Чередование гласной в корне
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык 2 кл.
Тема: Чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме
Цели: проверить, насколько хорошо идет освоение написания парных согласных в корне слова;
проверить, насколько успешно формируется умение пользоваться словарями;
развитие умения сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова;
овладение навыком работы с алгоритмом при проверке парного согласного в корне слова;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
совершенствовать навыки самостоятельной работы, каллиграфического правильного письма;
развивать учебное сотрудничество;
воспитывать культуру общения.
Ход урока
1. Мотивационный момент
- Я вам предлагаю подарить друг другу улыбку! Приятного вам учебного дня
Начинаем наш урок с минутки чистописания.
2. Актуализация опорных знаний
а) Минутка чистописания. Постановка темы и цели урока
На доске: (Бджг гбдж жгбд джгб)
Улыбка, сад, этаж, шаг.
- Прочитайте. Что объединяет эти слова? ( название предмета, что?, неодуш., ед. ч , в корне буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки и требуют проверки при написании)
- Назовите буквы , которые обозначают парные согласные звуки
- Обратите внимание на соединение между буквами. Помните о безотрывном написании.
- Выделите корень. Какие знания используем, для того чтобы выделить корень слова? (должны знать правило)
- Найдите в слове «Улыбка» опасное место. (буква б)
-Почему вы решили, что буква б требует проверки? ( при произношении слышится звук п)
- Почему так происходит?
- В каком месте в слове находится орфограмма? ( в середине)
- А в какой части слова? (в корне)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Парный согласный в корне в середине слова)
-Значит , какую цель мы поставим перед собой?
- Выяснить, почему звонкий согласный в корне в середине слова оглушается. Научиться сравнивать произношение и написание слов, находить опасные места, подбирать проверочное слово, обосновывать написание проверяемого слова.
3. Работа по теме урока
Учебник стр. 130-132ПРАВИЛО
1. Наблюдение над парными согласными в корне в середине слова – работа с Обратным словарем
- Итак, с чего мы начнем работу? Я предлагаю, понаблюдать за словами , в которых парный согласный находится в корне в середине слова. Откройте Обратный словарь на букву –А. Найдите слова на – зка. На какой странице расположены эти слова? (с.137)
- Прочитайте вслух первые 4 слов. Значение всех слов вам понятно?
Смазка- состав, употребляемый для смазывания например: смазать детали в машине; смазать двери , чтобы не скрипели.
- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы з?
- Мы произносим на месте буквы з звук с.
- Звонкий или глухой?
- Я вам предлагаю записать слова сказка и железка в столбик парами . Сначала так как мы произносим, потом как мы пишем.
ска[с]ка – сказка – образец
желе[с]ка –железка
- Выделите корень в словах. (Подберем родственные слова, назвав предметы ласково сказка – сказочка корень сказ – подсказка)
-Найдите слова на – ска. На какой странице расположены эти слова? (с.137)
- Прочитайте первые 4 слова. Значение всех слов вам понятно?
- Прочитаем ещё раз эти слова и постараемся услышать, какой звук мы произносим на месте буквы с.
- Мы произносим на месте буквы с звук с.
- Этот звук звонкий или глухой?
- Запишите слова маска и краска в столбик парами по образцу:
ма[с]ка – маска – на месте буквы с слышим звук с
Запись на доске:
ска[с]ка – сказка ма[с]ка – маска
желе[с]ка – железка кра[с]ка- краска
- Выделите корень в словах.
ФИЗМИНУТКА
Встали. Руки вытянули перед собой, ладошки во внутрь. Прижали ладошки друг другу. Медленно подтягиваем к себе. Опустили. – 2 раза
Руки вытянули перед собой, ладошки прижаты . Движения по кругу. Рисуем солнышко.- в одну сторону, потом в другую сторону.
