Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Дёмина Ирина Юрьевна

В статье указывается на актуальность использования метода проектов в начальной школе и предлагается конспект занятия по русскому языку во 2 классе с использованием данной технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе.

Дёмина Ирина Юрьевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 89

Г. Санкт - Петербург

 Формирование активной позиции  учащихся в учебном процессе стало одной из основных задач современной  школы.
    Ценным в учебном процессе на современном этапе является организация и планирование деятельности учащихся, самоанализ и рефлексия, умение принимать решение, то есть умения, которые формируют положительные мотивации учения. Однако возникают проблемы – отсутствие у детей поисковой деятельности.
    Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся УУД. Проектная деятельность позволяет выйти за рамки объема школьных предметов, соединить имеющиеся жизненный опыт с новыми знаниями. Выбрать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

     В проектной деятельности ребёнок приобретает новые знания, умения и навыки. Эта работа позволяет ребёнку делать для себя открытия, учиться ставить цели и добиваться достижения этих целей. Проводя работу над проектом, ребёнок больше узнаёт о себе, о своих возможностях и развивает способности, формирует свою компетенцию: информационную, мыслительную, деятельностную, коммуникативную. На уроках русского языка я стараюсь использовать метод проектов,  как при освоении нового материала, так и при закреплении и отработке умений. Детям предлагаются для выбора различные проекты. Один тип проектов - создание словесных языковых игр, другие проекты носят исследовательских характер. Сложность проектов возрастает от класса к классу как в плане содержательном, так и в плане организационном. Любой проект предполагает развитие интеллекта детей. В своей работе я использую такие формы, как симпозиум, аукцион, мозговой штурм, интеллектуальный тренинг, лингвистические посиделки.

Предлагаю описание одного из занятий: симпозиум «Мир слов» во 2 классе.

Тема занятия: «Архаизмы, неологизмы, омонимы».

План проведения:

  1. Поисковик.
  2. Рождение и старение слов.
  3. Чтение забавных историй.
  4. Мозговой штурм.
  5. Подведение итогов.

                                                             Ход занятия.

  1. Поисковик.

- Сегодня у нас не просто занятие, а симпозиум «Мир слов». На симпозиумы собираются учёные.

- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)

Думаю, и нас так можно назвать. Мы глубоко исследуем нашу речь, русский язык, совершаем маленькие открытия. Давайте выясним, что означают слова «симпозиум» и «лексика».

-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)

-Дежурные библиографы, найдите, пожалуйста, этот словарь на «справочном столе».

-Каковы ваши дальнейшие действия? (вспомнить алфавит и на букву «с» найти слово «симпозиум» и т.д.)

 Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.

Лексика  (от греч. – «словесный»)  - раздел науки о языке, изучающий значение слов; совокупность слов языка.

-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки, Грамотейки.

Все правильные высказывания будем отмечать баллами, а в конце симпозиума посчитаем, сколько всего «научных открытий» вы сделали.

- Как вы думаете, что означают эти слова:

АРХАИЗМЫ             НЕОЛОГИЗМЫ          ОМОНИМЫ

-Какие будут гипотезы, предположения, версии? (ответы детей)

- Проверьте свои гипотезы с помощью толкового словаря. Задание на скорость и точность выполнения.

(Знайки смотрят 1 слово, Умейки – 2 слово, Грамотейки – 3 слово.)

  1. Рождение и старение слов.

-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова? и Как слова стареют?

-Для начала выясним, почему говорят: «Слова во многом похожи на людей».

- Какие у вас мнения, гипотезы? (Ответы детей по группам)

-Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм -  новое слово, которое со временем становится привычным.

-Вот слова школьной тематики: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель. Распределите их в две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.

- Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, дворник.

  1. Чтение забавных историй.

Работа - в трёх группах. Прочитайте забавные истории. Объясните смысл похожих слов (дворник, шпилька, платформа, дипломат, вьетнамки). Дайте им определение. (Омонимы)

Текст 1.

Нехороший дворник дядя Федя стянул дворник с машины дяди Васи. Дворник засунул дворник в карман, но дворник был острый, неудобный и сильно колол дворника в бок. Дворник подумал: «Зачем мне этот дворник?» А жители дома, узнав об этом происшествии от дяди Васи, подумали:»Зачем нам такой дворник? И дворника с дворником в кармане уволили.

Текст 2.

Девушка на шпильках стояла перед зеркалом и думала: «Зачем мне шпильки, ведь я такая высокая! И потом, зачем мне шпильки – лучше ходить с распущенными волосами. Что же делать? Оставить шпильки или нет?»

 На платформе стояли две девушки: одна на шпильках, другая на платформах. У одной были распущенные волосы, а у другой – заколотые шпильки.

Текст 3.

Дипломат, сев в блестящую и длинную машину, открыл свой дипломат. Он подумал: «Это, наверно, дипломат того дипломата, который сел в другую машину, похожий на маленький дом. Или, может быть, это дипломат не дипломата? Зачем дипломату в дипломате носить вьетнамки?».

Пока он так думал, навстречу задумчивому дипломату вышли весёлые вьетнамки и говорили что – то на непонятном языке.

  1. Мозговой штурм.

(За каждый правильный ответ – 1 балл)

  • Назовите как можно больше омонимов.
  • Переведите на современный русский язык эти архаизмы

Чело, длань, сей, сребро, перст, чудый, живот, младой, осьмой

(лоб, ладонь, этот, серебро, палец, чужой, жизнь, молодой, восьмой)

  1. Подведение итогов.

- Какие термины из огромного мира слов мы сегодня выделили в речи?

-Объясните их значение.

(Далее – подсчёт общего количества баллов, награждение).

ЛИТЕРАТУРА

О.В.Олейник, Л.П.Кабанюк «Проектная деятельность» - М. 2013

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Среди инновационных педагогических технологий, направленных на личностно-ориентированное обучение, особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков ...

Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе

Проектная  деятельность  на  уроках  русского  языка  в  начальной  школе...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе в условиях введения ФГОС»

Проект - это одна из форм исследовательской работы. Поэтому, когта мы говорим о методепроектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели, которая завершится практическим результатом. Сегод...

Мастер – класс « Проектная деятельность на уроках русского языка в начальной школе» 07.02.2017

Проект "Слово"   Цель: обогощение, уточнение и активизация словарного состава речи....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе

В статья описанно как организовать проектную деятельность на уроках русского языка в начальной школе...

"Формирование навыков проектной деятельности на уроках русского языка в начальной школе"

Работа по формированию навыков проектной деятельности на уроках русского языка по программе УМК "Школа России"...