Глагол как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока | Урок повторения изученного материала. |
Цель | Актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы. |
Предметные результаты | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи, называть изученные грамматические признаки глаголов, определять роль глаголов в языке и речи. |
Метапредметные результаты | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы. |
Личностные | Проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку. |
Ресурсы урока | Учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok2.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»
Русский язык
Тема: Глагол как часть речи (повторение).
Тип урока | Урок повторения изученного материала. |
Цель | Актуализировать знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в речи; развивать умение распознавать глаголы. |
Предметные результаты | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, различать глаголы среди других частей речи, называть изученные грамматические признаки глаголов, определять роль глаголов в языке и речи. |
Метапредметные результаты | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока, делать выводы на основе наблюдения и сравнения, вносить коррективы или дополнения в сделанный вывод, учитывать разные мнения в совместной деятельности, адекватно оценивать результаты своей работы. |
Личностные | Проявлять интерес к изучаемому предмету, установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом, уметь проводить самооценку. |
Ресурсы урока | Учебник, электронное приложение к учебнику, компьютер, мультимедийный проектор, экран. |
Ход урока
Этап урока | Формы, методы, методические приемы | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы |
I. Организационный момент. Мотивация познавательной деятельности. | Словесное приветствие | - Здравствуйте ребята, садитесь. - Наш сегодняшний урок я хочу начать с притчи: «Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». - Хотелось бы, чтобы эти слова стали девизом нашего урока. Как вы думаете, почему? Что обозначает фраза «Все в твоих руках»?» | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок. |
II. Постановка цели урока. | Фронтальная Словесный | - Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока. Интересная часть речи, В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт. Вышивает, или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит - Всё расскажет нам … (глагол) - Какова же тема нашего урока? (Глагол как часть речи.) - А мы знакомы с этой частью речи? (Да.) - Сформулируйте цель нашего урока. (Повторить всё, что нам известно о глаголе.) | Слушают стихотворение, вставляют пропущенное слово, доказывают свою точку зрения. | Принимать и сохранять учебную цель |
III. Актуализация знаний. | Фронтальная, парная Словесный, практический | - Что вы знаете о глаголе? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делает? что сделает? и т.д. В предложении является сказуемым.) - Откройте с.68. Выполните упр. 139. Звенеть сосульки перестали, У крыш застыли бахромой. Холодным светом заблистали, Заледенели, как зимой. Но завтра снова солнце встанет, Оно возьмется припекать, И по крыльцу забарабанит Капель веселая опять. - О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне) - Найдите в тексте глаголы. - Запишите глаголы. Один ученик у доски, остальные в тетради. После выполнения, меняемся тетрадями и проверяем. - По каким признакам вы нашли глаголы? | Рассказывают о глаголе. Выписывают глаголы. (Что делать?) звенеть, (что сделали?) пере- | Осознанно |
IV. Применение знаний и умений. | Фронтальная Наглядный, практический, словесный | - Предлагаю обсудить вопрос: «Можем ли мы обойтись без этой части речи?» В стране Части Речи жили-были имена существительные. Плохо им жилось, скучно. Трава. Кот. Машина. Все бездействовали. Но однажды всё изменилось. Трава стала расти, колыхаться, зеленеть, цвести и пахнуть. Кот — бегать, спать, мяукать, охотиться. Что же произошло? - Выполним Упр.140. - Прочитайте. Плавать, чистить, пахать, лететь, объяснить, ехать, рассказывать, работать, гладить, идти, строить, спросить, рисовать, беседовать, говорить, бежать. - Перед вами три группы значений: движение, речь, труд. - 1 ряд записывает глаголы со значением «движение», 2 ряд – со значением «речь», 3 ряд – со значением «труд». Гимнастика для глаз (Слайд 1) Учитель называет слова, если слово – глагол, то дети хлопают, если нет – движения отсутствуют. Вытирал, подметала, зашивает, поливал, самосвал, носил, танцует, прыгают, потягивается, крокодил, флажок, дружок, рисует, читали, наклоняется, осёл, укол. - Прочитайте предложения. (Слайд 2) Над лесом ярче светит солнце. Потемнели в полях дороги. Зазвенели ручьи. Прилетели грачи. Они поправляют свои гнёзда. Скоро вернутся домой скворцы. Их уже ждут прошлогодние скворечники. Весна наполнила жизнью весь лес. - Назовите глаголы. - Чем отличаются эти глаголы? (Степень совершения действия) - Какого времени бывают глаголы? - Вспомним. (Слайд 3) - Выпишите глаголы, подписывая время. Образец: Светит (наст.вр.)… | В парах отвечают на поставленный вопрос (Что же произошло?). Делают вывод о роли глаголов в речи. 1 ряд: Движение Плавать, лететь, ехать, идти, бежать. Речь Объяснить, рассказывать, спросить, беседовать, говорить. 3 ряд: Труд Чистить, пахать, работать, гладить, строить, рисовать. Записывают глаголы со значением движения. Бежать, идти, ехать, лететь. Записывают глаголы: Светит (наст.вр.), потемнели (прош.вр.), зазвенели (прош.вр.), прилетели (прош.вр.), поправляют (наст.вр.), вернутся (буд.вр.), ждут (наст.вр.), наполнила (прош.вр.). | Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. |
V. Обобщение и систематизация знаний. | Фронтальная, индивидуальная Словесный, практический | - У вас на столе лежат конверты с заданием. В каждом по три листочка с заданиями разного уровня. Выбираете один уровень и выполняете. (Слайд 4) У-1 Выпишите глаголы. Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, звучит ревнивая песня зяблика. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост. У-2 Запишите глаголы в три столбика по времени. Ходит, напишет, бегали, ползают, плавал, выучит, летала, считают, белил, решит, сохранила, привезет. У-3 Выпиши глаголы и выполни разбор по образцу: Пою – глаг., что делаю?, наст. вр., ед.ч. Мы уходим всё дальше в лес. В тепле и уюте леса тихонько дышит какой-то особенный шум. Скрипят клесты, звенят синицы, смеется кукушка, звучит ревнивая песня зяблика. Щелкает белка, в лапах сосен мелькает её пушистый хвост. | Выполняют задания, которые выбрали. | Строить монологические высказывания. Действие в соответствии |
VI. Рефлексия. Подведение итогов. | Фронтальная Словесный | - Ребята, какую мы работу большую проделали. - Что мы сегодня с вами вспомнили? - Напоследок попрошу вас выбрать выражение, которое поможет описать вашу работу на уроке и записать в тетради: - Работал не покладая рук. - Работал в поте лица - Бил баклуши. - Заговаривал зубы соседу. - Работал спустя рукава. - Витал в облаках. - А теперь возьмите магнит соответствующего цвета и прикрепите его на доску. Зел. – Мне всё понятно. Я молодец! Желт. – У меня не все получилось, но я старался! Красн. – Мне надо быть внимательнее! | Вспомнили: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? и т.д. В предложении глагол является сказуемым. Глаголы изменяются по временам. | Оценивают работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".
Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....
Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"
Урок для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы" по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».
Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...