урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ
план-конспект урока по русскому языку на тему
урок в 5 классе по русскому языку чередование гласных о-а в корнях лож-лаг, рос- раст-ращ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_o-a.docx | 30.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка
в 5 классе по теме: «Буквы О - А в корне ЛАГ-ЛОЖ, РОС- РАСТ-РАЩ»
Тип урока: введение нового знания.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне ЛАГ- ЛОЖ, РОС- РАСТ- РАЩ
2)научить умению определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
Задачи:
- изучение орфографического правила написания А-О в корнях с чередованием;
- развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы,
- совершенствовать умение работать в группах, парах, индивидуально.
Оборудование: у учащихся – тетрадь, учебник “Русский язык” для 5 кл. под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта, ;
у учителя – видеоаппаратура, словарь Ожегова , грамматические таблицы.
Орг .момент
- Здравствуйте, дети! Не удивляйтесь. Это не Антонина Викторовна так изменилась за ночь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я – учитель 4 школы Витюк Владимир Васильевич.
Для того, чтобы привести вас в рабочее состояние, я прочитаю небольшое стихотворение.
2Сегодня мы откроем тайну, ведь в нашей жизни часты чудеса.
Секреты русского языка, ребята, узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его помогут Волшебные слова «хочу все знать»
Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос.
На прошлом уроке вы говорили о чередовании звуков и букв в словах.
Что называется чередованием? (замена одних звуков другими в одной и той же части слова).
В каких частях слова ( морфемах) может происходить чередование? (корень, приставка, суффикс).
Какие звуки могут чередоваться? (согласные, гласные).
Мотивация
Скажите, можем ли мы уже считать себя грамотными людьми, полностью освоившими правила чередования? (нет, мы еще многого не знаем)
Тема нашего сегодняшнего урока будет способствовать тому, чтобы мы могли сказать это с большей уверенностью.
Сообщение темы
Сегодня на уроке продолжим изучение чередований в корне, только разговор поведем о чередовании гласных. Мы совершим полет к планетам О и А, которые расположены в бескрайных просторах вселенной под названием «орфография»
слайд
Тема нашего урока –безударные буквы О-А в корнях с чередованием гласных.
Изучение нового материала
Но сначала мы должны построить ракету, используя свои знания, умения, опыт. Изучая новый материал, мы шаг за шагом смонтируем нашу ракету.
Запишите в тетрадях число и классная работа. Посмотрите на ряд слов.
1) ИЗЛОЖЕНИЕ, ВЛАГА, ЛОЖНЫЙ, ПРЕДЛАГАТЬ, ПРЕДЛОЖИТЬ. РАСПОЛАГАТЬСЯ.
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
Изложение предлагать
Предложить располагаться
От чего же зависит написание гласной буквы в этих словах? ( от последующей согласной)
В учебнике на стр. 100 – прочитайте правило, оправдались ли наши предположения о правописании корней ЛАГ-ЛОЖ.
Корни –лож- лаг- являются чередующимися вариантами одного корня .Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: о в корне –лож- и а в корне –лаг-
Первая ступень ракеты построена (На доске крепятся грамматические карточки с корнями, выполненные в форме ракеты)
слайд
А теперь приступим к построению второй ступени ракеты. Я предлагаю кому-то из вас стать на время капитаном нашего космического корабля вместо меня и поработать со следующим рядом слов.
Кто хочет побыть учителем ? Как мы работали с прошлым рядом слов?
2) РАСТЕТ ВЫРОСЛА ВРАЩЕНИЕ РОСКОШЬ РАСТВОР ВЫРАЩЕННЫЙ РОСЛИ
Выберите из слов однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему в родственных словах разное написание корня? ( происходит чередование)
Напишите эти слова в два столбика – с буквой А и с буквой О, выделяя корень
О А
Выросла растет
Росли выращенный
Подумайте: от какого условия зависит написание гласной в этих корнях? (От конечного согласного корня.)
– Сравните ваши размышления с правилом в учебнике. Насколько мы оказались правы? С.101 Корни –рос-раст- ращ- это варианты одного корня. В тех корнях, в которых есть буквы т или щ, пишется А. а если этих букв нет, в корне пишется О
Построена вторая ступень ракеты (На доске крепятся грамматические карточки с корнями выполненные в форме ракеты)
Но не будем забывать о том, что эти правила мы применяем в словах, где в корне безударная гласная. А если гласная стоит под ударением, то пишем то, что слышим – рост, подросток.
-Ребята, давайте составим схему, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень;
подчеркнуть согласную корня:
в корне лож \ лаг перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»;
в корне рос \ раст \ращ перед С пишем О. перед СТ и Щ пишем А) –
В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож- (написание безударных гласных корня зависит от последующих согласных)
Построена третья ступень ракеты (На доске крепятся грамматические карточки с алгоритмом, выполненным в форме ракеты)
Физпауза
Можем лететь в космос .Выполняйте мои команды
Ключ на старт --есть ключ на старт. (показывают большой палец)
Пристегнуть ремни -- есть пристегнуть ремни (хлопают в ладоши)
Мотор -- есть мотор! (топают ногами)
Первичное закрепление
1)Самостоятельная работа с взаимопроверкой
Свои наблюдения в полете будем записывать в бортжурналах - тетрадях
Поработаем в парах . Выполним упражнение на новое правило из учебника. Один из вас выполняет упр.303, другой – упр.306, а потом вы поменяетесь тетрадями и устно проверите друг друга. Карандашом исправьте ошибки, если они будут. После этого пара поднимет руки, я подойду –посмотрю.
