Русский язык Правописание чк, чн.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Ляхова Елена Петровна

Русский язык. 1 класс. Тема урока "Правописание в словах сочетаний чн, чк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_chk_i_chn.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание сочетаний

               чк, чн.»

                                                             

1.Организационный момент

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Сегодня у нас урок русского языка. На этом уроке мы будем работать над орфограммой, но над какой узнаем позже.

Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2. Чистописание

В начале нашего урока мы проведём минутку чистописания. Посмотрите, на доске записаны буквы, но писать все мы  не будем, а напишем только те, которые выберем, ответив на вопросы.

Н, я, ч, х,  и, к.

- Какая согласная буква в русском языке из всех написанных, обозначает

   только мягкий звук? (ч)

- Какая буква относится к парным по глухости и звонкости согласным? (К)

- Какая буква обозначает сонорный звук? (Н)

Правильно! Мы с вами выбрали 3 буквы, их и будем писать на минутке чистописания

Ч К Н

Сидим красиво, тетради положили под углом. Пишем красиво.

- Скажите, пожалуйста, какие орфограммы можно составить из этих написанных букв? чк, чн.

Правильно! Мы с вами вместе выяснили, какая сегодня тема нашего урока.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЧК, ЧН.

3.  Работа по теме урока.

Сегодня к нам на урок пришёл Незнайка. Он принёс нам слова, которые приготовил для нашего урока, но пропустил в них буквы, он так затрудняется, что просит вас помочь ему вставить пропущенные буквы.

Прочитайте их!

Ноч.ка

Поч.ка

Доч.ка

Ноч.ной

Соч.ный

- Помогите Незнайке подумайте и скажите, какую букву нужно вставить в слова? (Никакую, т.к. мягкий знак в сочетаниях ЧН, ЧК,  не пишется.)

- Назовите во всех словах согласные буквы, которые обозначают только мягкий согласный звук. (Ч,  Й. Они обозначают только мягкие согласные звуки.)

Запишите эти слова в тетрадь через запятую.

У вас у всех на столе лежат карточки на них написано правило, которое нужно знать всем: и вам и Незнайке.

Послушайте это правило и запомните

Читают наизусть дети

В сочетании ЧК

Места нет для смельчака.

Мягкий знак не нужен там,

Это сразу ясно нам!

Вывод: в сочетаниях ЧК, ЧН,  – ь знак не пишется.

4. Работа с учебником.

- Поделите слово на слоги. Сколько слогов? Почему?

Очки – оч-ки – 2 сл., 4б., 4 зв.

5. ФИЗМИНУТКА

Если есть в словах орфограммы ЧК, ЧН, то вы присядьте, если нет, то просто стоя хлопните в ладоши.

  ДАЧА, ТУЧКА, РУЧКА, ПЕСНЯ, НОЧЬ, НОЧНОЙ, ИГРУШЕЧНЫЙ, БОЛЬШОЙ, УДАЧНЫЙ, КОЧКА, СТРОЧКА, ДЕНЬ, ХИЩНЫЙ, ДОЧКА, ПАПОЧКА, СЫНОЧЕК, МАМОЧКА.

Садитесь.

5. Упражнения по развитию устной и письменной речи.

-         Посмотрите! Озорник ветер  перемешал слова в предложении.

-         Прочитайте их. Из какой это сказки?

               Ряба, снесла,  яичко, курочка

-         Давайте вернем слова на свои места

-         Какое предложение у нас получилось?...... (Курочка Ряба снесла яичко.)

-         Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (Начало предложения пиши с большой буквы, слова в предложении пиши раздельно, в конце ставь точку).

-         Почему слово Ряба будем писать с большой буквы?

-         Ещё, на какие слова следует обратить внимание. Почему?

-         Запишите предложение. Подчеркните сочетания.

-         Молодцы.

-         А из какой сказки вот это предложение:

-         Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).

-         Запишите предложение. Подчеркните сочетания. Проверьте.

 

6. Работа над правильным произношением слов.

-         Мы учились писать слова с сочетаниями чн, чк, а теперь поучимся говорить правильно.

Очень часто слова конечно, нарочно, скучно, яичница   люди произносят неверно ску[ч,]но, а нужно ску[ш]но.

-         Давайте все вместе прочитаем слова хором правильно, заменив звук

           [ч,] на звук [ш].

-         Какое сочетание в этих словах?

-         Как оно пишется?

 

7. Закрепление изученного.

Я называю предмет, а вы произносите его название ласково и это слово

Записываете с красной строки и подчеркиваете сочетания.

белка                    яблоко                                      

ёлка                      птица          

рука                       туча                                            

собака                   щука

        Проверьте.

Белочка, ёлочка, ручка, собачка, яблочко, птичка, тучка, щучка.

        МОЛОДЦЫ.

8.. Тест.

Укажи номера слов, в которых допущена ошибка.

  1. птичька
  2. редька
  3. ночьной
  4. деньки
  5. ласточка
  6. мучьной

9. Итог урока

  • Чему учились на уроке?
  • Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными)
  • Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний

           чк, чн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка. Правописание приставок. Зима в природе. 3 кл.

Данный урок рекомендован для учителей, работающих по программе "Школа Росии". Урок способствует углублению знаний детей о приставках, их роли в словах; развивает речь; воспитывает любовь к предмету и ...

Русский язык "Правописание глаголов-исключений" 4 класс

Через сказки А.С.Пушкина учащиеся закрепляют  знания об окончаниях глаголов 1 и 2спряжения....

Урок русского языка "Правописание слов с сочетаниями жи, ши"

Урок русского языка 2 класс программа "Школа 2100" Правописание жи,ши...

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

УМК "Начальная школа 21 века". Урок русского языка "Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных"

Учителям начальной школы, работающим по УМК "Начальная школа XXI века" (3 класс)...

Урок русского языка "Правописание Ь на конце сущ, после шипящих"

Конспект урока, в котором отражены задания, направленные на фомирование УУД....