Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе
статья по русскому языку на тему
В статья описанно как организовать проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности на уроках русского языка
Проектно-исследовательская деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектно-исследовательской деятельности на уроках русского языка в начальной школе заключается в том, что в её процессе они приобретают навыки социализации за пределами школы, и адаптируются к современным условиям жизни.
В начальной школе могут быть организованы в рамках урочной и внеурочной деятельности следующие виды проектов:
- по доминирующей роли учащихся: практикоориентированные, информационные, творческие, ролевые;
- по комплексности и характеру контактов: монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские;
- по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.
Их использование способствует: формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; формированию и развитию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); нацелено на развитие познавательного интереса учащихся; реализует принцип связи обучения с жизнью.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. На долю учителя выпадает трудная задача поиска и выбора проблем для проектов, которые можно брать только из окружающей действительности. «Решить проблему» - значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Процесс работы над проектом на уроках русского языка включает в себя несколько последовательных этапов:
- Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.
- Стендовая информация о проекте.
- Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).
- Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.
- Формирование групп.
- Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.
- Поисковый этап.
- Промежуточные отчеты учащихся.
- Консультации по содержанию и оформлению проектов.
- Обобщающий этап: оформление результатов.
- Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.
- Подготовка к публичной защите проекта.
- Заключительный этап: публичная защита проекта.
- Подведение итогов, анализ выполненной работы.
- Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя.
Требования к учебному проекту – совершенно особые: наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической; выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов представлена в таблице 1.1. приложение
Таблица 1.1
Структура деятельности учителя и ученика при использовании метода проектов
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Несет ответственность за свою деятельность | Партнер ученика |
Субъект обучения | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Проектно-исследовательская деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, способность к целеполаганию, креативность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Включение учащихся в процесс работы над проектом по русскому языку подразумевает овладение ими следующими проектными умениями и компетенциями:
исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
социального взаимодействия: сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло;
оценочными; оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других;
информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности;
рефлексивными: отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.
Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность, нужно обязательно, т.к. именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников[1]. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приемами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
- Каким образом вы сможете приобрести данные умения?
- Где впоследствии вы можете применять такие умения?
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции (опросы, интервью и т.п.).
Если выполнение проекта проходит в режиме внеклассных занятий, то можно привлечь родителей. При этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а помогали советом.
Особого выполнения в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:
- Правильно ли сформулировали задачу?
- Соответствовало ваше исследование поставленным целям?
- Насколько хорошо вы использовали время?
- Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?
- Защита проекта, как правило, осуществляется в форме выставки тех «продуктов», которые ученики создали сами. Иногда целесообразнее попросить детей подготовить небольшое выступление, рассказ о проделанной творческой группой работе.
План выступления школьника может быть таким:
- Почему мы начали разрабатывать именно этот проект?
- Какие были предварительные исследования? Что они выявили?
- Какая основная идея проекта?
- Кто тебе помогал?
- Как оценили твой проект твои товарищи, родители?
- По каким этапам выполнялся проект?
- Как улучшить проект?
Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер[2]. Школьников, добившихся особых результатов, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть чаепитие, пикник, поход в театр, музей и т.д.
Наиболее эффективно проектная деятельность младших школьников реализуется во внеклассной и во внеурочной деятельности.
Из форм, продуктов проектной деятельности, имеющих место в практике, для начальной школы могут быть приемлемы компьютерная или другая презентация, газета, альбом, коллаж, журнал, спектакль, коллекция, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, выставка, продукты творческой деятельности (модели, схемы, рисунки и т.п.).
Проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку: успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности.
Знания обучающихся проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей; демонстрируется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду, учебная инициатива и самостоятельность; проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы, а следовательно, происходит становление ученика как личности, способной активно действовать в современной жизни.
Использование проектной деятельности на уроках в начальных классах имеет свою специфику[3]: учащиеся 1-2 классов в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность в полной мере; применение метода начинается в 3-4 классах на уроках русского языка и других предметов, формирующих систему специальных и общеучебных знаний и умений учащихся.
[1] Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании [текст] / Т. Лазарев // Первое сентября. - 2011. - №1. – С.3.
[2] Макаров, Ю. Метод проектов [текст] / Ю. Макаров // Начальная школа. – 2006. – С.2.
[3] Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 35.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии....
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Проект "Слово" Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....
Презентация. Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Презентация.Проект "Слово"...
"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"
Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...