2)– Правил без исключений не бывает. Посмотрите и запомните слова-исключения.
слайд росток, отрасль, Ростов, Ростислав, ростовщик, полог
– Значение каких слов вам не совсем понятны?
. Словарно-орфографическая работа.
Где его можно узнать лексическое значение слов? (В толковом словаре). Обратимся к толковому словарю. Каково лексическое значение слова?
(Индивидуальное задание - находят и зачитывают значение в словаре С.И.Ожегова.)
- Полог - слово вошло в русский язык из народной диалектной лексики.
Значение слова полог – вы найдете дома по словарю. Остальные слова посмотрим сейчас
Ростовщик – тот, кто дает деньги в рост, в долг под большие проценты.
Отрасль – 1. Ветвь растения (устар.) 2. Потомок, потомство (устар.) 3.Отдельная область деятельности, науки, производства.
Вспомним исключения из правил, запишем в тетрадь
Росток, Ростов, Ростислав, ростовщик ,отрасль, полог
Главное, что нужно запомнить:
Никогда не пользуйтесь проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне!
Отдохнем Физпауза по слайдам
Почему при работе с корнями слов мы должны обращать внимание на их лексическое значение?
(потому что существуют похожие слова, в которых -ЛАГ- ЛОЖ, РОС- РАСТ- РАЩ не являются корнями или эти слова имеют совсем другое значение. И поэтому наше правило о чередовании на них не распространяется.
Нас встречают жители планет А и О –слова, которые мы сегодня учимся писать. Но среди них могут встретится и пришельцы с других планет – слова совсем с другим корнем, другим значением.
У вас лежат карточки с таблицей и набором слов. Поработайте с ними индивидуально самостоятельно.
Задание: распределите записанные ниже слова по трём столбикам. В первый столбик выписывают слова с гласной а в корнях с чередованием, во второй – с гласной о, в третий - слова с другими корнями. Орфограмму выделить, выбор объяснить.
Предл…гать , прил…жение , изл…жение, ул…житься, пол…гаться, изл…гать, отл…жить, влага, флаг, обложка, сложный. предл..жение, распол..гающая пол ..г
|
| Исключения |
|
|
| Исключения |
|
излагать |
изложение уложиться отложить предложение | полог |
флаг обложка сложный |
р…сти, р…сток, отр…сль, р…стения, пор…сль, разр…слись, Р…стислав, пр…сторы, распр…странять , подр…сли, прор…сти, выр..щенный, возр..ст,
|
| Исключения |
|
|
| Исключения |
|
растения прорасти выращенный возраст | Поросль разрослись | Отрасль Ростислав росток |
|
Заполните карточки у себя .Два человека работают у доски с карточкой, затем класс проверяет свою работу и работу на доске по эталону
Проверим себя
Творческая работа (в группах).
А теперь мы проверим , дружные ли экипажи. Работать будем в группах. Первые парты разворачиваются ко вторым и экипаж работает с текстом. (Предложен текст с пропусками слов. Попытаться их восстановить, используя слова на изученное сегодня правило. Зачитать получившийся текст и озаглавить его.)
Наш город Торжок ____ на берегу реки Тверца.
Его окрестности удивляют богатой _____.
Кто-то ______отправиться в поход.
Мы аккуратно ______рюкзаки и отправились
по _________ маршруту.
На опушке леса мы стали собирать _____ для гербария.
Справа от нашей стоянки_____ берёзки, а слева ребята увидели ______ шиповник.
Слова для справок: распол..жить, предл..жить, р..стительность, р..сти, предложенный, разросшийся, сл..жить, р..стения.
Домашнее задание
1)пар.38 упр.308 – обязательное
2) и 3) по выбору
2)Составить сообщение о лексическом значении слова «полог»
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать».
3)Задание: записать как можно больше глаголов с прибавлением приставок к «неправильному» «ложить».
Подведение итогов урока
Самоконтроль и самооценка
-Вы довольны уроком?
-Кто узнал, от чего зависит выбор гласных в корне –раст- - рос- -ращ-- и -лаг- // -лож? ( от следующей согласной0
В чём сходство между правилами о правописании корней –раст- //-рос- // -ращ- и -лаг- // -лож—( нельзя проверять подбором родственных слов, ударением)
Кто запомнил слова-исключения?
Оценивание
Наш полет закончен. Я благодарю вас за хороший урок.
Учитесь с улыбкой. Шутите, учась.
Любая ошибка исчезнет, боясь
Веселой науки и радостных глаз.
Учитесь без скуки, как мы. В добрый час!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка "Правописание гласных и согласных в корне слова".
урок русского языка...
Урок русского Языка во 2 классе по теме:ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Чередование гласных и согласных в корнях слов....
Сценарий мультимедийного урока 4 класс по русскому языку
Сценарий мультимедийного урока по русскому языку 4 класс Полякова А.В....
Урок 4 класса по русскому языку. "Азбука вежливости".
Данный урок направлен на формирование у детей правильного понимания нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки. Воспитывает у детей желани...
«Открытый урок во 2 классе по русскому языку «Безударные гласные»
laquo;Открытый урок во 2 классе по русскому языку«Безударные гласные»...
конспект урока 2 класс по русскому языку "Фразеологизмы"
конспект урока по русскому языку...
Конспект урока 2 класс по русскому языку: "Местоимение,как часть речи"
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему: "Местоимение, как часть речи".Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что они указывают....