Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе.
Дёмина Ирина Юрьевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89
Г. Санкт - Петербург
Формирование активной позиции учащихся в учебном процессе стало одной из основных задач современной школы.
Ценным в учебном процессе на современном этапе является организация и планирование деятельности учащихся, самоанализ и рефлексия, умение принимать решение, то есть умения, которые формируют положительные мотивации учения. Однако возникают проблемы – отсутствие у детей поисковой деятельности.
Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся УУД. Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, соединить имеющиеся жизненный опыт с новыми знаниями. Выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.
В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. На уроках русского языка я стараюсь использовать метод проектов, как при освоении нового материала, так и при закреплении и отработке умений. Детям предлагаются для выбора различные проекты. Один тип проектов - создание словесных языковых игр, другие проекты носят исследовательских характер. Сложность проектов возрастает от класса к классу как в плане содержательном, так и в плане организационном. Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В своей работе я использую такие формы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.
Предлагаю описание одного из занятий: симпозиум «Мир слов» во 2 классе.
Тема занятия: «Архаизмы, неологизмы, омонимы».
План проведения:
- Поисковик.
- Рождение и старение слов.
- Чтение забавных историй.
- Мозговой штурм.
- Подведение итогов.
Ход занятия.
- Поисковик.
- Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные.
- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)
Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика».
-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)
-Дежурные библиографы, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе».
-Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум» и т.д.)
Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.
-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.
Лексика (от греч. – «словесный») - раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка.
-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки, Грамотейки.
Все правильные высказывания будем отмечать баллами, а в конце симпозиума посчитаем, сколько всего «научных открытий» вы сделали.
- Как вы думаете, что означают эти слова:
АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ ОМОНИМЫ
-Какие будут гипотезы, предположения, версии? (ответы детей)
- Проверьте свои гипотезы с помощью толкового словаря. Задание на скорость и точность выполнения.
(Знайки смотрят 1 слово, Умейки – 2 слово, Грамотейки – 3 слово.)
- Рождение и старение слов.
-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова? и Как слова стареют?
-Для начала выясним, почему говорят: «Слова во многом похожи на людей».
- Какие у вас мнения, гипотезы? (Ответы детей по группам)
-Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм - новое слово, которое со временем становится привычным.
-Вот слова школьной тематики: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель. Распределите их в две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.
- Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, дворник.
- Чтение забавных историй.
Работа - в трёх группах. Прочитайте забавные истории. Объясните смысл похожих слов (дворник, шпилька, платформа, дипломат, вьетнамки). Дайте им определение. (Омонимы)
Текст 1.
Нехороший дворник дядя Федя стянул дворник с машины дяди Васи. Дворник засунул дворник в карман, но дворник был острый, неудобный и сильно колол дворника в бок. Дворник подумал: «Зачем мне этот дворник?» А жители дома, узнав об этом происшествии от дяди Васи, подумали:»Зачем нам такой дворник? И дворника с дворником в кармане уволили.
Текст 2.
Девушка на шпильках стояла перед зеркалом и думала: «Зачем мне шпильки, ведь я такая высокая! И потом, зачем мне шпильки – лучше ходить с распущенными волосами. Что же делать? Оставить шпильки или нет?»
На платформе стояли две девушки: одна на шпильках, другая на платформах. У одной были распущенные волосы, а у другой – заколотые шпильки.
Текст 3.
Дипломат, сев в блестящую и длинную машину, открыл свой дипломат. Он подумал: «Это, наверно, дипломат того дипломата, который сел в другую машину, похожий на маленький дом. Или, может быть, это дипломат не дипломата? Зачем дипломату в дипломате носить вьетнамки?».
Пока он так думал, навстречу задумчивому дипломату вышли весёлые вьетнамки и говорили что – то на непонятном языке.
- Мозговой штурм.
(За каждый правильный ответ – 1 балл)
- Назовите как можно больше омонимов.
- Переведите на современный русский язык эти архаизмы
Чело, длань, сей, сребро, перст, чудый, живот, младой, осьмой
(лоб, ладонь, этот, серебро, палец, чужой, жизнь, молодой, восьмой)
- Подведение итогов.
- Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?
-Объясните их значение.
(Далее – подсчёт общего количества баллов, награждение).
ЛИТЕРАТУРА
О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» - М. 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»
Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...
Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Проект "Слово" Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....
Презентация. Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017
Презентация.Проект "Слово"...
Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе
В статья описанно как организовать проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе...
"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"
Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...