Урок русского языка "Правописание Ь на конце сущ, после шипящих"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Конспект урока, в котором отражены задания, направленные на фомирование УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок русского языка | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Моденова Светлана Александровна
Предмет: Русский язык
Класс: 4
Тема: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.
Педагогическая технология:
На формирование каких УУД направлен урок:
Личностное УУД | Регулятивное УУД | Познавательное УУД | Коммуникативное УУД | |
Фрагмен- ты задания | 1. рефлексия учебных действий. | 1.заучивание правила. 2. составление алгоритма. 3. найди ошибки. 4. определение цели и задач урока. | 1.распределение слов по двум столбикам 2.словарно-логические упражнения 3.разноуровневая самостоятельная работа на перфокартах | 1.рассказывание правила соседу. 2. работа в парах. 3. взаимопроверка. |
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце существительных 3 склонения;
- Развивать внимание и мышление, речь, фонематический слух;
- Воспитывать уважение к родному языку, культуру общения, уважение к мнению друг друга при работе в паре;
Материалы к уроку: карточки со словами, карточка с алгоритмом, карточки для работы в парах, индивидуальные перфокарты, звёзды разных цветов.
Ход урока
1.Орг. момент
А сейчас проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку….5!
2. Чистописание
Тетрадь наклонно положу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
С чистотою я дружу
На отлично напишу!
- Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:
Эта буква - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится (ь).
Письмо буквы.
3.Повторение изученного о Ь
-Какова роль Ь в словах? Приведите примеры.
- Поработайте в парах. Придумайте и запишите по 3 слова с разделительным Ь и Ь - показателем мягкости.
4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи
- Прочитайте слова на доске: дочь, карандаш, глушь, чиж, врач, молодёжь, душ, ночь, помощь, мяч.
- Что вы можете сказать об этих словах? (Имена существительные)
- Что общего в звучании слов? (на конце слышится шипящий)
- Почему в написании слова дочь пишется Ь, в слове врач Ь не пишется?
- Так в чём же проблема?
- Сформулируйте тему урока (Ь на конце сущ. после шипящих)
- Сформулируйте учебную задачу (научиться писать сущ. с Ь и без него на конце после шипящих)
- А где можно узнать эту информацию?( В учебнике)
- Конечно, учебник поможет ответить нам на этот вопрос, но мне кажется, что мы сможем ответить на этот вопрос самостоятельно.
- Ваши предположения?( написание Ь может зависеть от рода) Давайте попробуем это доказать с помощью наших слов.
- В чём сходство этих слов?( сущ., н.ф., ед.ч.)
-В чём различие?(разный род)
- Запишите слова в 2 столбика по родам.
дочь | карандаш |
глушь | чиж |
молодёжь | врач |
ночь | душ |
помощь | мяч |
- Что вы заметили?
5. Физминутка
Потрудились – отдохнуть нужно без сомненья
Дружно быстренько встаём – выполним движенья.
-Ребята, я буду называть имена сущ. женского и мужского рода с шипящим на конце. Если это имя сущ. женского рода - хлопаем над головой, а если мужского рода - приседаем.
Шалаш, мышь, меч, плащ, вещь, тишь, ёж, печь, грач, рожь, нож, товарищ, ложь.
6. Работа по теме урока. Отработка способа действия. Построение алгоритма решения орфографической задачи
А) Работа с учебником.
-Прочитайте правило в учебнике. Верны ли наши предположения? Расскажите правило соседу.
Б) Составление алгоритма.
1. Это имя существительное?
2. Есть ли шипящий звук на конце слова?
3.Определяю род.
4. Слово стоит в начальной форме?
5. Женский род – Ь пишу, мужской род – Ь не пишу.
-Проверьте по алгоритму, пишется ли Ь в словах меч и горечь.
В) Словарно-логические упражнения.
- Замените одним словом, запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род, подчеркните орфограмму.
- Бывает письменная и устная
- Он бывает на берегу реки или моря
- Бьёт из-под земли
- Правда лучше, чем …
- Суп со свёклой
- Зимой дрова ест, а летом спит
- Под полом таится, кошку боится
- Взаимопроверка.
7. Закрепление полученных знаний
А) Работа в парах.
- Сейчас в парах вы выполните задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы проверили, как научились писать слова с новой орфограммой. Вам надо найти ошибки, допущенные в словах.
плащь | помощ | лещ |
лучь | мячь | грачь |
мыш | ёрш | ночь |
гаражь | стрижь | чижь |
- Проверка с. р. (дети объясняют свой выбор)
Б) Самостоятельная работа на перфокартах.(уровень по выбору учащихся)
1 уровень.
Запишите рассказ, заменяя им. сущ. множественного числа им. сущ. единственного числа.
На берегу я и мои товарищи поставили шалаши. Ночи были звёздные. Утром лучи солнца осветили поляну. Мы закинули удочки. Попались ерши и лещи.
2 уровень.
Запишите близкие по значению слова. Укажите род.
Озноб- Призыв-
Команда- Соревнование-
Сила-
-Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.
10. Итог урока. Рефлексия
- Мы с вами хорошо потрудились! Понравился ли вам урок? Вспомните, какую учебную задачу мы перед собой поставили. Смогли ли мы её выполнить? Что мы для этого делали? Какие задания вы выполняли с удовольствием? А какие задания вызвали трудности? Оцените себя, на какую отметку вы сегодня поработали.
-В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах(они разного цвета). Выберите соответствующую звезду:
жёлтую – если было интересно и легко на уроке;
розовую – если иногда были трудности;
голубую – если не разобрались в теме урока;
- Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Написание гласных после шипящих" 1 класс
Урок, обеспечивающий усвоение учащимися правописания гласных после шипящих и правильного применения правила на письме....
Презентация урока русского языка по теме "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Презентация выполнена по УМК "Начальная школа 21 века"....
Конспект урока русского языка на тему: "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Данный урок разрабртан по УМК "Начальная школа 21 века"....
Урок русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце глаголов» (4 класс по УМК «Планета знаний»)
Данный урок формирует практические навыки правильного написания окончаний глаголов в форме 2-го лица единственного числа;способствует формированию умений сравнивать, обобщать, группировать, анализиров...
урок русского языка по теме: " Правописание ь после шипящих на конце существительных"
Подробный конспект урока...
технологическая карта урока русского языка по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных»
Формирование самооценки младших школьников на уроках русского языка в рамках программы ПНШ....
урок русского языка 3 класс "Павописание Ь после шипящих на конце существительных
Тип урока: открытие новых знаний. Применяется проблемный метод обучения. УМК "Начальная школа 21 века"...