный -спряжение | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Слайд 3 |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный метод: беседа, подводящий диалог, формулировка темы урока, формулировка целей урока, определение лана деятельности | 1.Постановка целей и формирование темы совместно с учениками. -Запишите сегодняшнее число классная работа -Посмотрите на слайд. Что вы видите? Гореть – горел - горела - горело Желать – желал - желала - желало Сверкать – сверкал - сверкала – сверкало - Запишите себе в тетрадь эти глаголы и поставьте их в женский, мужской и средней род прошедшего времени. Двое выходят выполнять это задание на доске. - Что объединяет эти слова? - На какой вопрос они отвечают? - Прочитайте оставшиеся слова, что у них общего? - Итак, как вы думаете, какая тема нашего урока? - Какую цель мы поставим на урок, что мы сегодня узнаем? Узнаем… - Молодцы! -Посмотрите на слайд, на нем вы видите план урока, но его пункты перепутались, составьте их в правильной последовательности План 1. Постановка темы и задач урока 2. Работа с правилом правописания глаголов в прошедшем времени 3.Составление алгоритма. 4. Работа по алгоритму. 5. Выполнение самостоятельной работы 6. Подведение итогов -Молодцы, мы с вами выполнили первый пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием -Молодцы! | Постановка целей и формирование темы совместно с учителем -Глаголы. -Глаголы неопределённой формы. - Что делать? - Глаголы прошедшего времени. - Тема урока «Правописание глаголов в прошедшем времени». - Узнаем, как пишутся глаголы прошедшего времени. | : Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. :сказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; : формулировать цели и задачи деятельности; выстраивать последовательность шагов для достижения цели | Слайд 4-6 Слайд 7 | ||||||||||||||||||
«Открытие» открытие детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф.П Словесные методы( беседа, рассказ учителя), Практический(работа с учебником) | 1. Организовываетработуобучающихся. - Чем отличаются глаголы в прошедшем времени от глаголов в настоящем и будущем времени? – На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? - Какую отличительную особенность большинства глаголов прошедшего времени вы знаете? - Как изменяются глаголы в прошедшем времени? – Что именно указывает на изменение глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам? – Что вы можете определить у глаголов пр.вр. ед.ч.? - Запишите в тетрадь глаголы, которые отвечают на вопрос что делал? что делала? что делало? горел горела горело желал желала желало сверкал сверкала сверкало - Выделите окончание - Что вы заметили? - Назовите родовые окончания глаголов в прошедшем времени. - Как вы думаете, можно ли определить род глагола прошедшего времени во множественном числе? Почему? - Какой вывод мы можем сделать? -Правильно, глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. -– Подчеркните суффиксы, находящиеся перед суффиксом – л глаголов прошедшего времени, и суффиксы, находящиеся перед окончанием в неопределенной форме. – Сравните в каждой паре слов подчеркнутые суффиксы между собой. Какой можете сделать вывод о написании суффикса глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л? - У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л пишется тот же суффикс, что и перед -ть в начальной форме. -Определите, какой суффикс надо писать в глаголе таял? Таял – глагол прошедшего времени. Чтобы узнать какой в нем пишется суффикс перед -л, надо образовать начальную форму – таять. В начальной форме перед -ть пишется “я”. -посмотрите на слайд и запишите запись к себе в тетрадь. Значит, в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо писать суффикс -я. -А теперь давайте составим алгоритм к этому правилу Алгоритм 1. Для того, чтобы правильно написать суффикс перед суффиксом – л в глаголах прошедшего времени, нужно образовать неопределенную форму, соответствующую данному глаголу. Что дальше? 2. Какое действие следует осуществить с неопределенной формой глагола? – Выяснить, какой суффикс стоит перед -ть. – Что можно сделать после этого? 3. В глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л надо написать тот суффикс, который стоит в неопределенной форме перед -ть. Алгоритм 1.Образовать неопределенную форму глагола 2.Выяснить какой суффикс стоит перед –ть 3.Пишем тот суффикс , который стоит в неопределенной форме перед –ть -Молодцы, сейчас один ученик выходит к доске и объясняет по алгоритму, написание суффикса в слове веял, остальные в тетрадях -молодцы! мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | 1.Анализируют учебный материал, организуют поискрешения,определяютспособыпредставлениярезультата. -Обозначают действие, которое уже совершено. - Что сделал? Что сделала? Что сделали? - Суффикс «л». - По числам, в единственном числе по родам. - Изменение окончаний в зависимости от рода. - Можем определить род. - Глаголы прошедшего времени изменяются по родам, при этом меняется их окончание. - Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе по родам. | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. П: анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения. Л: целеустремленностьи настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей | Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 | ||||||||||||||||||
