Чередование гласной в корне
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Степанова Анастасия Владимировна

Конспект урока 2 класс ПНШ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheredovanie_glasnoy_v_korne_urok_4.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Перспективная начальная школа»

Русский язык  2 кл.

Тема: Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме  

Цели: проверить, насколько хорошо идет освоение  написания  парных согласных в корне слова;

проверить, насколько успешно формируется умение пользоваться словарями;

развитие умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова;

 овладение навыком работы с алгоритмом при проверке парного согласного в корне слова;

 развивать орфографическую зоркость, память, внимание;

  совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфического   правильного письма;

  развивать учебное сотрудничество;

   воспитывать культуру общения.

Ход урока

1. Мотивационный момент

- Я вам предлагаю подарить  друг другу улыбку! Приятного вам учебного дня

Начинаем наш урок с минутки чистописания.

2. Актуализация опорных знаний

а) Минутка чистописания.  Постановка темы и цели урока

На доске: (Бджг  гбдж жгбд джгб)

Улыбка, сад,  этаж,  шаг.

- Прочитайте. Что объединяет  эти слова?  ( название предмета, что?, неодуш.,  ед. ч , в корне  буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки и требуют проверки при написании)

- Назовите  буквы ,  которые обозначают парные согласные звуки

- Обратите внимание на соединение между буквами. Помните о безотрывном написании.

- Выделите корень. Какие знания используем, для того чтобы выделить корень слова? (должны знать правило)

- Найдите в слове «Улыбка» опасное место. (буква б)

-Почему вы решили, что  буква б требует проверки? ( при произношении слышится звук п)

- Почему так происходит?

- В каком месте в слове находится орфограмма? ( в середине)

- А в какой части слова? (в корне)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Парный согласный в корне  в середине слова)

-Значит , какую цель мы поставим перед собой?

- Выяснить, почему звонкий согласный в корне в середине слова оглушается. Научиться сравнивать произношение и написание слов, находить опасные места, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова.

3. Работа по теме урока

Учебник стр. 130-132ПРАВИЛО

1. Наблюдение над парными согласными в корне  в середине слова – работа с Обратным словарем

- Итак, с чего мы начнем работу? Я предлагаю, понаблюдать за словами , в которых парный согласный находится в корне в середине слова. Откройте Обратный словарь на букву –А. Найдите слова на – зка. На какой странице расположены эти слова? (с.137)

- Прочитайте вслух первые 4  слов. Значение всех слов вам понятно?

Смазка- состав, употребляемый для смазывания например:  смазать детали в машине; смазать двери , чтобы не скрипели.

- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы з?

- Мы произносим на месте буквы з звук с.

- Звонкий или глухой?

-  Я вам предлагаю записать слова сказка и железка  в столбик парами . Сначала так как мы произносим, потом как мы пишем.

ска[с]ка – сказка – образец

желе[с]ка –железка

- Выделите корень в словах. (Подберем родственные слова, назвав предметы ласково сказка – сказочка корень сказ – подсказка)

-Найдите слова на – ска. На какой странице расположены эти слова? (с.137)

- Прочитайте  первые 4 слова. Значение всех слов вам понятно?

- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы с.

- Мы произносим на месте буквы с  звук с.

- Этот звук звонкий или глухой?

- Запишите  слова  маска и краска в столбик парами по образцу:

ма[с]ка – маска – на месте буквы с слышим звук с

Запись на доске:

ска[с]ка – сказка                              ма[с]ка – маска

желе[с]ка – железка                       кра[с]ка- краска

- Выделите корень в словах.

ФИЗМИНУТКА

Встали. Руки вытянули перед собой, ладошки во внутрь. Прижали ладошки друг другу. Медленно подтягиваем к себе. Опустили. – 2 раза

Руки вытянули перед собой, ладошки прижаты . Движения по кругу. Рисуем солнышко.- в одну сторону, потом в другую сторону.

Руки опустили, сжали сильно кисти рук в кулак и отпустили – 2 раза

- Перед какой буквой стоят буквы з и с? Какой звук она обозначает: звонкий или глухой? (Перед буквой к. Она обозначает глухой согласный звук)

- В корнях слов перед глухим согласным всегда произносится глухой согласный, а буквы пишутся разные.