Руки опустили, сжали сильно кисти рук в кулак и отпустили – 2 раза
- Перед какой буквой стоят буквы з и с? Какой звук она обозначает: звонкий или глухой? (Перед буквой к. Она обозначает глухой согласный звук)
- В корнях слов перед глухим согласным всегда произносится глухой согласный, а буквы пишутся разные.
ска[с][к]а – сказка ма[с][к]а – маска
- Итак, почему буква з обозначает глухой согл.зв?
- Буква з обозначает глухой согласный звук, потому что она стоит перед буквой обозначающей глухой согласный звук и при произношении сама стала обозначать глухой согласный звук.
- Но как же нам проверить букву парного согласного в середине слова в корне перед глухим согласным?
- Найдем необходимую нам информацию в ч.1 на с.135 (читает хорошо подготовленный ученик)
- А теперь передайте смысл этого правила своими словами.
Чтобы проверить парный согласный в корне в середине нужно подобрать родственное слово, чтобы после парного согласного стоял гласный.
- Пользуясь Обратным словарем приведите примеры слов, где парный согласный в корне в середине слова требует проверки
2. Упражнение в проверке парной согласной в середине слова
- Я вам предлагаю проверить все выписанные вами слова с помощью этого правила. (проверочные слова – подобрать к проверяемым)
- Какие знания нам понадобятся, чтобы справиться с этим заданием? (знать правило проверки парного согласного в середине слова и уметь подбирать родственные слова)
- Обратимся к первой паре слов . Произносим скаска, а пишем сказка.
- Докажем правильность написания слова подобрав проверочное . ( При проверке слышу звук з, значит пишу букву з и подчеркивает в обоих словах)
(Запись в столбик)
4.Закрепление
а) Самостоятельная работа в парах (Списать пары слов, подчеркнув букву требующую проверки дуб-дубы)
- А сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно в парах. Прочитайте задание с. 135 упр 100. Какие знания понадобятся для правильного выполнения этого задания?
б) Проверка
- Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне в середине слова? ( чтобы проверить парный согласный в корне в середине нужно…)
5. Итог
- Наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо потрудились. Предлагаю оценить то, как вы справлялись с заданием
- Если было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, поднимите правую руку
- Если вы затруднялись при выполнении некоторых заданий, чувствовали неуверенность, то поднимите левую руку.
- Кому на уроке работать было очень трудно, поставьте крестик на нижней ступеньке. Поднимите две руки
-Давайте вспомним, чему мы учились на уроке?
- Над чем нам предстоит поработать? (отработать навык подбора проверочных слов с парным согласным в середине слова)
-Что вы сегодня сделали для здоровья?
физминутка , физминутка для глаз
- Какое у вас настроение?
— Завтра будет новый день и новые открытия.
6. Выставление оценок
Выставление отметок.
- Вы были внимательными, активными, но …
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка.
|
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | Задание Подбери к данным словам проверочные слова. Спиши. Подчерки орфограмму Образец : грядочка -грядка ще[п]ка, шу [п]ка, ду[т]ка, тро[п]ка, ука[с]ка. |
1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | 1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка |
1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка | 1. Минутка чистописания джбг жбгд бгдж гджб 2. Карточка Задание Спиши. Подчерки парный согласный требующий проверки щепочка- щепка шуба-шубка дудочка-дудка тропа-тропка указочка-указка Правило Чтобы проверить парный согласный в корне в середине слова, нужно подобрать родственные слова так, чтобы после парного согласного звука шел гласный звук тетрадочка - тетрадка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку чередование гласных в корне
презентация к уроку чередование гласных в корне лож-лаг рос-раст-ращ...
урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ
урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ...
Урок русского Языка во 2 классе по теме:ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование гласных и согласных в корнях слов....
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 класс
Конспект урока по русскому языку на тему «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные» 3 касс...
Чередование гласных и согласных в корне
Урок по русскому языку 5 класс...
Урок-путешествие "Чередование гласных в корне слова"
Чередование гласных в корне слова...
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл
Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Беглые гласные О-Е в корне слова Презентация пнш 3кл...