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф.П Словесные методы( беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | 1.Организуетработуобучающихсяпопервичномузакреплению полученных знаний. -Сейчас вы поработайте в парах, на ваших партах лежат карточки, ваша задача дополнить ее недостающими глаголами. -посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания. Разберем первую строку слово читал,как запишем этот же глагол в женском роде в прошедшем времени? А как будет в среднем? -молодцы, приступайте к работе. -Итак, давайте проверим, как вы выполнили задание. -прочитайте первую строчку
-молодцы, вы отлично справились с заданием! -Откройте учебник на стр 108 упражнение 221, прочтите его -посмотрите на слайд, на нем образец выполнения задания -Один работает у доски остальные в тетрадях Облако проплыло. -давайте выполним проверку -Правильно, молодцы!Мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием -А теперь давайте немного отдохнем, вставайте Физминутка |
| П: умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Слайд 12 Слайд 12 Слайд 13 | ||||||||||||||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | И, П Словесные методы (Практические методы (работа скарточками) Внешний контроль | 1.Организует самостоятельную работу. 2.Контролирует работу. -Сейчас я раздам вам карточки с заданием, ваша задача образовать от данных слов глаголы прошедшего времени единственного и множественного числа, а так же выделить суффикс и окончание. -После его выполнения вы поменяетесь тестами и проведете взаимопроверку. Первые пять человек, которые выполнят тест быстрее всех, подходят ко мне, я поставлю отметки. -посмотрите на слайд на нем образец выполнения задания Задание Образуйте глаголы прошедшего времени единственного и множественного чисел. Выделите суффикс и окончание Писать, рисовать, пасти, смотреть, нести, ходить, таять, чистить, пачкать,видеть, ездить. -Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием |
| Р: выполнение контроля и оценки работы. | Слайд 15-16 | ||||||||||||||||||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесные методы (беседа) Практический(работа с учебником) Внешний контроль | -посмотрите на слайд, запишите глаголы в столбик, а через черточку напишите время, род и число -на слайде вы можете увидеть образ выполнения задания. -потекли -шуршал -шумело -начинала -происходить -давайте проверим это задание -Молодцы, мы с вами выполнили еще один пункт плана, нарисуйте смайлик, зеленый – все получилось, желтый – мне было трудно, но я справился, красный – я не справился с заданием | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | Слайд 17-19 | |||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организуетподведениеитогаурока,рефлексию,оценкурезультатовдеятельности обучающихся. Итак, давайте вспомним тему и цель нашего урока -посмотрите на план урока, все ли пункты мы выполнили? -Так, а теперь посмотрите на свои лист самооценки и поднимите руки те у кого все смайлики зеленые, а теперь у кого есть хотя бы один жёлтый смайлик, а теперь те у кого есть красный. -Отлично! Сегодня каждый из вас хорошо поработал на уроке. Вы все молодцы, но некоторым из вас я поставила оценки Спасибо за работу, урок окончен. До свидания! | Определяютуровень работы класса при групповой работе. | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/17/picture-244500-1366219552.jpg)
Урок русского языка во 2 классе УМК "Школа России" учебник В.П.Канакиной.
Урок русского языкои во 2 классе по теме "Как из слов составить предложение?", УМК "Школа России" к учебнику В.П.Канакиной....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-343451-1386094611.jpg)
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-343451-1386094611.jpg)
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого) Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.
Урок русского языка во 2 классе ( УМК "Школа России", учебник: В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого)Тема: Правописание слов с парными по звонкости - глухости согласными на конце слова.Это урок открыти...
Конспект урока русского языка в 3 классе. Программа «Школа России». Учебник В. П. Канакина В. Г. Горецкий 2017 год
Урок русского языка по теме "Имя числитеное". Тип урока – открытие новых знанийЦель: знакомство с новой частью речи – именем числительным. Задачи урока: •...
презентация к уроку русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс
quot;Школа России" презентация к уроку №122 русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 клас...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/18/picture-138732-1358529459.jpg)
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок по развитию речи (русский язык) в классе – комплекте. (3, 4 класс.) Дата: 19 мая 2017г. Личностно-ориентированная технология «Творческая мастерская» (тип – творческого письма)
Урок для малокомплектной начальной школы по предмету «Русский язык» (развитие речи) на тему «Повторение. Составление предложений (3 кл), текста (4 кл) на тему «Родина», на котором ключевым мом...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-396460-1391333501.jpg)
Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")Урок русского языка в 1 классе ( УМК "Школа России")
Цель: формировать умение правильно обозначать звуки [у], [о] и [а]буквами; развивать речь, фонематический слух, память.Планируемые результаты:Предметные результатыМетапредметные результаты и деят...