Глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Тип урока

Урок повторения изученного материала.

Цель

Актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.

Предметные результаты

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи, называть изученные грамматические признаки глаголов, определять роль глаголов в языке и речи.

Метапредметные результаты

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.

Личностные
результаты

Проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку.

Ресурсы урока

Учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Русский язык

Тема: Глагол как часть речи (повторение).

Тип урока

Урок повторения изученного материала.

Цель

Актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы.

Предметные результаты

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи, называть изученные грамматические признаки глаголов, определять роль глаголов в языке и речи.

Метапредметные результаты

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы.

Личностные
результаты

Проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку.

Ресурсы урока

Учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Этап урока

Формы,

методы, методические приемы

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

I. Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности.

Словесное приветствие

- Здравствуйте ребята, садитесь.

- Наш сегодняшний урок я хочу начать с притчи:

 «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Хотелось бы, чтобы эти слова стали девизом нашего урока. Как вы думаете, почему? Что обозначает фраза «Все в твоих руках»?»

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

II. Постановка цели урока.

Фронтальная

Словесный

- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока.

Интересная часть речи,

В русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет:

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает, или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит -

Всё расскажет нам …

                                        (глагол)

- Какова же тема нашего урока? (Глагол как часть речи.)

- А мы знакомы с этой частью речи? (Да.)

- Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить всё, что нам известно о глаголе.)  

Слушают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.

III. Актуализация знаний.

Фронтальная,

парная

Словесный, практический

- Что вы знаете о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? и т.д. В предложении является сказуемым.)

- Откройте с.68. Выполните упр. 139.

Звенеть сосульки перестали,

У крыш застыли бахромой.

Холодным светом заблистали,

Заледенели, как зимой.

Но завтра снова солнце встанет,

Оно возьмется припекать,

И по крыльцу забарабанит

Капель веселая опять.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне)

- Найдите в тексте глаголы.

- Запишите глаголы.

Один ученик у доски, остальные в тетради.  После выполнения, меняемся тетрадями и проверяем.

- По каким признакам вы нашли глаголы?

Рассказывают о глаголе.

Выписывают глаголы.

(Что делать?) звенеть, (что сделали?) пере-
стали, (что сделали?) застыли, (что сделали?) заблистали, (что сделали?) заледенели, (что сделает?) встанет, (что сделает?) возьмется,
(что делать?) припекать, (что сделает?)
забарабанит.

Осознанно
и произвольно строить
речевое высказывание
в устной
форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи.

IV. Применение знаний и умений.

Фронтальная

Наглядный, практический,

словесный

- Предлагаю обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?»

В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло?

- Выполним Упр.140.

- Прочитайте.

Плавать, чистить, пахать, лететь, объяснить, ехать, рассказывать, работать, гладить, идти, строить, спросить, рисовать, беседовать, говорить, бежать.

- Перед вами три группы значений: движение, речь, труд.

- 1 ряд записывает глаголы со значением «движение», 2 ряд – со значением «речь», 3 ряд – со значением «труд».

Гимнастика для глаз (Слайд 1)

Учитель называет слова, если слово – глагол, то дети хлопают, если нет – движения отсутствуют.

Вытирал, подметала, зашивает, поливал, самосвал, носил, танцует, прыгают, потягивается, крокодил, флажок, дружок, рисует, читали, наклоняется, осёл, укол.

- Прочитайте предложения. (Слайд 2)

Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой скворцы. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес.

- Назовите глаголы.

- Чем отличаются эти глаголы? (Степень совершения действия)

- Какого времени бывают глаголы?

- Вспомним. (Слайд 3)

- Выпишите глаголы, подписывая время.

Образец: Светит (наст.вр.)…

В парах отвечают на поставленный вопрос (Что же произошло?). Делают вывод о роли глаголов в речи.

1 ряд:

Движение

Плавать,  лететь, ехать,

идти, бежать.
2 ряд:

Речь

Объяснить, рассказывать, спросить, беседовать, говорить.

3 ряд:

Труд

Чистить, пахать, работать, гладить, строить, рисовать.

Записывают глаголы со значением движения.

Бежать, идти, ехать, лететь.

Записывают глаголы:

Светит (наст.вр.), потемнели (прош.вр.), зазвенели (прош.вр.), прилетели (прош.вр.), поправляют (наст.вр.), вернутся (буд.вр.), ждут (наст.вр.), наполнила (прош.вр.).

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.

Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Фронтальная,

индивидуальная

Словесный, практический

- У вас на столе лежат конверты с заданием. В каждом по три листочка с заданиями  разного уровня. Выбираете один уровень и выполняете.

(Слайд 4)

У-1

Выпишите глаголы.

Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, звучит ревнивая песня зяблика. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост.

У-2

Запишите глаголы в три столбика по времени.

Ходит, напишет, бегали, ползают, плавал, выучит, летала, считают, белил, решит, сохранила, привезет.

У-3

Выпиши глаголы и выполни разбор по образцу:

Пою – глаг., что делаю?, наст.  вр., ед.ч.

Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, звучит ревнивая песня зяблика. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост.

Выполняют задания, которые выбрали.

Строить монологические высказывания. Действие в соответствии
с поставленной задачей
и условиями ее реализации.

VI. Рефлексия. Подведение итогов.

Фронтальная

Словесный

 - Ребята, какую мы работу большую проделали.

- Что мы сегодня с вами вспомнили?

- Напоследок попрошу вас выбрать выражение, которое поможет описать вашу работу на уроке и записать в тетради:

- Работал не покладая рук.

- Работал в поте лица

- Бил баклуши.

- Заговаривал зубы соседу.

- Работал спустя рукава.

- Витал в облаках.

- А теперь возьмите магнит соответствующего цвета и прикрепите его на доску.

Зел. – Мне всё понятно. Я молодец!

Желт. – У меня не все получилось, но я старался!

Красн. – Мне надо быть внимательнее!

Вспомнили:

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? и т.д.

В предложении глагол является сказуемым.

Глаголы изменяются по временам.

Оценивают работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...