ска[с][к]а – сказка                              ма[с][к]а – маска

- Итак, почему буква з обозначает глухой согл.зв?

-  Буква з обозначает глухой согласный звук, потому что  она стоит перед буквой обозначающей глухой согласный звук и при произношении сама стала обозначать глухой согласный звук.

- Но как же нам проверить букву парного согласного в середине слова в корне перед глухим согласным?

- Найдем необходимую нам информацию в ч.1 на с.135 (читает хорошо подготовленный ученик)

- А теперь передайте смысл этого правила своими словами.

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине нужно подобрать родственное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный.

- Пользуясь Обратным словарем приведите примеры слов, где парный согласный в корне в середине слова требует проверки

2. Упражнение в проверке парной согласной в середине слова

- Я вам предлагаю проверить все выписанные вами слова с помощью этого правила. (проверочные слова – подобрать к проверяемым)

- Какие знания нам понадобятся, чтобы справиться с этим заданием? (знать правило проверки парного согласного в середине слова и уметь подбирать родственные слова)

- Обратимся к первой паре слов . Произносим скаска, а пишем сказка.

- Докажем правильность написания слова подобрав проверочное . ( При проверке слышу звук з, значит пишу букву з и подчеркивает в обоих словах)

 (Запись в столбик)

4.Закрепление

а) Самостоятельная работа в парах  (Списать пары слов, подчеркнув букву требующую проверки дуб-дубы)

- А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно в парах. Прочитайте задание с. 135 упр 100. Какие знания понадобятся для правильного выполнения этого задания?

б) Проверка 

- Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне  в середине слова? ( чтобы проверить парный согласный в корне в середине  нужно…)

5. Итог 

- Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием

- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите правую руку

- Если вы затруднялись при выполнении некоторых заданий, чувствовали неуверенность, то поднимите левую руку.

- Кому на уроке работать было очень трудно, поставьте крестик на нижней ступеньке. Поднимите две руки

-Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?

- Над чем нам предстоит поработать? (отработать навык подбора проверочных слов с парным согласным в середине слова)

-Что вы сегодня сделали для здоровья?

 физминутка , физминутка для глаз

- Какое у вас настроение?

— Завтра будет новый день и новые открытия.

6. Выставление оценок

Выставление отметок.

- Вы были внимательными, активными, но …

 

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук           тетрадочка - тетрадка

Задание

Подбери  к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму

Образец : грядочка -грядка

ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.

   

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук           тетрадочка - тетрадка

Задание

Подбери  к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму

Образец : грядочка -грядка

ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук           тетрадочка - тетрадка

Задание

Подбери  к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму

Образец : грядочка -грядка

ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук           тетрадочка - тетрадка

Задание

Подбери  к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму

Образец : грядочка -грядка

ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.

1. Минутка чистописания

джбг жбгд бгдж гджб

2. Карточка

Задание

Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки

щепочка- щепка

шуба-шубка

дудочка-дудка

тропа-тропка

указочка-указка

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук          

 тетрадочка - тетрадка

1. Минутка чистописания

джбг жбгд бгдж гджб

2. Карточка

Задание

Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки

щепочка- щепка

шуба-шубка

дудочка-дудка

тропа-тропка

указочка-указка

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук          

 тетрадочка - тетрадка

1. Минутка чистописания

джбг жбгд бгдж гджб

2. Карточка

Задание

Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки

щепочка- щепка

шуба-шубка

дудочка-дудка

тропа-тропка

указочка-указка

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук          

 тетрадочка - тетрадка

1. Минутка чистописания

джбг жбгд бгдж гджб

2. Карточка

Задание

Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки

щепочка- щепка

шуба-шубка

дудочка-дудка

тропа-тропка

указочка-указка

Правило

Чтобы проверить парный согласный в корне в середине  слова, нужно

 подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел  гласный звук          

 тетрадочка - тетрадка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку чередование гласных в корне

презентация к уроку чередование гласных в корне лож-лаг рос-раст-ращ...

урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ

урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ...

Урок русского Языка во 2 классе по теме:ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование гласных и согласных в корнях слов....

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...

Чередование гласных и согласных в корне

Урок по русскому языку 5 класс...

Урок-путешествие "Чередование гласных в корне слова"

Чередование гласных в корне слова...

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл

Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е  в корне слова  Презентация  пнш 3кл...